Урок математики в 6 классе
Тема. Законы сложения целых чисел
Цель : рассмотреть справедливость законов сложения натуральных чисел и для целых чисел, формировать умения применять эти законы на практике . Способствовать развитию познавательного интереса учащихся, умению анализировать, делать выводы. Воспитывать ответственность и аккуратность, уважительное отношение к собеседнику.
Тип урока. Изучение нового материала
Ход урока.
I Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.
Еще в древние времена Туллий Цицерон говорил: «Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею»
Вывод: недостаточно знать правила, надо уметь их применять.
II Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания.
(задания записаны на доске)
№259 (г,д,е), №262 (г,д,е)
В процессе проверки повторяем правила: сложение чисел с одинаковыми знаками и сложение чисел с разными знаками.
Устный счет.
Вычислить: -15+(-12); 8+(-10); -155+(-145); 9+(-9); -28-(-172); -12+8.
Сравнить: -5 и 7; 0 и -8; -37 и -40; 28 и -30; -9 и 5.
Решить задачу. По плану завод должен был выпустить1200 микроскопов. Но он перевыполнил план на 3%. Сколько микроскопов выпустил завод?
III Мотивация мыслительной деятельности
Вычислить, применяя законы сложения:
а) 5+42+95; б) (83+59)+17.
Сформулируйте законы, которые вы применяли.
Как вы думаете: можно ли применить эти законы сложения для целых чисел?
IV Изучение нового материала
Переместительный закон сложения: а+в=в+а
Например: -3+(-5)=-5+(-3)
Сочетательный закон сложения: (а+в)+с=а+(в+с)
Например: (2+5)+(-3)=2+(5+(-3))
(Вычисляя устно, учащиеся убеждаются в верности законов сложения и для целых чисел.)
Работа с учебником.
Найти в учебнике на странице 56 как, применяя законы сложения можно менять запись суммы нескольких слагаемых.
V Первичное осмысление и закрепление полученных знаний
Выполнить сложение и сравнить результаты:
а) -5+(-9) и -9+(-5); б) -8+(18+(-7)) и (-8+18)+(-7).
Учимся работать по образцу.
№269, №270.
Фронтальная работа
№272(а,в,д,ж)
а) 49+((-49)+22) = (49+(-49))+22=0+22=22;
в) (47+(-58))+(-47)=(47+(-47))+(-58);
д) -56+17+(-27)=-56+(17+(-27))=-56+(-10)=-66;
ж) 36+(-51)+14=(36+14)+(-51)=50+(-51)=-1
Работа в парах: №278 с последующим обсуждением всего класса
Дополнительное задание: №276 (работа сильной группы учащихся)
Самостоятельная работа
Вариант 1
Выполнить сложение, выбирая удобный порядок вычислений:
-7+(-18)+(-12);
-48+16+48;
(-89+(-18))+(-11+8).
Вариант2
Выполнить сложение, выбирая удобный порядок вычислений:
24+(-10)+6;
19+(-27)+(-19);
(54+(-21))+(-39+46).
VI Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Ребята, продолжите предложения:
Было интересно....
Я понял, что...
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я закрепил…
Теперь я могу...
Меня удивило...
Мне было трудно...
Мне необходимо повторить....
Домашнее задание: выучить законы сложения, п.2.5; решить задания №271, 272(б,г,е,з), 274(а,б)
Литература:
Математика . 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /
М34[С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин]. – М. : Просвещение,2012. – 256 с.
Математика. Дидактические материалы. 6 класс М.К.Потапов, А.В.Шевкин.- М: Просвещение,2009
М.К.Потапов, А.В.Шевкин, Математика 5-6, книга дл учителя
Математика в 5 классе: Метод. Пособие для учителей /М34 К.И.Нешков, В.Н.Рудницкая, А.Д.Семушин и др. – М. : Просвещение, 1982. – 224 с.