«Осенний фестиваль знаний 2024»

Активные методы обучения на уроках английского языка

Основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие способности школьника к обучению на иностранном языке. Важным условием является развитие у обучающихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычном общением.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки











АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА



















Методы обучения – один из важнейших компонентов учебного процесса. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Термин «активные методы обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Эпитет «активные» используется с целью противопоставления активных методов обучения традиционным, реализующим точку зрения, где участники учебного процесса поляризованы в своих ролях учащегося и обучающего. Первые являются потребителями готового знания, накопленного и обобщенного в виде теорий, фактов, законов и закономерностей. Активность учащихся сводится к усвоению этих знаний и их последующей репродукции. Позиция школьников может быть оценена как пассивно-потребительская, поскольку знания усваиваются как бы про запас, их использование на практике отсрочено во времени, сам ученик не может выбирать, что, когда и в каком объеме он будет осваивать. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний оказывается мало эффективной.

Новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что он должен грамотно направлять деятельность учащихся. В чем изменяется роль ученика? Ученик становится активным участником учебного процесса. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Следовательно, активными методами обучения следует называть те методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям: по количеству учащихся, по характеру учебно-познавательной деятельности и другие. Активные методы подразделяют на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые методы применимы одновременно к некоторому числу учеников (группе), индивидуальные – к конкретному ученику. По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения А.М. Смолкин предлагает делить на имитационные и неимитационные. Имитационные методы, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. Имитационные игровые методы подразделяются на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации. Имитационные не игровые: анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции, решение задач и так далее. Неимитационные: дискуссии, активные проблемные лекции, решение проблемных ситуаций [10, c.74].

Следует отметить, что большинство активных методов обучения могут использоваться как самостоятельное мероприятие, так и являться необходимым элементом других методов. Например, дискуссия – это и самостоятельный метод, и часть деловой игры, «круглого стола».

Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты четко определили приоритеты общего образования, назвав главными задачами школы духовно-нравственное развитие, овладение ключевыми компетенциями и формирование универсальных учебных действий. Выведение учащегося на позицию активного, самообучающегося субъекта требует применения технологий, создающих эмоционально комфортную, мотивирующую и творческую обстановку.

Технология активных методов обучения (технология АМО) эффективно решает поставленные перед образованием задачи, в том числе и на уроках английского языка.

Во-первых, она предполагает интенсивное групповое взаимодействие, эффективную коммуникацию и способствует формированию УУД личности (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных). Работа в команде, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

Во-вторых, технология АМО способна обеспечить высокую степень мотивированности учащихся к изучению иностранного языка, их включенности в процесс активной коммуникации на иностранном языке за счет игрообучения.

Одним из главных преимуществ активных методов обучения является то, что они как нельзя лучше помогают создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу психологической комфортности, ориентации на успех каждого учащегося, что значительно повышает эффективность урока.

Структура урока с применением технологии АМО соответствует структуре урока с применением системно-деятельностного подхода, который положен в основу стандартов нового поколения. Она включает в себя следующие основные этапы: инициация (приветствие, знакомство); вхождение или погружение в тему (определение целей урока, ожиданий и опасений обучающихся ); работа над темой (интерактивная лекция, проработка содержания темы в группах); релаксация, эмоциональная разрядка; рефлексия, подведение итогов.

Для учителя очень важно проработать все этапы, создать законченную картину урока и тем самым обеспечить системность и целостность образовательного процесса.

К активным методам обучения можно отнести использование игр и игровых ситуаций, введение проблемной ситуации в урок, метод проекта, использование ИКТ и другие.

А теперь остановимся на активных методах обучения английскому языку.

Под творческими заданиями на уроках английского языка мы понимаем такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого активного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придаёт смысл обучению английскому языку, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное «правильное» решение, основанное на своём персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса, включая учителя. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для учителя, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

  • является практическим и полезным для учащихся;

  • связано с жизнью учащихся;

  • вызывает интерес у учащихся;

  • максимально служит целям обучения.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем всё более сложные задания.

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она даёт всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Всё это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе – неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как ажурная пила, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др. При организации групповой работы на уроках английского языка, следует обращать внимание на следующие её аспекты:

  • убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать – учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания;

  • стараться сделать свои инструкции максимально чёткими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень чётких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках;

  • предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

Например, при изучении частей тела в начальных классах можно дать нарисовать несуществующее животное, описание которого будет указано в карточке на английском языке.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.

Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно - вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

  • создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

  • тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.

Как известно, движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения - самый важный компонент деятельности учителя при организации обучающих игр.

Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Например, на уроках в начальных классах для запоминания новых лексических единиц можно использовать игру «Снежный ком» или «игру с мячом».

Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка является проектная методика. Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

Работа над проектом включает несколько этапов.

На первом этапе обсуждаются содержание и характер проекта, способы сбора необходимой информации. Формируются микрогруппы с учетом психологической совместимости партнеров, уровня владения языком, возможности лидерства, творческих способностей и т.д. Учащиеся выбирают роль, которую они играют в проекте: фотографы, художники, оформители, рекламных агенты, авторы, поэты и т.д. Распределяются задачи по группам и обсуждаются способы их решения.

На втором этапе проводится работа по выполнению проекта.

Обучающиеся ставят задачи и решают их, например:

  • учиться читать тексты, извлекать из них нужную информацию, использовать полученные сведения в работе;

  • учиться обмениваться информацией с партнерами;

  • учиться писать сочинение с опорой на образец, используя слова и выражения из "полезного словаря", созданного путем коллективной учебной деятельности;

  • учиться составлять ребусы, кроссворды и т.д.

Практическая деятельность учащихся заключается в следующем:

  • посещение медиакабинета с целью получения более полной информации о проекте как на русском, так и на английском языке;

  • создание фотоколлекции по теме проекта;

  • создание "полезного словаря" (ученики, читая тексты на английском языке, выбирают и выписывают на большой лист бумаги слова и выражения, которые пригодятся им при написании своих сочинений);

  • подготовка собственных письменных рассказов на тему проекта, на основе прочитанных и проанализированных текстов, предложенных учителем;

  • подборе песен, стихов, шуток, ребусов, кроссвордов, посвященных теме проекта;

  • составление своих собственных кроссвордов;

  • демонстрация собранного творческого материала в форме альбома.

Завершающий этап - презентация проектной работы. Она проходит в школе в рамках недели иностранных языков.

При работе над проектом английский язык выступает как средство, при помощи которого учащиеся получают необходимые им сведения и выражают свои мысли.

Учитель продумывает формы организации учебной деятельности, обращая внимание на то, чтобы каждый ребенок принимал участие в проекте в меру своих сил.

На разных этапах выполнения данного проекта участники работают в микрогруппах, в парах, коллективно, индивидуально. В микрогруппах учащиеся готовят фотографии, рисуют, оформляют, собирают информацию, составляют кроссворды и т.д. В парах они читают тексты на английском языке и коллективно составляют "полезный словарь". Над сочинением работают индивидуально.

Оценка проектной работы - тоже нелегкое дело. Язык - это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Я считаю, оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.

Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий. Поэтому я никогда не исправляю ошибки в конечном варианте проекта (или, по крайней мере, не делаю этого чернилами). Обычно советую ученикам делать черновой вариант работы, который обязательно проверяю.

Нужно помнить, что любой проект - это только часть общего объема работы, которую ребята выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность учитель может в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность всем учащимся по-новому раскрыть себя независимо от уровня владения языком, учит их приемам сотрудничества и взаимодействия в работе, помогает развивать творческие способности и навыки исследования.

Считаю, что проектная методика является эффективным приемом организации учебной деятельности и повышения мотивации изучения английского языка.

Прием Jigsaw («Ажурная пила») был разработан профессором Э.Аронсоном в 1978 году. В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила».

Учащиеся объединяются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе.

Учащиеся заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, это может отразиться на общей итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Вопросы может задавать не только учитель, но и члены других групп. Ученики одной группы вправе дополнять ответ своего товарища. В конце цикла все учащиеся могут проходить индивидуальный контроль в форме контрольного среза. В этом случае результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается. Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала.

Таким образом, учащиеся систематизируют знания по изученной теме и тренируют лексический материал. Также на заключительном этапе можно предложить учащимся выполнить тест. Результаты суммируются и выставляется оценка всей группе, либо называется лучшая группа. Использование данного приема возможно также при работе с лексикой или с учебным текстом. При изучении грамматики хорошо использовать эту методику. Например, при изучении темы Present Simple классу предлагается заполнить таблицу:

The Present Simple

1.Случаи употребления

Действие происходит постоянно

Действие повторяется

2.Указатели

Always, usually, every day

Sometimes, often

3.Схемы






+

V, Vs

_

No,

he, she, it - doesn’t V

I, you, we, they - don’t V



?

Do I, you, we, they V ?

Does he, she, it V?


Группы получают разные задания – одна группа заполняет случаи употребления, вторая указатели, третья схемы. Затем группы переформируются так, чтобы в каждой был представитель 1,2,3 групп, который выполняет роль эксперта. Составляется общая карта, которой учащиеся пользуются дальше. Таблица заполняется на основе анализа предложений, которые заранее подготовлены учителем.

Менее затратным по времени, которое уходит на подготовку карточек, заданий является традиционный способ – объяснение правила, тренировка, контроль. Но составленное самими учащимися правило – это ли не мотивация для того, чтобы его знать и уметь применять?!

Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Суть этого приема заключается в следующем:

  1. Выделить смысловые единицы темы и их графически оформить в определенном порядке в виде «грозди» - схемы.

  2. Выделить главную смысловую единицу (тему);

  3. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);

  4. Конкретизировать фактами и мнениями.

Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

  1. Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости).

  2. Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

  3. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

  4. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

  5. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Прием составления «Ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “MindMap”). Термин было предложен Тони Бьюзеном, который много сделал для продвижения технологии использования таких карт в образовании и управлении.

Иногда в русских переводах термин “MindMap” представлен следующими вариантами: «карта ума», «интеллект карта», «идейная сетка», «карта памяти», «ментальная карта».

Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой. Карта позволяет охватить всю ситуацию в целом, а также удерживать одновременно в сознании большое количество информации, чтобы находить связи между отдельными участками, запоминать информацию и быть способным воспроизвести ее даже спустя длительный срок.

Вариантом ментальной карты является «Рыбья кость» - «Fishbone». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних -ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть проблемы. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном, а о конкретном решении данной проблемы.

«Карусель» –метод работы, в процессе которого образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Использование данного метода позволяет эффективно отрабатывать этикетные диалоги.

Реализация приема «идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:

1. Каждому члену микрогруппы (по 4-5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.

2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются.

3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.

4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список.

Прием «Аквариум» представляет собой «спектакль», где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют ее. Текст диалога может быть любым. Роли может предлагать как сам учитель, естественно втайне от зрителей, либо сами ученики могут выбрать себе роль.

Прием «Броуновское движение» предполагает движение учеников по классу с целью сбора информации по предложенной теме, параллельно отрабатывая изученные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов – заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы и следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

Метод «Мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Вариантами использования данного метода на уроке иностранного языка могут быть следующие:

1. Начинать урок с мозгового штурма в качестве речевой зарядки –

WarmingUp («разогрев»), задавая учащимся вопросы: What are your associations with …?

What do you associate with …? What immediately comes into your mind when you hear …?

2. Предложить ученикам расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят им в голову по той / иной теме / проблеме.

3. Мозговой штурм как интерактивный прием организации группового обсуждения на предтекстовом этапе. Использование данного приема предполагает пошаговую реализацию.

Шаг 1 - разминка (длится 3 минуты). На протяжении нескольких уроков изучается тема. Учитель предлагает провести брейнсторминг при участии всех учеников группы и назвать как можно больше идей, которые ассоциируются у них с данной темой. Составляется ментальная карта (кластер).

Шаг 2 – объединение учащихся в мини-группы.

Шаг 3 – работа в мини-группах в течение 7 минут. Учитель четко излагает проблему или вопрос, требующий решения. Так, например, можно предложить провести в мини-группах брейнсторминг по проблеме текста, который предстоит прочесть ученикам. Задача учащихся – высказать и записать как можно больше идей (даже самых абсурдных), а затем после прочтения текста сделать вывод.

Метод «Поздоровайся локтями»: поздороваться как можно с большим числом членов группы, назвав по-английски свое имя и коснувшись друг друга локтями, что способствует созданию неформальной обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися.

Очень хорош метод «Комплименты», который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Учитель спрашивает детей, как они себя чувствуют, и просит их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению. Интерпретация цветов дана на слайде или на доске, например: orange – happy, glad (довольный, радостный) и т. д. После этого учитель говорит, что настроение в группе различное и предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент на английском языке.

Метод «Кто ты?» позволяет учащимся рассказать о себе, что одновременно может рассматриваться как речевая зарядка. Необходимо заранее собрать много разных мелких предметов (или картинок с изображением предметов) и положить их в коробку. Каждый учащийся должен выбрать три предмета и сказать, что его связывает с этими предметами. Например: один ученик взял игрушечную собачку, мяч и солнечные очки. Он может сказать о себе следующее: I like dogs. I like to play football. I like summer. Учащиеся по очереди выбирают предметы и рассказывают о себе. Это упражнение можно изменить, например, предложив учащимся рассказать о своём настроении на данный момент или о планах на будущее.

Для начала урока хорошо использовать метод «Летающие поговорки»: Учащимся раздаются карточки с поговорками таким образом, чтобы одним досталось начало поговорки, а другим — окончание. Ребята должны объединиться в команды и сопоставить части поговорок. Данный метод даёт возможность развивать лексические, словопроизносительные навыки.

Метод «Ассоциаций» позволяет задействовать образное мышление, память. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли.

Метод «Угадай тему»: учащимся предлагаются фрагменты нескольких паззлов. Необходимо найти недостающие фрагменты у одноклассников, сформировать группы и собрать паззлы. Затем учащимся предлагается угадать тему урока на основании картинок, которые у них получились. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой – туча, у третьей – дождь. Тема урока — «Погода».

Метод «Голоса» предлагает учащимся догадаться, чьи голоса звучат на записи, и определить тему урока.

Метод «Иллюстрация»: Учитель заранее скачивает фильм. После просмотра фильма и обсуждения участники формулируют тему урока и его цели.

Метод «Фруктовый сад» — универсальный метод. Необходимо заранее подготовить два плаката с нарисованными яблоней и лимонным деревом. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Учитель предлагает детям попробовать определить, чего они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т. д. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель зачитывает результаты. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.

Метод «Прогноз»: Учитель предлагает ученикам сделать свой прогноз на конец урока, предположить, как они будут себя чувствовать, что они будут знать или не знать, что они будут уметь или не уметь делать. Для этого учащиеся выбирают варианты, данные в таблице, или дополняют таблицу своими вариантами. Далее учитель опрашивает детей, которые желают поделиться своими ожиданиями и опасениями.

Метод «Дерево»: Необходимо заранее схематично нарисовать на доске дерево; приготовить желтые и зеленые листочки с двухсторонним скотчем на обратной стороне. Каждый ученик получает два листочка: зелёный и жёлтый. На зелёном дети пишут, чего они ждут от урока, а на жёлтом — чего опасаются. Готовые листочки учащиеся сохраняют у себя до конца занятия. В конце урока ребята приклеивают свои листочки на дерево: зелёные — со сбывшимися ожиданиями или жёлтые — со сбывшимися опасениями. Если на дереве окажется больше зелёных листьев, то цели урока достигнуты. Если дерево «пожелтеет», значит, в проведении урока были допущены ошибки.

Метод «Следопыты» направлен на то, чтобы научить ребят работать с различными источниками информации. Учитель вывешивает плакат или пишет на доске тему урока. Например, «Faces of London» («Достопримечательности Лондона»). Далее учащимся предлагается вспомнить основные объекты, которые связаны с этой темой: музеи и художественные галереи, исторические здания, королевские дворцы, соборы, парки и т. д. и записать их на доске. Далее переходим к проработке содержания темы.

