«Осенний фестиваль знаний 2024»

Анализ УМК "Spotlight" Ваулиной Ю. Е. по английскому языку для средней школы, рекомендованных Министерством просвещения РФ

Анализ УМК "Spotlight" Ваулиной Ю. Е. по английскому языку для средней школы, рекомендованных Министерством просвещения РФ

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Анализ выполнила: Исакова Александра Олеговна, учитель МАОУ СОШ №108 г. Перми

Цель: дать характеристику средствам обучения в школе и вузе


Анализ УМК по английскому языку для средней школы, рекомендованных Министерством просвещения РФ


1. Анализируемый учебник.


а) название учебника

УМК «Английский в фокусе» Spotlight -5


б) фамилия первого автора учебника.

Ваулина Ю.Е

2. Соответствует ли содержание учебника требованиям Госстандарта по

иностранным языкам для классов данного профиля?



УМК «Английский в фокусе» отвечает требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам. Являясь совместным международным проектом издательства «Просвещение» с британским издательством “Express Publishing”, в котором участвуют российские и британские авторы, данный УМК создан специально для общеобразовательных школ России. Будучи созданным в современном европейском образовательном пространстве, «Английский в фокусе—5» отвечает требованиям уровня А1 Европейских стандартов (Common European Framework/Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). С этой позиции школьники, обучающиеся по данному УМК, становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы, за повышение качества общения между европейцами — носителями разных языков и культур. Это позволит им лучше понимать друг друга, свободнее общаться, приведет к более тесному сотрудничеству. Содержание учебника соответствует требованиям Госстандарта по иностранным языкам.


3. Соответствует ли стиль и доступность изложения материала:



«Английский в фокусе» обеспечивает развитие всех четырех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, устная речь, письмо) через разнообразные коммуникативные задания, а также систематическое повторение и закрепление ключевых лексических единиц и грамматических структур. В основу данной серии в целом положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предполагающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность, а это, в свою очередь, определяет и современные технологии обучения, например метод проектов. Результатом такого процесса обучения должно стать формирование компетентного пользователя иностранного языка, готового осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур в современном развивающемся мире.



а) возрасту учащихся?

Стиль и доступность изложения материала соответствует возрасту учащихся. Личностно ориентированный подход к обучению иностранному языку, которого придерживаются авторы, обеспечивает особое внимание интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся.


б) профилю класса?

Соответствует. УМК «Английский в фокусе—5» предназначен для учащихся пятого класса основной школы, продолжающих изучение английского языка по завершении курса начальной школы. Вместе с тем учебник может успешно использоваться и для первого года обучения. Таким образом, серия «Английский в фокусе» обеспечивает две модели обучения — со 2 по 11 класс и с 5 по 11 класс.


4. Обеспечивает ли учебник возможность для уровневой дифференциации

обучения (наличие разноуровневых заданий, материала для обязательного и необязательного усвоения)?



Материал УМК содержит разноуровневые задания, основанные на дифференциации и индивидуализации обучения обучающихся. С учетом реальной учебной ситуации учитель имеет возможность изменять порядок выполнения заданий раздела УМК.


5. Обеспечивает ли учебник возможности для формирования следующих умений


а) использовать в устно-речевом общении основные грамматические явления изучаемого языка?

Обеспечивает. Грамматический материал, изучаемый в каждом модуле, сначала представляется в контексте, затем вычленяется и объясняется при помощи четких, лаконичных таблиц. Специальные задания и упражнения различных форматов обеспечивают понимание учащимися и закрепление в речи новой грамматической структуры.



б) читать, понимать и извлекать необходимую информацию из текстов

различных жанров (публицистических, художественных, научно-популярных, функциональных)?


Каждый модуль содержит разнообразные по типу тексты для чтения. Среди них электронные сообщения, письма, статьи, стихотворения и т. д. Работа над ними позволяет в системе развивать различные умения чтения (чтение с пониманием основного содержания, с полным пониманием содержания, с выборочным понимании.



в) вести диалог различных видов с соблюдением правил речевого этикета?


В каждом модуле дается подборка ситуативных диалогов каждодневной тематики. Цель работы над ними — познакомить учащихся с естественным, живым языком с соблюдением правил речевого этикета. В диалогах также представлены полезные выражения для практики разговорной речи по повседневной тематике.



г) делать деловые сообщения» обсуждать тематику и проблематику

прочитанных текстов?


Автор УМК дает возможность учащимся обсудить тему и главную мысль текста и сделать свой вывод, помогает учащимся использовать изученный языковой материал в новом контексте, часто в соответствии с их личными интересами и склонностями. Разделы включают в себя интересные творческие задания, мотивирующие учащихся и позволяющие им лучше освоить языковой материал модуля.


д) писать личное и деловое письмо?


Данное УМК обеспечивает следующие умения:

  • заполнять анкеты и формуляры (указывать ФИО, пол, гражданство, адрес);

  • писать поздравления, личные письма с опорой и без на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка(около 100-110 слов, включая адрес), выражать пожелания (30-40 слов);

  • составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.

Третий урок каждого модуля направлен на развитие у учащихся умений письма на основе всех других видов речевой деятельности. Сначала организуется введение и закрепление соответствующих лексических конструкций, затем приводится текст-образец и организуется его тщательный анализ. Во все модули включены задания на развитие умений продуктивного письма в различных формах, основанных на реальных типах и стилях письменной речи, таких, как письмо, описание, заметка, открытка, статья. Такой путь от предшествующего написания коротких предложений к абзацам и, наконец, к законченным текстам обеспечивает учащимся постепенное формирование умений продуктивного письма.



е) представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка?


Уроки культуроведения (Culture Corner) включены в каждый модуль. Эти интересные и информативные страницы предоставляют учащимся тематически связанную с модулем информацию культурного характера и материалы для чтения о странах изучаемого языка. Раздел также содержит соответствующие задания и творческие проекты, такие, как, например, изготовление постеров. Это дает учащимся возможность переработать изученную на уроках информацию и сопоставить ее с аналогичным феноменом родной культуры. Spotlight on Russia. Рекомендуется проводить урок по соответствующему разделу материалов о России после урока Culture Corner. Тем самым обеспечивается последовательность в развитии социокультурной компетенции учащихся, структурно выдерживается подход «диалога культур».

6. Содержится ли в учебнике достаточное количество заданий:





а) с образцами правильного выполнения?


Да, при выполнении какого-либо задания, автор учебника предлагает учащимся пример правильного выполнения.


б) на применение языковых знаний в новой ситуации?


Да. Здесь большую роль играют – игры. Игры в учебнике для 5 класса построены в формате командных соревнований для повышения эффективности усвоения активного лексико-грамматического материала модуля. Игры обеспечивают использование учащимися изученного языкового материала в непринужденной форме, с подключением эмоциональной сферы и представляют собой одну из форм гуманистического подхода к обучению. Языковые структуры, свойственные реальным ситуациям общения, представлены в ситуациях каждодневной жизни в различных ситуациях. Таким образом, учащимся предоставляется возможность полностью актуализировать изученный лексико-грамматический материал.


в) проблемного, творческого характера?


В учебнике содержится достаточное количество заданий, имеющих образцы выполнения, на применение языковых знаний в новой ситуации, проблемного, творческого характера, уделяется внимание проектной работе. Акцент сделан на Языковой портфель учащегося. Задания составлены с целью закрепления языкового материала, изученного в каждом модуле. Их можно выполнять по завершении работы над модулем или в любое удобное для учителя время, если учащиеся прошли к этому времени соответствующий модуль учебника. Мотивация — необходимое условие успешной творческой работы, каковыми и являются задания этого раздела языкового портфеля.


г) предполагающих работу с дополнительными источниками информации?


В дополнение к традиционным, новые компоненты УМК (языковой портфель, веб-сайт, электронное приложение) обеспечивают последовательное решение обновлённых задач современного школьного языкового образования.

  1. Двуязычные словари.

  2. Транскрипционные знаки (таблица).

  3. Алфавит (настенная таблица).

  4. Карты на иностранном языке: Географическая карта стран изучаемого языка.

Географическая карта Европы.

  1. Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в примерных программах по иностранному языку.

  2. Плакаты по англоговорящим странам.

  3. Сайт дополнительных образовательных ресурсов УМК «Английский в фокусе» http://www.prosv.ru/umk/spotlight


7. Сбалансированы ли различные виды заданий в учебнике?



Различные виды заданий в учебнике сбалансированы.


8. В достаточной ли мере материал, изложенный в учебнике:





а) обеспечивает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности


«Английский в фокусе» обеспечивает развитие всех четырех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, устная речь, письмо) через разнообразные коммуникативные задания, а также систематическое повторение и закрепление ключевых лексических единиц и грамматических структур. В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков в данном учебнике носят комбинированный характер, когда на одном и том же уроке у учащихся могут развиваться все виды речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование и письмо).


б) охватывает необходимое предметное содержание речи?


В достаточной мере материал, изложенный в учебнике, обеспечивает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности, охватывает необходимое предметное содержание речи, опирается на личный опыт и родной язык учащихся, обеспечивает социально-культурную направленность обучения, опирается на аутентичные тексты.


в) опирается на личный опыт и родной язык учащихся?



г) обеспечивает социокультурную направленность обучения?



д) опирается на аутентичные тексты?


9. Обладает ли учебник четкой внутренней структурой (разделение на

части и параграфы, структурные единицы внутри параграфа разделение

основного и вспомогательного материала)?



Обладает чёткой внутренней структурой (разделён на 10 тематических модулей, каждый из которых основан на определенной теме, раскрываемой через ряд ситуаций в соответствии с возрастными особенностями и интересами учащихся. Модуль включает 9 уроков (по 40—45 минут) и один резервный урок — для планирования по усмотрению учителя с учетом особенностей освоения материала и данных педагогической диагностики в конкретном классе/группе учащихся. Структура всех модулей одинакова.

10. Обеспечивает ли учебник возможность для систематизации и обобщения знаний по завершению каждого раздела?



Обеспечивает возможность для систематизации и обобщения знаний по завершению каждого раздела. Завершает каждый модуль материал для самопроверки и рефлексии (осмысления) учебных достижений учащихся, который, как правило, объединен в один урок с вводной страницей следующего модуля, выполняющей опять-таки мотивирующую и целеполагающую функции.

11. Удовлетворяет ли Вас





а) качество иллюстративного материала учебника (рисунки, схемы)?


Удовлетворяет качество иллюстративного материала. Учебник хорошо издан и красочно проиллюстрирован, что мотивирует учащихся к изучению английского языка.


б) дизайн учебника?


Удовлетворяет дизайн представленного материала, красочный и выполнен в современном стиле, но не дизайн обложки.

12. Достаточно ли в учебнике дополнительных текстов и справочного

материала, позволяющего учащимся успешно выполнять предлагаемые

задания?



В учебнике достаточно дополнительных текстов и справочного материала, позволяющего учащимся успешно выполнять предлагаемые задания.

13. Образует ли данный учебник и другие элементы УМК единую

дидактическую систему?



Данное УМК — это единая дидактическая система.

УМК «Английский в фокусе—5» состоит из:

• учебника;

• рабочей тетради;

• книги для учителя;

• книги для чтения;

• языкового портфеля;

• CD для работы в классе;

• CD для самостоятельной работы;

• вебсайта курса (companion website);

• сборника контрольных заданий.

И все они взаимосвязаны. Автор предлагает большой спектр возможностей для успешного овладения английским языком.

14. Обеспечивает ли учебник преемственность в изучении иностранного

языка?



УМК «Английский в фокусе—5» предназначен для учащихся пятого класса основной школы, продолжающих изучение английского языка по завершении курса начальной школы. Вместе с тем учебник может успешно использоваться и для первого года обучения. Таким образом, серия «Английский в фокусе» обеспечивает две модели обучения — со 2 по 11 класс и с 5 по 11 класс.

15. Отличается ли данный учебник новизной (в отборе и подаче

материала, дидактических подходах) по сравнению с другими учебниками?



Основными отличительными характеристиками курса «Английский в фокусе» являются:

• аутентичность значительной части языковых материалов;

• адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;

• соответствие структуры учебного материала модулей полной структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивация — постановка цели — деятельность по достижению цели — самоконтроль — самооценка — самокоррекция;

• современные, в том числе компьютерные, технологии;

• интерактивность, вывод ученика за рамки учебника;

• личностная ориентация содержания учебных материалов;

• включенность родного языка и культуры;

• система работы по формированию общеучебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности;

• межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средства познания мира;

• возможности дифференцированного подхода к организации образовательного процесса;

• воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся

16. Способствует ли, на Ваш взгляд, работа по данному учебнику:





а) повышению качества языковой подготовки учащихся?

б) формированию интереса к изучению иностранного языка?


Работа по данному УМК способствует повышению качества языковой подготовки учащихся, формирует интерес к изучению английского языка.



в) уменьшению времени на выполнение домашних заданий?


Считаю, что способствует уменьшению времени на выполнение Д/З, так как, задавая письменное домашнее задание, учитель готовит учащихся к его выполнению как можно лучше. Это помогает детям избежать ошибок и извлечь максимальную пользу из выполнения задания. Наиболее типичное домашнее задание включает в себя несколько аспектов: • Орфография. Учащиеся заучивают правописание новых слов вне контекста.

• Чтение вслух. С использованием CD для самостоятельной работы учащиеся отрабатывают дома чтение вслух — с последующей проверкой в классе.

• Письмо. После полной подготовки на уроке учащиеся выполняют задание на продуктивное письмо.

• Упражнения в рабочей тетради. В рабочей тетради содержатся упражнения на отработку новой лексики, грамматического материала и языковых функций, изученных на уроке по учебнику.

17. Ваши дополнительные замечания и суждения об учебнике.



  1. Обложка данного учебника совершенно не привлекательна, можно предположить выбрать более современный дизайн, соответствующий внутреннему содержанию учебника и возрасту учащихся.

  2. Предложить, как выход из труднейшей ситуации по вопросу с Рабочими тетрадями: Автору необходимо совместить учебник и рабочую тетрадь в единое целое – единая книга. Таким образом, образовательное учреждение будет закупать данные книги и у учащихся, действительно, появится возможность без затрат полноценно осваивать язык. Сейчас же эта ситуация выглядит очень плачевно.

  3. Словарь в конце учебника дается не по алфавиту, а по модулям, это не совсем удобно.

  4. Хотелось бы сократить стартовый уровень, который длится на 25 страниц. Учащиеся после изучения в начальной школе английского языка приходят в 5 класс и снова повторяют алфавит.


Дайте характеристику дидактических материалов, используемых на факультете иностранных языков для обучения английскому языку студентов 1 и 2 курса. Установите, есть ли преемственность между школой и вузом, раскройте содержательность, степень трудности материала, обеспеченность инструментарием и опорами для самостоятельной работы.

Возрастающая роль и значение самостоятельной работы студентов в вузе в системе высшего неоспорима, так как глубокие прочные знания и устойчивые умения могут быть приобретены студентами только в результате самостоятельной работы. Вопрос в том, как организовать самостоятельную работу студентов наиболее эффективно с тем, чтобы не только предоставить студентам определенную сумму знаний по различным учебным предметам, а стимулировать их взять из полученного ими материала все самое необходимое, уметь применять на практике знания, которые должны быть активными и развивающимися.

При таком подходе знания студентов не являются конечной целью, а служат лишь средством их дальнейшего развития.

Особое значение для формирования у студентов потребности в самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками самообразования имеют дидактические материалы, разработанные на кафедре английского языка.

Данные учебные материалы построены на принципе блочно-модульного подхода, например, дидактические материалы по грамматике предполагают тематическое членение материала (изучение времен и тренировочные упражнения), текущий контроль за качеством овладения материалом (лексико-грамматические тесты), а затем небольшое акцентирование внимания на вопросах, вызывающих у студентов особые сложности, в процессе освоения материала. Я думаю, что сложность 1 курса состоит в очень большом потоке информации, отсутствии психологической готовности студентов к адекватному понимаю и самостоятельному изучению. Исходя из этого, уже знакомый изученный материал с помощью родного языка в школе, представленный на английском языке «кажется» сложным. Но, на самом же деле, все четко сгруппировано, присутствуют разноуровневые задания и призвано помочь и совершенствовать свои грамматические навыки.

В системе упражнений для коррекции навыков произношения и интонации, речевых навыков, навыков чтения использован принцип речевой направленности, принцип функциональности и принцип учета родного языка. Подавляющее большинство упражнений, как в аудитории, так и самостоятельно, выполняются в парах. Занятия в парах способствуют развитию коммуникативной стороны речи, делают ее более обращенной, ситуативной и естественной, а также благоприятно сказываются на формирование профессиональных навыков студентов. На всех этапах широко используются различные виды наглядности и звукозаписи.

Я считаю, что главным недостатком является, что преподаватели не пробуждают в тебе интерес к обучению или изучению английского языка, а лишь выдают тебе тот объем знаний, который необходим. Если говорить об устных материалов по практике устной и письменной речи, здесь, также грамотное распределение тем в четкой логической последовательности с упражнениями для закрепления и лучшего запоминания. Тематика и характер учебного содержания, представленного в сборниках, обеспечивает формирование у студентов навыков повседневного общения. Нам предлагают большой спектр возможностей для успешного овладения английским языком: сборники с текстами и упражнениями, фильмы, образовательные сайты. Контроль знаний осуществляется в устном экзамене: подготовленное высказывание по заданной ситуации и неподготовленная беседа с преподавателем в рамках данной ситуации (по предметно-тематическому содержанию дисциплины) и написания эссе по заданной теме с использованием изученной лексики.

Преемственность часто рассматривают как один из аспектов таких дидактических принципов, как систематичность и последовательность обучения. Если существуют трудности у студента 1 курса, то существует и разрыв между школьным и вузовским образованием на сегодняшний день. Вчерашнему школьнику, оказавшемуся на студенческой скамье трудно адаптироваться к новым формам организации учебного процесса и методам обучения, требованиям его результатов. Это говорит о значительной несогласованности и в содержании, и в методах, и в средствах обучения в школе и в вузе. Кардинально различаются характер и способы познавательной деятельности студента и школьника.

Большую роль в обеспечении преемственности играет введение в школьное образование на старшей ступени новых компонентов (элективные курсы, проектная или исследовательская деятельность) сама суть которых определяет необходимость использования новых для школы организационных форм (лекции, семинары, учебные проекты и т.д.) и способов учебной деятельности, во многом характерных для вузовского образования. Задачи профильных курсов во многом определяются основным мотивом учащихся, приходящих в профильную школу, - подготовка к поступлению в вуз, получение высшего профессионального образования. Подготовка к поступлению в следующее образовательное учреждение уже включенная в образовательную программу будет способствовать, в частности, подготовке выпускников школы к обучению в вузе, развитию их профессионального самоопределения.

Таким образом, использование созданных дидактических материалов на факультете иностранных языков для обучения английскому языку способствует активизации познавательной деятельности студентов 1и 2 курсов, экономит учебное время и делает обучение, интересным, разносторонним, познавательным процессом. Преемственность – есть только в том случае, если образовательное учреждение на старшей ступени вводит элективные или профильные курсы, проектную или исследовательскую деятельность. Материал вызывает трудности только на 1 курсе, на 2 курсе студент уже привыкает к данной организации учебного процесса и владеет уже достаточным объемом знаний для дальнейшего развития . Студенты 1 и 2 курса полностью обеспечены необходимым инструментарием и опорами для самостоятельной работы.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее