Тема. Золотая волшебница осень.
Задачи:
познакомить учащихся с признаками осени;
развивать смекалку, любознательность, наблюдательность;
воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие природных явлений.
Оборудование: осенние листья разных деревьев; картинки про осень, аппликации из осенних листьев, поделки из природного материала, рисунки «Осень в рисунках и музыке».
Ход мероприятия
Ребята, сегодня мы будем говорить об … . А в прочим, о чём мы будем говорить, вы должны догадаться сами. Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года оно.
Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Собери из листьев веер,
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер
Легкий и игривый.
И послушно ветру в след
Листья улетают-
Значит, лета больше нет,
наступает … .( Осень)
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
- Назовите осенние месяцы?
- Какой месяц у нас сейчас?
- Что мы можем рассказать об октябре?
- Какие изменения происходят в природе в октябре?
Ребята, а какие цветы сейчас ещё растут?
Посмотрите, пожалуйста, на картины и скажите, какие цветы вы видите здесь?
( Ученики рассказывают о цветах.)
Дети рассказывают стихи об осени
Осень, осень за окошком, Дождик сыплется горошком, Листья падают шурша. Как ты Осень хороша!
Листья золотом расшиты, Тропки золотом умыты. В ярких шапочках грибы, Всё нам, Осень, даришь ты! Следом за летом Осень идёт. Жёлтые песни Ей ветер поёт, Красную под ноги Стелет листву, Белой снежинкой Летит в синеву. Вьётся в воздухе листва, В жёлтых листьях вся Москва. У окошка мы сидим И глядим наружу. Шепчут листья: — Улетим! — И ныряют в лужу. Все деревья облетели, Зеленеют только ели, Стали голыми леса. Днём и ночью дождик льёт, Грязь и лужи у ворот.
| Серый день короче ночи, Холодна в реке вода, Частый дождик землю мочит, Свищет ветер в проводах. Опадают листья в лужи, Хлеб убрали в закрома, До прихода зимней стужи Утепляются дома.
Я хожу, грущу один: Осень рядом где-то. Жёлтым листиком в реке Утонуло лето. Я ему бросаю круг — Свой венок последний. Только лето не спасти, Если день — осенний.
Заглянула осень в сад — Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели. Под ногами первый лёд Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть – Стесняется.
|
Учитель. Ребята, когда вы заходите в школьный двор, то видите яркие краски осенних цветов. Вся природа готовится к холодному времени года – зиме. Но пока еще осень на улице со своей неповторимой красотой. И такую картину красоты мы видим осенью.
- Ребята, скажите, какие изменения в природе происходят именно сейчас? Какое небо, деревья, растения?
Ребята, нарисуйте осень на своих листочках.
Работа учащихся. После окончания работы, все рисунки вывешиваем на доске.
-Да, всё окрасилось в яркие золотые, жёлтые и красные цвета, осень постаралась.
Учитель читает стихотворение ученикам.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кисточкой водила;
Пожелтел орешник, и зарделись клёны
И пурпурные осинки, только дуб зелёный.
Улетает осень! Не жалейте лето,
Посмотрите роща - золотом одета!
- Ребята, а вам нравится осень? ( Ответы учащихся)
- А давайте подарим осени нашу песенку.
Учитель: каждый человек по-своему восхищается осенью. Одни молча любуются ею, другие выражают свои чувства кистью на бумаге, как сделали мы с вами.
Рассматривание картин с осенними пейзажами
- Ребята посмотрите на эти картины. На этих картинах чувствуется дыхание жизни, кажется, что мы с вами оказались там. Ученики рассматривают, а учитель читает стихотворение
Кружатся листья над дорогой,
Лес прозрачен и багрян.
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушки и полям.
Мы идём и под ногами
Слышим шорох золотой,
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
Разгадывание загадок об осенней природе
-Сейчас попробуйте отгадать загадки.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? ( Осенью).
Шёл долговяз ,
В землю увяз ( Дождь)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. ( Облака)
Ребята, вы хорошо отгадали загадки об осенней природе. Осень – ещё пора собирать урожай с полей и огородов. А вы знаете , какие овощи собирают осенью? Сейчас проверим:
Без окон и дверей, Полна горница людей ( Огурец) Круглая, да не мяч, Жёлтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостиком , да не мышь.( Репа) Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. ( Лук) Росли на грядке зелёные ветки, А на них красные детки ( Помидоры). Круглый бок, желтый бок, Сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это?(Репка) Вырастаю всем на диво, Высока, стройна, красива. Прячу в светлые перчатки, Золотистые початки. Пусть не слаще я арбуза, Но сытней. Я ... (кукуруза)
| И с собою принесла... Хоть чернил он не видал, Фиолетовым вдруг стал, И лоснится от похвал Очень важный… (Баклажан) Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали вы, кто я?… (Свекла) Зелёные ребятки Растут у нас на грядке Распустили все усы Но совсем не для красы. Листочками прикрылись В тенёчке увалились Кто такие молодцы? Это наши.. (Огурцы ) Он бывает, дети, разный – Желтый, травяной и красный. То он жгучий, то он сладкий, Надо знать его повадки. А на кухне – глава специй! Угадали? Это… (Перец)
|
- А сейчас, ребята, загадайте свои загадки про овощи своим друзьям.
Итог.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете родную природу и её особенности в осеннее время года. Давайте вместе с вами сделаем осеннее дерево из наших ладошек.
( Из заранее приготовленных заготовок ладошек детей выклеиваем крону дерева)
-Очень красиво получилось.