Метод «Карусель» направлен на раскрытие содержания темы и закрепление полученных знаний. Для использования данного метода необходимо подготовить различные источники информации: вырезки из газет и журналов, материалы из интернета, аудиозаписи, видеофрагменты. Каждая группа собирает информацию об определённых достопримечательностях. Одна группа слушает аудиозапись, находит ответы, записывает на доске. Другая группа выделяет необходимую информацию из текста, третья — из видеофрагмента, четвертая ищет ответы в интернете. Все ответы записываются на доске, дополняя друг друга. Затем полученные результаты озвучиваются и подводятся итоги.

Метод «Хвастун» используется для тренировки грамматических навыков в устной речи. Необходимо подготовить карточки с названиями временных форм английского языка, возможен также вариант без вспомогательных средств. «Хвастун» вытягивает себе время, в котором он должен придумать предложение. Остальные должны опровергнуть его утверждение (составить отрицательное предложение) или выразить удивление (задать общий вопрос). Если «хвастун» ошибается, тот, кто его поправил, становится «хвастуном».

Метод «Светофор» используется для работы с грамматикой. Учащиеся поднимают красные и зелёные карточки, выбирая правильные грамматические формы.

Метод «Станьте любознательными» можно использовать для работы с текстами. После прочтения текста учащиеся по цепочке говорят: «Я прочитал…», «Я знал…», «Я узнал…».

Игра «Мим»: Учащиеся по очереди должны изобразить любое время года без слов. Другие должны угадать это время года.

Динамическая пауза «Отдохни с пользой». Учитель объясняет, например, для закрепления лексики по теме «Цвета», что если он назовёт зелёный предмет, учащиеся должны встать, если красный — сесть, желтый — хлопнуть в ладоши, голубой — подпрыгнуть.

В заключение необходимо отметить, что все активные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем.

Практика показывает, что использование активных методов и приемов на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.

В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьников.

Таким образом, применение активных методов обучения на уроках обеспечивает высокий уровень заинтересованности учащихся, их познавательной и творческой активности, позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика. Это, в свою очередь, помогает сделать процесс обучения насыщенным, качественным, эффективным и психологически комфортным не только для обучающихся, но и для педагогов.










































Литература

  1. Балаев А.А. Активные методы обучения. - М., Профиздат, 1986.

  2. Локалова Н.П. Школьная неуспевемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. СПб.: Питер, 2009. -

  3. Панина Г.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова; Под ред. Т.С.Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.

  4. http://fb.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii-klassifikatsiya-po-g-k-selevko-klassifikatsiya-sovremennyih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-dou-po-fgos-tablitsa

  5. https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/podborkapiedaghoghichieskikhpriiemovdliaformirovaniiakommunikativnykhuud

  6. http://pedsovet.su/template/48258

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  8. Никитенко З.Н. Создание эффективной образовательной среды при обучении младших школьников иностранному языку.//Иностранные языки в школе – 2008, №4.

  9. Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке.// Иностранные языки в школе – 2008, №4.

  10. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.//Москва «Просвещение» 2000.

  11. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка.// Иностранные языки в школе – 2008, №3.

  12. Гришанова И.А. Актуализация ситуации успеха при обучении иностранному языку младших школьников.// Иностранные языки в школе – 2008, №2.

  13. Борисова Е.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе.// Иностранные языки в школе – 2008, №3.

  14. Губанова М.И. Как помочь учиться правильно. //Начальная школа – 2010, №2.

  15. Зимняя И.А. Педагогическая психология.//И.А.Зимняя –Ростов н/Дон, 1997.

  16. Смолкин, А.М. Формирование мотивации учения: КН. Для учителя /А.М. Смолкин. –М.:Просвещение,1990.–242с.

  17. Полат Е. С. Метод проекта на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе . - 2000. - №2,3.

  18. http://iyazyki.prosv.ru/2015/09/methods-learning-english/

  19. http://pedsovet.su/load.




10


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее