«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа деятельности кружка "Занимательная информатика""

Рабочая программа деятельности кружка "Занимательная информатика" с календарно=тематическим планированием

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки





Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Районный Дом детского творчества» Черекского муниципального района КБР





Рассмотрено и принято Согласовано Утверждаю

на методическом совете зам. директора по УВР Директор МКУ ДО РДДТ

Протокол № _____ ______Ульбашева Р.Ю. _______М.М.Жубоева

Приказ№_____

«___»_____________2019 г. «____» ___________ 2019 г. «____» __________ 2019 г.



РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

культурологической направленности

«Занимательная информатика»







Адресат программы: обучающиеся 10-12 лет

Срок освоения программы: 1 год

Айшаева Фердаус Сулеймановна

педагог дополнительного образования.














Кашхатау 2019

Пояснительная записка


1.1Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В дополнительном образование над развитием таких умений занимаются на занятиях по информатике.

Актуальность программы. В возрасте 10-12 лет ребёнок, как правило, увлекается рисованием и поэтому освоение приемов работы с графическим редактором Paint дается ему легко и просто. Участники кружка уже должны уметь формулировать свои мысли, высказывать их в этом им помогут текстовые редакторы. К обучающимся 5-7 классов, а именно они являются обучающимися детского объединения предъявляются более высокие требования. Они должны уметь готовить доклады, участвовать в конференциях, грамотно оформлять свои работы и уметь кратко излагать свои мысли.

Исходя из выше сказанного выбрана следующая структура детского объединения «Занимательная информатика», которая состоит из трех разделов:

  1. «Основы компьютерной графики» ( 70 часов).

  2. «Создаем презентацию в среде PowerPoint» (74 часа).

Программа кружка предусматривает проведение занятий в виде традиционных уроков, практических занятий, обучающих уроков, интегрированных уроков, развлекательных внеклассных мероприятий и др.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе – создание проектов – как подведение итогов.

Обязательным условием допуска обучающихся к выполнению итогового проекта является прохождение контрольных тестов по каждому разделу.

Форма обучения –очная.

Программа объединения «Занимательная информатика» общим объёмом 144 часа изучается в течение 1 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 урока по 40мин. с перерывом в 10мин. (для обучающихся 5-6 классов).

Цель программы: развитие у воспитанников интеллектуальных и творческих способностей в области информационных технологий. Развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основные задачи программы:

обучающие:

- научить

  • правилам работы за компьютером;

  • научить работать на компьютере;

  • основным устройствам компьютера;

  • понятиям компьютерного меню, освоению технологии работы с меню.

  • освоению среды графического редактора Paint.

  • Редактировать, преобразовывать рисунки;

  • Типовым объектам презентации, запуску и настройке приложений PowerPoint ;

  • выделение этапов создания презентаций. созданию анимации текста, настройке анимации рисунка, запуску и отладке презентации.

  • обучить эффективным приемам работы в различных программах, в локальных сетях, в сети Интернет и сформировать представления о роли и значении информационных технологий и компьютерной техники в развитии современного общества;

  • дать базовые знания по использованию компьютера в различных областях профессиональной деятельности и научить ребенка свободно обращаться с компьютером;

развивающие:

  • способствовать развитию детей через информационную деятельность, дополняя школьный базовый уровень знаний воспитанников.

  • способствовать формированию устойчивого «научного» интереса к информационным процессам через кружок.

  • развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников через решение нестандартных теоретических и практических задач.

воспитательные:

  • формировать эмоционально-ценностное отношения к себе и своему труду, способствовать воспитанию характера и самодисциплины, активной жизненной позиции детей средствами технического творчества, используя воспитательные возможности детского коллектива, объединенного по интересам.

оздоровительные:

  • создавать условия для обеспечения эмоционального благополучия воспитанников.

  • укреплять физическое здоровье детей через обеспечение научной организации труда при использовании персонального компьютера.

  • данная программа предусматривает изучение основ работы с персональным, повышая образовательный уровень воспитанников и освоения ими новейших компьютерных технологий.

  • Значительный объем содержания программы способен обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объема знаний.

Принципы обучения

  • научность и доступность: соответствие учебного материала индивидуальным и возрастным особенностям детей;

  • принцип комплексности, системности и последовательности: учебная деятельность связывается со всеми сторонами воспитательной работы, овладение новыми знаниями, умениями и навыками опирается на то, что уже усвоено.

  • принцип гуманности реализуется через создание оптимальной среды для воспитания и образования детей.

Методы:

  1. преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный.

  2. учения: репродуктивный, исполнительный, частично-поисковый, проблемный.

  3. воспитания: упражнения, личный пример.

Формы занятий: Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

-демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;

-фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

-самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.




Календарно-учебный график (место проведения кабинет информатики МКОУ СОШ с.п.Карасу)

№ п/п

Разделы и темы программы

Кол-во часов

Планир.

результат

Форма контроля

Дата проведения

Примечание



всего

теор.

практ.



По плану

По факту


Р. 1

Обучение на компьютере

6

2

4






1.1

Информация. Информатика. Компьютер.

1

1


знать: правила работы за компьютером; назначение главного меню;

Уметь:

работать с мышью;

запускать программу и завершать работу с ней;

настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;

создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;

опрос

04.09.



1.2

Как устроен компьютер.

1


1

опрос

04.09.



1.3

Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ.

2

0,5

1,5

опрос

09.09.



1.4

Пр/Р. По теме: «Обучение работе на компьютере».

2

0,5

1,5

ФО

11.09.



Р. 2

Освоение среды граф. редактора Рaint.

16








2.1

Назначение графического редактора Paint. теоретич./практич.Компьютерная графика.

2

0,5

1,5

знать: понятие файла; точные способы построения геометрических фигур;

назначение и возможности графического редактора;

понятие фрагмента рисунка;

понятие файла;

опрос

16.09.



2.2

Инструменты рисования. Настройка инструментов.

2

0,5

1,5

опрос

18.09.



2.3

Панель Палитра. Изменение палитры.

2

0,5

1,5

опрос

23.09.



2.4

Свободное рисование.

2

0,5

1,5

опрос

25.09.



2.5

Редактирование компьютерного рисунка.

4

0,5

3,5

опрос

30.09. 02.10



2.6

Пр/р по теме: «Освоение среды графического редактора Paint.

4

0,5

3,5

Тест.

07. 10.

09. 10.



Р. 3

Редактирование рисунков.

12








3.1

Понятие фрагмента рисунка.

2

0,5

1,5

знать: понятие фрагмента рисунка;

понятие файла;

точные способы построения геометрических фигур;

уметь:

сохранять и открывать графические файлы;

использовать при построении геометрических фигур клавишу Shift;

редактировать графический объект по пикселям;

создавать меню типовых элементов мозаики;

опрос

14. 10.



3.2

Выделение, перенос, копирование.

2

0,5

1,5

опрос

16. 10.



3.3

Понятие файла. Сохранение созданного рисунка.

2

0,5

1,5

опрос

21. 10.



3.4

Открытие сохранённого рисунка.

2

0,5

1,5

опрос

23. 10.



3.5

Сборка рисунка из деталей.

2

0,5

1,5

опрос

28. 10.



3.6

Пр/р по теме: «Редактирование рисунка».

2

0,5

1,5

ФО

30. 10.



Р. 4

Точные построения графических объктов

16








4.1

Геометрические инструменты.

2

0,5

1,5

Знать:

понятие пиксель и пиктограммы;

технологию конструирования из меню готовых форм.

Уметь: создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора.

опрос

11.11.



4.2

Инструменты рисования линий. Построение линий.

2

0,5

1,5

опрос

13.11.



4.3

Построение фигур.

2

0,5

1,5

опрос

13.11.



4.4

Что такое пиксель и пиктограмма.

2

0,5

1,5

опрос

18.11.



4.5

Изменение масштаба просмотра рисунков.

2

0,5

1,5

опрос

20.11.



4.6

Редактирование рисунков по пикселям.

2

0,5

1,5

опрос

25.11.



4.7

Создание пиктограммы.

2

0,5

1,5

опрос

27.11.



4.8

Пр/Р по теме: «Точные построения графических объектов».

2

0,5

1,5

фронтальный опрос

02.12.



Р. 5

Преобразование рисунка

8








5.1

Выполнение команд наклона, отражения и поворота.

2

0,5

1,5

уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

опрос

04.12.



5.2

Растяжение и сжатие.

2

0,5

1,5

опрос

09.12.



5.3

Исполнение надписи.

2

0,5

1,5

опрос

11.12.



5.4

Практическая работа по теме: « Преобразование рисунка».

2

0,5

1,5

Защита проекта

16.12.



Р. 6

Конструирование из мозаики

12








6.1

Меню готовых форм.

2

0,5

1,5

уметь создавать текстовые документы с включением таблиц, рисунков

опрос

18.12.



6.2

Конструирование из кубиков.

2

0,5

1,5

опрос

23.12.



6.3

Композиция из кубиков.

2

0,5

1,5

опрос

25.12.



6.4

Пр/р по теме: «Конструирование из мозаики».

2

0,5

1,5

Защита проекта

30.12.



6.5

Обобщающее занятие.

2

0,5

1,5

ФО

13.01.



Р. 7

Назначение приложения PowerPoint

10








7.1

Возможности и область использования приложения PowerPoint.

2

0,5

1,5

знать:

назначение и функциональные возможности PowerPoint;

уметь:

создавать слайд;

опрос

15.01.



7.2

Объекты презентации.

2

0,5

1,5

опрос

20.01.



7.3

Группы инструментов среды PowerPoint.

2

0,5

1,5

опрос

22.01.



7.4

Запуск и настройка приложения PowerPoint.

2

0,5

1,5


27.01.



7.5

Назначение панели инструментов.

2

0,5

1,5

Тест.

29.01.



Р. 8

Базовые технологии создания презентации

20








8.1

Выделение этапов создания презентации.

2

0,5

1,5

знать:

назначение и функциональные возможности PowerPoint;

объекты и инструменты PowerPoint;

уметь:

изменять настройки слайда;

опрос

03.02.



8.2

Создание фона.

2

0,5

1,5

опрос

05.02.



8.3

Создание рисунка.

2

0,5

1,5

опрос

10.02.



8.4

Вставка рисунков в презентацию.

2

0,5

1,5

опрос

12.02.



8.5

Создание анимации текста.

2

0,5

1,5

опрос

17.02.



8.6

Создание анимации рисунка.

2

0,5

1,5

опрос

19.02.



8.7

Создание анимации рисунка.

2

0,5

1,5

опрос

23.02.



8.8

Запуск и отладка презентации.

2

0,5

1,5

опрос

26.02.



8.9

Создание презентации «Часы»

2

0,5

1,5

опрос

02.03.



8.10

Создание презентации «Часы»

2

0,5

1,5

Тест.

04.03.



Р. 9

Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов

26








9.1

Выделение объектов.

2

0,5

1,5

знать:

технологии настройки PowerPoint;

объекты, из которых состоит презентация;

уметь:

создавать анимацию текста, изображения;


опрос

09.03.



9.2

Создание нескольких слайдов согласно сценарию.

2

0,5

1,5

опрос

11.03.



9.3

Работа с сортировщиком слайдов.

2

0,5

1,5

опрос

16.03.



9.4

Создание презентации «Времена года».

2

0,5

1,5

опрос

18.03.



9.5

Создание презентации «Времена года».

2

0,5

1,5

опрос

23.03.



9.6

Создание презентации «Моя школа».

2

0,5

1,5

опрос

01.04.



9.7

Создание презентации «Моя школа».

2

0,5

1,5

опрос

06.04.



9.8

Создание презентации на свободную тему.

4

0,5

3,5

опрос

08.04.

13.04.



9.9

Создание презентации на свободную тему.

4

0,5

3,5

опрос

15.04.

20.04.



9.10

Создание презентации на свободную тему.

4

0,5

3,5

тестирование

22.04.

27.04.



Р. 10

Компьютерный практикум

18








10.1

Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика»

2

0,5

1,5

знать:

технологии настройки PowerPoint;

объекты, из которых состоит презентация;

этапы создания презентации;

технологию работы с каждым объектом презентации.

уметь:

представить творческий материал в виде презентации.


опрос

29.04.



10.2

Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика»

2

0,5

1,5

опрос

04.05.



10.3

Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика»

2

0,5

1,5

опрос

06.05



10.4

Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика»

2

0,5

1,5

опрос

11.05.



10.5

Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика»

2

0,5

1,5

опрос

13.05.



10.6

Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика»

2

0,5

1,5

опрос

18.05.



10.7

Защита проектов.

2

0,5

1,5

ФО

20.05.



10.8

Защита проектов.

2

0,5

1,5

Защита проекта

25.05.



10.9

Обобщающее занятие.

2

0,5

1,5

Итоговое тест.

27.05.




Итого:

144









Содержание тем учебного курса.

«Основы компьютерной графики и работа в среде PowerPoint»

(144 часа – 4 часа в неделю)

Тема 1. Обучение работе на компьютере.

Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.

Тема 2. Освоение среды графического редактора Paint.

Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.

Тема 3. Редактирование рисунков.

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагментов рисунка. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.

Тема 4. Точные построения графических объектов.

Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Редактирование графических объектов по пикселям. Понятие пиктограммы.

Тема 5. Преобразование рисунка.

Отражение и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка.

Тема 6. Конструирование из мозаики.

Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объёмных. Конструирование с помощью меню готовых форм.

Тема 7. Назначение приложения PowerPoint. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды PowerPoint. Запуск и настройка приложения PowerPoint. Назначение панелей инструментов.

Тема 8. Базовая технология создания презентаций.

Выделение этапов создания презентаций. Создание анимации текста, настройка анимации рисунка, запуск и отладка презентации.

Тема 9. Создание презентации

Постановка задач на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.

Тема 10. Компьютерный практикум.

Выполнение практических работ по изученному материалу. Выполнение творческого итогового проекта.










































Перечень учебно – методического обеспечения

  1. Операционная система Windows XP

  2. Пакет офисных приложений MS Office

  3. Лобзин Ю.А., Рожавский В.Г. «Графический дизайн», Москва, «Русское слово», 2008 г.

  4. Подосенина Т.А. «Искусство компьютерной графики для школьников», Санкт-Петербург, «БХВ-Петербург», 2004 г. .

  5. Стрелкова Л.М. «Photoshop. Практикум», Москва, «Интеллект-Центр», 2006 г.

Список литературы

Для педагога:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  3. Дувонов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.. СПб.: БХВ-Петербург,2005-352с.:ил.

Для обучающихся:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее