Из выступления Педагога дополнительного образования
Давыдова Игоря Валерьевича
МАУДО «Детская школа искусств» г.Щекино Тульская обл.
Заседание А.Л. 24.12.2017г.
Барьеры в коммуникативной компетентности
Установлению контакта с собеседником мешают индивидуально-типологические особенности сторон. К ним кроме внешних данных, изменить которые практически невозможно, относятся: - темперамент, характер, отрицательное эмоциональное состояние.
Барьер темперамента – возникает между людьми с разными типами нервной системы.
- человек с высокой реактивностью, вспыльчивый, необузданный в желаниях, может в ответ на непонравившуюся ему реплику разразиться вспышкой негодования
- другой человек, очень чувствительный, со слабым типом НС, с малой реактивностью на ту же реплику отреагирует иначе: изменится в лице, уйдет в себя затаит обиду
Неосведамленность о типах темперамента может привести к полному разрыву отношений между людьми.
Барьер характера – возникает в 2-х случаях:
- как следствие акцентуации характера( крайние варианты нормы, где учитывается отдельные черты , что вызывает уязвимость при некоторых психологических воздействиях или, наоборот, повышает устойчивость к другим внешним раздражающем факторам)
- как следствие такой эмпатии общающихся: терпимость, желание понять, доброжелательное отношение, такт – помогут преодолеть этот барьер.
Барьер отрицательных эмоций – эмоции влияют на восприятие партнера по общению:
- неприязнь, брезгливость не дает правильно понять партнера
- влюбленность, очарование остроумием или красотой приводит к «розовым очкам»
Лишь устойчивая отрицательная эмоция способна воздвигнуть серьезный барьер в общении: страдание, гнев, отвращение и брезгливость, страх, стыд и вина.
барьер страдания – искажает восприятие окружающих: чужая радость нередко может вызвать боль и зависть, породить эгоизм или альтруизм(заглушить в себе чувство вины)
Страдание, особенно у детей и подростков приводит к агрессивности (разлученные с матерью, они начинают часто ломать игрушки, бить куклу). Часто в горе человеку хочется побыть в одиночестве
барьер гнева – возникает в ответ на неожиданное оскорбление или незаслуженную обиду.
Чем сильнее гнев, тем больше потребность излить его словами или агрессивными действиями. В беседе с разгневанным человеком не надо испытывать «запас его прочности» («Будьте мудры!!! Мудрость немногословна и тиха»)
барьер страха – вызывается двумя видами причин:
– биологическими – опасность за жизнь и здоровье, страх увечья, заражения болезнью;
- социальными – опасение за материальное и моральное благополучие;
- высокий общественный статус собеседника
- угроза с его стороны
- опасение наказания и т.д.
Барьер плохого настроения – механизм в следующем: дурное настроение одного человека при общении передается на другого.
- Идти на занятие или деловую встречу в плохом настроении означает обречь задуманное на прорвал, а себя – на недостижение поставленных целей.
В Японии считается невоспитанностью показать посторонним свои отрицательные переживания. Это не только снижает работоспособность человека, но и отталкивает от него большинство людей.
Психолог – знания- желание преодолеть
Выбор делает сам человек
Практическая часть:
Упр. «Цветы на потолке» (модификация «Бабочка» из ГМ)
- цветы добра (рисуют на потолке)
закрыть глаза, лицо вверх, цветы падают вниз
- вспомним, кого обидели – отдадим цветы добра.
Упр. «Представь – покажи» ( переход от одного вида деятельности к другому – воображение) ( создание микроклимата в коллективе)
а) как звучит пушистое облако? (слух)
-// -// соленый огурец
-//-// шоколадная конфета
-//-// старое кресло
-// // яркое солнце
-//-// морозная ночь
-//-// классная доска
б) Какого цвета смех? (визуальность)
-//- острая боль, страх, красота, вздох, работа, тишина, уважение
в) Как пахнет лунный свет? (чувство)
-//- весенняя капель, добрые слова, солнечный зайчик, веселое настроение, темная ночь, пасмурный день, трескучий мороз?