«Осенний фестиваль знаний 2024»

Значение прически с древних времен до наших дней

Значение прически с древних времен до наших дней

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Значение прически с древних времен до наших дней

Ис­то­рия раз­ви­тия па­рик­ма­хер­ско­го мас­терс­тва бе­рет свое на­чало с древ­них вре­мен. Уход за во­лоса­ми как па­рик­ма­хер­ское ис­кусс­тво сфор­ми­рова­лось в ре­зульта­те рас­ту­щей пот­ребнос­ти че­лове­ка ук­ра­шать свою внеш­ность.

По­нятие кра­соты в раз­ных об­щес­твах и на раз­ных эта­пах ис­то­рии пос­то­ян­но из­ме­нялось.

При­чес­ка по­яви­лась в пер­во­быт­ном об­щес­тве зна­чительно раньше, чем одеж­да, и из­ме­нялась с эво­люци­ей че­лове­чес­ко­го об­щес­тва. Ар­хе­оло­гичес­кие на­ход­ки ут­вер­жда­ют, что уже в V—VI вв. до н.э. ухо­ду за во­лоса­ми уде­лялось большое вни­мание. При­чес­ки час­то из­ме­нялись в за­виси­мос­ти от кли­мати­чес­ких ус­ло­вий, ис­то­ричес­ких со­бытий, ре­лиги­оз­ных убеж­де­ний, эс­те­тичес­ких взгля­дов и культур­но­го нас­ле­дия на­родов.

При­чес­ка яв­ля­ет­ся сос­тавной частью ма­тери­альной и ду­хов­ной культу­ры об­щес­тва. С од­ной сто­роны, это ма­тери­альная цен­ность, соз­данная че­лове­чес­ким тру­дом и удов­летво­ря­ющая оп­ре­делен­ные пот­ребнос­ти, с дру­гой — это про­из­ве­дение ис­кусс­тва, эс­те­тичес­ки пре­об­ра­зу­ющее об­лик че­лове­ка.

При­чес­ка — это фор­ма, при­дава­емая во­лосам рас­че­сыва­ни­ем, за­вив­кой, стриж­кой, ук­ладкой и дру­гими тех­но­логи­чес­ки­ми спо­соба­ми. При­чес­ка мо­жет быть из ес­тес­твен­ных или ис­кусс­твен­ных во­лос. Час­то ее ком­по­нен­та­ми ста­новят­ся го­лов­ные убо­ры, пос­ти­жер­ские из­де­лия (па­рики, шиньоны, ко­сы и др.), раз­личные ук­ра­шения, лен­ты, перья.

Вид и фор­ма при­чес­ки за­висят от объек­тивных и субъек­тивных при­чин. При­чес­ка, как и кос­тюм, яв­ля­ет­ся про­из­ве­дени­ем ис­кусс­тва. Она всег­да от­ра­жала оп­ре­делен­ный этап раз­ви­тия культу­ры. При сме­не ху­дожес­твен­ных сти­лей, нап­равле­ний в ис­кусс­тве из­ме­нялись вид и фор­ма при­чесок, при этом прос­ле­жива­лось вли­яние сов­ре­мен­ных ме­тодов, про­ис­хо­дило со­вер­шенс­тво­вание па­рик­ма­хер­ско­го ис­кусс­тва, по­яв­ля­лись но­вые инс­тру­мен­ты и прис­по­соб­ле­ния, средс­тва ухо­да за во­лоса­ми. При­чес­ка бы­ла сво­еоб­разным пас­портом че­лове­ка.

О при­чес­ках прош­лых сто­летий мы мо­жем су­дить по мно­гим про­из­ве­дени­ям ис­кусс­тва: жи­вопис­ным по­лот­нам, скульпту­ре, мо­за­ике, фрес­кам, де­кора­тив­ным рос­пи­сям, пред­ме­там прик­ладно­го ис­кусс­тва, а так­же по опи­сани­ям в про­из­ве­дени­ях ху­дожес­твен­ной ли­тера­туры, дра­матур­гии, по­эзии.

При­чес­ки пер­во­быт­ных лю­дей бы­ли не­обы­чайно прос­ты­ми и ус­ловны­ми. Длин­ные во­лосы но­сили рас­пу­щен­ны­ми, стя­гива­ли в хвост ли­бо со­бира­ли в пу­чок.

Во­лосам при­писы­валась ма­гичес­кая си­ла. При­нято бы­ло вы­щипы­вать во­лосы на ли­це и те­ле, но при этом во­лосы на го­лове не стриг­ли. Раз­ве­ва­ющи­еся во­лосы за­щища­ли от сол­нца и хо­лода, вы­пол­ня­ли роль обе­рега — им при­писы­вали ма­гичес­кую си­лу. Во­ины не­кото­рых пле­мен выс­три­гали во­лосы на вис­ках, ос­тавляя «гре­бень» ото лба до за­тыл­ка.

Иног­да на бри­той го­лове ос­тавля­ли от­дельные пря­ди — сво­еоб­разный вы­зов вра­гу. При­чес­ка нап­ря­мую бы­ла свя­зана с тра­дици­ей скальпи­рова­ния у або­риге­нов Аме­рики: сни­мая скальп, по­беди­тель от­ни­мал у вра­га его жиз­ненную си­лу, зак­лю­чен­ную в во­лосах.

При­чес­ки аф­ри­кан­ско­го на­селе­ния за­висе­ли от об­ра­за жиз­ни пле­мени и бы­ли раз­но­об­разны и ори­гинальны. Муж­чи­ны час­то уде­ляли зна­чительно больше вре­мени про­цес­су при­чесы­вания, чем жен­щи­ны, хо­тя и те и дру­гие иног­да пол­ностью сбри­вали во­лосы. Фор­ма при­чесок из­ме­нялась в за­виси­мос­ти от лич­ных ка­честв, по­ла, по­ложе­ния в об­щес­тве. Так, де­тям во­лосы сбри­вали, ос­тавляя на те­мени только не­большие за­бав­ные хо­хол­ки. Де­вуш­ки и юно­ши зап­ле­тали во­лосы в мел­кие ко­сич­ки в па­лец тол­щи­ной, ук­ла­дыва­ли их плот­но друг к дру­гу ря­дами. Во­лосы ок­ра­шива­ли рас­ти­тельны­ми кра­сите­лями. Го­товую при­чес­ку ук­ра­шали перьями, пло­дами и ра­куш­ка­ми. Мно­гие ук­ра­шения яв­ля­лись сим­во­лом бла­гопо­лучия, ми­ра.

По­нятие кра­соты в раз­ных сло­ях об­щес­тва бы­ло раз­личным и с те­чени­ем вре­мени не­од­нократ­но ме­нялось. С раз­ви­ти­ем клас­со­вого об­щес­тва, осо­бен­но в пе­ри­од у­креп­ле­ния аб­со­лютиз­ма, при­чес­ка ста­ла сим­во­лом сос­ловной при­над­лежнос­ти. При­чес­ка от­ра­жала не только ра­совые и на­ци­ональные чер­ты, но и ин­ди­виду­альный вкус че­лове­ка. Каж­дая эпо­ха вно­сила в раз­ви­тие па­рик­ма­хер­ско­го ис­кусс­тва что-то но­вое.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее