Барьеры в коммуникативной компетентности

Из выступления педагога дополнительного образования

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Из выступления Педагога дополнительного образования

Давыдова Игоря Валерьевича

МАУДО «Детская школа искусств» г.Щекино Тульская обл.

Заседание А.Л. 24.12.2017г.


Барьеры в коммуникативной компетентности

Установлению контакта с собеседником мешают индивидуально-типологические особенности сторон. К ним кроме внешних данных, изменить которые практически невозможно, относятся: - темперамент, характер, отрицательное эмоциональное состояние.

  1. Барьер темперамента – возникает между людьми с разными типами нервной системы.

- человек с высокой реактивностью, вспыльчивый, необузданный в желаниях, может в ответ на непонравившуюся ему реплику разразиться вспышкой негодования

- другой человек, очень чувствительный, со слабым типом НС, с малой реактивностью на ту же реплику отреагирует иначе: изменится в лице, уйдет в себя затаит обиду

Неосведамленность о типах темперамента может привести к полному разрыву отношений между людьми.

  1. Барьер характера – возникает в 2-х случаях:

- как следствие акцентуации характера( крайние варианты нормы, где учитывается отдельные черты , что вызывает уязвимость при некоторых психологических воздействиях или, наоборот, повышает устойчивость к другим внешним раздражающем факторам)

- как следствие такой эмпатии общающихся: терпимость, желание понять, доброжелательное отношение, такт – помогут преодолеть этот барьер.

  1. Барьер отрицательных эмоций – эмоции влияют на восприятие партнера по общению:

- неприязнь, брезгливость не дает правильно понять партнера

- влюбленность, очарование остроумием или красотой приводит к «розовым очкам»

Лишь устойчивая отрицательная эмоция способна воздвигнуть серьезный барьер в общении: страдание, гнев, отвращение и брезгливость, страх, стыд и вина.


    1. барьер страдания – искажает восприятие окружающих: чужая радость нередко может вызвать боль и зависть, породить эгоизм или альтруизм(заглушить в себе чувство вины)

Страдание, особенно у детей и подростков приводит к агрессивности (разлученные с матерью, они начинают часто ломать игрушки, бить куклу). Часто в горе человеку хочется побыть в одиночестве

    1. барьер гнева – возникает в ответ на неожиданное оскорбление или незаслуженную обиду.

Чем сильнее гнев, тем больше потребность излить его словами или агрессивными действиями. В беседе с разгневанным человеком не надо испытывать «запас его прочности» («Будьте мудры!!! Мудрость немногословна и тиха»)



    1. барьер страха – вызывается двумя видами причин:

    2. – биологическими – опасность за жизнь и здоровье, страх увечья, заражения болезнью;

- социальными – опасение за материальное и моральное благополучие;

- высокий общественный статус собеседника

- угроза с его стороны

- опасение наказания и т.д.

  1. Барьер плохого настроения – механизм в следующем: дурное настроение одного человека при общении передается на другого.

- Идти на занятие или деловую встречу в плохом настроении означает обречь задуманное на прорвал, а себя – на недостижение поставленных целей.

В Японии считается невоспитанностью показать посторонним свои отрицательные переживания. Это не только снижает работоспособность человека, но и отталкивает от него большинство людей.

Психолог – знания- желание преодолеть

Выбор делает сам человек


Практическая часть:

Упр. «Цветы на потолке» (модификация «Бабочка» из ГМ)

- цветы добра (рисуют на потолке)

закрыть глаза, лицо вверх, цветы падают вниз

- вспомним, кого обидели – отдадим цветы добра.


Упр. «Представь – покажи» ( переход от одного вида деятельности к другому – воображение) ( создание микроклимата в коллективе)

а) как звучит пушистое облако? (слух)

-// -// соленый огурец

-//-// шоколадная конфета

-//-// старое кресло

-// // яркое солнце

-//-// морозная ночь

-//-// классная доска

б) Какого цвета смех? (визуальность)

-//- острая боль, страх, красота, вздох, работа, тишина, уважение

в) Как пахнет лунный свет? (чувство)

-//- весенняя капель, добрые слова, солнечный зайчик, веселое настроение, темная ночь, пасмурный день, трескучий мороз?



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее