«Зимний фестиваль знаний 2025»

А.Н.Толстой «Прыжок».

Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок литературного чтения во 2 классе с использованием технологии

«Развития критического мышления»

1.Тема урока: А.Н.Толстой «Прыжок» .

2. Цели урока:


1)создание условий для работы над понятием «быль» при работе с художественным текстом;
2)продолжить работу по воспитанию личностных качеств человека, умению предвидеть опасность

Задачи:

  • выяснить вместе с детьми, что это правдивая эта история или вымышленная;

  • выяснить, какими качествами характера должен обладать настоящий капитан и примерить к капитану из рассказа;

  • подвести детей к выводу, что никто, кроме человека, обладающего целым набором необходимых качеств( моментальной реакцией,, выработанным командным голосом, непререкаемостью в голосе и др.) не мог бы спасти мальчика;

  • обсудить проблему: кто виноват в том, что чуть не случилось ужасное несчастье;

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация по творчеству Л.Н.Толстого и иллюстрации к его рассказу «Прыжок», выставка книг писателя, толковые словари, карточки для работы в парах «Тонкие и толстые вопросы», карточки с кластерами (формат А 4)




















Технологическая карта рока урока


Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

)

1.Эмоциональный настрой

2. Вызов.



Учитель приветствует учащихся, желает успешной работы на уроке


Предлагается синквейн без первой строчки

.- На доске вы видите синквейн. Работая в парах, подумайте и определите 1 слово.

1)-- -- -- -- -- -- -- -- --

2)правдивый, имеющий место в жизни;

3)было, произошло, свершилось;

4)рассказ о свершившихся событиях;

5) достоверность

.- Определите первое слово синквейна?
-Посмотрите значение слова быль по толковому словарю.


-Сегодня мы поговорим о том, что бывает в действительности , сравним её со сказкой.
-Как заканчиваются сказки?
(Всегда хорошо, со счастливым концом)


-А в действительности все ли истории заканчиваются хорошо?


-А можно ли сделать так, чтобы в действительности было как можно меньше несчастий?

-Какова же тогда цель урока на ваш взгляд?


-Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок» и ответим на вопрос правдивая это история или сказка?


Прежде, чем приступим к чтению. давайте предположим, о чём будет данный рассказ?






Индивидуальная работа.

-.А.Н. Толстой «Прыжок».



Работа в парах:

-



(Быль)

индивидуальная работа

Ратота со словарями






(Нет. Бывают счастливые истории и трагические, с несчастливым концом)



(Нужно всегда думать к чему могут привести те или иные слова, поступки)



Мы будем говорить о случае, который был в действительности и подумаем чему он может нас научить?)





Высказывания детей

2. Осмысление.


















1)- Прежде чем приступим к чтению, поработаем с толковыми словарями Найдём значение слов: палуба ,мачта. расходилась, каюта, аршин.


2)-Сейчас мы будем читать текст.

Чтение с остановками.

Фрагмент 1.

Вопросы после чтения ( открываются на интерактивной доске)

- Где происходило действие?

- Кто ещё был среди людей?

- Как она себя вела?


Фрагмент 2.Читаем текст дальше . до слов «Но как увидали…»

Вопросы после чтения ( открываются на интерактивной доске)


- Почему мальчик полез вслед за обезьяной?


- Думал ли мальчик об опасности?


Фрагмент 3. Вопрос перед чтением:

- Как вы думаете, что может произойти дальше?



Чтение до слов «Когда капитан…»

Чтение вопросов по учебнику

-Надо ли было целиться в мальчика?


-Видно ли по поведению этого человека , что это капитан, а не матрос, и не пассажир.

Фрагмент 4 считаем до конца

Вопросы после чтения ( открываются на интерактивной доске)

-Почему капитан убежал к себе в каюту?


Двигательная физминутка


3)- А теперь поработаем с « толстыми и тонкими вопросами» по содержанию рассказа.

- Работаем по карточкам в парах.


Тонкие?

Толстые?

1)Кто действующие лица рассказа?

2)Как вели себя матросы, когда мальчик полез на мачту?





3)Что кажется тебе более важным для спасения мальчика: то, что человек , который спас мальчика, его отец, или то ,что он капитан?







4)Каким капитан воспитал своего сына?








2)Объясните: почему они не могли так поступать?



3)

а)Почему вы так думаете?

б) В чем различие в поведении матросов и капитана?





4)Почему вы так считаете?




4)-А сейчас вы дадите характеристику нашим героям, самостоятельно, заполнив «кластеры». Работаем по группам на листах. формата А 4




Индивидуальная работа

(зачитываются ответы по словарю)




Рассказ читается вслух хорошо читающими учащимися по фрагментам.


Индивидуальная работа.


- Действие происходило на палубе корабля.

- Среди людей была большая обезьяна.

-Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей.



Работа в парах (можно обратиться к тексту, готовясь к ответу)

-Потому что она его подзадоривала, дразнила мальчика. Взрослые смеялись и мальчику было неприятно, не хотелось уступать обезьяне..

- Мальчик не думал об опасности. Обида сменилась азартом, задором. Для мальчика это была игра.

Индивидуальная работа

- Он может достать шляпку и благополучно вернуться на палубу.

- Мальчик может упасть и разбиться.


Индивидуальная работа

- Да, чтобы мальчик испугался сильнее и заставить мальчика спрыгнуть.

- Да, видно он решительный, смелый, способный очень быстро принимать решение.


Работа в парах


- Капитан убежал в каюту, чтоб никто не видел, что он плачет. Он очень переживал за своего сына.




Работа в парах

Предполагаемые ответы детей на тонкие вопросы:

  1. мальчик, обезьяна, капитан, пассажиры, матросы;

  2. весело, безответственно, смеялись ,шутили;

  3. этот человек -капитан;

  4. ловким, обидчивым. задорным, решительным, Предполагаемые ответы на толстые вопросы:

2)матросы, которые в отличие от пассажиров, являются более знающими, опытными и бывалыми людьми, не остановили мальчика вовремя, не просчитали грозящей ему опасности, а забавлялись ситуацией наравне с пассажирами;

3)

а)человек, спасший мальчика должен быть быстро думающий и быстро принимающий решения, умеющий отдавать приказы, с жестокостью в голосе;

б)капитан –ответственный, матросы –безответственные;

4)Потому, что мальчик смело полез на мачту, ловко это делал, смело прыгнул в воду, быстро принял решение.




























Составление кластеров ( групповая работа)

1 группа – мальчик

2 группа – капитан

3 группа- моряки

















4. Рефлексия

1) Чтение 1 вопроса по учебнику

- Как ты думаешь, это сказка или правдивая история? (Если бы её нам рассказывал кот учёный, он шёл бы направо или налево)

2)-Вернёмся к нашим предположения Сопоставим ответы ваши с вашим мнением сейчас. Какие из них сбылись, какие надо изменить.


5) Обобщение: Вопросы читают по учебнику

- Кто же виноват ,что чуть было не случилось несчастье ?

- Скажите, чему учит рассказ?


-Почему рассказ называется « Прыжок»?




6 )Оцените свою работу на уроке. (сигнальные карточки0

7) Сегодня получают за работу на уроке…


Р

знающие

абота в парах

- Это правдивая история. Кот бы пошёл направо.





Ответы детей

Индивидуальная работа

- Рассказ учит быть осмотрительным, думать о безопасности, о сохранении своей жизни, думать о близких

-Потому что именно прыжок мальчика с мачты корабля в море спасает ему жизнь.













Домашнее задание

Составить свои вопросы по тексту




























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее