«актуальность проблемы развития творчества детей дошкольного возраста»

Консультация «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

«АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу – воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым  обновлением знаний, увеличением их объемов, что требует от сегодняшних дошкольников такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. те качества, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве. Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент времени.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха [5].

Л.Н. Галигузова трактует понятие «детское творчество» как форму активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. Работы современных и зарубежных специалистов (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель) повествуют о том, что творческая деятельность может выполнять терапевтическую функцию, отвлекая подрастающее поколение от грустных, негативных событий, обид, а также снимает нервное напряжение, страхи, стрессы и вызывает радостное, хорошее настроение, и обеспечивает положительное эмоциональное состояние детей. Согласно теории Л.С.Выготского, сущность развития ребенка состоит в его поэтапном погружении в систему человеческой культуры в различных видах деятельности, а также через развитие возможности видеть окружающий мир и взаимодействовать с ним при помощи существующих способов [1].

Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном и общественном». Л.С.Выготский понимал под понятием «творчество или творческая деятельность» то, что является всякой практической или теоретической деятельностью индивидуума, в которой появляются новые (как минимум, для субъекта данной деятельности) результаты (знания, навыки, решения, способы действия, материальные вещи) .

Вопрос состоит в том, как выявить и развить творческие способности детей. Первое, что необходимо для этого сделать, это уделять большое внимание поиску и формированию предпосылок   для развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию данных способностей каждого ребенка, при учете его интересов и наклонностей.

Понятие декоративно – прикладное искусство сформировалось при родовом строе, когда люди украшали себя браслетами и кольцами. Позже появились предметы украшения одежды, а затем жилья. Искусство создавать подобные вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение») [3].

Исследователь русского прикладного искусства М.Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров определенно выделяются два вида изображений – сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений следует, прежде всего, отметить изображения животных и птиц.

Серьезного развития в народном прикладном искусстве и за его приделами достиг орнамент. Орнамент является специально созданным узором, элементы которого ритмично повторяются. Главной характеристикой орнамента является ритм. Ритм, в свою очередь, является определенной упорядоченностью похожих элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов, все это является характерными особенностями работ народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах все в положительных тонах и достаточно красочно.

Образы фантастических птиц, животных и растений, которые изображены на предметах декоративно – прикладного искусства предстают перед ребенком,   как правило, в виде сказочных, и в тоже время, знакомых существующих в жизни птиц и растений.

Декоративно – прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет постоянно искать и находить яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.

В старшем дошкольном возрасте детей, как правило, уже можно знакомить с некоторыми видами народного искусства, а так же научить различать различные его виды по следующим пунктам: содержание материала, средства выразительности, отличительные признаки и т.д.

В качестве примера можно обозначить народные орнаменты. Педагог, в течение года, отбирает несколько видов на свое усмотрение, чтобы показать детям характерные геометрические особенности каждого из орнаментов, принимая во внимание наличие предметов декоративно-прикладного характера в дошкольной организации. Устное повествование разбавляется наглядным материалом, а именно: картинки, открытки, слайды или видео. Сначала внимание уделяется тем предметам, которые рассматривались детьми ранее, в предыдущей группе. Такой метод обоснован тем, что оказывает положительное влияние на детей путем того, что ознакомление с увиденными ранее предметами проходит на качественно новом уровне, выделяются общие детали, и дети обнаруживают то, что ранее не считали существенным, либо требующем внимания.

В геометрическом орнаменте выделяются, в основном, знакомые элементы и их отличительные черты. Внимание уделяется закономерностям, таким как цвет, чередование деталей, ритмичность и структура, а так же симметрия узора. Очень важно обращать внимание на то, с помощью каких именно геометрических элементов изображаются элементы растительные – ягоды, цветы, листья и т.п., таким образом художник или мастер создает образы растительности и природы, не прибегая, однако, к копированию окружающего мира.

На занятиях детей знакомят сначала с одним видом декоративно-прикладного искусства, а потом с 2-3 видами, для сравнения. На занятиях дети знакомятся с предметами декоративно – прикладного искусства, с их изображениями, репродукциями и открытками. Педагог знакомит детей с народной культурой, рассказывает о наиболее значимых фактах – названии, месте, где появился тот или иной элемент культуры, дает понятие о содержании и назначении. В целях эмоционального воспитания, обзор предметов происходит в сопровождении с художественным словом – потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен, например: «Коровушки не простые – глиняные, расписные» (Филимоновская игрушка), «Барыни красивы, да беда – спесивы» (Каргопольская игрушка), и т.д.

Разнообразная организация мероприятий, применение наглядного материала, художественного слова, музыки, создают особую, живую атмосферу, вызывая у детей повышенный интерес.

Список литературы

1.Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1997.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. (М.Просвещение.1991)

3. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. Ростов – на – Дону «Феникс» – 2002..

4. Телегина И.С. Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании старших дошкольников //Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2010. – №1.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2013.

 

 



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее