Анализ стихотворения А.С. Пушкина -
«Зимнее утро»
Болдино
Михайловские рощи
Парк Павловска
- Как бы ни были тяжелы обстоятельства жизни, Пушкин никогда не терял надежды на лучшее. Неизменный заряд бодрости получал он от природы.
«Мороз и солнце-день чудесный…»
«Зимнее утро» - одно из самых ярких и
выразительных произведений о зиме.
Оно представляет собой блестящую и в то же время непосредственную зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.
История создания стихотворения
Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа.
В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа.
- Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
- Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче… погляди в окно:
- Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
- Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
- Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
С помощью каких средств автор создаёт настроение радости?
Настроение радости,
бодрости создается
с помощью эмоционально
окрашенной лексики:
« чудесный»,«друг прелестный»,
«красавица»
Звучные и яркие определения
показывают
силу чувства поэта,
счастье,
которое его переполняет.
Отдых наш- физминутка, Занимай свои места: Раз-присели, два-_привстали. Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали, Ванькой - встанькой словно стали. А потом пустились вскачь( прыжки на месте), Будто мой упругий мяч.
Разве не удивляет нас
словосочетание открой взоры?
Ведь сейчас можно только бросать взоры,
устремлять взоры, потупить взоры,
но не открывать .
Здесь существительное взоры имеет
старое значение «глаза».
Интерес представляет и слово сомкнуты.
Перед нами так называемое усечённое причастие,
которое было одним из излюбленных поэтических
вольностей поэтов половины 19 века.
Слово Аврора , следуя за предлогом навстречу ,
должно стоять в дательном падеже( Авроре ).
У Пушкина же – Авроры. Это не опечатка,
а ныне устаревшая архаическая форма.
«Нега- устар.
1.Полное довольство.
Жить в неге.
2.Блаженство, приятное
состояние.
Предаться неге».
( из словаря С.И.Ожегова)
Нега –1. Состояние безмятежного покоя.
2.Чувственное упоение, наслаждение.
(словарь языка Пушкина)
Слово «нега» не соответствует перечисленным значениям
в стихотворении. На современный русский язык его лучше
перевести словом сон, поскольку сон –
самое полное « состояние безмятежного покоя».
Какое настроение создаёт Пушкина в этой строфе?
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … погляди в окно
Лексика строфы создает мрачное настроение:
«вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные».
Но великолепие зимнего утра ощущается
ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Лежанка – невысокий выступ у русской печи,
на котором, греясь, отдыхали или спали.
Велеть — приказать (устар.).
Сравните картины, нарисованные во II строфе и в других строфах стихотворения.
Здесь поэт использовал антитезу.
Антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.
Чтобы по-настоящему выйти в мир поэзии, стать чутким читателем стихов, необходимо понять, что делает речь стихотворной. Знание размеров стиха, умение слышать стихотворный ритм – непременные качества истинного любителя поэзии.
1.вычислим количество стихотворных строф и входящих в них строк: Стихотворение состоит из 5-ти строф (всего 30 строк) ямб 2. определим тип стихов и простейшие виды строф (как-то: двустишье, трехстишье, четверостишье и т.п.). 1-я строфа - 6 строк, шестистишие. Рифмы: чудесный - прелестный, проснись - взоры, Авроры - явись. Рифмовка: AABCCB 2- я строфа- 6 строк, шестистишие. Рифма: злилась-носилась, пятно - желтела, сидела - окно. Рифмовка: AABCCB 3-я строфа - 6 строк, шестистишие. Рифма: небесами-коврами, лежит-чернеет, зеленеет-блестит. Рифмовка: AABCCB 4-я строфа - 6 строк, шестистишие. Рифма: блеском-треском, печь - лежанки, санки - запречь. Рифмовка: AABCCB 5-я строфа - 6 строк, шестистишие. Рифмы: снегу-бегу, коня - пустые, густые - меня. Рифмовка: AABCCB Способ рифмовки – параллельная.
Определим размер стихотворения: попробуем нарисовать ритмический рисунок двух строчек
Моро Моро`з и со`лнце де`нь чуде`сный, 4 стопы Еще` ты дре`млешь, дру`г преле`стный. 4 стопы
Если ударение подает на второй слог,
значит это – ямб.
Домашнее задание: выучить стихотворение «Зимнее утро»