ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Закона РФ «Об образовании»;
Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Адаптированная рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района для учащихся с умственной отсталостью.
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар., изд. центр ВЛАДОС, 2011. — Сб. 1. — 224 с.
УМК:
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. «География». 8 класс.- М.: Просвещение, 2016 г.
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. Приложение к учебнику «География». 8 класс.- М.: Просвещение, 2016 г.
Рабочая программа адресована обучающимся 8 класса средней общеобразовательной школы, учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья с легким нарушением интеллекта, составлена с учетом психофизических особенностей обучающих. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта: учащиеся учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».
География как учебный предмет в специальной в коррекционном обучении имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
Цель: развитие и коррекция познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.
показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
помочь усвоить правила поведения в природе.
формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
формирование и отработка практических навыков и умений.
Коррекционно-развивающие:
коррекция недостатков умственного развития учащихся;
учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
расширять лексический запас, развивать связную речь.
Воспитательные:
воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;
содействовать, эстетическому, экологическому патриотическому воспитанию.
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе
Используемые технологии:
личностно-ориентированные;
разноуровневого и дифференцированного подхода;
здоровьесберегающие;
игровые;
ИКТ.
Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- итоговые и текущие.
Промежуточная аттестация проходит на основе индивидуальных разноуровневых заданий.
На изучение предмета в 8 классе по учебному плану выделено 2 часа в неделю 68 часов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;
особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения;
названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).
Учащиеся должны уметь:
показывать на географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику;
определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;
давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и картины;
находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;
выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей учащихся).
Содержание программы учебного курса.
Введение (1 ч).
Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.
Мировой океан (7 ч)
Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Сравнение размеров океанов (математика). Практические работы: Обозначение океанов на контурной карте полушарий. Составление схемы хозяйственного использования океанов.
Африка (10 ч)
Географическое положение и очертания берегов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа, климата и природных условий Африки. Растительность и животные тропических лесов. Растительность и животные саванн и пустынь Африки. Население Африки. Государства Африки, их столицы (Египет, Эфиопия, Танзания, Др Конго, Нигерия, ЮАР — по выбору учителя). Практические работы: Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек, изученных государств.
Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Австралия (7 ч)
Географическое положение и очертания берегов. Острова. Особенности рельефа, климата. Растительность и животные Австралии. Охрана природы. Население Австралии (коренное и пришлое). Города: Канберра, Сидней и Мельбурн. Океания. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая. Практические работы: Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра. Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Антарктида (5 ч)
Географическое положение. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Особенности природы Антарктиды. Современные исследования Антарктиды.
Практические работы: Обозначение на контурной карте изучаемого материка .Составление альбома иллюстраций по теме «Антарктида».
Северная Америка (7 ч)
Открытие Америки. Географическое положение. Рельеф. Климат. Реки и озера. Природа Северной Америки. Население и государства. США. Географическое положение. Столица. Население. Канада. Мексика. Куба. Географическое положение. Столицы. Основные занятия населения.
Практические работы: Обозначение на контурной карте Карибского моря, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер. Нанесение изученных государств и их столиц.
Южная Америка (10ч)
Географическое положение Южной Америки. Рельеф. Климат. Реки Южной Америки. Природа Южной Америки. Население и государства. Бразилия, Аргентина, Перу.
Практические работы: Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской равнины, гор Анды, реки Амазонка. Нанесение изученных государств и их столиц.
Евразия (21 ч)
Евразия. Географическое положение. Условная граница между Европой и Азией. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат Евразии. Реки и озера Евразии. Растительность и животные Евразии. Международное сотрудничество в охране природы. Население Евразии. Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные (естествознание). Распад СССР, бывшие союзные республики — государства ближнего зарубежья. Охрана природы — всемирная проблема. Международные законы об охране природы (история).
Практические работы: Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские),полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракум, Кызылкум), изученных государств Евразии и их столиц.
Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.
Запись в тетради названий растений и животных.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Коррекционная работа | Виды/формы контроля | |
по плану | по факту | |||||
1 |
|
| Что изучает география материков и океанов. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Коррекция пространственной ориентировки через работу с картой и глобусом. | Работа с текстом и физической картой |
2. |
|
| Мировой океан. | Урок открытия нового знания | Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником. | Работа по карточкам |
3. |
|
| Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. | Урок общеметодо-логической направленности | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ) | Работа с иллюстрациями Беседа Работа с книгой |
4. |
|
| Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. | Урок общеметодо-логической направленности | Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты). Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. | |
5. |
|
| Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. | Урок открытия нового знания | Работа с иллюстрациями Беседа Работа с книгой | |
6. |
|
| Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Работа с иллюстрациями Беседа Работа с книгой | |
7. |
|
| Современное изучение Мирового океана | Урок открытия нового знания | Работа с картой. Работа в тетрадях | |
8. |
|
| Обобщающий урок « Мировой океан » | Урок повторения и обобщения изученного материала. | Работа с иллюстрациями Беседа Работа с книгой | |
9 |
|
| Географическое положение, очертание берегов, острова и полуострова. | Урок общеметодо-логической направленности | ||
10 |
|
| Разнообразие рельефа, климата и природных условий. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Работа с картами и книгой. Нанесение географических объектов на контурную карту.
| |
11 |
|
| Растения тропических лесов | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ) Развитие речи, обогащение активного словарного запаса. Коррекция мыслительных операций через установление причинно - следственных связей | Коллаж по теме: «Африка»
|
12 |
|
| Животные тропических лесов | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Фронтальная беседа. Работа в тетрадях, запись названий животных | |
13 |
|
| Растительный мир саванн. | Урок открытия нового знания | Коллаж по теме: «Африка»
| |
14 |
|
| Животный мир саванн. | Урок открытия нового знания | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. | Коллаж по теме: «Африка»
|
15 |
|
| Растительный и животный мир пустынь | Урок общеметодо-логической направленности | Коллаж по теме: «Африка»
| |
16 |
|
| Население. Жизнь и быт народов. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Работа с иллюстрациями Беседа Работа с книгой | |
17 |
|
| Государства, их столицы: Египет. Эфиопия, ЮАР. | Урок общеметодо-логической направленности | Работа с картой. Работа в тетрадях | |
18 |
|
| Обобщающий урок. Африка | Урок повторения и обобщения изученного материала. | Коррекция долговременной памяти и зрительного восприятия, проведение операций анализа, сравнения и синтеза. Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция долговременной памяти и зрительного восприятия, проведение операций анализа, сравнения и синтеза. Коррекция мыслительных операций через установление причинно - следственных связей.
Коррекция долговременной памяти и зрительного восприятия, проведение операций анализа, сравнения и синтеза.
| |
19 |
|
| Географическое положение, очертания берегов, острова. | Урок общеметодо-логической направленности | Работа с картой. Работа в тетрадях | |
20 |
|
| Природные условия, поверхность, климат. Реки и озёра. | Урок общеметодо-логической направленности | Работа с иллюстрациями Беседа Работа с книгой | |
21 |
|
| Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Работа с картой. Работа в тетрадях | |
22 |
|
| Растительный и Животный мир. Охрана природы | Урок открытия нового знания | Работа с иллюстрациями Беседа Работа с книгой | |
23 |
|
| Население (коренное и пришлое). | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Работа с иллюстрациями Беседа Работа с книгой | |
24 |
|
| Государство. Австралийский Союз. Города Канберра. | Урок открытия нового знания | Работа с картой. Работа в тетрадях | |
25 |
|
| Обобщающий урок. | Урок повторения и обобщения изученного материала. | Работа с картами и книгой. Нанесение географических объектов на контурную карту. | |
26 |
|
| Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс. | Урок общеметодологической направленности | Работа с картой. Работа в тетрадях | |
27 |
|
| Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. | Урок открытия нового знания | Работать с текстом. Показ маршрута по карте. | |
28 |
|
| Особенности природы, её поверхность и климат. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | ||
29 |
|
| Растительный и животный мир. Охрана природы. | Урок открытия нового знания | ||
30 |
|
| Изучение Антарктиды учёными разных стран. | Урок повторения и обобщения изученного материала. | ||
31 |
|
| Открытие Америки | Урок общеметодо-логической направленности | Работать с текстом. Показ маршрута по карте. | |
32 |
|
| Географическое положение, очертание берегов. Острова | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Работа с картой. Работа в тетрадях | |
33 |
|
| Природные условия. Рельеф. Климат. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Работа с картой. Работа в тетрадях | |
34 |
|
| Реки и озёра. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Работа с картой. Работа в тетрадях | |
35 |
|
| Растительный и животный мир | Урок открытия нового знания | ||
36 |
|
| Население и государства. | Урок общеметодо-логической направленности | ||
37 |
|
| Соединенные Штаты Америки. Канада. Мексика. Куба. | Урок открытия нового знания | Работа с картой. Работа в тетрадях | |
38 |
|
| Географическое положение, очертание берегов. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Коррекция мыслительной деятельности через сравнение и анализ. Коррекция памяти – воспоминание, сравнение, вывод. Развитие речи, обогащение активного словарного запаса. | Работа с картой. Работа в тетрадях |
39 |
|
| Природные условия, рельеф, климат. | Урок открытия нового знания | Работа с картами и книгой. Нанесение географических объектов на контурную карту. | |
40 |
|
| Реки и озёра. | Урок повторения и обобщения изученного материала. | Работа с картой. Работа в тетрадях | |
41 |
|
| Растительный мир тропических лесов. | Урок общеметодологической направленности | ||
42 |
|
| Животный мир тропического леса. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Коррекция памяти – воспоминание, сравнение, вывод. Развитие речи, обогащение активного словарного запаса. Коррекция долговременной памяти и зрительного восприятия, проведение операций анализа сравнения и синтеза. | |
43 |
|
| Растительный мир пустынь, саванн и горных районов. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | ||
44 |
|
| Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Коррекция памяти – воспоминание, сравнение, вывод. | Работа с картами и книгой. Нанесение географических объектов на контурную карту.
