Активизация лексического материала на уроках английского языка
Работа на основе действующей программы предусматривает владение учащимися к концу школьного курса устной речью на уровне, обеспечивающем свободное употребление в процессе общения лексического материала, предусмотренного программой.
Опыт показывает, что данная установка программы может быть успешно реализована, если руководствоваться положением педагогики об обучающей и контролирующей функции учебного процесса. Согласно данным теории и практики преподавания обучающий контроль лексических навыков практически можно осуществлять при 1) целенаправленном управлении активизацией нужного языкового материала в устной речи и чтении; 2) реализации межпредметных и межаспектных связей; 3) использовании языкового материала как средства контроля других объектов.
Эффективным средством реализации данных положений педагогики и методики является работа с художественными текстами на уроках иностранного языка.
Это даёт учителю возможность успешно реализовать межпредметные и межаспектные связи, т. е. использовать в учебно-воспитательном процессе сведения, полученные школьниками из таких учебных предметов, как литература, история, география, иностранный язык. Комплексное использование этой обширной информации позволяет усилить идеологическую направленность учебной работы, a в плане совершенствования речевых умений учащихся обеспечивает варьирование речевых ситуаций и создает тем самым условия для переноса лексических речевых навыков. Как это осуществить практически? При составлении учебных заданий к текстам следует включать лексический материал, освоенный ранее. Так программируется активизация и контроль лексики.
Активизация и контроль лексики осуществляются в процессе обсуждения содержания материала. Показателем усвоения нужной лексики является употребление ее учащимся в новой ситуации в соответствии с коммуникативным заданием на основе прочитанного.
Однако следует отметить, что управление активизацией нужного языкового материала в неподготовленной речи является в методическом плане очень сложной задачей, ибо актуализация его в речевых высказываниях учащихся с психологической точки зрения вызывает определенные трудности. Ведь, как известно, речевое поведение разных людей в одной и той же ситуации, при одних и тех же стимулах может проявляться по-разному. Это предъявляет определенные требования к педагогическому управлению речевыми действиями школьников: создание учителем соответствующих внешних обстоятельств для их высказывания; определение им темы и целей
высказывания; создание четкой установки, стимулирующей выбор соответствующего языкового оформления. Учителю нужно внимательно следить за речью ученика, управлять ею с помощью гибко варьируемых вопросов и умело создаваемых речевых ситуаций, стимулировать его к употреблению активизируемой языковой единицы. Методически правильно сформулированные вопросы и правильно созданные речевые ситуации облегчают школьнику отбор необходимых языковых средств.
В VIII классе мы обращаем особое внимание на повторение, контроль и систематизацию активной лексики, ибо объем знаний учащихся, уровень их практической подготовки по иностранному языку, характер языкового материала, содержательной информации УМК и большее (чем в IX Х классах) количество уроков в неделю создают благоприятные условия для осуществления межпредметных связей.
По теме «Село и сельскохозяйственные работы» с целью проверки понимания прочитанного и повторения активной лексики учащимся предлагается такое такое задание;
As you see from this text, in the early days s of history the Britons did not live in big towns because there were no big towns on the British Isles at that time. Where did people live and what did they do and have at that time?
Предполагается, что ученики обратятся к первому абзацу текста, в котором говорится о том, где жили и чем занимались местные жители (бритты) в далекие времена. В своих развернутых ответах школьники используют активную лексику по теме «Село и сельскохозяйственные работы» в новых сочетаниях: in the early days of, in small villages, along the rivers, near the sea; to catch fish; to grow wheat; to have pigs, cows and sheep; to make things of wool and metal; to sell things to somebody; in the meadows; on the sides of the mountains.
Приведем пример монологического высказывания учащихся:
In the early days of history England was known as Britain and the people who lived there were the Britons. They lived in s small villages along the rivers or near the sea. There were no big towns there at that time. The Britons caught fish, grew wheat and had many pigs, cows and sheep in the meadows and оn the sides of the mountains. They made things of wool and metal and sold them to the people who came across the sea.
Если школьники не могут составить законченное связное высказывание, или испытывают при этом лексические трудности, учитель задает наводящие вопросы типа:
Where did the Briton's live?
Why did they live in small villages? What did they do? What did they grow? What did they keep in the meadows and on the sides of the mountains? What did they make things of? What did they do with these things?
Можно организовать управляемую беседу в форме ответов на вопросы в режимах: учитель-класс, ученик-класс, ученик ученик (парная работа). Выбор режима работы зависит, естественно, от уровня подготовки учащихся. Приведем в качестве примера возможные варианты вопросов к данному тексту. Who attacked the Britons? Why couldn't the Britons defend their country free for a long time?
What did the enemy take from the Britons? Why couldn't the Britons defeat their enemies? Who became the strongest tribe? Why were the Angles and the Saxons called Anglo-Saxons?
But were the Angles and the Saxons happy living together? Were they peace-loving people? Read out some sentences from the text, to prove what you say.
Учитель заранее готовит также схему- программу для высказываний учащихся. Эти два фактора создают благоприятные условия для повторения и активизации лексического материала в новых речевых ситуациях, облегчают правильное построение высказываний учащихся в композиционном плане.
Приводим образец схемы-программы для высказываний учащихся по данной теме. Она заранее раздаётся детям. Школьники могут, воспользоваться записанными здесь же опорами . Пропуски в начале отдельных предложений не представляют трудности и заполняются без опор.
CAMBRIDGE UNIVERSITY
При ответе на вопросы ребята могут пользоваться представленными опорами:
to pay for; many great men (Cromwell, Newton, Byron, Tennyson, Darwin); the great Russian scientist I. P. Pavlov; a toy dog; many famous scientists (Rutherford, Kapitza and others). Is education free there? Who studied there? Who came to Cambridge from Russia? What did the students give I. P. Pavlov as a present? Who worked there?
После этого учитель предлагает школьникам рассказать о Московском государственном университете. Схема-программа, использованная ранее, дополняется в данном случае сведениями об МГУ и о преимуществах системы высшего образования в нашей стране.
Учащимся предлагается текст о жизни и деятельности английского писателя Джеймса Олдриджа и отрывок из его романа "Signed with Their Honour". Самостоятельная работа учащихся с текстом предваряется таким заданием:
Great Britain's oldest universities are (Oxford, Cambridge) … was founded … (in 1284) The first college was built … (in 1284) … is situated … (on the river Cam) … takes its name … . (from this river) The oldest buildings and libraries are . … (in the centre of the city)
Ask your friend the following questions about … many museums … . (in the old university James Aldridge's life and his literary and city) social activity: In olden days (в старые времена) When and where was James Aldridge born? students' life was… (strict) They were not allowed …, to dance, (to play games, he get his education? At what age did he begin to work? What did he do during World War II? Many teachers and students … . (live there now) What was he always interested in? …is known … … great centre of science) (all, over the world, What is J. Aldridge famous for? What books has he written? What are his books about? Young men wore … (dark blue or black clothes) Is he active in public life?
Во всех вопросах употреблены слова, словосочетания и грамматические структуры, составляющие активный минимум учащихся и отработанные ранее. Теперь они повторяются и активизируются в новой речевой ситуации. Одновременно проверяется понимание прочитанного текста и повторяется активный языковой материал. Ученики работают в парах, задавая друг другу эти вопросы. Затем один из них рассказывает (по просьбе учителя) все, что он знает о Джеймсе Олдридже. Ответы на все вопросы в данной последовательности составляют в целом законченный рассказ; в нем используется языковой материал.
Описанный в статье подход к повторению и контролю лексики обеспечивает активизацию языкового материала непосредственно в речи, дает учителю надежную информацию об уровне сформированности лексических навыков и возможность оперативно вносить в учебный процесс необходимые коррективы.
И сам процесс контроля становится внешне менее заметным, тем самым снижается психическая напряженность на уроке. Предоставленная таким образом возможность употреблять в самостоятельных высказываниях ранее освоенные языковые единицы вызывает у школьников положительные эмоции.
Умение объединять обучающую и контролирующую функции урока на основе межпредметных и межаспектных говорит о педагогическом мастерстве учителя.