«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
Учитель: Харченко Е.А.
Здоровьесохраняющая среда в школе.
I. Теоретическое обоснование проблемы.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.
Здоровые дети это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Задача образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ «об образовании»:
во-первых, это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст. 2);
во-вторых, это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст. 51).
Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье
II. Актуальность.
Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Одним из необходимых условий ее эффективности является диагностика потребностей учащихся в гигиеническом воспитании и обучении.
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как:
- культура поведения,
- усвоение этических норм,
- сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Диагностика здоровья учащихся:
1.Анкетирование учащихся, с целью выявления отношения к своему здоровью.
2. Анкетирование родителей, с целью выявления мнения о влиянии режима школы на здоровье учащихся.
3.Оценка состояния здоровья учащихся.
Анкета для учащихся: « Мое здоровье»:
1.Есть ли у тебя жалобы на здоровье?
2.Когда ты обращаешься к родителям за помощью, в случае заболевания?
- сразу, если почувствуешь недомогание;
- когда становится очень плохо;
- когда родители сами заметят твое плохое самочувствие.
3.Следишь ли ты за своей осанкой дома при выполнении домашних заданий?
4.Хорошо ли ты видишь то, что учитель пишет на доске?
5.Что ты делаешь, когда встаешь утром, в первую очередь?:
- чистишь зубы;
- делаешь утреннюю зарядку;
- завтракаешь;
- смотришь телевизор.
6. Знаешь ли ты, что еда всухомятку наносит вред здоровью?
7.Согласен ли ты с тем, что полные люди чаще болеют?
8.Регулярно ли ты моешь руки? (после посещения туалета, прогулки, перед едой.)
9.Чистишь ли ты зубы?
10.Сколько раз в день ты чистишь зубы?
11.Когда ты обращаешься к зубному врачу?
- при наличии боли;
- для проверки состояния зубов.
12. Считаешь ли ты, что курение вредно?
13.Считаешь ли ты, что курение опасно для всех?
Анкета для родителей:
Выскажите свое мнение о влиянии режима школы на здоровье детей.
Считаете ли вы, что необходимо формировать культуру здоровья учащихся? (Обучать основам здорового образа жизни.)
Как вы считаете, какова роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни?
Результаты анкетирования:
По результатам анкетирования выявлено, что около 30% учащихся предъявляют жалобы на здоровье, большинство которых связано с учебным процессом и проявляется частыми головными болями, болями в спине, висках, ногах, усталостью глаз. Несмотря на младший возраст, около 20% учащихся обращаются к родителям за помощью в случае заболевания не сразу, а лишь когда становится очень плохо, или ждут, когда родители сами заметят их плохое самочувствие.
На вопрос о состоянии осанки учащихся мы получили следующие результаты: за письменным столом или партой всегда стараются правильно сидеть 58,58%, «иногда» - 7,8%, остальные не следят за своей осанкой, что свидетельствует о высокой степени риска искривления позвоночника.
Состояние зрения так же вызывает тревогу. Книгу на расстоянии 35 – 40см. держат 46,4%, 50% - примерно на расстоянии 15- 20см., остальные – на расстоянии 45см. и дальше. Около 6% видят плохо, что пишет учитель на доске. Данный показатель составляют учащиеся с неправильно занятым местом в классе.
Интересными получились данные о режиме дня учащихся начальной школы. На вопрос о том, что ты делаешь, когда встаешь утром, 71% ответили, что пойдут чистить зубы, 12% - делать утреннюю зарядку, 9% - побегут завтракать, 8% - смотреть телевизор.
В отношении следующего важнейшего компонента режима дня – питания получены данные, так же иллюстрирующие наличие проблем. Так, при опросе учащихся младшего школьного возраста установлено, что питание в семьях отличается однообразием. О вреде еды всухомятку знают 64% опрошенных, не осведомлены на эту тему 28% и отрицательно ответили 8%. Согласно с тем, что полные люди чаще болеют 36%,
остальные либо не согласны, либо не знают ответа.
От организации гигиенических условий обучения, личной гигиены, гигиены быта, правильности представлений о гигиенических нормах и правилах во многом зависит состояние здоровья. Руки моют регулярно (после посещения туалета, прогулки, перед едой) только 70% учащихся, вообще не чистят зубы 4%, каждый третий чистит зубы один раз в день. Обращаются к зубному врачу только при наличии боли почти половина учащихся.
О вреде курения большинство учащихся младших классов знает, но только каждый пятый считает курение опасно для всех.
Оценка состояния здоровья учащихся начальной школы.
практически здоровых детей | (I группа) 40% |
(II группа) – 56% | |
детей с хроническими заболеваниями | (III группа) –4% |
(IV группа) –% |
Вышеизложенные факты указывают на необходимость оздоровления образовательной среды.
III.Факторы, влияющие на здоровье:
- состояние физического развития;
- уровень физической подготовки и воспитания;
- уровень развития физической культуры;
- состояние лечебно оздоровительной и внеурочной воспитательной работы;
- уровень учебной и других нагрузок на организм;
- уровень психологической помощи;
- состояние внешней социальной среды;
- состояние микроклимата в школе и дома.
IV. Пути повышения эффективности обучения и воспитания учащихся для сохранения здоровья:
1. Формирование культуры здоровья учителей Практическое: - сохранение собственного здоровья; - разработка дидактических и методических пособий. 2. Создание в школе условий для обучения без вреда здоровью: Оздорови-тельная направлен-ность обучения Адекват-ность учебных нагрузок Реализация межпредметных связей.
Теоретическое: - циклы лекций; - консультации; - самостоятельное изучение специальной литературы.
V. Цель здоровьесберегающих технологий обучения -
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.
VI. Направления работы.
Профилактические Оздоровительно - восстановительные
Организационные
Консультационные Пропагандистские
Направления работы:
Коррекционные Исследовательские Обучающие Воспитывающие
VII. Мы рассматриваем здоровье как явление:
З
Д социальное (материальное состояние семьи, социум);
О
Р физическое (здоровье не только учащихся, но и родителей, режим дня и
О питание, спорт, школьные перегрузки, создание банка данных«Здоровье
В детей и педагогов).
Ь психическое (эмоциональная адаптация учащихся, микроклимат в
Е классе, взаимоотношения: педагог – ученик, родители – ребенок;
внеурочная деятельность).
Система работы учителя начальных классов по использованию и применению здоровьесберегающих технологий.
Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышенной заболеваемости. Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35 минут продолжительность урока, для учащихся 2-4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, динамической паузы, разучивание комплекса физических упражнений и других. Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать организованной зарядкой. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.
Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости - специально сконструировать и индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности. При правильной педагогической инструментовке такие игры способны:
- действительно поддерживать у младших школьников должный запас "адаптационной энергии" (Г. Селье);
- стимулировать процессы роста и развитие основных физических качеств младшего школьника (сила, быстрота, ловкость, выносливость);
- устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние.
При изучении информационных потребностей младших школьников были выявлены основные тематические разделы, требующие особого внимания в процессе гигиенического образования: профилактика заболеваний, личная гигиена, закаливание и питание.
Таким образом, ведущим направлением педагогической деятельности по охране здоровья учащихся должно стать гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее их реальные потребности. В условиях начальной школы особое внимание должно быть обращено на снижение «цены» адаптации ребенка к школьному обучению, формированию гигиенических навыков и развитие мотивации к здоровому образу жизни.
VIII. Основные направления работы:
1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
2. Игровые оздоровительные технологии.
3. Веселые физминутки на уроках в начальной школе.
4. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
5.Упражнения для профилактики нарушения осанки.
6. Формирование навыков здорового образа жизни.
7. Роль семьи в формировании у младших школьников
здорового образа жизни.
8. Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с
организацией их учебной деятельности в условиях
здоровьесберегающей педагогики.
Упражнения для профилактики нарушения осанки.
Люди с самого рождения
Жить не могут без движенья
1. « Гора».
- Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: « Сила во мне», и тянется вверх. Другая говорит: « Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх. « Нет», - решили они, мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь.
2.«Держи осанку».
Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите. Грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20 – 30 сек.) Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.
« Деревце».
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как деревце, наливается силой, бодростью, здоровьем.
( Выполняется 15 – 20 сек.) Опустите руки и расслабьтесь.
Растяжение тела/позвоночника:
Потянуться вверх – 8 раз.
Вытянуться вперед – 8 раз.
Наклониться – 8 раз.
Потянуться вверх – 8 раз.
« Упражнения животных».
« Жираф» - голова вверх – вниз, круговые движения вправо – влево.
« Осьминог» - круговые движения плечами назад вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди.)
« Птица» - руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад вперед.
« Обезьяна» - наклон вперед, круговые движения туловищем вправо – влево.
« Лошадь» - поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.
« Аист» - подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой ( по полу.)
«Кошка» - потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую.
Упражнения с речитативом:
Начинаем подготовку! Выходи на тренировку!
В путь пойдем мы спозаранку, не забудем про осанку.
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, мы идем на пятках.
Все в затылок подравнялись, на носочки приподнялись.
Высоко подняв колени, все шагают, как олени. (Высоко поднимать колени.)
Быстро шагай, смотри, не зевай, раз, два, три. Стой!
Руки в стороны, согнули, вверх подняли, помахали, спрятали за спину их.
Посмотрели через левое плечо, через правое еще.
Дружно все присели пяточки задели