Беседа c родителями:
Цели:
провести разъяснительную работу с родителями по проблемам воспитания детей;
обсудить педагогические ситуации, возникшие в семье; выяснить мнение родителей по вопросам собеседования.
Начало обучения в школе характеризует выход ребенка из-под тотального влияния семьи. Возникает много ситуаций, где поступки ребенка перестают контролироваться родителями. К тому же появляется другой взрослый – Учитель, - авторитет которого в начальной школе часто превосходит авторитет родителей.
Несмотря на это, семья для ребенка продолжает оставаться одним из самых важных факторов полноценного психосоциального развития. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Родители, старшие братья и сестры служат моделями поведения, а с другой – поощряют или наказывают детей.
Однако часть родителей с началом школьного обучения ребенка считают, что функцию воспитателя теперь должна взять на себя школа , а роль в воспитании – помогать учителю или ничего не делать. Такое заблуждение исходит из смешения воспитательных функции школы и семьи. Воспитательный процесс в школе, как правильно, касается широких социальных норм и культурных ценностей – социальное воспитание. Семья же передает ребенку более узкие – семейные традиции, роли, установки, т. е. личностное и индивидуальное воспитание.
Возраст 6-7 лет является периодом интенсивного становления личности, особенно таких ее главных составляющих, как самооценка и самоотношение. В новой для ребенка социальной ситуации – ситуации начальной школы, стиль семейного воспитания оказывает решающее влияние на формирование таких личностных особенностей, как самостоятельность, высокая самооценка, уверенность в себе и др.
Психологи и психиатры утверждают, что условия строгих, но противоречивых требований и запретов могут способствовать возникновению невроза навязчивых состояний. В то же время замечено, что у детей, воспитанных в климате доброжелательности и поддержки, имеются большие возможности для развития своей активности, самостоятельности. В такой семье ребенок может свободно проявлять не только свою радость, но может и поплакать, не боясь насмешек и унижения. Этим и создается чувство «полной защищенности».
Противоположная картина нередко наблюдается там, где ребенок не получал необходимого тепла, заботы, чувствовал пренебрежение к себе. Изучение неуверенных в себе учащихся начальных классов показывает, что причины этого лежат в детско-родительских отношениях. Как правило, родители неуверенных в себе детей стремятся изолировать своего ребенка от детского окружения, лишают его самостоятельности. Для них характерно постоянно навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, оскорбление, унижение, высмеивание, физические наказания ребенка за промахи и неудачи, внушение ребенку его неполноценности.
Вопросы для собеседования.
Как вы понимаете высказывание А. С. Макаренко: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или показываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Из чего, по вашему мнению, слагается авторитет родителей?
Проанализируйте мысли Л. Н. Толстого: «Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях. В этом вся трудность и вся борьба с недостатками. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не высказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, и теряют к ним уважение.
В. А. Сухомлинский рассматривал воспитание детей как «творение будущего и взгляд в будущее». Как вы понимаете это?
Автор книги «Знаете ли вы своего ребенка» Г Филипчук пишет: «Современное воспитание основывается на ином характере отношений между взрослыми и детьми… Взрослый человек должен быть не «хозяином», не главою, который все знает и всегда прав, а товарищем, который вместе с ребенком ищет истину и отличается от ребенка только тем, что более зрел и опытен. Такое понимание взаимоотношений между ребенком и взрослым составляет основу действительно близкого контакта между ними, делает возможным обмен между ними мнениями, возникновение дискуссий». Что вы думаете по этому поводу
Что вы считаете главным в налаживании педагогически правильных взаимоотношений между детьми и родителям? Поделитесь своим опытом.
Педагогические ситуации для обсу
Второклассник Дима стал свидетелем перебранки родителей: «Ты иждивенец в доме, - ты не знаешь, где и как достаются продукты, за что ты приобретаешь вещи, не интересуешься учебой детей, ты чужой человек в этих стенах!» «Дура, - раздраженно отвечает отец, - я вас содержу. Что, ты не видишь, сколько у меня много работы? Я отдаю тебе зарплату. А ты сколько получаешь? Что ты приносишь в семью? На твой заработок хлеба и соли не купишь, на мой можно и домработницу нанять, и семью содержать!»
Наедине с отцом Дима робко сказал: «Вот вырасту, пойду работать и буду отдавать деньги маме, чтобы ты ее дурой не называл». «А ты не слышал, что твоя мамочка меня иждивенцем обозвала?! – возмутился отец. – Мал еще, чтобы мне указывать!»
Мальчик замолчал.
- Как сказалась ссора родителей на отношении мальчика к ним?
- Что бы вы ответили сыну на такой упрек, как бы повели себя в данной ситуаци
Третьеклассница Таня присутствовала при разговоре мамы с соседкой Еленой Петровной, которая просила одолжить ей денег. Мать отказала. После ухода соседки Таня обратилась к матери: «Почему же ты не одолжила денег Елене Петровне? Она же хорошая, и деньги у нас есть». «Твоя Елена Петровна любит занимать да не любит отдавать», - ответила мать. «А когда она не отдавала?» - допытывалась Таня. «Успокойся, - возмутилась мать. – Это дело взрослых, а ты еще мала давать мне совет!»
- Какое влияние может оказать подобное поведение матери на формирование нравственных качеств дочери, на ее отношение к родителям?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?