МБОУ «Школа № 97 города Донецка»
Коваленко Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов
Тема: «Значение и употребление глаголов в речи»
Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать часть речи «глагол»;
Уметь находить глаголы в тексте;
Уметь употреблять глаголы в речи.
Личностные:
Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
Проводить самооценку своей деятельности;
Устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.
Тип урока: «Открытие» нового знания
Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть, презентация, раздаточный материал
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Самоопределение к деятельности | 1 мин. | Доброе утро, ребята! Я желаю, чтобы урок принес вам радость общения с друг другом и чтобы каждый ушел с урока с весомым багажом знаний. А теперь улыбнитесь и тихо садитесь! | Приветствуют учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Л: самоопределение. |
Актуализация знаний
| 3 мин. | Ребята, сейчас вы будете работать самостоятельно на карточках. Вам нужно будет подобрать к данным словам однокоренные глаголы и записать их. Обозначить в словах орфограммы. Бег, сторож, зелень, смех, пляска, помощь, ужин, просьба, звон. Проверяем все вместе, по очереди.
Ребята, что такое глагол?
Сейчас я вам будут диктовать текст, а вы должны будете записать в карточку только глаголы. Лисичка зимой мышкует. Вот встала она на пенёк. Так лучше видно. Стоит лиса, слушает, смотрит. Вот под снегом мышка запищала. Снег шевельнулся. Как кинется лиса! И попалась мышь рыжей пушистой охотнице. Кто сможет восстановить текст? | Выполняют работу на карточках.
Бежать, сторожить, зеленеть, смеяться, плясать, помогать, ужинать, просить, звонить. Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? И др.
Мышкует, встала, стоит, слушает, смотрит, запищала, шевельнулся, кинется, попалась.
Восстанавливают текст. | П: структурирование знаний. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Постановка учебной задачи
| 5 мин. | Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. Сформулируйте тему урока. Какие цели мы поставим на урок? | Формулируют тему урока.
Значение и употребление глаголов в речи. 1.Уметь находить глаголы в тексте; 2.Уметь употреблять глаголы в речи. | К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Р: целеполагание. Р:планирование. |
«Открытие» детьми нового знания
| 8мин. | Сейчас, ребята Вы в парах будете выполнять упр.173,с.102 Прочитайте главные члены предложения с вопросами.
Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? Открываем тетради и записываем число 8 апреля, классная работа. Сейчас, ребята мы будем выполнять №174,с.102. Прочитайте упражнение. Выполняют самостоятельно в тетрадях, проговаривая по очереди.
|
Ласточки (что делают?)щебечут. Месяц бледный(что делает?)смотрит. Солнце(что сделает?)взойдет. Лёд(что сделал?)треснул. Верба(что сделала?) нарядилась. Тучи(что сделали?)набежали. Птички(что сделают?)запоют.
Сказуемым.
Найдите в орфоэпическом словаре учебника (с.150) глаголы. Произнесите их правильно. Выпишите 3 группы глаголов, ставя перед каждым глаголом в скобках вопрос, на который он отвечает. Обозначьте в словах ударение. (Что делать?)Брать, (Что делала)брала, (Что делали? брали. (Что сделать?)Взять, (что сделала?)взяла, (что сделали?)взяли, (Что делать?)ждать, (Что делала?)ждала, (что делали?)ждали (Что делать?)Звать (Что делала?)звала, (Что делали?)звали.
| П: поиск и выделение необходимой информации. П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К: управление поведением партенра – контроль, оценка его действий. |
Динамическая пауза | 1 мин. |
| Выполнять упражнения | Р: эмоциональный настрой. |
Первичное закрепление
| 5 мин. | Выполняем упр№175, с.103 Прочитайте.
Из какой сказки этот отрывок?
Какие слова обозначают действия зайцев? Назовите их.
Найдите глаголы-синонимы. Объясните, почему в первых двух предложениях автор употребил именно эти глаголы.
Выпишите глаголы. Выделите в них приставки. Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделали? | 1.Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи- все слушают, как хвастается заяц... 2. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки-зайчихи, улыбнулись старые зайцы. 3. зайцы кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли друг друга. Алёнушкины сказки, автор Дмитрий Сибиряк. Собрались, сбежались, приплелись, слушают, хвастается, хихикнули, засмеялись, улыбнулись, кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли. Собрались,сбежались, приплелись; Хихикнули,засмеялись,улыбнулись.
Автор использует синонимы, чтобы избежать повтора слов в одном предложении, подчеркивая - старые зайчихи приплелись (медленно шли); зайчата сбежались (быстро собрались). Выполняют упражнение письменно. | К: умение сдостаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение. Р: прогнозирование. Р: коррекция. |
Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический-карточка | 7 мин. | Ребята сейчас Вы будете выполнять самостоятельную работу в карточках. На работу Вам 4 минуты. Вам нужно выписать из текста глаголы. Он отправился в буфет Покупать себе билет. А потом помчался в кассу Покупать бутылку квасу. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Побежал он на перрон, Влез в отцепленный вагон, Внес узлы и чемоданы, Рассовал их под диваны, Сел в углу перед окном И заснул спокойным сном... Прочитайте глаголы, которые Вы выписали.
Выделите приставки в глаголах. | Работают в карточках.
Отправился, покупать, помчался, покупать, побежал, влез, внес, рассовал, сел, заснул. Выделяют приставки. | П: структурирование знаний |
Включение в систему знаний
| 2 мин. | Ребята, подберите к глаголам синонимы и запишите их. Бороться, идти, болтать, надоедать, танцевать. Запишите домашнее задание в дневник. с.103№176 |
Выполняют упражнение.
Записывают домашнюю работу. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение. П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Рефлексия деятельности
Словесный-беседа | 2 мин. | Давайте подведём итоги. Все ли цели мы реализовали? Каким членом предложения является глагол? Сегодня на уроке Я узнал… Я учился… Я могу… Спасибо за урок. Урок окончен. | Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Сказуемым.
| Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы. |