«Я гражданин Республики Казахстан».
Цели занятия: Формировать понятия «гражданин», «казахстанец»; развивать представления об уважительном отношении к Родине и государственным символам. Расширять представления о понятиях «Родина», «гражданин», «казахстанцы», о важности любви к Родине; развивать любовь к Родине и стремление стать хорошим человеком; воспитывать чувство любви и гордости за свою многонациональную Родину – Республику Казахстан.
Методы и приемы: рассказ, чтение, беседа, объяснение, практическая работа, игра, упражнение.
Ресурсы: хрестоматия, альбом,аудиозапись Гимна; карта Казахстана, нарисованная на ватмане, голубая лента, блюдца с красками.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Ребята у нас сегодня урок ознакомления с окружающим миром.
Тема урока: «Я гражданин Республики Казахстан».И урок у нас необычный, к нам сегодня пришли гости: давайте поздороваемся!
Дети: Здравствуйте! (дети садятся )
А сейчас я приглашаю вас в
1.«Круг радости».
Возьмемся по кругу за эту голубую ленту и представим, что это границы нашей Родины. Поднимем ее вверх и сделаем так, чтобы мы оказались внутри круга, а лента – снаружи. Лента образовала своеобразную границу Республики Казахстан. Мы родились в Казахстане, значит мы – граждане своей страны. Родина защищает нас и заботится о нас.
Мы – дети своей родной страны!
Живем мы в Казахстане!
И этим мы горды!
- Здравствуйте, земляки! Вы знаете, почему я вас назвала земляками?
2.Ответы детей!
- Потому что мы с вами родились на одной земле, на земле своей любимой Родины.
А как называется наша Родина? Казахстан
Назовите мне символы Республики Казахстан?
Флаг, Герб, Гимн.
Кто президент Республики Казахстан?
- Вы знаете, что рано утром, когда приходит пора просыпаться, по радио торжественно звучит Гимн нашей страны. Это значит, что встает солнце, которое согревает нашу Родину. Когда звучит Гимн государства, все встают. Эта традиция, проявление уважения к народу, к земле, к государству. Гимн – это очень торжественная музыка. Когда ее слышишь, то сердце наполняется любовью, радостью, гордостью, добром и верой.
Давайте с уважением и почтением прослушаем Гимн Казахстана.
И я думаю: как хорошо, что мы живем в Казахстане. Какое счастье, что все мы – граждане своей страны. Вы обратили внимание, что я сказала слово «граждане». Гражданин – это очень важное и хорошее слово.
3.Я хочу вам показать очень важный документ (воспитатель показывает детям паспорт). Обратите, пожалуйста, внимание: вот этот небольшой документ показывает, что я являюсь гражданином Республики Казахстан. А документом называется потому, что в нем заложена очень важная и ценная информация: фамилия, имя, отчество человека, год его рождения, национальность. Его вы все подучите, когда станете большими. С таким документом человек не должен расставаться?
А какие документы есть у вас? (Ответы). У детей нашей страны, как и в других странах, есть особый документ. Он называется «Свидетельство о рождении». Когда вы придете домой, то обязательно спросите у родителей свой документ. Пусть они расскажут вам, что написано в нем. А теперь давайте вместе посмотрим на документ (Воспитатель показывает детям свой документ). Что на нем изображено? (Ответы детей). Молодцы! Действительно изображен Герб нашей Родины. А знаете, зачем издавна люди придумали герб (ответы детей). Действительно, герб нужен для того, чтобы по нему узнать государство.
Конечно же, наш Государственный Флаг красивого голубого цвета, чистого как небо над нашими головами, на котором сияет яркое солнышко, а в небе парит орел. Когда мы высоко поднимаем наш флаг, все люди, которые видят его, узнают о том, что мы – представители Казахстана.
Для всех для нас, граждан многонациональной Республики Казахстан, светит одно солнышко, которое и согревает всех одинаково. Мы все свободные и счастливые люди, которые могут, как орел, высоко лететь к своей мечте.
Мы гордимся своим флагом.
Разминка:
Предлагаю поиграть в игру-разминку «Хорошо» (дети стоят в кругу):
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы)
Хорошо!
4.Права детей: Вы маленкие граждани Республики Казахстан имеете право:
* Ребенок имеет право на имя и гражданство;
* Дети имеют право жить с родителями;
* Дети имеют право на медицинскую помощь;
* Право на охрану и защиту;
* Право на бесплатное обучение;
* Право на отдых.
Повторить!
5. А граждани Республики Казахстан знают стихотворение о Родине, О республике Каазахстан!
Дети читают стихи.
Артур:
Казахстан – земля родная
Очень любим мы тебя.
Море, горы, даль степная-
Это Родина моя!
Яна:
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
С высоких гор до теплых рек
Раскинулась она.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
Ее мы Родиной зовем,
А Родина одна.
Дияр:
Моя земля!
Мой Казахстан!
Люблю твои просторы –
Твои бескрайние поля,
Твои холмы и горы.
Тимур:
Я – сын своей страны,
Хотя еще ребенок,
Но твердо знаю – я горжусь
Своей землей с пеленок!
Милана:
Что нам родина дала?
Золотистые хлеба,
Птиц поющих голоса,
Голубые небеса.
А еще – поля и горы,
Необъятные просторы,
Верных преданных друзей –
Самых лучших на Земле!
Кирилл:
Я люблю свою страну
И горжусь я ею!
Казахстан – моя земля!
Нет ее роднее!
6.Творческая работа «Ладошка дружбы»
- Все мы, граждане Казахстана, живем в мире и согласии друг с другом. Представим, что ладонь каждого из нас символ дружбы. (Дети обмакивают ладошку в краску и делают отпечаток на ватмане внутри карты Казахстана).
- Вам понравилось, как выглядит наша страна?
- У граждан Казахстана есть друзья из России, Китая, Кыргызстана, Узбекистана и других стран.
А вы хотели бы подружиться с детьми из других стран?
Давайте протянем им руку дружбы.
( Дети «печатают» ладони за контуром Казахстана, развернув пальцы в сторону других стран.)
Обобщаем.
- Все мы зовемся гражданами своей страны. Мы гордимся своей Родиной, почитаем и любим ее.
В первых числах мая Казахстан отмечает один из самых добрых и светлых праздников – День единства народов Казахстана. Это праздник дружбы, понимания и согласия, которые так необходимы для мирной жизни в стране, где проживают более 150 наций и народностей. В большую семью Казахстана входят казахи, узбеки, русские, украинцы, немцы, корейцы, уйгуры, киргизы, китайцы, евреи, армяне, грузины и многие-многие другие. Каждый из этих народов уникален, но вместе на территории Казахстана они – один дружный народ. И в этом смысл первомайского праздника.
7.Игра «Умники и умницы» За каждый правильный ответ вы получаете «флажок»
Ведущий одевает шапку «Умника» и спрашивает:
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Главный город Казахстана?
- В каком городе мы живем?
- Какой язык вы изучаете?
- Как на казахском языке будет слово «Родина»?
- Что такое Байконур?
- Кто является главой государства?
- Кого называют казахстанцами?
- Казахский музыкальный инструмент.
- Какой язык является государственным?
- Какие ты знаешь города Казахстана?
- Назовите казахстанских космонавтов.
- В каком городе находится каток Медео?
8. А вы знаете пословицы о Родине?
Нет в мире краше родины нашей.
Родина краше солнца, дороже золота.
Жить — Родине служить.
Народная дружба и братство дороже всякого богатства.
Береги свою землю родную, как мать любимую.
Будь не только сыном своего отца — будь и сыном своего народа.
Родина — мать, умей за нее постоять.
КРУГ «От сердца к сердцу»
Мы сегодня много узнали.
Конечно, Очень важно, чтобы мы научились гордиться нашей страной, нашей символикой, трудолюбивым и мирным народом. Потому что гражданин государства, народ государства возвеличивает силу страны.
Ребята! Я приглашаю всех встать в круг «От сердца к сердцу». Правую ручку положите на свое сердечко. Почувствуйте, как сердечко радуется тому, что услышало сегодня. А в завершении нашего занятия я предлагаю рассказать пословицы о Родине!