Значение прически с древних времен до наших дней
История развития парикмахерского мастерства берет свое начало с древних времен. Уход за волосами как парикмахерское искусство сформировалось в результате растущей потребности человека украшать свою внешность.
Понятие красоты в разных обществах и на разных этапах истории постоянно изменялось.
Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда, и изменялась с эволюцией человеческого общества. Археологические находки утверждают, что уже в V—VI вв. до н.э. уходу за волосами уделялось большое внимание. Прически часто изменялись в зависимости от климатических условий, исторических событий, религиозных убеждений, эстетических взглядов и культурного наследия народов.
Прическа является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальная ценность, созданная человеческим трудом и удовлетворяющая определенные потребности, с другой — это произведение искусства, эстетически преобразующее облик человека.
Прическа — это форма, придаваемая волосам расчесыванием, завивкой, стрижкой, укладкой и другими технологическими способами. Прическа может быть из естественных или искусственных волос. Часто ее компонентами становятся головные уборы, постижерские изделия (парики, шиньоны, косы и др.), различные украшения, ленты, перья.
Вид и форма прически зависят от объективных и субъективных причин. Прическа, как и костюм, является произведением искусства. Она всегда отражала определенный этап развития культуры. При смене художественных стилей, направлений в искусстве изменялись вид и форма причесок, при этом прослеживалось влияние современных методов, происходило совершенствование парикмахерского искусства, появлялись новые инструменты и приспособления, средства ухода за волосами. Прическа была своеобразным паспортом человека.
О прическах прошлых столетий мы можем судить по многим произведениям искусства: живописным полотнам, скульптуре, мозаике, фрескам, декоративным росписям, предметам прикладного искусства, а также по описаниям в произведениях художественной литературы, драматургии, поэзии.
Прически первобытных людей были необычайно простыми и условными. Длинные волосы носили распущенными, стягивали в хвост либо собирали в пучок.
Волосам приписывалась магическая сила. Принято было выщипывать волосы на лице и теле, но при этом волосы на голове не стригли. Развевающиеся волосы защищали от солнца и холода, выполняли роль оберега — им приписывали магическую силу. Воины некоторых племен выстригали волосы на висках, оставляя «гребень» ото лба до затылка.
Иногда на бритой голове оставляли отдельные пряди — своеобразный вызов врагу. Прическа напрямую была связана с традицией скальпирования у аборигенов Америки: снимая скальп, победитель отнимал у врага его жизненную силу, заключенную в волосах.
Прически африканского населения зависели от образа жизни племени и были разнообразны и оригинальны. Мужчины часто уделяли значительно больше времени процессу причесывания, чем женщины, хотя и те и другие иногда полностью сбривали волосы. Форма причесок изменялась в зависимости от личных качеств, пола, положения в обществе. Так, детям волосы сбривали, оставляя на темени только небольшие забавные хохолки. Девушки и юноши заплетали волосы в мелкие косички в палец толщиной, укладывали их плотно друг к другу рядами. Волосы окрашивали растительными красителями. Готовую прическу украшали перьями, плодами и ракушками. Многие украшения являлись символом благополучия, мира.
Понятие красоты в разных слоях общества было различным и с течением времени неоднократно менялось. С развитием классового общества, особенно в период укрепления абсолютизма, прическа стала символом сословной принадлежности. Прическа отражала не только расовые и национальные черты, но и индивидуальный вкус человека. Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства что-то новое.