Анализ выполнила: Исакова Александра Олеговна, учитель МАОУ СОШ №108 г. Перми
Цель: дать характеристику средствам обучения в школе и вузе
Анализ УМК по английскому языку для средней школы, рекомендованных Министерством просвещения РФ
1. Анализируемый учебник.
| а) название учебника | УМК «Английский в фокусе» Spotlight -5 |
| б) фамилия первого автора учебника. | Ваулина Ю.Е |
2. Соответствует ли содержание учебника требованиям Госстандарта по иностранным языкам для классов данного профиля?
|
| УМК «Английский в фокусе» отвечает требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам. Являясь совместным международным проектом издательства «Просвещение» с британским издательством “Express Publishing”, в котором участвуют российские и британские авторы, данный УМК создан специально для общеобразовательных школ России. Будучи созданным в современном европейском образовательном пространстве, «Английский в фокусе—5» отвечает требованиям уровня А1 Европейских стандартов (Common European Framework/Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). С этой позиции школьники, обучающиеся по данному УМК, становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы, за повышение качества общения между европейцами — носителями разных языков и культур. Это позволит им лучше понимать друг друга, свободнее общаться, приведет к более тесному сотрудничеству. Содержание учебника соответствует требованиям Госстандарта по иностранным языкам.
|
3. Соответствует ли стиль и доступность изложения материала:
|
| «Английский в фокусе» обеспечивает развитие всех четырех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, устная речь, письмо) через разнообразные коммуникативные задания, а также систематическое повторение и закрепление ключевых лексических единиц и грамматических структур. В основу данной серии в целом положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предполагающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность, а это, в свою очередь, определяет и современные технологии обучения, например метод проектов. Результатом такого процесса обучения должно стать формирование компетентного пользователя иностранного языка, готового осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур в современном развивающемся мире.
|
| а) возрасту учащихся? | Стиль и доступность изложения материала соответствует возрасту учащихся. Личностно ориентированный подход к обучению иностранному языку, которого придерживаются авторы, обеспечивает особое внимание интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся. |
| б) профилю класса? | Соответствует. УМК «Английский в фокусе—5» предназначен для учащихся пятого класса основной школы, продолжающих изучение английского языка по завершении курса начальной школы. Вместе с тем учебник может успешно использоваться и для первого года обучения. Таким образом, серия «Английский в фокусе» обеспечивает две модели обучения — со 2 по 11 класс и с 5 по 11 класс.
|
4. Обеспечивает ли учебник возможность для уровневой дифференциации обучения (наличие разноуровневых заданий, материала для обязательного и необязательного усвоения)?
|
| Материал УМК содержит разноуровневые задания, основанные на дифференциации и индивидуализации обучения обучающихся. С учетом реальной учебной ситуации учитель имеет возможность изменять порядок выполнения заданий раздела УМК.
|
5. Обеспечивает ли учебник возможности для формирования следующих умений
| а) использовать в устно-речевом общении основные грамматические явления изучаемого языка? | Обеспечивает. Грамматический материал, изучаемый в каждом модуле, сначала представляется в контексте, затем вычленяется и объясняется при помощи четких, лаконичных таблиц. Специальные задания и упражнения различных форматов обеспечивают понимание учащимися и закрепление в речи новой грамматической структуры.
|
| б) читать, понимать и извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров (публицистических, художественных, научно-популярных, функциональных)?
| Каждый модуль содержит разнообразные по типу тексты для чтения. Среди них электронные сообщения, письма, статьи, стихотворения и т. д. Работа над ними позволяет в системе развивать различные умения чтения (чтение с пониманием основного содержания, с полным пониманием содержания, с выборочным понимании.
|
| в) вести диалог различных видов с соблюдением правил речевого этикета?
| В каждом модуле дается подборка ситуативных диалогов каждодневной тематики. Цель работы над ними — познакомить учащихся с естественным, живым языком с соблюдением правил речевого этикета. В диалогах также представлены полезные выражения для практики разговорной речи по повседневной тематике.
|
| г) делать деловые сообщения» обсуждать тематику и проблематику прочитанных текстов?
| Автор УМК дает возможность учащимся обсудить тему и главную мысль текста и сделать свой вывод, помогает учащимся использовать изученный языковой материал в новом контексте, часто в соответствии с их личными интересами и склонностями. Разделы включают в себя интересные творческие задания, мотивирующие учащихся и позволяющие им лучше освоить языковой материал модуля. |
| д) писать личное и деловое письмо?
| Данное УМК обеспечивает следующие умения: заполнять анкеты и формуляры (указывать ФИО, пол, гражданство, адрес); писать поздравления, личные письма с опорой и без на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка(около 100-110 слов, включая адрес), выражать пожелания (30-40 слов); составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности. Третий урок каждого модуля направлен на развитие у учащихся умений письма на основе всех других видов речевой деятельности. Сначала организуется введение и закрепление соответствующих лексических конструкций, затем приводится текст-образец и организуется его тщательный анализ. Во все модули включены задания на развитие умений продуктивного письма в различных формах, основанных на реальных типах и стилях письменной речи, таких, как письмо, описание, заметка, открытка, статья. Такой путь от предшествующего написания коротких предложений к абзацам и, наконец, к законченным текстам обеспечивает учащимся постепенное формирование умений продуктивного письма.
|
| е) представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка?
| Уроки культуроведения (Culture Corner) включены в каждый модуль. Эти интересные и информативные страницы предоставляют учащимся тематически связанную с модулем информацию культурного характера и материалы для чтения о странах изучаемого языка. Раздел также содержит соответствующие задания и творческие проекты, такие, как, например, изготовление постеров. Это дает учащимся возможность переработать изученную на уроках информацию и сопоставить ее с аналогичным феноменом родной культуры. Spotlight on Russia. Рекомендуется проводить урок по соответствующему разделу материалов о России после урока Culture Corner. Тем самым обеспечивается последовательность в развитии социокультурной компетенции учащихся, структурно выдерживается подход «диалога культур». |
6. Содержится ли в учебнике достаточное количество заданий:
|
|
|
| а) с образцами правильного выполнения?
| Да, при выполнении какого-либо задания, автор учебника предлагает учащимся пример правильного выполнения. |
| б) на применение языковых знаний в новой ситуации?
| Да. Здесь большую роль играют – игры. Игры в учебнике для 5 класса построены в формате командных соревнований для повышения эффективности усвоения активного лексико-грамматического материала модуля. Игры обеспечивают использование учащимися изученного языкового материала в непринужденной форме, с подключением эмоциональной сферы и представляют собой одну из форм гуманистического подхода к обучению. Языковые структуры, свойственные реальным ситуациям общения, представлены в ситуациях каждодневной жизни в различных ситуациях. Таким образом, учащимся предоставляется возможность полностью актуализировать изученный лексико-грамматический материал. |
| в) проблемного, творческого характера?
| В учебнике содержится достаточное количество заданий, имеющих образцы выполнения, на применение языковых знаний в новой ситуации, проблемного, творческого характера, уделяется внимание проектной работе. Акцент сделан на Языковой портфель учащегося. Задания составлены с целью закрепления языкового материала, изученного в каждом модуле. Их можно выполнять по завершении работы над модулем или в любое удобное для учителя время, если учащиеся прошли к этому времени соответствующий модуль учебника. Мотивация — необходимое условие успешной творческой работы, каковыми и являются задания этого раздела языкового портфеля. |
| г) предполагающих работу с дополнительными источниками информации?
| В дополнение к традиционным, новые компоненты УМК (языковой портфель, веб-сайт, электронное приложение) обеспечивают последовательное решение обновлённых задач современного школьного языкового образования. Двуязычные словари. Транскрипционные знаки (таблица). Алфавит (настенная таблица). Карты на иностранном языке: Географическая карта стран изучаемого языка. Географическая карта Европы. Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в примерных программах по иностранному языку. Плакаты по англоговорящим странам. Сайт дополнительных образовательных ресурсов УМК «Английский в фокусе» http://www.prosv.ru/umk/spotlight
|
7. Сбалансированы ли различные виды заданий в учебнике?
|
| Различные виды заданий в учебнике сбалансированы. |
8. В достаточной ли мере материал, изложенный в учебнике:
|
|
|
| а) обеспечивает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности
| «Английский в фокусе» обеспечивает развитие всех четырех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, устная речь, письмо) через разнообразные коммуникативные задания, а также систематическое повторение и закрепление ключевых лексических единиц и грамматических структур. В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков в данном учебнике носят комбинированный характер, когда на одном и том же уроке у учащихся могут развиваться все виды речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование и письмо). |
| б) охватывает необходимое предметное содержание речи?
| В достаточной мере материал, изложенный в учебнике, обеспечивает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности, охватывает необходимое предметное содержание речи, опирается на личный опыт и родной язык учащихся, обеспечивает социально-культурную направленность обучения, опирается на аутентичные тексты. |
| в) опирается на личный опыт и родной язык учащихся?
| |
| г) обеспечивает социокультурную направленность обучения?
| |
| д) опирается на аутентичные тексты?
| |
9. Обладает ли учебник четкой внутренней структурой (разделение на части и параграфы, структурные единицы внутри параграфа разделение основного и вспомогательного материала)?
|
| Обладает чёткой внутренней структурой (разделён на 10 тематических модулей, каждый из которых основан на определенной теме, раскрываемой через ряд ситуаций в соответствии с возрастными особенностями и интересами учащихся. Модуль включает 9 уроков (по 40—45 минут) и один резервный урок — для планирования по усмотрению учителя с учетом особенностей освоения материала и данных педагогической диагностики в конкретном классе/группе учащихся. Структура всех модулей одинакова. |
10. Обеспечивает ли учебник возможность для систематизации и обобщения знаний по завершению каждого раздела?
|
| Обеспечивает возможность для систематизации и обобщения знаний по завершению каждого раздела. Завершает каждый модуль материал для самопроверки и рефлексии (осмысления) учебных достижений учащихся, который, как правило, объединен в один урок с вводной страницей следующего модуля, выполняющей опять-таки мотивирующую и целеполагающую функции. |
11. Удовлетворяет ли Вас
|
|
|
| а) качество иллюстративного материала учебника (рисунки, схемы)?
| Удовлетворяет качество иллюстративного материала. Учебник хорошо издан и красочно проиллюстрирован, что мотивирует учащихся к изучению английского языка. |
| б) дизайн учебника?
| Удовлетворяет дизайн представленного материала, красочный и выполнен в современном стиле, но не дизайн обложки. |
12. Достаточно ли в учебнике дополнительных текстов и справочного материала, позволяющего учащимся успешно выполнять предлагаемые задания?
|
| В учебнике достаточно дополнительных текстов и справочного материала, позволяющего учащимся успешно выполнять предлагаемые задания. |
13. Образует ли данный учебник и другие элементы УМК единую дидактическую систему?
|
| Данное УМК — это единая дидактическая система. УМК «Английский в фокусе—5» состоит из: • учебника; • рабочей тетради; • книги для учителя; • книги для чтения; • языкового портфеля; • CD для работы в классе; • CD для самостоятельной работы; • вебсайта курса (companion website); • сборника контрольных заданий. И все они взаимосвязаны. Автор предлагает большой спектр возможностей для успешного овладения английским языком. |
14. Обеспечивает ли учебник преемственность в изучении иностранного языка?
|
| УМК «Английский в фокусе—5» предназначен для учащихся пятого класса основной школы, продолжающих изучение английского языка по завершении курса начальной школы. Вместе с тем учебник может успешно использоваться и для первого года обучения. Таким образом, серия «Английский в фокусе» обеспечивает две модели обучения — со 2 по 11 класс и с 5 по 11 класс. |
15. Отличается ли данный учебник новизной (в отборе и подаче материала, дидактических подходах) по сравнению с другими учебниками?
|
| Основными отличительными характеристиками курса «Английский в фокусе» являются: • аутентичность значительной части языковых материалов; • адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы; • соответствие структуры учебного материала модулей полной структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивация — постановка цели — деятельность по достижению цели — самоконтроль — самооценка — самокоррекция; • современные, в том числе компьютерные, технологии; • интерактивность, вывод ученика за рамки учебника; • личностная ориентация содержания учебных материалов; • включенность родного языка и культуры; • система работы по формированию общеучебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности; • межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средства познания мира; • возможности дифференцированного подхода к организации образовательного процесса; • воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся |
16. Способствует ли, на Ваш взгляд, работа по данному учебнику:
|
|
|
| а) повышению качества языковой подготовки учащихся? б) формированию интереса к изучению иностранного языка?
| Работа по данному УМК способствует повышению качества языковой подготовки учащихся, формирует интерес к изучению английского языка. |
| в) уменьшению времени на выполнение домашних заданий?
| Считаю, что способствует уменьшению времени на выполнение Д/З, так как, задавая письменное домашнее задание, учитель готовит учащихся к его выполнению как можно лучше. Это помогает детям избежать ошибок и извлечь максимальную пользу из выполнения задания. Наиболее типичное домашнее задание включает в себя несколько аспектов: • Орфография. Учащиеся заучивают правописание новых слов вне контекста. • Чтение вслух. С использованием CD для самостоятельной работы учащиеся отрабатывают дома чтение вслух — с последующей проверкой в классе. • Письмо. После полной подготовки на уроке учащиеся выполняют задание на продуктивное письмо. • Упражнения в рабочей тетради. В рабочей тетради содержатся упражнения на отработку новой лексики, грамматического материала и языковых функций, изученных на уроке по учебнику. |
17. Ваши дополнительные замечания и суждения об учебнике.
|
| Обложка данного учебника совершенно не привлекательна, можно предположить выбрать более современный дизайн, соответствующий внутреннему содержанию учебника и возрасту учащихся. Предложить, как выход из труднейшей ситуации по вопросу с Рабочими тетрадями: Автору необходимо совместить учебник и рабочую тетрадь в единое целое – единая книга. Таким образом, образовательное учреждение будет закупать данные книги и у учащихся, действительно, появится возможность без затрат полноценно осваивать язык. Сейчас же эта ситуация выглядит очень плачевно. Словарь в конце учебника дается не по алфавиту, а по модулям, это не совсем удобно. Хотелось бы сократить стартовый уровень, который длится на 25 страниц. Учащиеся после изучения в начальной школе английского языка приходят в 5 класс и снова повторяют алфавит. |
Дайте характеристику дидактических материалов, используемых на факультете иностранных языков для обучения английскому языку студентов 1 и 2 курса. Установите, есть ли преемственность между школой и вузом, раскройте содержательность, степень трудности материала, обеспеченность инструментарием и опорами для самостоятельной работы.
Возрастающая роль и значение самостоятельной работы студентов в вузе в системе высшего неоспорима, так как глубокие прочные знания и устойчивые умения могут быть приобретены студентами только в результате самостоятельной работы. Вопрос в том, как организовать самостоятельную работу студентов наиболее эффективно с тем, чтобы не только предоставить студентам определенную сумму знаний по различным учебным предметам, а стимулировать их взять из полученного ими материала все самое необходимое, уметь применять на практике знания, которые должны быть активными и развивающимися.
При таком подходе знания студентов не являются конечной целью, а служат лишь средством их дальнейшего развития.
Особое значение для формирования у студентов потребности в самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками самообразования имеют дидактические материалы, разработанные на кафедре английского языка.
Данные учебные материалы построены на принципе блочно-модульного подхода, например, дидактические материалы по грамматике предполагают тематическое членение материала (изучение времен и тренировочные упражнения), текущий контроль за качеством овладения материалом (лексико-грамматические тесты), а затем небольшое акцентирование внимания на вопросах, вызывающих у студентов особые сложности, в процессе освоения материала. Я думаю, что сложность 1 курса состоит в очень большом потоке информации, отсутствии психологической готовности студентов к адекватному понимаю и самостоятельному изучению. Исходя из этого, уже знакомый изученный материал с помощью родного языка в школе, представленный на английском языке «кажется» сложным. Но, на самом же деле, все четко сгруппировано, присутствуют разноуровневые задания и призвано помочь и совершенствовать свои грамматические навыки.
В системе упражнений для коррекции навыков произношения и интонации, речевых навыков, навыков чтения использован принцип речевой направленности, принцип функциональности и принцип учета родного языка. Подавляющее большинство упражнений, как в аудитории, так и самостоятельно, выполняются в парах. Занятия в парах способствуют развитию коммуникативной стороны речи, делают ее более обращенной, ситуативной и естественной, а также благоприятно сказываются на формирование профессиональных навыков студентов. На всех этапах широко используются различные виды наглядности и звукозаписи.
Я считаю, что главным недостатком является, что преподаватели не пробуждают в тебе интерес к обучению или изучению английского языка, а лишь выдают тебе тот объем знаний, который необходим. Если говорить об устных материалов по практике устной и письменной речи, здесь, также грамотное распределение тем в четкой логической последовательности с упражнениями для закрепления и лучшего запоминания. Тематика и характер учебного содержания, представленного в сборниках, обеспечивает формирование у студентов навыков повседневного общения. Нам предлагают большой спектр возможностей для успешного овладения английским языком: сборники с текстами и упражнениями, фильмы, образовательные сайты. Контроль знаний осуществляется в устном экзамене: подготовленное высказывание по заданной ситуации и неподготовленная беседа с преподавателем в рамках данной ситуации (по предметно-тематическому содержанию дисциплины) и написания эссе по заданной теме с использованием изученной лексики.
Преемственность часто рассматривают как один из аспектов таких дидактических принципов, как систематичность и последовательность обучения. Если существуют трудности у студента 1 курса, то существует и разрыв между школьным и вузовским образованием на сегодняшний день. Вчерашнему школьнику, оказавшемуся на студенческой скамье трудно адаптироваться к новым формам организации учебного процесса и методам обучения, требованиям его результатов. Это говорит о значительной несогласованности и в содержании, и в методах, и в средствах обучения в школе и в вузе. Кардинально различаются характер и способы познавательной деятельности студента и школьника.
Большую роль в обеспечении преемственности играет введение в школьное образование на старшей ступени новых компонентов (элективные курсы, проектная или исследовательская деятельность) сама суть которых определяет необходимость использования новых для школы организационных форм (лекции, семинары, учебные проекты и т.д.) и способов учебной деятельности, во многом характерных для вузовского образования. Задачи профильных курсов во многом определяются основным мотивом учащихся, приходящих в профильную школу, - подготовка к поступлению в вуз, получение высшего профессионального образования. Подготовка к поступлению в следующее образовательное учреждение уже включенная в образовательную программу будет способствовать, в частности, подготовке выпускников школы к обучению в вузе, развитию их профессионального самоопределения.
Таким образом, использование созданных дидактических материалов на факультете иностранных языков для обучения английскому языку способствует активизации познавательной деятельности студентов 1и 2 курсов, экономит учебное время и делает обучение, интересным, разносторонним, познавательным процессом. Преемственность – есть только в том случае, если образовательное учреждение на старшей ступени вводит элективные или профильные курсы, проектную или исследовательскую деятельность. Материал вызывает трудности только на 1 курсе, на 2 курсе студент уже привыкает к данной организации учебного процесса и владеет уже достаточным объемом знаний для дальнейшего развития . Студенты 1 и 2 курса полностью обеспечены необходимым инструментарием и опорами для самостоятельной работы.