«Зимний фестиваль знаний 2025»

Занятие для подростков «Жизнь-это…»

Что такое жизнь, в чем смысл ее? Нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны мы любим жизнь, а с другой- не ценим ее каждодневно. Мы считаем, что человек- «это звучит гордо», но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством деяний нам не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки

Олимпиады: Викторина "Путешествуя в сети Интернет, будь осторожен!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Занятие для подростков «Жизнь-это…»

Жизнь – это…

Цель: формирование активной жизненной позиции.

Задача: Пробудить интерес подростков к проблемам самопознания и самовоспитания.

Возраст детей: 12-18 лет

Оборудование: DVD-проигрыватель, весы с двумя чашами, небольшие камешки, лист ватмана, маркеры.

Ход занятия:

Воспитатель: Что такое жизнь, в чем смысл ее? Мы собрались, чтобы поразмышлять над этой нелегкой темой.

Как бы вы сами определили, что такое жизнь? Предлагаю записать ответы на листе ватмана, прикрепленном на доске.

Жизнь и существование – это одно и то же? В чем вы видите разницу? (ответы детей)

Есть два суждения«Жизнь быстротечна, мимолетна»«Жизнь- долгие, долгие годы». Какое из них наиболее достоверно? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: А послушайте, что думают о жизни известные мудрецы:

От безбожья до Бога- мгновенье одно,

От нуля до итога- мгновенье одно,

Береги драгоценное это мгновенье:

Жизнь ни мало, ни много- мгновенье одно.

О. Хайям

-В жизни нет иного смысла, кроме того, который человек сам ей предает.

Эрих Фром

-Невозможно жить спокойно и быть счастливым, пока на земле еще живет хотя бы один несчастный. Цель жизни — благоденствие и счастье всего человечества.

Я. Больяй

-Ценность зерна определяется его урожайностью, ценность человека — той пользой, которую он может принести своему ближнему.

Гарибальди

-Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни — чувствовать себя нужным и близким людям!

М. Горький

-Наша жизнь путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало.

В. Гюго

-Цель то жизни в том и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать.

Муса Джалиль

-Стараться оставить после себя больше знаний и счастья, чем их было раньше, улучшать и умножать полученное нами наследство — вот над чем мы должны трудиться.

Д. Дидро

-Жизнь прекрасна, когда творишь ее сам

Софи Марсо

-"Невыносимой мукою томим

Тот, кто во всем завидует другим.

Всю жизнь тоской и злобою дыша,

Затянута узлом его душа. "

Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами

-Кто живет ни для кого, тот не живет и ради себя. "

Луций Анней Сенека (Младший)

-"Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача — внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним. "

Лев Николаевич Толстой

-Жизнь идет, пока мы строим планы. (Джон Леннон)

-В жизни пессимист при любой возможности во всем видит трудности, а оптимист, наоборот, в каждой трудности ищет новую возможность. (Уинстон Черчилль)

-Умный человек счастлив, лишь когда удостаивается собственной похвалы, дурак же довольствуется аплодисментами окружающих (Джозеф Аддисон)

-Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос. (О. Хайям)

- «Жизнь — это бесконечный путь самосовершенствования. Считать себя совершенным — значит умереть». (Ф. К. Геббель)

Воспитатель: Какое из этих высказываний вам понравилось больше?

Почему?

Нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны мы любим жизнь, а с другой- не ценим ее каждодневно. Мы считаем, что человек- «это звучит гордо», но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством деяний нам не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки. И сейчас нам предстоит небольшое испытание. Предупреждаю, что оно не из легких.

Игра «Вырвись из круга»

Дети образуют круг.

Воспитатель: Прошу в середину круга выйти тех, кто хочет пройти испытание. Теперь вы стоите в центре круга, в окружении плотного кольца людей, крепко держащихся за руки. За пределами круга- жизнь. Ваша задача- выйти в жизнь, доказать нам что вы настойчивый, жизнелюбивый человек, сам строящий свою жизнь. Вы должны любым способом покинуть круг, разорвать руки стоящих в кругу, упросить, потребовать и т. п.

Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и выпустить игрока, но не забывайте, что в жизнь нужно выпустить человека активного, полезного для общества.

Воспитатель: Как вы поняли, эта игра – прекрасная диагностика жизненного стиля человека. Кто- то рвется из круга силой, кто- то подкупает, кто- то лукавит, а кто- то идет с открытым сердцем. Легко ли вам было выполнить задание?

Для людей характерны две жизненные позиции«Жизнь для себя» и «Жизнь для других». Подумайте, какая жизненная позиция близка именно вам?

Воспитатель: Ребята, перед вами «весы жизни», назовем их так условно. Какая позиция приемлема именно для вас на ту чашу весов мы и кладем свой камешек. (У каждого только один шарик)(Педагог анализирует результат). Людям свойственно совершать различные поступки, именно они и определяют жизненную позицию человека. Теперь мы попробуем обвинить или защитить поступок человека, живущего для себя.

Игра «Что важнее?»

Выбирается ответчик (проголосовавший за жизнь для себя, который под воздействием аргументов двух групп должен выбрать свое отношение к ситуации.

Воспитатель: Представьте, что в вашей компании произошло несчастье- одна девочка попала в автомобильную аварию и ей срочно нужно переливание крови. Все ребята готовы сдать кровь, но ей подходит только кровь вашей группы. Вы категорически отказываетесь ее сдавать.

Остальные дети разбиваются на две группы, одни стараются его оправдать (те, кто голосовал за жизнь для себя, а вторая группа (кто голосовал за жизнь для других) обвинить и убедить изменить свое мнение и помочь девушке. (Высказать свое мнение должен каждый)

Выслушав доводы обеих групп, ответчик должен принять правильное решение.

Воспитатель: Смыслом жизни очень многих людей является «жизнь для других». Может быть, великое счастье в том, чтобы чувствовать что твоя жизнь каким-то образом приносит благо другим.

А иногда человек оказывается способен отдать свою жизнь во имя другой жизниЖизнь- это самое дорогое, что есть у человека, но издревле на Руси было самой большой доблестью «Положить живот свой за други своя». Во время Великой Отечественной войны миллионы жизней были отданы за жизнь и свободу других, тех, кого никогда не видел и не знал. Герои ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС тоже отдали свои жизни за нас, и те, кто воевал в Афгане и Чечне, и те, кто не дает террористам сейчас прийти в нашу страну, те, кто спасает людей на пожаре, и те, кто сдает свою кровь для больных, все они живут «для других», в том числе и для каждого из нас.

В жизни по- разному можно жить.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть. Вовремя спать.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям!

Воспитатель: А сейчас еще раз посмотрите на «весы жизни». Может быть, кто- нибудь из вас переменил свое мнение о жизненной позиции. У вас есть возможность переложить свои камешки.

И в заключение нашего занятие я хочу показать вам видеоролик, который поможет вам задуматься. (Детям демонстрируется видео о жизненном выборе).

Рефлексия: Понравилось ли вам занятие?

Что произвело на вас самое большое впечатление?

Какие выводы вы можете сделать из полученной информации?


Помочь детям осознать и почувствовать истоки надежды, провести через душу ребенка жизненно-важные вопросы, ознакомить, как надежда сопутствует в жизни.



- По легенде, много тысяч лет назад семеро мудрецов Древней Греции встретились в храме Аполлона в Дельфах и сделали на стене храма надпись:”Познай самого себя” Что означают эти слова? Как вы их понимаете?(приблизительные ответы детей: «Познание самого себя – это изучение своей души, интересов, умений»)

- Положите свои руки на грудь. Что вы чувствуете?(Приблизительные ответы детей:”Тепло, спокойствие”)

- Древние говорили, что там живет душа - наши чувства, эмоции, предпочтения, интересы. Именно их изучению мы и посвятим сегодняшний урок, опираясь на упражнения психологии – науки о душе( таково одно из ее названий).

3. Тренинговые упражнения

1. «Не хочу хвалиться, но я…»

А) - Предлагаю продолжить наше общение с помощью упражнения «Не хочу хвалиться, но я…», оно поможет нам лучше узнать друг друга. Подумайте, что вы умеете делать лучше всего: замечательно петь или, может, отлично убрать в квартире, красиво рисовать или быть лучшим в мире слушателем. Затем продолжите предложение, подставив в него информацию о том, в чем вы мастер.

Б) Обсуждение результатов выполнения упражнения.

- Что нового узнали друг о друге? Были ли удивлены?

В) Выводы: - Каждый человек имеет сильные стороны. Нет обычных людей, есть те, кто еще не проявил себя.

2. «Моя Вселенная»

А) - А теперь порисуем. В центре листа нарисовано солнышко. Напишите в нем красивую букву «Я»(знайте – это вы, неповторимые, оригинальные, единственные на Земле).Раскрасьте «Я» так, как вам хочется. Вы – центр Вселенной, вокруг вас находятся планеты: Любимое занятие, Любимый звук, Любимая игра…Сейчас вы, используя цветные карандаши и ручки, заполните кружки-планеты, отвечая на мои вопросы:

1. Мое любимое занятие…

2. Мой любимый цвет…

3. Мое любимое животное…

4. Мой любимый звук…

5. Мой любимый запах…

6. Моя любимая игра…

7. Моя любимая одежда…

8. Мое любимое время года…

9. Место, где я больше всего люблю бывать…

10. Мои любимые герои…

11. Лучше всего я умею…

В ходе работы дети заполняют кружки-планеты названиями любимых цветов, дел и т.д., по желанию раскрашивают и украшают «свою Вселенную»

Б) Выводы после обсуждения:

- У каждого из нас множество возможностей, эмоций, интересов, которые делают нас неповторимыми, не похожими на других. Это внутренний мир, спрятанный от глаз посторонних, но такой огромный и уникальный.

Есть и много общего, объединяющего. Все мы взаимосвязаны и нужны друг другу.

3. Притча

А сейчас послушайте притчу « Будь собой, уникальным и неповторимым» психолога Буровцевой Галины Петровны:

Фонарь жил в большом городе, на центральной улице, недалеко от аптеки. Когда садилось солнце, Фонарь включал свой желтый свет. Светить по ночам было его работой. Он любил свою работу и даже называл себя маленьким Солнцем. А в это самое время в далекой Карелии плыла байда. Ее работой было идти по воде, стараясь обходить камни. Байда тоже любила свою работу и считала, что приносит пользу. Каждый из них делал свое маленькое, но очень важное дело. Великое счастье быть кому-то нужным: родителям, детям, друзьям или незнакомцам. Когда ты нужен, ты знаешь зачем живешь и настроение твое улучшается. А кому нужны Белые ночи?  Какую пользу приносят они? Однако, Белые ночи многие любят, а те кто не видел мечтают увидеть. Значит дело не только в пользе, а еще в чем то? В чем? Может быть в том, чтобы быть собой, таким какой ты есть–единственным в мире, уникальным и неповторимым.

4. «Рисуем внутренний мир»

А) – А сейчас возьмите альбомные листы. Нарисуйте себя в центре (по принципу «палка-палка-огуречик»). Представьте, что на улице идет дождь. Нарисуйте вокруг себя капельки дождя. На лице у вас улыбка, а в душе светит солнышко – внутреннее солнышко (рисуют под руководством учителя). У каждого свой внутренний мир. Изобразите его (рисуют самостоятельно, звучит музыка).

Б) Просмотр рисунков. Обмен мнениями.

4. Подведение итогов занятия.

Выводы: - Чтобы понимать других людей, жить с ними в мире и согласии, нужно изучать и познавать себя, свой уникальный внутренний мир. Поэтому, давайте помнить о словах, написанных мудрецами на стенах древнего храма и познавать себя.

Интернет-ресурсы:

  1. http://psycabi.net/pritchi/3451-bud-soboj-unikalnym-i-nepovtorimym-pritcha-ot-burovtsevoj-galiny

  2. http://festival.1september.ru/articles/600204/







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее