Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 100»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДАЮ»
протокол заседания _____________/Фоменко О.Н. / Директор МБОУ “Школа № 100”
методического совета
МБОУ “Школа № 100” _____________ /Баранова А.Г./
от « 30»08.2017г № 1 приказ № 214 от « 30»08.2017 г.
Председатель МС
_______ /Федичкина Л.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Предмет Занимательная информатика
Классы 5 «А»
Учитель Мостович Т.С.
2017 - 2018 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая ппрограмма внеурочной деятельности «Занимательная информатика» разработана на основе авторской программы М.С. Цветковой «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы. Бином. Лаборатория знаний».
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения. Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 5 классах основной школы. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребенку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Дополнительная образовательная программа «Занимательная информатика» представляет собой систему обучения обучающихся 5 классов, подготавливающую их для дальнейшего изучения информатики и ИКТ в средней школе. Основная цель предлагаемого курса – освоение учащихся основ информационной технологии (ИТ) в сочетании с фундаментальными принципами информатики, на которые эта технология опирается. В центре курса – освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте) в современной среде Windows с единым графическим интерфейсом, а также решение нестандартных логических задач.
Цель программы: пропедевтика основных тем курса информатики в занимательной форме.
Данная программа направлена на достижение следующих задач:
способствовать формированию знаний умений навыков в области информатики и информационных технологий;
обучить учащихся решению нестандартных логических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» является адаптированной. Она рассчитана на обучающихся 5 класса (11-12лет), изучающих информатику и ИКТ в рамках внеурочной деятельности.
Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения информатики и ИКТ. Программа «Занимательная информатика» рассчитана на 35 часов в год. Частота проведения занятий составляет 1 час в неделю по 45 минут.
В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучения, на занятиях используются элементы педагогических образовательных технологий:
а) технология объяснительно-иллюстрированного обучения;
б) технология личностно-ориентированного обучения;
г) технология интегрированного обучения.
Осуществление образовательного процесса связано с организацией взаимодействия педагога и воспитанников. Применяются технологии личностно-ориентированного обучения, т.е. центром образовательного процесса является личность ребёнка, его индивидуальность, создание условий для его развития. Реализация личностно-ориентированного обучения соответствует содержанию образования (научные знания, приёмы и методы познания, формы обучения).
Форма проведения занятий зависят от сложности изучаемой темы, уровня подготовки обучающихся и их социально- возрастных особенностей и индивидуальных потребностей.
Учебное занятие обычно начинается с того, что составляется план работы и ставится перед детьми цель, даётся теоретической и практический материал, который закрепляется в ходе работы. Предложенные детям самостоятельные занятия выполняются индивидуально, парами, группами, всеми одновременно в основном без ограничения времени.
Изучение учебного материала по данной программе способствует развитию творческой работы по подготовке задачи и к поиску новых идей для её решения.
В связи с возрастными особенностями обучающихся, на занятиях используются комплексы упражнений для снятия напряжения и усталости.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
В ходе изучения курса в основном сформируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:
умение самостоятельно планировать пути достижения
целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.
Одним из важнейших аспектов программы является подведение итогов реализации программы внеурочной деятельности. В процессе обучения проводятся контрольные диагностические срезы - промежуточный и итоговый контроль уровня усвоения образовательной программы, в которых выделяются основные показатели:
знания, умения;
мотивация к занятиям;
творческая активность;
достижения.
Промежуточный контроль проводится в конце каждого модуля программы в форме диагностической работы.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
В процессе работы используется следующее издание:
Босова Л. Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Сборник задач является дополнительным компонентом учебно-методического комплекта (УМК) по информатике для 5-7 классов (автор Л. Л. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»). В нем собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности занимательные задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся 5 классов. Здесь содержатся логические задачи, задачи о переправах, разъездах, взвешиваниях и т. д.
Внутри каждого раздела задачи расположены в порядке возрастания сложности. Для их решения необходимо вдумчиво проанализировать исходные данные, творчески отнестись к уже имеющимся знаниям и применить их в новых ситуациях.
Табличный способ решения логических задач
Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.
Решение алгоритмических задач
Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.
Решение задач в виртуальных лабораториях.
Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.
Выявление закономерностей
Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков».
Работа в виртуальной лаборатории.
Решение логических задач путем рассуждений
Индукция. Дедукция.
Задачи о лжецах. Логические выводы.
Решение комбинаторных задач
Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.
Разработка выигрышных стратегий
Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.
Построение занятий предполагается на основе современных педагогических технологий с целью активизации деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций, внедрение игровых, индивидуальных и групповых способов обучения, разноуровневые и развивающие задания.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность и посещение обучающимися различных учебных центров, связанных с работой IT-технологий, направленная на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером, как инструментом обработки информации.
Планируются посещения:
1. МультиМедиаСтудии в МБОУ ДО Дворец Творчества Детей и Молодежи;
2. ИНСТИТУТ АЙТИ, институт информационных технологий;
3. Музей Информационных технологий при ДГТУ
Тематическое планирование уроков занимательной информатики для обучающихся 5 «А» класса
Учитель Мостович Татьсяна Сергеевна
1четв -8 ч (ПР-4) ; 2четв -8ч ( ПР-4); 3четв -9ч (ПР-5) 4четв -9ч (ПР-4) За год -35ч (ПР-17)
Сроки изучения | №№ п/п (раздела, параграфа, пункта и т.д.) | Тема | Кол-во часов |
Модуль -Логические задачи | 35 ч | ||
I четверть | |||
07.09.17 14.09.17 | 1-2 | «Веселая разминка» | 2 |
21.09.17 28.09.17 | 3-4 | Закономерности | 2 |
05.10.17 12.10.17
| 5-6 | Упорядочение | 2 |
19.10.17 | 7 | Взаимно однозначное соответствие | 1 |
29.10.17 | 8 | Посещение МультиМедиаСтудиив МБОУ ДО Дворец Творчества Детей и Молодежи; | 1 |
II четверть | |||
09.11.17 16.11.17 | 9-10 | Задачи о лжецах | 2 |
23.11.17 30.11.17 | 11-12 | Логические выводы | 2 |
07.12.17 14.12.17 | 13-14 | Задачи о переправах | 2 |
21.12.17 | 15 | Задачи о разъездах | 1 |
28.12.17 | 16 | Посещение ИНСТИТУТа АЙТИ, института информационных технологий; | 1 |
III четверть | |||
11.01.18 18.01.18 | 17-18 | Задачи о переливаниях | 2 |
25.01.18 08.02.18 | 19-20 | Задачи о взвешиваниях | 2 |
15.02.18 22.02.18 01.03.18 | 21-24 | Комбинаторные задачи | 4 |
15.03.18 22.03.18 | 25-26 | Круги Эйлера | 1 |
IV четверть | |||
05.04.18 | 25 | Посещение Музея Информационных технологий при ДГТУ | 1 |
12.04.18 19.04.18 | 27-28 |
Арифметические задачи
| 2 |
26.04.18 03.05.18 10.05.18 17.05.18 24.05.18 | 29-33 | Системы счисления | 5 |
31.05.18 | 34 | Игровые стратегии | 2 |
8