Бюджетное образовательное учреждение Омской области
начального профессионального образования «Профессиональное училище № 33» г. Называевска
План – анализ
урока с позиций здоровьесберегающих технологий
Бондарькова Татьяна Викторовна,
преподаватель русского языка и литературы
БОУ НПО «ПУ № 33»
Состояние здоровья подростков сегодня внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильная организация учебного процесса, рациональное распределение учебной нагрузки, соблюдение режима, правильное составление расписания в соответствии с санитарными правилами и нормативами, учёт индивидуальных особенностей обучающихся. Существуют два пути сохранения здоровья детей:
1) Построение обоснованного учебно-воспитательного процесса.
2) Обучение подростков укреплению собственного здоровья (формирование культуры здоровья).
В основе первого направления лежат следующие положения:
- соблюдение санитарно – гигиенических норм;
- положительный психологический микроклимат в группе;
- расписание занятий, составленное с учётом степени трудности предметов;
- рациональное чередование умственной и физической деятельности.
Составляющим «кирпичиком» образовательного процесса является урок, следовательно, к оценке его влияния на здоровье обучающихся предъявляется ряд определённых требований.
На какие аспекты в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства я обращаю внимание прежде всего при проведении уроков русского языка и литературы:
1. Сложившаяся здоровьезатратная система образования, утомляемость обучающихся, риск аллергических расстройств напрямую зависят от гигиенических условий в кабинете: чистоты, температуры и свежести воздуха, рациональности освещения кабинета и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей, эстетики оформления.
2. В ходе учебного занятия каждый из нас использует различные виды учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение упражнений и т. д.) с целью, чтобы не было однообразия урока, которое способствует утомлению обучающихся. Для моих групп оптимальной нормой считается 5 видов за занятие.
3. В связи с тем, что хроническое утомление – это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья обучающихся, очень важно использовать методы, способствующие активизации инициативы творческого самовыражения обучающихся. Я использую:
- методы свободного выбор (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приёмов взаимодействия, свобода творчества);
- активные методы (обучающиеся в роли преподавателя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, обучающийся как исследователь);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
4. Использованных педагогом видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа) рекомендовано не менее трёх за урок не позже чем через 10 – 15 минут.
5. Умение преподавателя использовать возможности показа видеоматериалов для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
6. Обращаю внимание на чередование позы обучающихся в зависимости от характера выполняемой работы. Механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя заключается в том, что обучающиеся на его уроках постоянно напряжены. Эта изматывающая ситуация повышает уровень невротизации подростков и губительно отражается на их характере.
7. В содержательную часть урока включаются тексты, предложения, упражнения, вопросы для беседы, связанные с формированием отношения к человеку и его здоровью как к ценности, с выработкой индивидуального способа безопасного поведения, с обсуждением разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения.
8. Благоприятный психологический климат на уроке – одно из условий успешности его проведения. Позитивные эмоции, полученные ребятами, положительно воздействуют на здоровье и на отношение подростка к месту учёбы. Отсюда появляется интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, заинтересованность в изучаемом материале, то есть у обучающихся можно отметить наличие мотивации к учебной деятельности.
9. Стрессы, психофизическое напряжение, отрицательные эмоции, микроконфликты между преподавателем и обучающимся свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций. И задача взрослого, свидельствующая о его умении управлять учебным процессом, - нейтрализовать без нарушения работы всей группы (класса) такие эмоционально-негативные состояния.
10. Улыбка, уместная остроумная шутка, использование юмористических картинок, афоризмов с комментариями, поговорок, небольших стихотворений, музыкальных минуток. Без этих эмоционально-смысловых разрядок урок неполноценен.
11. Количество времени, затраченного обучающимися на учебную работу, - от 60 до 80%.
Завершение урока должно быть спокойным. Важно, чтобы обучающиеся имели возможность задать свои вопросы преподавателю, а учитель, в свою очередь, мог прокомментировать задание на дом и попрощаться с ребятами.
12.Показатель эффективности проведённого занятия лицо и состояние уходящего с урока обучающегося – спокойно-деловое, удовлетворённое, умеренно-возбуждённое. И педагога тоже.
Чтобы обучающиеся были здоровыми, работоспособными, успешными в учебной и других видах деятельности, надо не проводить какие-то отдельные мероприятия, а строить целостную систему учебно-воспитательной работы с обучающимися.