«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Зарождение демократии в Афинах»

Урок - игра с применением проблемного обучения.

На данном уроке развиваются УУД. Умение вести диалог с напарником по заданному вопросу, составлять рассказ от имени героя. Дань оценку реформам Солона. Сравнить законы Солона и Драконта.

учащиеся раскрывают значение понятий: гражданин, реформы, демократия, Народное собрание

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок по Истории Древнего мира

5 класс по теме «Зарождение демократии в Афинах»

Аннотация

Класс

5

Место занятия в структуре образовательного процесса

по учебному плану в рамках раздела №3Древняя Греция, тема №8 «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» образовательной программы по предмету «История Древнего мира» в 5 классах

Тема урока по учебно-тематическому плану

Зарождение демократии в Афинах

Номер урока по теме

2

Тип урока

комбинированный

Цель

Проблемный урок с применением ролевой игры

Задачи

-образовательные:

Учащиеся раскрывают значение понятий: Солон, гражданин, реформы, Народное собрание, демократия.

Характеризуют реформы проводимые Солоном;

продолжить формировать умение работать с источниками;

продолжить формировать умение на основе документальных источников давать характеристику событий и их участников

- развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение самостоятельно делать выводы, анализировать;

- воспитательные: воспитывать интерес к предмету ; взаимодействия с одноклассниками при работе в группе и при участии в ролевой игре; доказывают свою точку зрения и принимают чужую, если она убедительная


Технологии

ИКТ-технологии, проблемного обучения, развивающего обучения, игровые технологии

Ожидаемые результаты развитие УУД

Показывать на примере реформы Солона смысл понятий «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа.

Сравнивать законы Драконта и Солона

Уметь вести диалог с напарником по заданию, составлять рассказы от имени героев, предложенных учителем.

Давать оценку поступкам Солона.


Оборудование:

  • Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. М: «Просвещение», 2015

  • Экран

  • Проектор

  • Ноутбук

  • иллюстрации учебника,

  • раздаточный дополнительный материал,



Ход урока


№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Орг. Момент

(1 мин)

УВЗ: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящей работе

  1. Приветствует учащихся

  2. Отмечает отсутствующих

  3. Обращает внимание на подготовленность класса и самих учащихся к уроку.

  4. Берёт психологическую паузу

Приветствуют учителя. Дежурный сообщает об отсутствующих





Настраиваются на работу

2

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

УВЗ: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.

1УВМ

Мотивация учащихся к освоению нового материала












































2 УВМ

Актуализация раннее полученных знаний для осуществления логической связи пройденного материала «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и нового материала «Зарождение демократии в Афинах»





Мы продолжим изучение истории Древней Греции, но для этого надо дать ответы на вопросы

«Как жили древние греки в своих полисах?»

Для этого надо вспомнить:

-что такое полис?

- какие занятия существовали у жителей полиса?

- кто управлял полисом?

- чем был недоволен демос?

Учитель проводит ролевую игру. Перед учащимися ставиться задача: найти ошибки в предложенной ситуации.

Слова учителя.

«А теперь представим, что перед нами правители – архонты, которых входят в ареопаг. Ваша задача определить кто из них мог стать архонтом.»

Учитель раздаёт текст 4 участникам - героям



Учитель задаёт вопросы учащимся:

- Кто из них действительно мог стать архонтом

Учитель задаёт вопрос

-Почему крестьянин боится долгового камня на своём поле?

-Кто придумал и ввёл такие суровые законы?

-Чем был недоволен демос? Чего он хотел добиться ?

Учитель подводит учащихся с помощью вопросов к новой теме

К чему могло привести недовольство демоса?

Как можно изменить ситуацию в полисе? Что предпринять и провести


Ученики отвечают на вопросы

Древнегреческий город-государство. Кроме города, это государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. Жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия. Жители полисов выращивали оливковые деревья, из которых потом делали оливковое масло, виноград, занимались ремеслом. Полисом управлял совет знати – ареопаг, состоящий из девяти архонтов.

Из учащихся выбирается 5 участников, которые играют предложенные роли. Остальные ученики внимательно слушают и стараются ответить на вопрос : « кто из предложенных героев мог бы стать архонтом»

4 участников рассказывают осебе:

1-ый участник .

Я –бедный ремесленник. Никак мне не удаётся выбраться из нужды. Я ткач, своими руками я зарабатываю себе на жизнь, жалкие гроши.

2-ой участник.

Я- знатный богатый афинян. Я происхожу из древнего рода. У меня большой дом в центре города, полной драгоценной посуды и красивой мебели. У меня есть участок плодородной земли, на котором мои рабы ухаживают за оливковой рощей.

3-ий участник

- Я богатый купец. Когда то я был бедный, но потом стал заниматься торговлей и на одной удачной сделки разбогател. У меня есть богатый дом, полных дорогих вещей и рабов

4-ый участник.

-Я бедный крестьянин. В нашей долине никто лучше меня не умеет пахать землю и выращивать богатые урожаи. Да что толку! Часть урожая я отдаю богатому соседу за долги, и мне почти ничего не остаётся. Если на следующий год будет неурожай, то мне поставят на участок долговой камень.

Дети отвечают на поставленный вопрос:

-Архонтом мог стать только знатный и богатый человек. Это участник №2


Учащиеся отвечают на вопрос учителя

Долговой камень ставиться на участок, если хозяин не может вовремя отдать долг. Если не отдаст – отберут участок. Станет он тогда батраком у богача. Если и наследующий год не отдаст, то вынужден будет отдать жену, детей, а то и самого себя в рабство.

-Эти законы ввёл архонт Драконт.


-Демос хотел участвовать в управлении страной

-отмены долгового рабства

-осуществить передел земли.


С помощью наводящих вопросов ученики вовлекаются в обсуждение проблемы и выдвигают свои идеи.

подходят к формулировке темы нового урока – восстание демоса и преобразование в полисе.

3

Изучение нового материала

Сообщение темы изучаемого материала «Зарождение демократии в Афинах»

Вступительное слово учителя:

«Мы знаем, что демос добивался права управления Афинами и требовал отмены долгового рабства и передела земли. Для того чтобы изменить эту обстановку в стране знать и демос в 594 г н.э. сообща избрали архонтом Солона. Он начал осуществлять преобразования в стране с помощью реформ»

Тема сегодняшнего урока «Зарождение демократии в Афинах»

Внимательно слушают учителя и записывают тему в тетрадь


Постановка проблемного вопроса, решение которого осуществляется с помощью игры.

1.УВМ

Постановка учащихся перед учебной проблемой

2УВМ подготовка к ролевой игре

Формирование рабочих групп











Как можно было изменить жизнь в Афинах с помощью реформ.



1 группа подготовить рассказ о Солоне , от имени самого Солона.

2 группа подготовит монолог от имени земледельца

3 группа – от имени архонта

4 группа – от имени судьи.

5 группа – свободный афинянин-ремесленник.

В рассказах должны быть ответы на вопрос –«Как изменилась жизнь героя после проведения реформы?»



Учащиеся осмысливают и записывают в тетрадь проблемный вопрос


Учащиеся разбиваются на группы. Получают задание . Изучают параграф учебника, дополнительный материал подготовленный учителем, составляют рассказ.

4

Ролевая игра

Заслушивает выступление учеников. Слушает выступления учеников, задаёт вопрос, отмечает наиболее активных членов групп

От каждой группы выступает ученик, который от имени героя ведёт рассказ. Выступающие должны говорить с позиции своих героев

По мере выступления каждого ученика остальные заполняют предложенную учителем таблицу

5

Первичное закрепление нового материала

Учитель подводит итоги игры. Производит фронтальный опрос:

-Чьи законы отменил Солон?

-Как в законах Солона решался вопрос о долгах населения?

- Кто мог стать архонтом?

- Какой новый орган власти создал Солон?

- Чем занимался совет ареопагов?

-Кто мог присутствовать на судебном заседании?

- Кто мог стать судьёй?


Учащиеся отвечают на вопросы, ориентируясь на свои записи в тетради и текстом учебника

6

Игровой момент

Учитель вносит «чёрный ящик» и задаёт вопрос.

В этом ящике находятся предметы, с помощью которых в Афинах судьи определялась виновность человека . Что это такое? Как это работало?

Ученики отгадывают, что находиться в чёрном ящике и отвечаю на вопрос.

-в чёрном ящике находятся камешки чёрного и белого цвета. Каждый судья в процессе тайного голосования бросал в бронзовый сосуд один из двух камней каменей: чёрный означал - обвинение, белый – оправдание. Решение суда определялось по большинству поданных голосов.

7

Закрепление изученного материала

УВЗ: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по материалу

1УВМ решение задачи

2 УВМ. Беседа по прочитанному стихотворению






3 УВМ

Разрешение проблемной ситуации, созданной вначале урока









Учитель задаёт вопрос

-Как Солон сам оценивал свои реформы?

Давайте послушаем самого Солона.

Учитель задаёт вопросы по прочитанному стихотворению:

-Что Солон считает главным достижением в своих реформах?

-кто оставался рабом в Афинах?

-кто мог участвовать в выборах в Народное собрание?

-где ещё могли присутствовать свободные граждане?

Изменилась ли жизнь афинских граждан после реформ Солона?

Учитель подводит учащихся к пониманию что такое «демократия». Слова учителя:

«В результате реформ Солона демос стал участвовать в управлении государства. Это заложила основы становления демократии. «Демократия» по-гречески означает «власти демоса».




Выступление ученика в роли Солона, который читает стихотворение. Остальные ученики внимательно слушают и осмысливают ответ на поставленный вопрос учителя

Ученики отвечают на вопросы

-Главным достижением своих реформ Солон считал отмена рабства в Афинском государстве.

-В Афинах рабами были только чужеземцы

-Все свободные жители Афин



Свободные афиняне могли теперь присутствовать на судебных заседаниях и обращаться с жалобами в суд.

Учащиеся решают проблемный вопрос


Учащиеся записывают в тетрадь определение «демократия» - власть народа,

«реформы» - преобразования





8

Рефлексия

Учитель зачитывает отрывок -Определите, кто из деятелей Афинского государства мог сказать о себе такие слова

«Поверьте, мне было нелегко… Все, все были недовольны! Они корили меня тем, что я забыл о своём происхождении. Другие, правда ставили в заслугу, что я очистил их поля от долговых камней, но те же люди упрекали меня, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. И вообще лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов.

Да это Солон. После реформ Солон вынужден покинуть страну на 10 лет. Его реформами были недовольны все. А вот почему?

Ответ на этот вопрос вы дадите на следующем уроке

Ученики слушают учителя и осмысливают ответ на вопрос


Ответы учеников

Это Солон. Его реформами были недовольны.










Дети записывают вопрос в тетрадь:

1.Кто и почему были не довольны реформами Солона.

2. Почему Солону пришлось уехать из Афин на 10 лет.

9

Подведение итогов урока

1УВМ Подведение итога урока

УВЗ: оценка полученных результатов

2УВМ домашнее задание

УВЗ: Сообщить учащимся о домашнем задании. Разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность выполнения задания.

Сегодня на уроке мы познакомились с Солоном, его реформами. Узнали что такое демократия, реформы.

Оценивание итогов урока

Запишите домашнее задание прочитать параграф 30, ответить на вопросы после параграфа, ответить на мой вопрос, который вы записали в тетрадь, выполнить задание в разделе «Подумайте» на стр. 146.




Оценивают урок с помощью «радуги настроения»



Учащиеся записывают в дневник домашнее задание.

задают уточняющие вопросы





Приложение к уроку

Монолог земледельца

Теперь после реформы Солона все мои долги прощены. Теперь если у меня будут долги в неурожайный год, то отвечу за них только своим имуществом. Теперь никто не посмеет меня отдать в рабство. Теперь я буду свободен, хотя и буду голодным и в лохмотьях. Теперь моей семье нечего бояться попасть в рабы к богатому соседу. Моя семья теперь то же, будет свободна.

Солон распорядился, и моего брата вернули на родину. Когда –то он за долги был продан рабом в далёкую страну. Он так долго был на чужбине, что забыл язык эллинов. Я, как свободный гражданин могу участвовать в Народном собрании, где решаются важные государственные вопросы.

Монолог архонта.

Я не знатный человек , но теперь меня выбрали архонтом. Я занимался морской торговлей. Мои суда бороздили по Средиземному морю. Из Греции я вывозил оливковое масло, виноградное вино, изделия ремесленников. Из других стран вёз то, чего у нас в Элладе всегда не хватало – это пшеницу, а также мёд, шкуры зверей. Как архонт, я должен следить за выполнением законов

Монолог судьи

Мне 32 года и я честно трудился в ремесленной мастерской. Меня выбрали судьёй из множества кандидатов. Теперь судей выбирают по жребию. Я ничего плохого никому не сделал в своей жизни. Наверное, я пользуюсь уважением, и мне доверяют свободные граждане Афин. Как судья я обещаю судить честно, по – совести и справедливости.

Монолог ремесленника

Мы, демос, долго воевали со знатью, за отмену законов Драконта. И вот когда в 594 году архонтом стал Солон, всё изменилось. Я теперь, как свободный афинянин стал гражданином и могу разбогатеть и стать, например, архонтом и управлять полисом, или я теперь могу участвовать в работе Народного собрания. На нём мы решаем важные государственные вопросы. Могли меня теперь избрать и судьей. А что я не замечен ни в каких дурных поступках. Судей теперь избирают по жребию, и я, вполне могу быть избран. Только сначала, мою кандидатуру нужно внести в списки.

Монолог Соломона

Я принадлежу к знатному роду Медонтидов. Особого богатства не имею, но и нужды не имею. С молодых лет веду морскую торговлю, которая в Греции считается почётным занятием. Мне всё интересно, поэтому где бы я не был я всегда много разговариваю с людьми и интересуюсь, как они живут? какие у них законы? какие у них правители?. В свободное время я пишу стихи. Кто слышал, те меня хвалят. Я всегда стараюсь жить честно, никого не обижать и не обманывать. Я считаю, что честное имя дороже денег. Я так и написал в своём стихотворении:

«Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно

Я не хочу: наконец, Правда ведь все же придёт»



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее