«Зимний фестиваль знаний 2025»

Законы Хаммурапи

Цель:создать условия для формирования у обучающихся знаний о Вавилонском царе Хаммурапи

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки



5класс.История Древнего мира.

Технологическая карта урока.

Тема урока: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Дата урока: 19.12.2019 г. Открытый урок .

Образовательные ресурсы: ИКТ: презентация, ИД:учебник «История Древнего мира» 5 класс, Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. , М, 2012 г,карта (электронная)Древний Восток.

Ресурсы для учителя: КТП к УМК А.Вигасина, М., «Просвещение»,2014г.; http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79c2c7af-e256-493a-a69d-121ed46ac044/116729/(часть презентации коллекции), иллюстрации: http://images.yandex.ru/yandsearch?t.

План урока: 1. Вавилон; 2. Царь Хаммурапи; 3. Законы; 4. Для кого? 5. Справедливы или нет?

Обязательный минимум содержания:образование Вавилонского царства. Вавилон-центр торговли и ремесла. Правление Хаммурапи (1792-1750). Появление законов Хаммурапи. Устройство вавилонского общества по законам Хаммурапи.

Цель урока: Цель для учителя: создать условия для формирования у обучающихся знаний о Вавилонском царе Хаммурапи, его законах.

Задачи: 1. рассмотреть особенности становления Вавилона центром. Познакомить с исторической личностью – царем Хаммурапи. Выделить особенности законов Хаммурапи.

2. совершенствовать умения работать в группах, отбирать информацию, умения работы с текстом, совершенствовать умения работы с источником.

3. воспитывать умение внимательно слушать, участвовать в обсуждении, работать в группах, принимать ответственность за свои действия, умение сотрудничества.

Цель для учащихся: 1. в ходе изучения темы обучающиеся научатся выделять особенности законов Хаммурапи; научатся производить отбор материала.

2. в процессе работы с текстами законов обучающиеся систематизируют услышанную информацию; в процессе работы с документами обучающиеся создадут образ царя.

Формы и методы обучения: проблемного обучения,педагогика сотрудничества, критического мышления, индивидуальная, фронтальная работа, работав малых группах.

Основные термины и понятия: Закон, ростовщик, царь Хаммурапи, Вавилон.

Планируемые образовательные результаты:

- Учащийся научится характеризовать деятельность Хаммурапи, анализировать его законы.

-Учащийся сможет научиться характеризовать законы Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Соотносить позицию автора с собственной позицией.

Предметные:(знания, умения, представления)

-обучающиеся смогут научиться характеризовать законы Хаммурапи как письменный исторический источник, повествующий о Вавилонском царстве.

Личностные:(личностные УУД)

обучающиеся смогут научиться высказывать суждения, точку зрения

Метапредметные:

-познавательные:научатся выделять особенности, анализировать информацию;

регулятивные: научатся работать с документом;

коммуникативные УУД: смогут высказать и аргументировать свое мнение по вопросу «Были ли законы Хаммурапи справедливыми?»

Подготовка к уроку: Обучающиеся в начале урока занимают места в группах .



Организационная структура урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент

2 минуты

Ребята, повернитесь к гостям, улыбнитесь, поприветствуйте их.

Улыбнитесь друг другу и скажите здравствуйте.


Учащиеся приветствуют учителя, гостей и друг-друга.



II.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

(повторение)

5 минут





























































III.Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

5 минут

































IV. Открытие нового знания.

10 минут
























Постановка проблемы





V.Физкульт

минутка

1 минута





































Работа в группах

3 минуты












VI. Первичное закрепление знаний

8 минут











VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

5 минуты




















VIII.

Рефлексия деятельности

2 минуты













X. Домашнее задание

1 минута

Подведение итога урока

1 минута




«Вспоминаем то, что знаем»

Ребята, для того, чтобы мы с вами были готовы изучить новую тему, нам нужно повторить то, что уже изучили.


- Какие государства Древнего Востока вами были изучены на предыдущих уроках?

- Я предлагаю вам выполнить ряд исторических заданий, за правильное выполнение вы будите получать жетон.


  1. Задание “Историческая разминка”

Вопросы поочередно для групп:

  1. Река, протекающая в Египте. (Нил)

  2. Столица объединённого Египта. (Мемфис)

  3. Между какими реками располагалось Древнее Двуречье? (Тигр и Евфрат)

  4. Фантастическое существо с туловищем льва и головой человека. (Сфинкс)

  5. “Царь богов”, главный бог в Египте? (Амон-Ра)

  6. Бог Солнца в Древнем Междуречье? (Шамаш)

  7. Материал для письма в Древнем Египте? (Папирус)

  8. Древнеегипетский царь (общее название)? (Фараон)

  9. Приспособление для подачи воды на высокие поля в Египте? (Шадуф)

  10. Древний народ, создавший первые государства в Двуречье? (Шумеры)

  11. Особое письмо Двуречья? (Клинопись)

  12. Кого в Древнем Двуречье называли «отцом школы» и «сыновья школы»? (Главу школы и учеников)

  13. Фараон, в честь которого построена самая высокая пирамида. (Хеопс)

  14. Значки, используемые египтянами при написании слов. (Иероглифы)

  15. Царь, совершивший около 1500 г. до н.э. завоевательные походы в Азию. (Тутмос III)

  16. Умирающий и воскресающий бог в Египте. (Осирис)

  17. Тело умершего, обработанное особым образом. (Мумия)

  18. Богиня, жена Осириса. (Исида)


  1. Задание «Путешествие по карте»Слайд, карточки

Показать – 1 команда: - столицу Древнего Египта

- государство Древнее Двуречье

- река Нил

Показать – 2 команда: - реки Тигр и Евфрат

- море, в которое впадает Нил

- оазисы

Показать – 3 команда: - государство Древний Египет

- крупные города Ур и Урук

- дельту реки Нил


  1. Задание «Сравни»Слайд

-Давайте подведем итог и сравним Двуречье с государством Египет и выясним, что было общего, а в чем отличие природных условий и жизни жителей Египта и Двуречья?



Учитель: Ребята, а сейчас предлагаю посмотреть внимательно сценку.

Сценка. (богач, раб, купец, начальник стражи, глашатай)

Некий купец приплывший на торговом корабле с севера, привез в Вавилон строевой лес, выгодно его продал и собирается в обратный путь .

Богач: Сиди здесь! (Удар палкой.) Ничтожный раб! Ты годишься только для того, чтобы тебя скормили шакалам. Сегодня ты получишь свои 200 ударов палкой, клянусь Тигром и Евфратом! (Уходит.)Подходит купец.

Купец: Куда ушел твой хозяин?

Раб: Он ушел к судье, господин.

Купец: Он хочет судить тебя, ты провинился?

Раб: Нет, хозяин хочет обменять меня на собаку судьи. Он говорит, что от нее будет больше пользы. А если обмен не состоится, хозяин снова изобьет меня.

Купец: Да, нелегко тебе живется!

Раб: А вы, господин, из каких мест прибыли? Может быть, вы бывали и на моей родине?

Купец: Я Купец, Мой корабль стоит в гавани. У него на носу золоченая богиня удачи. Такой ни у кого нет. Но и она не спасла меня от несчастий. В бурю у меня смыло трех матросов за борт. А ты, я смотрю, толковый.

Раб: Я знаю три языка. Умею считать...

Купец (перебивая раба): Клянусь богиней правды Маат, я не ошибся в тебе. Бежим со мной, я возьму тебя рулевым на корабль. Ты получишь свободу.

Раб: Спасибо тебе, господин!

Богач: Ограбили! Раба украли! Люди! Это был мой лучший раб, и я относился к нему, как к родному сыну!

Начальник стражи: Тихо! Слушайте указ великого и мудрого царя Хаммурапи!

Глашатай (читает): Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, повелевает: если кто-либо украдет имущество храма или царя, то будет предан смерти. Такое же наказание полагается тому, кто украдет чужого раба...

Глашатай (продолжает чтение): Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог Солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дел Начальник стражи: А теперь идите и расскажите всем о мудрых законах нашего великого царя! (Все уходят.)

Учитель: Ребята, о какой стране происходило данное действие? Как вы догадались? Кто действующие лица сценки? Чье имя прозвучало? А кто это? А что читал глашатай?



Ребята, какая тема урока? Что мы должны будем изучить на уроке?

(Учащиеся отвечают, формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь) Слайд с темой урока.


.

Ознакомление учащихся с

Планом урока: записан на доске, закрыт

1.Вавилон-главный город Двуречья.

2. Законы царя Хаммурапи.


Города Междуречья долго воевали между собой за главенство. Победил в этой битве город Вавилон (показ на карте).Вавилонское царство стало крупным и могущественным царством в Двуречье. Вавилон был в удобном месте, где реки Тигр и Евфрат близко которые подходят друг другу.

В каждом государстве есть правители и в Вавилонском царстве правил царь Хаммурапи. Он утверждал, что власть ему была дарована богами.


Хаммурапи заботился о процветании царства. Гордился тем,что строил во всех подвластных ему городах, проводил каналы, чтобы достаточно было воды на полях. Царь стремился к тому, чтобы все жители страны по одним и тем же правилам . Вот почему Хаммурапи установил единые для всего Вавилонского царства законы.


-Ребята, а что такое закон? Слайд

Правя по своим законам Хаммурапи считал себя мудрым и справедливым царем.






Слайд :Проблемный вопрос:

Нам предстоит выяснить «Были ли законы царя Хаммурапи справедливыми?»


Игра «Да-нет-ка»

  1. Египетские пирамиды-первое из чудес света. (да)

  2. Храм-это жилище фараона. (нет)

  3. Раб-свободный человек. (нет)

  4. Египтяне в боях использовали боевые колесницы. (да)

  5. Каменные преграды на дне реки-ступени? (нет)

  6. Каменные преграды на дне реки-пороги? (да)

  7. 5-А самые умные ребята! (да!)



Я вам предлагаю сегодня побыть в роли исследователей.

Первое наше исследование касается города Вавилона (обращение к плану).

Давайте попробуем ответить на вопрос- Почему именно Вавилон стал главным центром Двуречья ? В этом нам поможет разобраться учебник стр. 69 первый пункт §14. На чтение 2 минуты.


Наиболее могущественным и знаменитым царем был царь Хаммурапи.

- Назовите годы правления Хаммурапи.



В XX веке французские археологи при раскопках восточнее Вавилона нашли стелу-двухметровый столб из черного базальта, на котором были высечены 247 законов, автором которых являлся самый могущественный царь Хаммурапи.стр. 71. Опишите его.

Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов. Бог Шамаш-небесный владыка, а Хаммурапи-земной.

Царские законы-воля самих богов.! Получается что Хаммурапи правит и судит по воле бога. Надпись на каменном столбе гласит,что законы должны установить справедливость в стране,чтобы сильный не притеснял слабого.


Какие законы были написаны на черном камне. Проведем исследование.


Школьники делятся на 3 группы, получают образец задания, пакет документов – карточки с текстами статей, таблицы для фиксирования результатов анализа документа.

1 группа: Чьи интересы защищали законы, оцените положение рабов.

2 группа: Дайте оценку системе правосудия в Древнем Вавилоне.

3 группа: Докажите, что законы защищали должников.












-Представьте, что вы судьи в Вавилонском царстве и вам пришлось вершить правосудие по законам Хаммурапи. Приведите в соответствие преступления с наказаниями.

-В помощь вам будут законы Хаммурапи на стр.72









-Ребята, можете ли вы сделать вывод- справедливые законы или не справедливые? Какое мы наблюдаем противоречие?





-Что защищали законы Хаммурапи? Слайд




-В чем вы видите несправедливость законов?



-Но, Хаммурапи не видел в своих законах несправедливости и жестокости. Почему?


-Ребята, представьте, что, если бы не было законов. Что бы происходило в обществе, стране, государстве?



-Так значит для чего нужны законы?



-Прав ли был Хаммурапи, утверждающий: вот справедливые законы, которые установил Хаммурапи ,могучий царь, тем самым давший стране истинное счастье и добро.


-Ребята, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам?


Ребята, мы ответили с вами на главный вопрос?

Слайд с проблемным вопросом


-Ответьте на следующие вопросы:


Мне на уроке было ….

Я узнал что ….

Я думаю что …


-Оценка деятельности учеников лидером группы.


Приклеить на доску стикеры–

Грустный смайлик – жестокий правитель, я больше ничего не хочу знать об этом царе, поэтому только прочитаю параграф.

Улыбающийся смайлик – мудрый царь своего времени, я постараюсь дома узнать о нем больше.




§14, ответить на вопросы устно.



Ребята, вы все сегодня были активными и показали хорошие знания.

Спасибо за урок! До свидания!








- Египет,Двуречье (Междуречье).





ответы обучающихся:

- Нил

- Мемфис


- Тигр и Евфрат


- Сфинкс

- Амон-Ра

- Шамаш

- Папирус

- Фараон


- Шадуф


- Шумеры

- Клинопись


- Главу школы и учеников


- Хеопс


- Иероглифы

- Тутмос III

- Осирис

- Мумия

- Исида



От команды выходит 1 обучающийся, задания написаны на карточке), показывает на карте объекты.










Заполняют таблицу, представленную на слайде:

Египет

линии сравнения

Двуречье

разлив реки Нил, плодородный ил-плодородная почва

почва


плодородная почва,

разливы рек очень бурные в Двуречье

теплый климат

климат

теплый климат

земледелие, ремесло, строительство каналов

занятия



земледелие, ремесло, строительство каналов

иероглифы, на папирусе

письменность


клинопись, на глиняных дощечках

вера во множество богов-язычество

религия

вера во множество богов-язычество






































Тема:«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»


Запись в тетради






















Закон - обязательные правила поведения для людей, установленные высшим органом власти.

Запись в тетради.













«Да»-поднимают руки вверх

«Нет»-приседают







  1. Удобное место-центр Двуречья.

  2. Проходили торговые пути (речные и сухопутные).








Запись в тетради.

Царь Хаммурапи правил с 1792 по 1750 год до н.э.



На троне восседал бородатый бог Шамаш, а перед ним стоял царь. Бог передает Хаммурапи жезл-знак власти над людьми.








1 группа – Законы Хаммурапи нельзя назвать справедливыми, так как они защищали в первую очередь интересы свободных людей и владельцев рабов, а рабы тоже люди, но к ним относились как к товару, вещи, скоту.

2 группа – Мы считаем, что законы вавилонского царя не совсем справедливы, так как за преступления, не очень тяжкие, жестоко наказывали: отрубали руки, выкалывали глаза и даже убивали. Конечно, за преступление человек должен нести наказание, но то, которое соответствовало бы его степени тяжести.

3 группа – В эпоху Хаммурапи люди могли попасть в долговое рабство. Если они вовремя не отдавали долг, то они или их родственники становились рабами. Но они могли снова стать свободными, отработав в качестве раба 3 года, и с ними нельзя было плохо обращаться. Поэтому законы Хаммурапи защищали простых людей от превращения их в рабов и от жестокого обращения.



1. Если сын ударит своего отца, то ему должно отрубить руку.

2. Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки.

3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб.

4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то должен починить за собственное серебро.



-Мы пришли к противоречивым выводам. С одной стороны, законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей.


  • честный и добросовестный труд;

  • частную собственность;

  • своих подданных от рабства;

  • семью.


  • суровые наказания за преступления;

  • несправедливое отношение к рабам



-Ведь такой порядок установили боги.



-В стране был бы беспорядок, совершались бы преступления, люди делали бы что хотели и не подчинялись властям.


-Чтобы в стране был порядок, чтобы меньше совершалось преступлений, чтобы людям жилось лучше.


-Прав, т.к. Законы укрепляют государство.



-Конечно, нет. Так как сегодня эти законы кажутся очень жестокими и несправедливыми.


-Да








Самооценка



учащиеся показывают, насколько заинтересовала их тема; планируют, будут ли искать дополнительную литературу.






записывают задание в дневники









ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 ГРУППЫ


Задание:Прочитайте текст в учебнике на стр. 71-72 пункт 4 и статьи из законов Хаммурапи. Ответьте на вопрос и заполните таблицу.



(§ 7) Если человек купил из рук раба либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора, или же принял на хранение, то этот человек — вор, он должен быть убит.


(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.


(§ 282) Если раб сказал своему господину: «Ты — не мой господин», то он должен уличить его в том, что он — его раб, а затем его господин может отрезать ему ухо.


(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.


(§ 205) Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо










ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 ГРУППЫ


Вопросы

Законы Хаммурапи

  1. Чьи интересы защищали законы?



  1. Оцените положение рабов.




  1. Сделайте вывод о справедливости законов царя Хаммурапи, обосновывая свою позицию с помощью выдержек из законов.

 






















ЗАДАНИЯ ДЛЯ 2 ГРУППЫ


Задание:Прочитайте текст в учебнике на стр. 71 и статьи из законов Хаммурапи. Ответьте на вопросы и заполните таблицу.


(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...

(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

(§ 199) Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.

(§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.










ЗАДАНИЯ ДЛЯ 2 ГРУППЫ


Вопросы

Законы Хаммурапи

  1. Происхождение выражения «Око за око, зуб за зуб».




  1. Система правосудия (наказания за преступления).Дайте оценку системе правосудия в Древнем Вавилоне.





  1. Сделайте вывод о справедливости законов царя Хаммурапи, обосновывая свою позицию с помощью выдержек из законов.

 















ЗАДАНИЯ ДЛЯ 3 ГРУППЫ



Задание:Прочитайте текст в учебнике на стр. 72-73 и статьи из законов Хаммурапи. Ответьте на вопрос и заполните таблицу



(§ 117) Если долг одолел человека, и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя, на четвертый год им должна быть предоставлена свобода.


(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно тому, у кого занял; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.


















ЗАДАНИЯ ДЛЯ 3 ГРУППЫ



Вопросы

Законы Хаммурапи

  1. Положение должников.





  1. Докажите, что законы защищали должников.









  1. Сделайте вывод о справедливости законов царя Хаммурапи, обосновывая свою позицию с помощью выдержек из законов.

 






















Задание. Представьте, что вы судьи в Вавилонском царстве и вам пришлось вершить правосудие по законам Хаммурапи. Приведите в соответствие преступления с наказаниями:



Преступления:

Если сын ударит своего отца…



Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей...


Если человек выбьет зуб человека, равного себе…


Если раб ударит по щеке кого-либо из людей…


Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то……




Наказания по законам Хаммурапи:

…то должно отрезать ему ухо.

…то должен починить за собственное серебро.

… пусть возместит им убытки.

…то должно выбить его зуб.

...то должно отрубить руку.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее