Рассмотрено и принято Согласовано Утверждаю
на методическом совете зам. директора по УВР Директор МКУ ДО РДДТ
Протокол № _____ ______Ульбашева Р.Ю. _______М.М.Жубоева
Приказ№_____
«___»_____________2019 г. «____» ___________ 2019 г. «____» __________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
культурологической направленности
«Занимательная информатика»
Адресат программы: обучающиеся 10-12 лет
Срок освоения программы: 1 год
Айшаева Фердаус Сулеймановна
педагог дополнительного образования.
Кашхатау 2019
Пояснительная записка
1.1Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В дополнительном образование над развитием таких умений занимаются на занятиях по информатике.
Актуальность программы. В возрасте 10-12 лет ребёнок, как правило, увлекается рисованием и поэтому освоение приемов работы с графическим редактором Paint дается ему легко и просто. Участники кружка уже должны уметь формулировать свои мысли, высказывать их в этом им помогут текстовые редакторы. К обучающимся 5-7 классов, а именно они являются обучающимися детского объединения предъявляются более высокие требования. Они должны уметь готовить доклады, участвовать в конференциях, грамотно оформлять свои работы и уметь кратко излагать свои мысли.
Исходя из выше сказанного выбрана следующая структура детского объединения «Занимательная информатика», которая состоит из трех разделов:
«Основы компьютерной графики» ( 70 часов).
«Создаем презентацию в среде PowerPoint» (74 часа).
Программа кружка предусматривает проведение занятий в виде традиционных уроков, практических занятий, обучающих уроков, интегрированных уроков, развлекательных внеклассных мероприятий и др.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе – создание проектов – как подведение итогов.
Обязательным условием допуска обучающихся к выполнению итогового проекта является прохождение контрольных тестов по каждому разделу.
Форма обучения –очная.
Программа объединения «Занимательная информатика» общим объёмом 144 часа изучается в течение 1 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 урока по 40мин. с перерывом в 10мин. (для обучающихся 5-6 классов).
Цель программы: развитие у воспитанников интеллектуальных и творческих способностей в области информационных технологий. Развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основные задачи программы:
обучающие:
- научить
правилам работы за компьютером;
научить работать на компьютере;
основным устройствам компьютера;
понятиям компьютерного меню, освоению технологии работы с меню.
освоению среды графического редактора Paint.
Редактировать, преобразовывать рисунки;
Типовым объектам презентации, запуску и настройке приложений PowerPoint ;
выделение этапов создания презентаций. созданию анимации текста, настройке анимации рисунка, запуску и отладке презентации.
обучить эффективным приемам работы в различных программах, в локальных сетях, в сети Интернет и сформировать представления о роли и значении информационных технологий и компьютерной техники в развитии современного общества;
дать базовые знания по использованию компьютера в различных областях профессиональной деятельности и научить ребенка свободно обращаться с компьютером;
развивающие:
способствовать развитию детей через информационную деятельность, дополняя школьный базовый уровень знаний воспитанников.
способствовать формированию устойчивого «научного» интереса к информационным процессам через кружок.
развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников через решение нестандартных теоретических и практических задач.
воспитательные:
формировать эмоционально-ценностное отношения к себе и своему труду, способствовать воспитанию характера и самодисциплины, активной жизненной позиции детей средствами технического творчества, используя воспитательные возможности детского коллектива, объединенного по интересам.
оздоровительные:
создавать условия для обеспечения эмоционального благополучия воспитанников.
укреплять физическое здоровье детей через обеспечение научной организации труда при использовании персонального компьютера.
данная программа предусматривает изучение основ работы с персональным, повышая образовательный уровень воспитанников и освоения ими новейших компьютерных технологий.
Значительный объем содержания программы способен обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объема знаний.
Принципы обучения
научность и доступность: соответствие учебного материала индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип комплексности, системности и последовательности: учебная деятельность связывается со всеми сторонами воспитательной работы, овладение новыми знаниями, умениями и навыками опирается на то, что уже усвоено.
принцип гуманности реализуется через создание оптимальной среды для воспитания и образования детей.
Методы:
преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный.
учения: репродуктивный, исполнительный, частично-поисковый, проблемный.
воспитания: упражнения, личный пример.
Формы занятий: Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
-демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
-фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
-самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Календарно-учебный график (место проведения кабинет информатики МКОУ СОШ с.п.Карасу)
№ п/п | Разделы и темы программы | Кол-во часов | Планир. результат | Форма контроля | Дата проведения | Примечание | |||
|
| всего | теор. | практ. |
|
| По плану | По факту |
|
Р. 1 | Обучение на компьютере | 6 | 2 | 4 |
|
|
|
|
|
1.1 | Информация. Информатика. Компьютер. | 1 | 1 |
| знать: правила работы за компьютером; назначение главного меню; Уметь: работать с мышью; запускать программу и завершать работу с ней; настраивать панель Инструменты графического редактора Paint; создавать простейшие рисунки с помощью инструментов; | опрос | 04.09. |
|
|
1.2 | Как устроен компьютер. | 1 |
| 1 | опрос | 04.09. |
|
| |
1.3 | Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 09.09. |
|
| |
1.4 | Пр/Р. По теме: «Обучение работе на компьютере». | 2 | 0,5 | 1,5 | ФО | 11.09. |
|
| |
Р. 2 | Освоение среды граф. редактора Рaint. | 16 |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 | Назначение графического редактора Paint. теоретич./практич.Компьютерная графика. | 2 | 0,5 | 1,5 | знать: понятие файла; точные способы построения геометрических фигур; назначение и возможности графического редактора; понятие фрагмента рисунка; понятие файла; | опрос | 16.09. |
|
|
2.2 | Инструменты рисования. Настройка инструментов. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 18.09. |
|
| |
2.3 | Панель Палитра. Изменение палитры. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 23.09. |
|
| |
2.4 | Свободное рисование. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 25.09. |
|
| |
2.5 | Редактирование компьютерного рисунка. | 4 | 0,5 | 3,5 | опрос | 30.09. 02.10 |
|
| |
2.6 | Пр/р по теме: «Освоение среды графического редактора Paint. | 4 | 0,5 | 3,5 | Тест. | 07. 10. 09. 10. |
|
| |
Р. 3 | Редактирование рисунков. | 12 |
|
|
|
|
|
|
|
3.1 | Понятие фрагмента рисунка. | 2 | 0,5 | 1,5 | знать: понятие фрагмента рисунка; понятие файла; точные способы построения геометрических фигур; уметь: сохранять и открывать графические файлы; использовать при построении геометрических фигур клавишу Shift; редактировать графический объект по пикселям; создавать меню типовых элементов мозаики; | опрос | 14. 10. |
|
|
3.2 | Выделение, перенос, копирование. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 16. 10. |
|
| |
3.3 | Понятие файла. Сохранение созданного рисунка. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 21. 10. |
|
| |
3.4 | Открытие сохранённого рисунка. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 23. 10. |
|
| |
3.5 | Сборка рисунка из деталей. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 28. 10. |
|
| |
3.6 | Пр/р по теме: «Редактирование рисунка». | 2 | 0,5 | 1,5 | ФО | 30. 10. |
|
| |
Р. 4 | Точные построения графических объктов | 16 |
|
|
|
|
|
|
|
4.1 | Геометрические инструменты. | 2 | 0,5 | 1,5 | Знать: понятие пиксель и пиктограммы; технологию конструирования из меню готовых форм. Уметь: создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора. | опрос | 11.11. |
|
|
4.2 | Инструменты рисования линий. Построение линий. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 13.11. |
|
| |
4.3 | Построение фигур. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 13.11. |
|
| |
4.4 | Что такое пиксель и пиктограмма. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 18.11. |
|
| |
4.5 | Изменение масштаба просмотра рисунков. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 20.11. |
|
| |
4.6 | Редактирование рисунков по пикселям. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 25.11. |
|
| |
4.7 | Создание пиктограммы. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 27.11. |
|
| |
4.8 | Пр/Р по теме: «Точные построения графических объектов». | 2 | 0,5 | 1,5 | фронтальный опрос | 02.12. |
|
| |
Р. 5 | Преобразование рисунка | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
5.1 | Выполнение команд наклона, отражения и поворота. | 2 | 0,5 | 1,5 | уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц; | опрос | 04.12. |
|
|
5.2 | Растяжение и сжатие. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 09.12. |
|
| |
5.3 | Исполнение надписи. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 11.12. |
|
| |
5.4 | Практическая работа по теме: « Преобразование рисунка». | 2 | 0,5 | 1,5 | Защита проекта | 16.12. |
|
| |
Р. 6 | Конструирование из мозаики | 12 |
|
|
|
|
|
|
|
6.1 | Меню готовых форм. | 2 | 0,5 | 1,5 | уметь создавать текстовые документы с включением таблиц, рисунков | опрос | 18.12. |
|
|
6.2 | Конструирование из кубиков. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 23.12. |
|
| |
6.3 | Композиция из кубиков. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 25.12. |
|
| |
6.4 | Пр/р по теме: «Конструирование из мозаики». | 2 | 0,5 | 1,5 | Защита проекта | 30.12. |
|
| |
6.5 | Обобщающее занятие. | 2 | 0,5 | 1,5 | ФО | 13.01. |
|
| |
Р. 7 | Назначение приложения PowerPoint | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
7.1 | Возможности и область использования приложения PowerPoint. | 2 | 0,5 | 1,5 | знать: назначение и функциональные возможности PowerPoint; уметь: создавать слайд; | опрос | 15.01. |
|
|
7.2 | Объекты презентации. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 20.01. |
|
| |
7.3 | Группы инструментов среды PowerPoint. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 22.01. |
|
| |
7.4 | Запуск и настройка приложения PowerPoint. | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 27.01. |
|
| |
7.5 | Назначение панели инструментов. | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест. | 29.01. |
|
| |
Р. 8 | Базовые технологии создания презентации | 20 |
|
|
|
|
|
|
|
8.1 | Выделение этапов создания презентации. | 2 | 0,5 | 1,5 | знать: назначение и функциональные возможности PowerPoint; объекты и инструменты PowerPoint; уметь: изменять настройки слайда; | опрос | 03.02. |
|
|
8.2 | Создание фона. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 05.02. |
|
| |
8.3 | Создание рисунка. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 10.02. |
|
| |
8.4 | Вставка рисунков в презентацию. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 12.02. |
|
| |
8.5 | Создание анимации текста. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 17.02. |
|
| |
8.6 | Создание анимации рисунка. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 19.02. |
|
| |
8.7 | Создание анимации рисунка. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 23.02. |
|
| |
8.8 | Запуск и отладка презентации. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 26.02. |
|
| |
8.9 | Создание презентации «Часы» | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 02.03. |
|
| |
8.10 | Создание презентации «Часы» | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест. | 04.03. |
|
| |
Р. 9 | Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов | 26 |
|
|
|
|
|
|
|
9.1 | Выделение объектов. | 2 | 0,5 | 1,5 | знать: технологии настройки PowerPoint; объекты, из которых состоит презентация; уметь: создавать анимацию текста, изображения;
| опрос | 09.03. |
|
|
9.2 | Создание нескольких слайдов согласно сценарию. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 11.03. |
|
| |
9.3 | Работа с сортировщиком слайдов. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 16.03. |
|
| |
9.4 | Создание презентации «Времена года». | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 18.03. |
|
| |
9.5 | Создание презентации «Времена года». | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 23.03. |
|
| |
9.6 | Создание презентации «Моя школа». | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 01.04. |
|
| |
9.7 | Создание презентации «Моя школа». | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 06.04. |
|
| |
9.8 | Создание презентации на свободную тему. | 4 | 0,5 | 3,5 | опрос | 08.04. 13.04. |
|
| |
9.9 | Создание презентации на свободную тему. | 4 | 0,5 | 3,5 | опрос | 15.04. 20.04. |
|
| |
9.10 | Создание презентации на свободную тему. | 4 | 0,5 | 3,5 | тестирование | 22.04. 27.04. |
|
| |
Р. 10 | Компьютерный практикум | 18 |
|
|
|
|
|
|
|
10.1 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | 2 | 0,5 | 1,5 | знать: технологии настройки PowerPoint; объекты, из которых состоит презентация; этапы создания презентации; технологию работы с каждым объектом презентации. уметь: представить творческий материал в виде презентации.
| опрос | 29.04. |
|
|
10.2 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 04.05. |
|
| |
10.3 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 06.05 |
|
| |
10.4 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 11.05. |
|
| |
10.5 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 13.05. |
|
| |
10.6 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | 18.05. |
|
| |
10.7 | Защита проектов. | 2 | 0,5 | 1,5 | ФО | 20.05. |
|
| |
10.8 | Защита проектов. | 2 | 0,5 | 1,5 | Защита проекта | 25.05. |
|
| |
10.9 | Обобщающее занятие. | 2 | 0,5 | 1,5 | Итоговое тест. | 27.05. |
|
| |
| Итого: | 144 |
|
|
|
|
|
|
|
Содержание тем учебного курса.
«Основы компьютерной графики и работа в среде PowerPoint»
(144 часа – 4 часа в неделю)
Тема 1. Обучение работе на компьютере.
Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.
Тема 2. Освоение среды графического редактора Paint.
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Тема 3. Редактирование рисунков.
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагментов рисунка. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.
Тема 4. Точные построения графических объектов.
Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Редактирование графических объектов по пикселям. Понятие пиктограммы.
Тема 5. Преобразование рисунка.
Отражение и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка.
Тема 6. Конструирование из мозаики.
Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объёмных. Конструирование с помощью меню готовых форм.
Тема 7. Назначение приложения PowerPoint. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды PowerPoint. Запуск и настройка приложения PowerPoint. Назначение панелей инструментов.
Тема 8. Базовая технология создания презентаций.
Выделение этапов создания презентаций. Создание анимации текста, настройка анимации рисунка, запуск и отладка презентации.
Тема 9. Создание презентации
Постановка задач на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.
Тема 10. Компьютерный практикум.
Выполнение практических работ по изученному материалу. Выполнение творческого итогового проекта.
Перечень учебно – методического обеспечения
Операционная система Windows XP
Пакет офисных приложений MS Office
Лобзин Ю.А., Рожавский В.Г. «Графический дизайн», Москва, «Русское слово», 2008 г.
Подосенина Т.А. «Искусство компьютерной графики для школьников», Санкт-Петербург, «БХВ-Петербург», 2004 г. .
Стрелкова Л.М. «Photoshop. Практикум», Москва, «Интеллект-Центр», 2006 г.
Список литературы
Для педагога:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Дувонов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.. СПб.: БХВ-Петербург,2005-352с.:ил.
Для обучающихся:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.