«Зимний фестиваль знаний 2025»

Анализ урока с позиций здоровьесберегающих технологий.

В статье рассказывается о двух путях сохранения здоровья детей:

1) построение обоснованного учебно-воспитательного процесса;

2) обучение подростков укреплению собственного здоровья (формирование культуры здоровья).

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

начального профессионального образования «Профессиональное училище № 33» г. Называевска








План – анализ

урока с позиций здоровьесберегающих технологий







Бондарькова Татьяна Викторовна,

преподаватель русского языка и литературы

БОУ НПО «ПУ № 33»







Состояние здоровья подростков сегодня внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильная организация учебного процесса, рациональное распределение учебной нагрузки, соблюдение режима, правильное составление расписания в соответствии с санитарными правилами и нормативами, учёт индивидуальных особенностей обучающихся. Существуют два пути сохранения здоровья детей:

1) Построение обоснованного учебно-воспитательного процесса.

2) Обучение подростков укреплению собственного здоровья (формирование культуры здоровья).

В основе первого направления лежат следующие положения:

- соблюдение санитарно – гигиенических норм;

- положительный психологический микроклимат в группе;

- расписание занятий, составленное с учётом степени трудности предметов;

- рациональное чередование умственной и физической деятельности.

Составляющим «кирпичиком» образовательного процесса является урок, следовательно, к оценке его влияния на здоровье обучающихся предъявляется ряд определённых требований.

На какие аспекты в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства я обращаю внимание прежде всего при проведении уроков русского языка и литературы:

1. Сложившаяся здоровьезатратная система образования, утомляемость обучающихся, риск аллергических расстройств напрямую зависят от гигиенических условий в кабинете: чистоты, температуры и свежести воздуха, рациональности освещения кабинета и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей, эстетики оформления.


2. В ходе учебного занятия каждый из нас использует различные виды учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение упражнений и т. д.) с целью, чтобы не было однообразия урока, которое способствует утомлению обучающихся. Для моих групп оптимальной нормой считается 5 видов за занятие.


3. В связи с тем, что хроническое утомление – это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья обучающихся, очень важно использовать методы, способствующие активизации инициативы творческого самовыражения обучающихся. Я использую:

- методы свободного выбор (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приёмов взаимодействия, свобода творчества);

- активные методы (обучающиеся в роли преподавателя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, обучающийся как исследователь);

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).


4. Использованных педагогом видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа) рекомендовано не менее трёх за урок не позже чем через 10 – 15 минут.


5. Умение преподавателя использовать возможности показа видеоматериалов для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.


6. Обращаю внимание на чередование позы обучающихся в зависимости от характера выполняемой работы. Механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя заключается в том, что обучающиеся на его уроках постоянно напряжены. Эта изматывающая ситуация повышает уровень невротизации подростков и губительно отражается на их характере.


7. В содержательную часть урока включаются тексты, предложения, упражнения, вопросы для беседы, связанные с формированием отношения к человеку и его здоровью как к ценности, с выработкой индивидуального способа безопасного поведения, с обсуждением разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения.


8. Благоприятный психологический климат на уроке – одно из условий успешности его проведения. Позитивные эмоции, полученные ребятами, положительно воздействуют на здоровье и на отношение подростка к месту учёбы. Отсюда появляется интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, заинтересованность в изучаемом материале, то есть у обучающихся можно отметить наличие мотивации к учебной деятельности.


9. Стрессы, психофизическое напряжение, отрицательные эмоции, микроконфликты между преподавателем и обучающимся свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций. И задача взрослого, свидельствующая о его умении управлять учебным процессом, - нейтрализовать без нарушения работы всей группы (класса) такие эмоционально-негативные состояния.


10. Улыбка, уместная остроумная шутка, использование юмористических картинок, афоризмов с комментариями, поговорок, небольших стихотворений, музыкальных минуток. Без этих эмоционально-смысловых разрядок урок неполноценен.


11. Количество времени, затраченного обучающимися на учебную работу, - от 60 до 80%.

Завершение урока должно быть спокойным. Важно, чтобы обучающиеся имели возможность задать свои вопросы преподавателю, а учитель, в свою очередь, мог прокомментировать задание на дом и попрощаться с ребятами.


12.Показатель эффективности проведённого занятия лицо и состояние уходящего с урока обучающегося – спокойно-деловое, удовлетворённое, умеренно-возбуждённое. И педагога тоже.

Чтобы обучающиеся были здоровыми, работоспособными, успешными в учебной и других видах деятельности, надо не проводить какие-то отдельные мероприятия, а строить целостную систему учебно-воспитательной работы с обучающимися.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее