Анализ воспитательной работы во 2 А классе
за 2024 – 2025 учебный год
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» указывает, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В 2024-2025 учебном году продолжилась работа, направленная на формирование «модели» выпускника начальной школы, а также создания и сплочения детского коллектива; большое внимание уделялось патриотическому воспитанию учащихся.
Целями воспитательной работы в 2024-2025 учебном году были:
- формирование навыков самостоятельной деятельности, положительной мотивации и интереса к учению, социальной ответственности, способности сопереживать, понимать себя и другого человека;
- воспитание у учащихся чувства патриотизма: развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края; гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности со всем окружающим и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.
Приоритетными воспитательными задачами прошедшего учебного года (и в перспективе) стали:
- развитие уровня эмоционального самоконтроля в коммуникативной деятельности;
- активизация познавательных процессов, формирование позитивной мотивации к учебе;
- формирование уверенности в своих силах, коммуникативных навыков, позитивной моральной позиции;
- воспитание чувства коллективизма;
- воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств;
- воспитание патриотов своей Родины.
Считаю, что поставленные задачи соответствуют актуальным направлениям формирования личности.
Для достижения целей и решения воспитательных задач была организована работа в сотрудничестве классного руководителя, учащихся и родителей.
В работе использовала разнообразные формы:
∙ классные часы
∙ формирование портфолио учащихся и класса
∙ участие в праздниках и общешкольных мероприятиях
∙ проведение открытых мероприятий
∙ экскурсии
∙ родительские собрания
∙ индивидуальные беседы
∙ создание проектных мини-работ
Таким образом, можно сделать вывод, что перспективные задачи частично были решены. Дети стали дружнее, научились некоторым приемам работы в коллективе, получили опыт публичного выступления всем классом, учились выходить из конфликтных ситуаций мирным путем, частично освоили общественную работу (поручения).
Количество учащихся во 2 классе на начало – 28 человек, 30 сентября в класс поступила ученица Тарасова Марина, и на конец учебного года - 29 учащихся: 13 мальчиков и 16 девочек.
По социальному составу семьи:
- проживают в полных семьях - 22 человека
- многодетных семей – 8
- в неполных семьях – 7 человек
Физическое развитие детей соответствует возрасту.
В возрастном отношении почти все дети одинаковы. Большое внимание в течение учебного года уделялось анализу поступков и поведения учащихся.
Интеллектуальный уровень средний, работоспособность хорошая. Дисциплина на уроках к концу учебного года, в основном, хорошая. Дети усвоили правила поведения в школе: на переменах, уроках, в столовой, в спортивном зале, но не всегда соблюдают.
В коллективе выделилось организующее ядро класса: Иванов И., Мелентович Р., Юнина У., Филиппова Л., Аверин К., Потрашкова А., Рубашкина А., Доткаева В.– это группа активистов, т.е. ребята, которые наиболее сильно проявляют организаторские способности, свои знания, умения и навыки. Эти ученики самостоятельны и настойчивы, требовательны к себе и другим, имеют авторитет внутри коллектива, т.к. выражают организаторские способности и проявляют заботу об отдельных товарищах, которые в силу возраста, слабой адаптации к школьной жизни, несформированности навыков самостоятельности, самообслуживания нуждаются в помощи.
В коллективе большую роль играет общественное мнение, дети требовательны и имеют самокритику, также прислушиваются к критике учителя. Все дети имеют сменные поручения, в классе развита взаимопомощь, дружелюбие, чуткость и взаимопонимание, но имеют место отдельные случаи недоброжелательности.
В течение всего учебного года велась работа по формированию и сплоченности коллектива класса. По мнению учащихся и родителей в классе сложился удовлетворительный психологический микроклимат. Большинство ребят стараются быть доброжелательными, самостоятельными, активными.
Учащиеся класса обладают разным интеллектуальным потенциалом. В 2024 -2025 учебном году главной задачей было то, чтобы нацелить детей на успешность и уверенность в своих силах, формирование мотивов обучения, создание чувства комфортности и защищённости. Большинство учащихся проявляли активность в прохождении онлайн – олимпиад на образовательных платформах таких как Учи.ру, ИНФОУРОК, Компэду, МирОлимп, Интолимп.
Степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности соответствует их возрасту. Большинство ребят проявляют активность в проведении мероприятий разного уровня.
