«Зимний фестиваль знаний 2025»

Занятие для родителей и детей «Конфликты в семье» (для родителей и учащихся 8 класса)

Поможет классному руководителю в работе с детским коллективом.

Олимпиады: ОБЗР 5 - 11 классы

Содержимое разработки




Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза

А. Е. Махалина с. Махалино - основной общеобразовательной школы

с. Сюзюм Кузнецкого района Пензенской области
















Занятие

для родителей и детей

«Конфликты в семье»

(для родителей и учащихся 8 класса)












Учитель русского языка и литературы

Ушакова Людмила Анатольевна






2018 год





Цель:

- Развивать представление о сущности конфликтов, понимания естественности их возникновения в повседневной жизни, формирование взаимопонимания.


Задачи:

- Вырабатывать новые модели поведения в конфликтных ситуациях;

- Отрабатывание модели решения повседневных конфликтов;

- Создавать между родителями и детьми положительный, эмоциональный настрой.


Предварительная подготовка:

- проведение социологического опроса среди подростков и их родителей на тему «Конфликты в семье между родителями и подростками»

- изготовление буклетов для родителей о детей. (Приложение)


Оформление:

- плакат «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей» Сократ 470 -399 гг до н.э.

- плакат «Конфликты»

- плакат «Компромисс»

- карточки с примерами конфликтных ситуаций

- листы для упражнения «Десять Я»

- буклет для родителей и подростков: «Конфликты в семье» (Приложение)

- листы формата А4

- листы ватмана и маркер

- вырезанные фигуры в форме сердца





















Ход занятия.

Родители и дети рассаживаются по семейным парам за парты.

Классный руководитель: Добрый день, друзья! Мы очень рады видеть вас. Приятно, что вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, пришли сюда вместе со своими детьми. Сегодня мы предлагаем тему, которая, всегда была актуальной. Разногласие, спор, конфликт… Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, на работе, в школе, на улице, в транспорте, в семье. Проблема конфликта между родителями и детьми или её ещё называют «Проблема отцов и детей» одна из древнейших на земле. Ведь ещё Сократ в 5 веке до нашей эры говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».

Для того чтобы узнать мнение наших детей и их родителей, по теме конфликтов в семье, нами предварительно был проведен социологический опрос.

Плакат с результатами социологического опроса (озвучивает и показывает результаты социологического опроса)

Классный руководитель: Итак, понятно, что конфликты всегда существовали, существуют, и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.
Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. А есть ли какие-то пути конструктивного и успешного разрешения конфликтной ситуации? В этом мы попытаемся разобраться на нашем занятии. Но сначала, предлагаю Вам разобраться в причинах возникновения конфликтных ситуаций. Я приглашаю сюда двух добровольцев.

Упражнение «Комната»

Один из приглашенных выходит за дверь. Второй описывает комнату, в которой находится (10 прилагательных применительно к помещению в котором находится группа). Описание записывается на листе ватмана. Затем его описание закрывается и приглашается второй участник. Он так же описывает комнату, в которой находится, его описание записывается на листе ватмана. Затем оба описания сравниваются. (Цель показать, что у разных людей, разные взгляды на одну и ту же вещь.)

Упражнение «Десять Я»

Перед вами лежат листы бумаги, где в столбик написаны десять «Я», напишите против каждого столбика те мысли, которые приходят вам в голову. Например: «Я люблю мороженое». (По окончанию работы). Прошу вас обменяться этими листками. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь открыл для себя, что новое в своем соседе по парте? (ответы участников занятия)

Классный руководитель: Из выше сказанного, как вы считаете, что чаще всего является причиной конфликтов? (подводится к тому, что мы имеем свои взгляды, и не всегда хорошо знаем близкого человека).

Классный руководитель: (показывает плакат) Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений. Я предлагаю Вам посмотреть типичную конфликтную ситуацию, которая часто возникает в наших семьях

(Разыгрывается сценка.)

Классный руководитель: Татьяна собирается идти в школу в одном жакете, а на улице этим утром довольно прохладно.

Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».

Девочка «Пальто не одену».

Мать: (на повышенных тонах) «Я твоя мать, и ты будешь делать то, что я говорю. Немедленно надень пальто!»

Девочка: (на повышенных тонах) «Не буду я одевать, это дурацкое пальто!»

Мать: (на повышенных тонах) «Я тебе сказала, одень пальто, на улице сегодня холодно. Ты, что совсем ничего не понимаешь, когда тебе мать говорит?»

Девочка: (крича) «Не буду я надевать это пальто, если тебе надо, ты его и одевай!»

Классный руководитель: Конфликт ярко выражен. Если выиграет мать, девочка будет чувствовать себя униженной и мрачно отправится на уроки, кляня всех взрослых и строя планы, как бы наказать семью, а заодно и школу. Возможно, она и наденет пальто, но выйдя из дома его снимет. Если же выигрывает девочка, мать остается не в духе. Она может начать "пилить" отца, которому наплевать на поведение дочери... Короче, день у нее наверняка сложится скверно.

Я предлагаю каждой семейной команде, найти пути решения выхода из этой ситуации, чтобы оно максимально учитывало интересы обеих сторон (варианты ответов)

Классный руководитель: Большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть, когда каждая сторона идёт на частичные уступки для общего удобства.

(Плакат «Компромисс» «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок»)

Вот вариант решения этой проблемы с использование компромисса.

(Разыгрывается сценка)

Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».

Девочка «Пальто не одену».

Мать: «Можем ли мы согласиться, что мы обе не хотим, чтобы ты простыла?» –

Девочка кивает.

Мать: «А раз так, нам остается только выяснить, как этого добиться. Ты считаешь, что пальто для этого надевать не нужно. Я считаю, что нужно. Давай посмотрим, возможно, ли какое-то иное решение проблемы здоровья?»

Девочка: «Ладно, как насчет того, чтобы надеть под жакет свитер?»

Мать: «Прекрасная мысль».

Классный руководитель: На этом инцендент исчерпан, у мамы и дочери прекрасное настроение. И думаю, что дальнейший день у обеих сложится хорошо.

Теперь, я предлагаю вам решить конфликтные ситуации с помощью компромисса. (Раздаются карточки, участникам предоставляется время для решения проблемы. Музыкальный фон.

Содержание карточек:

- Подросток хочет пойти гулять, но уроки ёще не выучил. Родители настаивают, чтобы он сначала выучил уроки.

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама:- Ты куда собираешься?

Подросток:- Иду гулять.

Мама: - Но ты ещё не сделал уроки?

Подросток: - Ну и что, потом сделаю.

Мама: - Сначала надо сделать уроки.

…………………………………………..


- Подросток любит слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу возникают конфликты.

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: - Сделай тише музыку.

Подросток: - Я люблю слушать, когда играет громко.

…………………………………………


- Перед сном подросток смотрит телевизор, и передача настолько захватила его, что он не может оторваться и не ложится спать:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: - Выключай телевизор, пора ложится спать, завтра в школу

Подросток: - Идет интересный фильм, я хочу его досмотреть.

…………………………………………


- У подростка в комнате беспорядок, убираться нет никого желания, родители настаивают, чтобы в комнате была сделана уборка:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: - Опять у тебя бардак в комнате, уберись, пожалуйста, у себя

Подросток: - Я не хочу сейчас убираться.

………………………………………………


- Подросток хочет погулять сегодня подольше, родители не разрешают:

Пример компромиссного решения проблемы:

Подросток: - Можно я сегодня погуляю подольше?

Мама: - Нет.

……………………………………………….


- Подросток получил двойку и родители в наказание не пускают его на занятия в спортивную секцию:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: - Зато что получил двойку, никуда не пойдешь и даже на тренировки.

Подросток: - Ну я же её не специально получил.

........................................................................


- По учебной программе подростку задали прочитать книгу. Читать он её не хочет, предпочитает посмотреть кино поставленное по этой книге:

Пример компромиссного решения проблемы:

Подросток: - Я не буду читать книгу, я лучше кино посмотрю.

Мама: - Тебе задавали не кино смотреть, а читать книгу. Вот садись и читай.

……………………………………………….


- Лето. Родители настаивают на поездке к родным в другой город, но подросток отказывается ехать, так как в это время в клубе будет проходить интересное мероприятие в котором он очень хочет принять участие:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: - В конце июня до августа едем к бабушке в Астрахань.

Подросток: - Я не поеду, 7 июля в клубе будет праздник «День Ивана – Купалы», я очень хочу в нем участвовать.

…………………………………..


Вы все хорошо справились с этим заданием. Если мы с вами в повседневной жизни постараемся придерживаться этих правил, будем использовать полученные сегодня знания, то многих внутрисемейных проблем и конфликтов сможем избежать.

Музыкальный фон.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

На ваших столах лежат «сердечки». Напишите на них ваши пожелания. Родители – детям, дети – родителям. Например: «Спасибо тебе за то, что ты …»

(по окончанию работы участникам предлагается обменяться сердцами)

Классный руководитель: Когда мы говорим, что будущее принадлежит детям, мы имеем в виду, что в этом будущем не будут забыты родители, старики всегда дождутся помощи и внимания. Я желаю счастья вашим семьям, мира в вашим отношениях. На этом наше занятие заканчивается, и на память о нём мы дарим вам буклеты (раздаются буклеты родителям и детям).










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее