«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Занимательная информатика

Дополнительная образовательная программа «Занимательная информатика» представляет собой систему обучения обучающихся 5 классов, подготавливающую их для дальнейшего изучения информатики и ИКТ в средней школе. Основная цель предлагаемого курса – освоение учащихся основ информационной технологии (ИТ) в сочетании с фундаментальными принципами информатики, на которые эта технология опирается. В центре курса – освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте) в современной среде Windows с единым графическим интерфейсом, а также решение нестандартных логических задач.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 100»






СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДАЮ»

протокол заседания _____________/Фоменко О.Н. / Директор МБОУ “Школа № 100”

методического совета

МБОУ “Школа № 100” _____________ /Баранова А.Г./

от « 30»08.2017г № 1 приказ № 214 от « 30»08.2017 г.

Председатель МС

_______ /Федичкина Л.А./











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности



Предмет Занимательная информатика


Классы 5 «А»



Учитель Мостович Т.С.











 







2017 - 2018 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая ппрограмма внеурочной деятельности «Занимательная информатика» разработана на основе авторской программы М.С. Цветковой «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы. Бином. Лаборатория знаний».

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения. Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 5 классах основной школы. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребенку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Дополнительная образовательная программа «Занимательная информатика» представляет собой систему обучения обучающихся 5 классов, подготавливающую их для дальнейшего изучения информатики и ИКТ в средней школе. Основная цель предлагаемого курса – освоение учащихся основ информационной технологии (ИТ) в сочетании с фундаментальными принципами информатики, на которые эта технология опирается. В центре курса – освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте) в современной среде Windows с единым графическим интерфейсом, а также решение нестандартных логических задач.

Цель программы: пропедевтика ос­новных тем курса информатики в занимательной форме.



Данная программа направлена на достижение следующих задач:

  • способствовать формированию знаний умений навыков в области информатики и информационных технологий;

  • обучить учащихся решению нестандартных логи­ческих задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


Программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» является адаптированной. Она рассчитана на обучающихся 5 класса (11-12лет), изучающих информатику и ИКТ в рамках внеурочной деятельности.


Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения информатики и ИКТ. Программа «Занимательная информатика» рассчитана на 35 часов в год. Частота проведения занятий составляет 1 час в неделю по 45 минут.


В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучения, на занятиях используются элементы педагогических образовательных технологий:

а) технология объяснительно-иллюстрированного обучения;

б) технология личностно-ориентированного обучения;

г) технология интегрированного обучения.

Осуществление образовательного процесса связано с организацией взаимодействия педагога и воспитанников. Применяются технологии личностно-ориентированного обучения, т.е. центром образовательного процесса является личность ребёнка, его индивидуальность, создание условий для его развития. Реализация личностно-ориентированного обучения соответствует содержанию образования (научные знания, приёмы и методы познания, формы обучения).

Форма проведения занятий зависят от сложности изучаемой темы, уровня подготовки обучающихся и их социально- возрастных особенностей и индивидуальных потребностей.

Учебное занятие обычно начинается с того, что составляется план работы и ставится перед детьми цель, даётся теоретической и практический материал, который закрепляется в ходе работы. Предложенные детям самостоятельные занятия выполняются индивидуально, парами, группами, всеми одновременно в основном без ограничения времени.

Изучение учебного материала по данной программе способствует развитию творческой работы по подготовке задачи и к поиску новых идей для её решения.

В связи с возрастными особенностями обучающихся, на занятиях используются комплексы упражнений для снятия напряжения и усталости.


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностными результатами изучения данного курса являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

В ходе изучения курса в основном сформируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения

целей;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи и собственные возможности ее решения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных техно­логий (далее ИКТ-компетенции).

Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как формирование коммуни­кативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее вли­яние изучение курса оказывает на формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.

Одним из важнейших аспектов программы является подведение итогов реализации программы внеурочной деятельности. В процессе обучения проводятся контрольные диагностические срезы - промежуточный и итоговый контроль уровня усвоения образовательной программы, в которых выделяются основные показатели:

  • знания, умения;

  • мотивация к занятиям;

  • творческая активность;

  • достижения.

Промежуточный контроль проводится в конце каждого модуля программы в форме диагностической работы.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


В процессе работы используется следующее издание:

Босова Л. Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю. Г. Занима­тельные задачи по информатике. — М.: БИНОМ. Лабо­ратория знаний, 2015.

Сборник задач является дополнительным компонен­том учебно-методического комплекта (УМК) по информатике для 5-7 классов (автор Л. Л. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»). В нем собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности занимательные задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся 5 классов. Здесь содержатся логические задачи, задачи о переправах, разъездах, взвешиваниях и т. д.

Внутри каждого раздела задачи расположены в порядке возрастания сложности. Для их решения необходимо вдумчи­во проанализировать исходные данные, творчески отнестись к уже имеющимся знаниям и применить их в новых ситуаци­ях.

Табличный способ решения логических задач

Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.

Решение алгоритмических задач

Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.

Решение задач в виртуальных лабораториях.

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.

Выявление закономерностей

Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков».

Работа в виртуальной лаборатории.

Решение логических задач путем рассуждений

Индукция. Дедукция.

Задачи о лжецах. Логические выводы.

Решение комбинаторных задач

Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.

Разработка выигрышных стратегий

Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.

Построение занятий предполагается на основе современных педагогических технологий с целью активизации деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций, внедрение игровых, индивидуальных и групповых способов обучения, разноуровневые и развивающие задания.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность и посещение обучающимися различных учебных центров, связанных с работой IT-технологий, направленная на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером, как инструментом обработки информации.

Планируются посещения:

1. МультиМедиаСтудии в МБОУ ДО Дворец Творчества Детей и Молодежи;

2. ИНСТИТУТ АЙТИ, институт информационных технологий;

3. Музей Информационных технологий при ДГТУ


  1. Тематическое планирование уроков занимательной информатики для обучающихся 5 «А» класса

Учитель Мостович Татьсяна Сергеевна

1четв -8 ч (ПР-4) ; 2четв -8ч ( ПР-4); 3четв -9ч (ПР-5) 4четв -9ч (ПР-4) За год -35ч (ПР-17)

Сроки изучения

№№ п/п (раздела, параграфа, пункта и т.д.)

Тема

Кол-во часов

Модуль -Логические задачи

35 ч

I четверть

07.09.17

14.09.17

1-2

«Веселая разминка»

2

21.09.17

28.09.17

3-4

Закономерности

2

05.10.17

12.10.17


5-6

Упорядочение

2

19.10.17

7

Взаимно однозначное соответствие

1

29.10.17

8

Посещение МультиМедиаСтудиив МБОУ ДО Дворец Творчества Детей и Молодежи;

1

II четверть

09.11.17

16.11.17

9-10

Задачи о лжецах

2

23.11.17

30.11.17

11-12

Логические выводы

2

07.12.17

14.12.17

13-14

Задачи о переправах

2

21.12.17

15

Задачи о разъездах

1

28.12.17

16

Посещение ИНСТИТУТа АЙТИ, института информационных технологий;

1

III четверть

11.01.18

18.01.18

17-18

Задачи о переливаниях

2

25.01.18

08.02.18

19-20

Задачи о взвешиваниях

2

15.02.18

22.02.18

01.03.18

21-24

Комбинаторные задачи

4

15.03.18

22.03.18

25-26

Круги Эйлера

1

IV четверть

05.04.18

25

Посещение Музея Информационных технологий при ДГТУ

1

12.04.18

19.04.18

27-28


Арифметические задачи



2

26.04.18

03.05.18

10.05.18

17.05.18

24.05.18

29-33

Системы счисления

5

31.05.18

34

Игровые стратегии

2


8


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее