Урок литературного чтения во 2 классе с использованием технологии
«Развития критического мышления»
1.Тема урока: А.Н.Толстой «Прыжок» .
2. Цели урока:
1)создание условий для работы над понятием «быль» при работе с художественным текстом;
2)продолжить работу по воспитанию личностных качеств человека, умению предвидеть опасность
Задачи:
выяснить вместе с детьми, что это правдивая эта история или вымышленная;
выяснить, какими качествами характера должен обладать настоящий капитан и примерить к капитану из рассказа;
подвести детей к выводу, что никто, кроме человека, обладающего целым набором необходимых качеств( моментальной реакцией,, выработанным командным голосом, непререкаемостью в голосе и др.) не мог бы спасти мальчика;
обсудить проблему: кто виноват в том, что чуть не случилось ужасное несчастье;
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация по творчеству Л.Н.Толстого и иллюстрации к его рассказу «Прыжок», выставка книг писателя, толковые словари, карточки для работы в парах «Тонкие и толстые вопросы», карточки с кластерами (формат А 4)
Технологическая карта рока урока
Этапы урока | Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся ) | ||||
1.Эмоциональный настрой 2. Вызов.
|
Учитель приветствует учащихся, желает успешной работы на уроке
Предлагается синквейн без первой строчки .- На доске вы видите синквейн. Работая в парах, подумайте и определите 1 слово. 1)-- -- -- -- -- -- -- -- -- 2)правдивый, имеющий место в жизни; 3)было, произошло, свершилось; 4)рассказ о свершившихся событиях; 5) достоверность .- Определите первое слово синквейна?
-А в действительности все ли истории заканчиваются хорошо?
Прежде, чем приступим к чтению. давайте предположим, о чём будет данный рассказ?
|
Индивидуальная работа. -.А.Н. Толстой «Прыжок».
Работа в парах: -
(Быль) индивидуальная работа Ратота со словарями
(Нет. Бывают счастливые истории и трагические, с несчастливым концом)
(Нужно всегда думать к чему могут привести те или иные слова, поступки)
Мы будем говорить о случае, который был в действительности и подумаем чему он может нас научить?)
Высказывания детей | ||||
2. Осмысление.
| 1)- Прежде чем приступим к чтению, поработаем с толковыми словарями Найдём значение слов: палуба ,мачта. расходилась, каюта, аршин.
2)-Сейчас мы будем читать текст. Чтение с остановками. Фрагмент 1. Вопросы после чтения ( открываются на интерактивной доске) - Где происходило действие? - Кто ещё был среди людей? - Как она себя вела?
Фрагмент 2.Читаем текст дальше . до слов «Но как увидали…» Вопросы после чтения ( открываются на интерактивной доске)
- Почему мальчик полез вслед за обезьяной?
- Думал ли мальчик об опасности?
Фрагмент 3. Вопрос перед чтением: - Как вы думаете, что может произойти дальше?
Чтение до слов «Когда капитан…» Чтение вопросов по учебнику -Надо ли было целиться в мальчика?
-Видно ли по поведению этого человека , что это капитан, а не матрос, и не пассажир. Фрагмент 4 считаем до конца Вопросы после чтения ( открываются на интерактивной доске) -Почему капитан убежал к себе в каюту?
Двигательная физминутка
3)- А теперь поработаем с « толстыми и тонкими вопросами» по содержанию рассказа. - Работаем по карточкам в парах.
4)-А сейчас вы дадите характеристику нашим героям, самостоятельно, заполнив «кластеры». Работаем по группам на листах. формата А 4
| Индивидуальная работа (зачитываются ответы по словарю)
Рассказ читается вслух хорошо читающими учащимися по фрагментам.
Индивидуальная работа.
- Действие происходило на палубе корабля. - Среди людей была большая обезьяна. -Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей.
Работа в парах (можно обратиться к тексту, готовясь к ответу) -Потому что она его подзадоривала, дразнила мальчика. Взрослые смеялись и мальчику было неприятно, не хотелось уступать обезьяне.. - Мальчик не думал об опасности. Обида сменилась азартом, задором. Для мальчика это была игра. Индивидуальная работа - Он может достать шляпку и благополучно вернуться на палубу. - Мальчик может упасть и разбиться.
Индивидуальная работа - Да, чтобы мальчик испугался сильнее и заставить мальчика спрыгнуть. - Да, видно он решительный, смелый, способный очень быстро принимать решение.
Работа в парах
- Капитан убежал в каюту, чтоб никто не видел, что он плачет. Он очень переживал за своего сына.
Работа в парах Предполагаемые ответы детей на тонкие вопросы: мальчик, обезьяна, капитан, пассажиры, матросы; весело, безответственно, смеялись ,шутили; этот человек -капитан; ловким, обидчивым. задорным, решительным, Предполагаемые ответы на толстые вопросы: 2)матросы, которые в отличие от пассажиров, являются более знающими, опытными и бывалыми людьми, не остановили мальчика вовремя, не просчитали грозящей ему опасности, а забавлялись ситуацией наравне с пассажирами; 3) а)человек, спасший мальчика должен быть быстро думающий и быстро принимающий решения, умеющий отдавать приказы, с жестокостью в голосе; б)капитан –ответственный, матросы –безответственные; 4)Потому, что мальчик смело полез на мачту, ловко это делал, смело прыгнул в воду, быстро принял решение. Составление кластеров ( групповая работа) 1 группа – мальчик 2 группа – капитан 3 группа- моряки
| ||||
4. Рефлексия | 1) Чтение 1 вопроса по учебнику - Как ты думаешь, это сказка или правдивая история? (Если бы её нам рассказывал кот учёный, он шёл бы направо или налево) 2)-Вернёмся к нашим предположения Сопоставим ответы ваши с вашим мнением сейчас. Какие из них сбылись, какие надо изменить.
5) Обобщение: Вопросы читают по учебнику - Кто же виноват ,что чуть было не случилось несчастье ? - Скажите, чему учит рассказ?
-Почему рассказ называется « Прыжок»?
6 )Оцените свою работу на уроке. (сигнальные карточки0 7) Сегодня получают за работу на уроке…
| Р знающие - Это правдивая история. Кот бы пошёл направо.
Ответы детей Индивидуальная работа - Рассказ учит быть осмотрительным, думать о безопасности, о сохранении своей жизни, думать о близких -Потому что именно прыжок мальчика с мачты корабля в море спасает ему жизнь.
| ||||
Домашнее задание | Составить свои вопросы по тексту |
|