Урок по Истории Древнего мира
5 класс по теме «Зарождение демократии в Афинах»
Аннотация
Класс | 5 |
Место занятия в структуре образовательного процесса | по учебному плану в рамках раздела №3Древняя Греция, тема №8 «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» образовательной программы по предмету «История Древнего мира» в 5 классах |
Тема урока по учебно-тематическому плану | Зарождение демократии в Афинах |
Номер урока по теме | 2 |
Тип урока | комбинированный |
Цель | Проблемный урок с применением ролевой игры |
Задачи | -образовательные: Учащиеся раскрывают значение понятий: Солон, гражданин, реформы, Народное собрание, демократия. Характеризуют реформы проводимые Солоном; продолжить формировать умение работать с источниками; продолжить формировать умение на основе документальных источников давать характеристику событий и их участников - развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение самостоятельно делать выводы, анализировать; - воспитательные: воспитывать интерес к предмету ; взаимодействия с одноклассниками при работе в группе и при участии в ролевой игре; доказывают свою точку зрения и принимают чужую, если она убедительная
|
Технологии | ИКТ-технологии, проблемного обучения, развивающего обучения, игровые технологии |
Ожидаемые результаты развитие УУД | Показывать на примере реформы Солона смысл понятий «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона Уметь вести диалог с напарником по заданию, составлять рассказы от имени героев, предложенных учителем. Давать оценку поступкам Солона.
|
Оборудование: | Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. М: «Просвещение», 2015 Экран Проектор Ноутбук иллюстрации учебника, раздаточный дополнительный материал, |
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Орг. Момент (1 мин) УВЗ: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящей работе | Приветствует учащихся Отмечает отсутствующих Обращает внимание на подготовленность класса и самих учащихся к уроку. Берёт психологическую паузу | Приветствуют учителя. Дежурный сообщает об отсутствующих
Настраиваются на работу |
2 | Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала УВЗ: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. 1УВМ Мотивация учащихся к освоению нового материала
2 УВМ Актуализация раннее полученных знаний для осуществления логической связи пройденного материала «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и нового материала «Зарождение демократии в Афинах»
| Мы продолжим изучение истории Древней Греции, но для этого надо дать ответы на вопросы «Как жили древние греки в своих полисах?» Для этого надо вспомнить: -что такое полис? - какие занятия существовали у жителей полиса? - кто управлял полисом? - чем был недоволен демос? Учитель проводит ролевую игру. Перед учащимися ставиться задача: найти ошибки в предложенной ситуации. Слова учителя. «А теперь представим, что перед нами правители – архонты, которых входят в ареопаг. Ваша задача определить кто из них мог стать архонтом.» Учитель раздаёт текст 4 участникам - героям
Учитель задаёт вопросы учащимся: - Кто из них действительно мог стать архонтом Учитель задаёт вопрос -Почему крестьянин боится долгового камня на своём поле? -Кто придумал и ввёл такие суровые законы? -Чем был недоволен демос? Чего он хотел добиться ? Учитель подводит учащихся с помощью вопросов к новой теме К чему могло привести недовольство демоса? Как можно изменить ситуацию в полисе? Что предпринять и провести
| Ученики отвечают на вопросы Древнегреческий город-государство. Кроме города, это государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. Жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия. Жители полисов выращивали оливковые деревья, из которых потом делали оливковое масло, виноград, занимались ремеслом. Полисом управлял совет знати – ареопаг, состоящий из девяти архонтов. Из учащихся выбирается 5 участников, которые играют предложенные роли. Остальные ученики внимательно слушают и стараются ответить на вопрос : « кто из предложенных героев мог бы стать архонтом» 4 участников рассказывают осебе: 1-ый участник . Я –бедный ремесленник. Никак мне не удаётся выбраться из нужды. Я ткач, своими руками я зарабатываю себе на жизнь, жалкие гроши. 2-ой участник. Я- знатный богатый афинян. Я происхожу из древнего рода. У меня большой дом в центре города, полной драгоценной посуды и красивой мебели. У меня есть участок плодородной земли, на котором мои рабы ухаживают за оливковой рощей. 3-ий участник - Я богатый купец. Когда то я был бедный, но потом стал заниматься торговлей и на одной удачной сделки разбогател. У меня есть богатый дом, полных дорогих вещей и рабов 4-ый участник. -Я бедный крестьянин. В нашей долине никто лучше меня не умеет пахать землю и выращивать богатые урожаи. Да что толку! Часть урожая я отдаю богатому соседу за долги, и мне почти ничего не остаётся. Если на следующий год будет неурожай, то мне поставят на участок долговой камень. Дети отвечают на поставленный вопрос: -Архонтом мог стать только знатный и богатый человек. Это участник №2
Учащиеся отвечают на вопрос учителя Долговой камень ставиться на участок, если хозяин не может вовремя отдать долг. Если не отдаст – отберут участок. Станет он тогда батраком у богача. Если и наследующий год не отдаст, то вынужден будет отдать жену, детей, а то и самого себя в рабство. -Эти законы ввёл архонт Драконт.
-Демос хотел участвовать в управлении страной -отмены долгового рабства -осуществить передел земли.
С помощью наводящих вопросов ученики вовлекаются в обсуждение проблемы и выдвигают свои идеи. подходят к формулировке темы нового урока – восстание демоса и преобразование в полисе. |
3 | Изучение нового материала Сообщение темы изучаемого материала «Зарождение демократии в Афинах» | Вступительное слово учителя: «Мы знаем, что демос добивался права управления Афинами и требовал отмены долгового рабства и передела земли. Для того чтобы изменить эту обстановку в стране знать и демос в 594 г н.э. сообща избрали архонтом Солона. Он начал осуществлять преобразования в стране с помощью реформ» Тема сегодняшнего урока «Зарождение демократии в Афинах» | Внимательно слушают учителя и записывают тему в тетрадь |
| Постановка проблемного вопроса, решение которого осуществляется с помощью игры. 1.УВМ Постановка учащихся перед учебной проблемой 2УВМ подготовка к ролевой игре Формирование рабочих групп
|
Как можно было изменить жизнь в Афинах с помощью реформ.
1 группа подготовить рассказ о Солоне , от имени самого Солона. 2 группа подготовит монолог от имени земледельца 3 группа – от имени архонта 4 группа – от имени судьи. 5 группа – свободный афинянин-ремесленник. В рассказах должны быть ответы на вопрос –«Как изменилась жизнь героя после проведения реформы?» |
Учащиеся осмысливают и записывают в тетрадь проблемный вопрос
Учащиеся разбиваются на группы. Получают задание . Изучают параграф учебника, дополнительный материал подготовленный учителем, составляют рассказ. |
4 | Ролевая игра | Заслушивает выступление учеников. Слушает выступления учеников, задаёт вопрос, отмечает наиболее активных членов групп | От каждой группы выступает ученик, который от имени героя ведёт рассказ. Выступающие должны говорить с позиции своих героев По мере выступления каждого ученика остальные заполняют предложенную учителем таблицу |
5 | Первичное закрепление нового материала | Учитель подводит итоги игры. Производит фронтальный опрос: -Чьи законы отменил Солон? -Как в законах Солона решался вопрос о долгах населения? - Кто мог стать архонтом? - Какой новый орган власти создал Солон? - Чем занимался совет ареопагов? -Кто мог присутствовать на судебном заседании? - Кто мог стать судьёй?
| Учащиеся отвечают на вопросы, ориентируясь на свои записи в тетради и текстом учебника |
6 | Игровой момент | Учитель вносит «чёрный ящик» и задаёт вопрос. В этом ящике находятся предметы, с помощью которых в Афинах судьи определялась виновность человека . Что это такое? Как это работало? | Ученики отгадывают, что находиться в чёрном ящике и отвечаю на вопрос. -в чёрном ящике находятся камешки чёрного и белого цвета. Каждый судья в процессе тайного голосования бросал в бронзовый сосуд один из двух камней каменей: чёрный означал - обвинение, белый – оправдание. Решение суда определялось по большинству поданных голосов. |
7 | Закрепление изученного материала УВЗ: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по материалу 1УВМ решение задачи 2 УВМ. Беседа по прочитанному стихотворению
3 УВМ Разрешение проблемной ситуации, созданной вначале урока
|
Учитель задаёт вопрос -Как Солон сам оценивал свои реформы? Давайте послушаем самого Солона. Учитель задаёт вопросы по прочитанному стихотворению: -Что Солон считает главным достижением в своих реформах? -кто оставался рабом в Афинах? -кто мог участвовать в выборах в Народное собрание? -где ещё могли присутствовать свободные граждане? Изменилась ли жизнь афинских граждан после реформ Солона? Учитель подводит учащихся к пониманию что такое «демократия». Слова учителя: «В результате реформ Солона демос стал участвовать в управлении государства. Это заложила основы становления демократии. «Демократия» по-гречески означает «власти демоса». |
Выступление ученика в роли Солона, который читает стихотворение. Остальные ученики внимательно слушают и осмысливают ответ на поставленный вопрос учителя Ученики отвечают на вопросы -Главным достижением своих реформ Солон считал отмена рабства в Афинском государстве. -В Афинах рабами были только чужеземцы -Все свободные жители Афин
Свободные афиняне могли теперь присутствовать на судебных заседаниях и обращаться с жалобами в суд. Учащиеся решают проблемный вопрос
Учащиеся записывают в тетрадь определение «демократия» - власть народа, «реформы» - преобразования
|
8 | Рефлексия | Учитель зачитывает отрывок -Определите, кто из деятелей Афинского государства мог сказать о себе такие слова «Поверьте, мне было нелегко… Все, все были недовольны! Они корили меня тем, что я забыл о своём происхождении. Другие, правда ставили в заслугу, что я очистил их поля от долговых камней, но те же люди упрекали меня, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. И вообще лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Да это Солон. После реформ Солон вынужден покинуть страну на 10 лет. Его реформами были недовольны все. А вот почему? Ответ на этот вопрос вы дадите на следующем уроке | Ученики слушают учителя и осмысливают ответ на вопрос
Ответы учеников Это Солон. Его реформами были недовольны.
Дети записывают вопрос в тетрадь: 1.Кто и почему были не довольны реформами Солона. 2. Почему Солону пришлось уехать из Афин на 10 лет. |
9 | Подведение итогов урока 1УВМ Подведение итога урока УВЗ: оценка полученных результатов 2УВМ домашнее задание УВЗ: Сообщить учащимся о домашнем задании. Разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность выполнения задания. | Сегодня на уроке мы познакомились с Солоном, его реформами. Узнали что такое демократия, реформы. Оценивание итогов урока Запишите домашнее задание прочитать параграф 30, ответить на вопросы после параграфа, ответить на мой вопрос, который вы записали в тетрадь, выполнить задание в разделе «Подумайте» на стр. 146. |
Оценивают урок с помощью «радуги настроения»
Учащиеся записывают в дневник домашнее задание. задают уточняющие вопросы |
Приложение к уроку
Монолог земледельца
Теперь после реформы Солона все мои долги прощены. Теперь если у меня будут долги в неурожайный год, то отвечу за них только своим имуществом. Теперь никто не посмеет меня отдать в рабство. Теперь я буду свободен, хотя и буду голодным и в лохмотьях. Теперь моей семье нечего бояться попасть в рабы к богатому соседу. Моя семья теперь то же, будет свободна.
Солон распорядился, и моего брата вернули на родину. Когда –то он за долги был продан рабом в далёкую страну. Он так долго был на чужбине, что забыл язык эллинов. Я, как свободный гражданин могу участвовать в Народном собрании, где решаются важные государственные вопросы.
Монолог архонта.
Я не знатный человек , но теперь меня выбрали архонтом. Я занимался морской торговлей. Мои суда бороздили по Средиземному морю. Из Греции я вывозил оливковое масло, виноградное вино, изделия ремесленников. Из других стран вёз то, чего у нас в Элладе всегда не хватало – это пшеницу, а также мёд, шкуры зверей. Как архонт, я должен следить за выполнением законов
Монолог судьи
Мне 32 года и я честно трудился в ремесленной мастерской. Меня выбрали судьёй из множества кандидатов. Теперь судей выбирают по жребию. Я ничего плохого никому не сделал в своей жизни. Наверное, я пользуюсь уважением, и мне доверяют свободные граждане Афин. Как судья я обещаю судить честно, по – совести и справедливости.
Монолог ремесленника
Мы, демос, долго воевали со знатью, за отмену законов Драконта. И вот когда в 594 году архонтом стал Солон, всё изменилось. Я теперь, как свободный афинянин стал гражданином и могу разбогатеть и стать, например, архонтом и управлять полисом, или я теперь могу участвовать в работе Народного собрания. На нём мы решаем важные государственные вопросы. Могли меня теперь избрать и судьей. А что я не замечен ни в каких дурных поступках. Судей теперь избирают по жребию, и я, вполне могу быть избран. Только сначала, мою кандидатуру нужно внести в списки.
Монолог Соломона
Я принадлежу к знатному роду Медонтидов. Особого богатства не имею, но и нужды не имею. С молодых лет веду морскую торговлю, которая в Греции считается почётным занятием. Мне всё интересно, поэтому где бы я не был я всегда много разговариваю с людьми и интересуюсь, как они живут? какие у них законы? какие у них правители?. В свободное время я пишу стихи. Кто слышал, те меня хвалят. Я всегда стараюсь жить честно, никого не обижать и не обманывать. Я считаю, что честное имя дороже денег. Я так и написал в своём стихотворении:
«Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно
Я не хочу: наконец, Правда ведь все же придёт»