Использование различных форм и методов в воспитательной работе дают свои определенные результаты. Тематика мероприятий была разнообразна, направлена на всестороннее развитие и воспитание личности. Каждый ребенок мог найти ту тему, в которой смог бы проявить свои лучшие качества, применить свои знания по силам. Это создавало доброжелательную обстановку в классе, ситуацию успеха для участников.
В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности. Все ребята класса старались участвовать в различных конкурсах, играх, выставках, соревнованиях. Самыми активными участниками являются: Доткаева В., Иванов И., Потрашкова А., Юнин Я., Юнина У., Юсупов Д., Кук А., Акбаев Т., Максимова Е. Эти учащиеся принимали участие в муниципальных конкурсах и Всероссийских акциях: Муниципальный этап областного конкурса «Мир книги», муниципальный творческий конкурс видеороликов «Мы хранители традиций» - Доткаева В. - победитель, муниципального творческого конкурса фотографий «Мир семейных увлечений» - Потрашкова А. Победитель, муниципального творческого конкурса рисунков «Начинается семья с папы, мамы и меня!», «Во славу Отечества» - Доткаева В. – 3 место, областной фотоконкурс «Профессия в кадре», областной конкурс детского рисунка «Здравствуй Природа!», «Оранжевое солнце», «Новогодний серпантин», «Мальчишник» - Юсупов Д. – 3 место, Доткаева В. – 3 место, Максимова Е. – 3 место Девятая общероссийская акция «Дарите книги с любовью» - благодарность Юнина У., Шлычков Г., муниципальный тематический конкурс детского художественного творчества «Инспектор по делам несовершеннолетних глазами ребенка – Максимова Е. – 3 место, Доткаева В. – 2 место, Всероссийский конкурс игрушек – кормушек «Эколята – друзья пернатых», муниципальный конкурс «Мы и железная дорога» - Доткаева В. – 1 место, Юсупов Д. – 1 место
Все учащиеся 2А класса задействованы во внеурочной деятельности или кружках дополнительного образования. На базе школы учащиеся посещают кружки «Орлята России», «Разговоры о важном», «Лего». Учащиеся посещают Школу искусств, спортивные секции на базе ФОК «Триумф», спортивной школы «Авангард». Дополнительным образованием охвачены 100% детей класса.
Ученическое самоуправление в классе находится в стадии становления и развития. Иванов И. является командиром класса.
Также оформились группы по интересам, которые помогали классному руководителю в организации учебного процесса и во внеурочной деятельности. Работа по организации ученического самоуправления в классе будет продолжаться в течение всего периода обучения.
Работа с родителями проводилась с целью: привлечь родителей стать активными участниками учебно-воспитательного процесса. Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями учащихся на основе дифференцированного подхода к семье.
В основу работы были положены принципы:
- сотрудничество родителей и классного руководителя;
- ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей;
- взаимного доверия.
Следует отметить, что активность проявляют большинство родителей учащихся. Хорошо, когда в школе с детьми рядом не только классный руководитель, но и родители.
В течение года было проведено 5 родительских собраний, консультации для родителей: «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии», «Организация учебного труда и режима дня для второклассников», «Воспитание у школьников сознательной дисциплины», «Холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики. Кто они?», «Капризы и неврозы детей», «Я и мои друзья».
В течение учебного года проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы.
Выводы
В целом, воспитательная работа во 2 классе была многоплановой и разносторонней. Анализ внеклассной воспитательной работы в классе показал, что в течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе с родителями. Считаю, что участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало сплочению и формированию классного коллектива.
Главное достижение классного коллектива за прошедший год:
- участие в школьных конкурсах и олимпиадах;
- воспитание сознательной дисциплины и сознательного отношения к учению,
- воспитание коллективизма;
Перспективные цели, ведущие задачи и приоритетные направления воспитательной работы в новом учебном году:
- патриотическое воспитание обучающихся – одно из основных направлений воспитательной деятельности;
- развитие личностных структур сознания – ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
- работа с коллективом учащихся – направление коллективного воздействия на детей, опора на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую, общественно-полезную, коррекция форм общения, поведения, формирование культуры поведения, культуры чувств;
- активизация участия детей в конкурсах, исследовательских работах, презентациях и т.д.
- оказание педагогической помощи родителям; их детям – учебной помощи;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса и школы.
Помнить и способствовать тому, что «Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность».
Классный руководитель: И.В. Власова


