Здравствуй, добрый человечек.
Цель занятия:
-
осознание детьми понятия «доброта»;
-
учить детей бескорыстно дарить доброту другим;
-
учить находить что-то хорошее в каждом человеке;
-
учить детей сочувствовать.
В результате полученных знаний, дети смогут:
-
давать оценку поступкам, поведению людей;
-
выражать свою симпатию к добрым делам.
Место проведения: класс.
оформление: парты расставлены полукругом; для детей приготовлены костюмы колосков, дождинок; фломастеры, маркеры разных цветов, ватман для коллективной работы детей.
время проведения: 40 минут.
Занятие проводилось в рамках методического семинара "Актуальные проблемы реализации превентивного образования: воспитательный и учебный аспекты деятельности педагога".
Решение воспитательных задач средствами программы превентивного обучения в начальной школе.
Занятие начинается с игры - энергизатора "Круг доброты".
Дети встают в круг. Каждому из них педагог по очереди кидает мяч. Поймавший мяч называет какого-то доброго человека и объясняет, почему он считает этого человека добрым. далее педагог задает вопрос: "Как вы думаете, стоит ли совершать добрые поступки и почему?" Дать ответ на этот вопрос - это цель нашего занятия.
Работа в группах.
Педагог показывает детям семечко фруктового или другого дерева и просит нарисовать, как будет выглядеть дерево через 10 лет; и подумать, чья доброта помогла дереву расти? затем педагог просит перечислить всех, чья доброта помогает расти им?
Педагог предлагает послушать в его исполнении сказку "Осколки доброты", автор неизвестен.
Семья проводила выходной день на пляже. дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
После чтения сказки идет беседа.
-
Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?
-
Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?
-
Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился человек, потому что он был непохож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?
Ролевая игра.
Педагог предлагает детям объяснить значение пословицы "Доброе дело, что дождь в засуху".
Затем читает сказку "Даром ни одно доброе дело не пропадает". автор А.Неелова.
сказка инсценируется.
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил её и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос.
но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. "Ну, - думает крестьянин, - пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?" И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает - не пошлёт ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет.
Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
- Так то так, - ответила другая капелька, - да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная - тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, - согласилась капелька, - а всё же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от неё отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки - одна крестьянину на лоб, другая - на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, - обрадовался крестьянин; - не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много - много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, - надумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! И я! - послышалось со всех сторон, и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь , стала хорошо наливать зерно, и снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька - не собрать бы ему и семян со своей полоски, и пришлось бы всю зиму с семьёй голодать.
После инсценирования идет беседа.
-
Представьте, что колоски решили отблагодарить капелек. Какие бы добрые слова они им подарили?
-
А если вместе, колоски и капельки решили бы спеть песню, о чем была бы эта песня?
Исполняется песня "Дорогою добра".
Как вы думаете, ребята, стоит ли совершать добрые поступки? Почему? Подумайте, а вы, ребята, сделали ли что-то доброе другим, чтобы вам всем у нас жилось интереснее? Умеете ли вы совершать добрые поступки? Из ваших добрых дел мы построим "цветок доброты". Каждый добрый поступок дарит цветку лепесток.
В заключении исполняется песня "Улыбка".
В каждом из нас живет маленькое солнце. Это солнце - доброта. Давайте подарим лучик нашего солнышка доброты - гостям.
Список использованной литературы.
-
Гринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем - помечтаем. Рабочая тетрадь. Волгоград, 2001г.
-
Журнал "Классный руководитель" №3, 2005г.
-
Земова И.В. Полезные привычки. Рабочая тетрадь.
-
Лопатина А.А., Скребцова М.В. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. Москва, 2005г.
-
Мулько И.Ф. Социально- нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. Москва, 2004г.
-
Филипова Ю.В. Общение детей 7-10 лет. Ярославль, 2002г.
-
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Санкт - Петербург, 1998г.