Актуальные вопросы начального и дошкольного образования.
Дошкольное образование, как и образование в целом - процесс постоянно преображающийся и меняющийся .Современная ситуация требует выработки общих подходов к оценке готовности ребенка к школе с позиции самооценки дошкольного детства и обеспечения нормального перехода к школьному обучению. В детском саду осуществляется работа с дошкольниками, что является важной ступенью жизни ребёнка. В этот период закладываются основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Отсутствие должного развития влечет за собой ряд проблем в школьном возрасте. Готовность детей к обучению в школе – одна из актуальных проблем современного образования. Одним из основных показателей готовности ребенка к школе является его отношение к школьному учению .
У первоклассников возникает ряд трудностей. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование. Педагоги и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет раньше или позже. Могут возникнуть два варианта. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и совсем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что практика раннего обучения детей может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.
Возникают отрицательные эффекты, такие как например потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственностью в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить, что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.
Это же подтверждают и исследования многих педагогов: «В системе дошкольного образования возникла жесткая ориентация детских садов на подготовку детей к школе, под которой обычно понимается только обучение чтению, счету и письму, хотя самым важным является мотивация ребенка, интерес к обучению в школе. Практика слишком раннего принудительного обучения детей с неизбежностью приводит к исчезновению учебной мотивации, и как следствие — к возникновению школьной дезадаптации и школьных неврозов».
Обратим внимание и на то, что образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Обязательно должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности, необходимо ориентироваться на интересы каждого ребенка. Педагог должен ставить перед собой цель — обеспечение развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.
Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни. Готовность ребенка к школьному обучению определяется физической, личностной, интеллектуальной готовностью. Физическая готовность- состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, физическая и умственная работоспособность. Личностная готовность – определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации к учению, самостоятельность , активность, инициативность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе. Интеллектуальная готовность – развитие образного мышления , воображения и творчества , а также основ словесно- логического мышления: владение средствами познавательной деятельности, децентрацией, родным языком и основными формами речи, элементами учебной деятельности.