Урок 20. Тема: Выветривание и перемещение горных пород.
Цель урока: познакомить с видами выветривания и способами перемещения горных пород
Планируемые результаты:
Предметные: Умение давать определение понятиям: выветривание, физическое выветривание, химическое выветривание, биогенное, техническое выветривание, бархан.
Метапредметные:
- находить в учебнике достоверную информацию.
-определять цель, проблему, выдвигать версии.
- умение давать определение понятиям: выветривание, физическое выветривание, химическое выветривание, биогенное, техническое выветривание, бархан.
- организовывать работу в группе, излагать свое мнение, понимать позицию другого.
Личностные: Оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников, умение уважительно и доброжелательно относиться к окружающим.
Тип урока:
Оборудование: Компьютерная презентация «Выветривание горных пород»
Ход урока
1.этап. Организационный момент
Приветствует учащихся, настраивает на работу
2. Этап. Актуализация
Подводящий диалог: позволяющий перейти к изучению нового материала:
Что такое горные породы?
Что такое минералы?
В какие три большие группы можно объединить горные породы и минералы по происхождению?
Продолжить фразу:
Гранит – это …….
Песок - это………
Из чего состоят обломочные горные породы?
3 этап. Формирование темы и задач урока.
- Диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Гранит прочная зернистая горная порода. Однако даже гранит может подвергнуться разрушению в мелкий щебень, крошку, песок.
(демонстрирует гранит и песок в качестве аргумента)
- Как вы считаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Показывается слайд с формами выветривания.
Обучающиеся формулируют тему урока.
Предположительно тема урока: «Разрушение горных пород».
- Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их! Какой вид выветривания виноват в этом сильнейшем изменении - превращении гранита в песок?
-Ребята, попробуйте сформулировать цель урока.
Учитель при необходимости корректирует или уточняет цель урока.
Обучающиеся формулируют цель урока.
Возможные формулировки целей:
-выяснить, что такое физическое, химическое, биогенное выветривание;
- познакомиться с видами выветривания;
- узнать какой вид выветривания виноват в превращении гранита в песок.
4 этап. Процессуально содержательный.
Процесс разрушения, не прерывающийся ни на минуту и приводящий к медленному, но верному разрушению горных пород, называется выветриванием. Причинами разрушения горных пород в природе является не только ветер, но и вода, колебания температур, действие организмов (растений и животных). Иногда эти факторы действуют одновременно, иногда по отдельности. Поэтому в зависимости от того, какие из них преобладают, выделяют физическое, химическое и биогенное выветривание.
а/. Групповая работа 1. Дневник географа-следопыта, урок 20, стр. 51.
Первая группа изучает физическое выветривание,
Вторая – химическое выветривание,
Третья - биогенное выветривание.
Представители от групп должны сделать сообщение о результатах коллективной поисковой работы.
Сообщение делается по плану:
1.Что является причинами физического, химического и биогенного выветривания.
2. В чем проявляется их действие.
3. Виноват ли этот вид выветривания в превращении гранита в песок.
б/. Деятельность ветра, воды и льда. Стр. 105. Учебник. Дневник географа-следопыта, урок 20, стр. 52. Задание 2.
в/. Деятельность человека. Учебник, стр. 106
5 этап. Закрепление.
1. Какие из приведённых ниже примеров разрушений горных пород можно отнести к физическому выветриванию?
а) разрушение прибрежных скал под действием морских волн
б) образование пустот и промоин в толщах земной коры в результате растворения и размывания горных пород
в) строительство туннеля в горах для прокладки путепровода
г) разрушение скалы под воздействием разрастающейся корневой системы растения
д) разрушение горной породы под влиянием разности температуры (нагрев – остывание)
5. Установите соответствие между географическими терминами и их определениями.
Географический термин | Определение |
1. физическое выветривание | А. Разрушение горных пород, связанное с деятельностью растений и животных |
2. химическое выветривание | Б. Разрушение горных пород под воздействием движущейся воды, ветра, а также температурного расширения и сжатия горных пород. |
3. Биогенное выветривание | В. Разрушение водой растворимых горных пород |
6 этап. Рефлексия
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?
Составить синквейн /Правила составления синквейна/
1 строка-существительное
2 строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль
3 строка- три глагола, описывающие действия в рамках темы
4 строка- предложение из 4-х слов (выражающее чувство)
5 строка- существительное одно слово.
7 этап. Домашнее задание.
Базовый уровень – Параграф 20, вопросы стр.108.
Повышенный уровень – Коллаж о знаменитых пещерах мира.
Высокий уровень – Подготовка и проведение опыта по выращиванию сталактита и сталагмита,… учебник стр. 107-108.