ЗАНЯТИЕ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Игра-путешествие «Подарки осени»
Подготовила: Воспитатель ГПД Е.Н. Матяш
Цель:
Формировать у младших школьников представления о красоте окружающего мира в осенний период, создавать условия для воспитания эмоционального отношения к природе.
Задачи:
Учить детей определять цель работы, трудиться сообща.
Развивать интерес к познанию природы, открытию ее тайн; воспитывать наблюдательность.
Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания.
Расширять и углублять знания школьников о явлениях природы; воспитывать любовь к родной природе.
Учить детей видеть красоту природы, любоваться ею, развивать воображение детей, фантазию.
Воспитывать дружеские отношения в классе, умение работать в коллективе.
Оборудование: изображения овощей, фруктов, грибов, листьев деревьев; муляжи фруктов и овощей; конверты с заданиями; раскраски с чудо овощами, грибами, листьями деревьев или шаблоны овощей, грибов, листьев деревьев; фрукты и овощи для дегустации; цветные карандаши, клей ПВА, ножницы.
Ход занятия
1.В начале занятия дети отгадывают загадки:
Дорогие ребята, к нам приходил почтальон, он принес нам письма. А вот кто прислал нам эти письма, вы сейчас и отгадаете.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь сосен и елочек. Я…(осень).
Осень – это прекрасное время года. Послушайте, как о ней пишут поэты.
Осень
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В теплые края.
А.Плещеев
1.Загадки «Осенние месяцы». А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Что за месяц к нам пришел,
Золотом расшил кругом
Сад и лес, поля и луг.
Изменил он все вокруг. (Сентябрь.)
Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь то снег.
И сильней похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц подскажи? (ноябрь)
Итак, осенью желтеют, краснеют и опадают листья.
2.Конкурс. Что это за листья? (отгадываем по форме листьев какому дереву они относятся)
3.Загадки «Фрукты и овощи»
Нынче, друг, не зевай
Собирай... (урожай).
- Что же мы собираем осенью, в сентябре, с полей и огородов, в садах? (Рассказы детей?)
Давайте откроем первый конверт. Как интересно! Тут загадки! Хотите их отгадать?
Твоему мячу подобен,
Только вкусен и съедобен.
Хоть зелены бока.
Мякоть красная сладка. (Арбуз.)
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка,
Плакать без горюшка. (Лук)
Как слива темна,
Как репа кругла,
На грядке силу копила,
К хозяйке в борщ угодила. (Свекла)
Само с кулачок,
Красный бочок.
Потрогаешь - гладко,
А откусишь - сладко. (Яблоко.)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице? (Морковь.)
На ней сто одежек
И все без застежек. (Капуста.)
Воспитатель показывает изображения овощей и фруктов на экране
4.Загадки «Грибы».Ребята, а кроме овощей и фруктов чем богата осень? Правильно грибами! А какие бывают грибы? Правильно съедобные и несъедобные. Давайте отгадаем загадки о грибах. (Во время отгадывания загадок, воспитатель показывает изображения грибов)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке (Гриб)
Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три – вышел вон,
И стоит он на виду
Белый, я тебя найду! (Белый гриб)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту_
Зовусь я – (Подосиновик)
Золотистые ……….
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приносят летом. (Лисички)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапочке модной
Никуда не годный (Мухомор)
Воспитатель хвалит детей за правильные отгадки.
5.Физкультминутка:
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли, и немножечко устали.
6. «Игры»
Давайте теперь откроем второй конверт «Игры».
- Ох, сколько здесь разных фруктов и овощей.
А давайте мы поиграем в игру «Угадайка». Сейчас ко мне подойдет ………
(Воспитатель называет имя ребенка, который будет начинать игру. Этот ребенок должен владеть навыками описания предметов.) Света внимательно рассмотрит все овощи и фрукты, загадает один из них и, не называя его вам, будет о нем рассказывать. Вы по описанию Светы должны угадать этот овощ или фрукт. Кто первый отгадает, тот выйдет вместо Светы и загадает следующий фрукт или овощ и мы продолжим игру.
Дети поочередно загадывают овощ или фрукт, который увидели в пакете, описывают то, что загадали. Остальные дети отгадывают.
А теперь поиграем в игру «Что где растет?».
Воспитатель показывают плод. А дети должны сказать, где этот плод растет, на грядке в огороде или в саду.
И еще одна игра «Кто с кем похож».
- Рассмотрите все плоды и определите, кто из них, чем похож. (Дети группируют плоды по цвету, форме, вкусу)
- А вот в третьем пакете лежат ломтики овощей и фруктов. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай на вкус». Я буду приглашать вас к нашему пакетику, завязывать вам глазки платочком, давать попробовать на вкус ломтики плодов. Кто сможет по вкусу угадать, чем я его угостила? Молодцы, вы, справились со всеми заданиями. Спасибо осени за ее игры и вкусные плоды.
И у нас осталось последнее письмо «Чудо – Дерево». В нем находится письмо: «Дорогие ребята! Помогите мне, Осени, создать необычное дерево, чудо дерево».
7.Практическая работа «Чудо дерево»
Воспитатель вешает заготовку дерева на доску. Детям раздаются шаблоны примет осени: листья, грибы, фрукты и овощи. Дети их обводят, вырезают, дорисовывают и приклеивают к дереву. В ходе работы закрепляются знания о ТБ при работе с ножницами:
С помощью ножниц вырезаем детали нашей композиции.
Помним! Как правильно пользоваться ножницами.
держать ножницы в футляре или специальном мешочке;
передавать кольцами вперед, лезвием к себе;
не махать, не кидать ими;
клей хранить в специальной баночке;
намазывать детали клеем с помощью кисточки;
вытирать остатки клея тряпочкой.
Из отдельных частей составляем композицию.
7.Рефлексия: Любование «Осенним чудо-деревом».