|
45 |
|
| Население (коренное и пришлое). | Урок открытия нового знания | Коррекция мыслительной деятельности через сравнение и анализ. Развитие речи, обогащение активного словарного запаса. | Работа с картой. Работа в тетрадях |
46 |
|
| Крупные государства (Бразилия, Перу, Аргентина), их столицы. | Урок общеметодо-логической направленности | ||
47 |
|
| Обобщающий урок. Часть света – Америка. | Урок повторения и обобщения изученного материала. | Работа с картами и книгой. Нанесение географических объектов на контурную карту. | |
48 |
|
| Евразия - величайший материк земного шара. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Работа с картой. Работа в тетрадях | |
49 |
|
| Очертания берегов Евразии. | Урок открытия нового знания | Коррекция мыслительной деятельности через сравнение и анализ. | Работа с картой. Работа в тетрадях |
50 |
|
| Крупнейшие острова | Урок повторения и обобщения изученного материала. | Коррекция памяти – воспоминание, сравнение, вывод. | Работа с картой. Работа в тетрадях |
51 |
|
| Крупнейшие полуострова. | Урок общеметодо-логической направленности | Коррекция памяти – воспоминание, сравнение, вывод. Развитие речи, обогащение активного словарного запаса. | Работа с картой. Работа в тетрадях |
52 |
|
| Разнообразие рельефа, природные условия Европы. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Работа с картой. Работа в тетрадях | |
53 |
|
| Полезные ископаемые Европы. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Работа с картами и книгой. Нанесение географических объектов на контурную карту.
| |
54 |
|
| Разнообразие рельефа, природные условия Азии | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | ||
55 |
|
| Полезные ископаемые Азии. | Урок открытия нового знания | Коррекция долговременной памяти и зрительного восприятия, проведение операций анализа, сравнения и синтеза. | |
56 |
|
| Типы климата Евразии. | Урок общеметодологической направленности | Коррекция мыслительной деятельности через сравнение и анализ. | |
57 |
|
| Водные ресурсы Европы, их использование. | Урок открытия нового знания | Коррекция мыслительной деятельности через сравнение и анализ. Коррекция памяти – воспоминание, сравнение, вывод. Коррекция долговременной памяти и зрительного восприятия, проведение операций анализа, сравнения и синтеза. | Работа с картами и книгой. Нанесение географических объектов на контурную карту.
|
58 |
|
| Водные ресурсы Азии, их использование | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | ||
59 |
|
| Экологические проблемы. | Урок открытия нового знания | ||
60 |
|
| Реки и озёра Азии. | Урок открытия нового знания. | Работа с картой. Работа в тетрадях | |
61 |
|
| Реки и озера Европы | Урок общеметодологической направленности | Работа с картой. Работа в тетрадях | |
62 |
|
| Растительный мир Евразии. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Коррекция мыслительной деятельности через сравнение и анализ. | |
63 |
|
| Животный мир Евразии | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Коррекция памяти – воспоминание, сравнение, вывод. Коррекция мыслительной деятельности через сравнение и анализ. Коррекция памяти – воспоминание, сравнение, вывод. | |
64 |
|
| Международное сотрудничество в охране природы. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | ||
65 |
|
| Население Евразии. Народы Евразии. | Урок открытия нового знания | Работа с картами и книгой. Нанесение географических объектов на контурную карту.
Работа по карточкам с индивидуальными заданиями | |
66 |
|
| Культура и быт народов Европы и Азии | Урок открытия нового знания | ||
67 |
|
| Обобщающий урок по теме: «Евразия» | Урок повторения и обобщения изученного материала. | ||
68 |
|
| Итоговый урок. | Урок повторения и обобщения изученного материала. |
Используемая литература:
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. «География». 8 класс.- М.: Просвещение, 2016 г.
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. Приложение к учебнику «География». 8 класс.- М.: Просвещение, 2016 г.
Ресурсы сети Интернет:
1. Каталог сайтов по географии -http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926 (данные ссылки помогу подготовить доклад, реферат по географии, а также просто полистать страницы сайтов и узнать что-то новое, расширить свой кругозор)
2. География http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)
3. Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps
4. История географии http://traditio.ru/wiki/География
5. Географические карты http://www.planetolog.ru/
6. Науки о Земле http://geographer.ru/index.shtml
7. Путешествия и открытия http://pyty.ru/
Оборудование и приборы:
1.Географические карты, модели.
2. Учебные презентации.
3. Мультимедийное оборудование.
4. Компьютер.