«Зимний фестиваль знаний 2025»

Выступление на ШМО классных руководителей "Целесообразность использования ИКТ в работе классного руководителя"

Использование ИКТ превращает работу классного руководителя в интересный и творческий процесс. Общение педагога и школьника не подменяется техническим устройством, оно все также опосредуется многообразными видами взаимодействия, дополняемыми возможностями компьютера.

Олимпиады: Викторина "Путешествуя в сети Интернет, будь осторожен!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Целесообразность использования ИКТ в работе классного руководителя



«...очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий».

Д.А. Медведев



В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сказано:

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику является ключевой задачей на пути перехода к информационному обществу.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.

Этот процесс инициирует:

совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;

внедрение разнообразных видов самостоятельной деятельности по обработке информации;

создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.



В последние годы мир меняется так быстро, и педагогам никак нельзя отставать от стремительного развития общества, науки и техники. Педагоги не только учат детей, но и всю жизнь учатся сами. Появляются новые предметы, новые учебники.

На всё это уходит огромное количество времени и сил. Развиваются новые компьютерные технологии, которые могут прийти на помощь преподавателю в его работе. Современному педагогу в основном самостоятельно приходится осваивать эти технологии.

А можно ли обратиться к помощи компьютера для организации работы классного руководителя. Ведь никто и никогда не учил этому. Все подростки очень любят компьютер и проявляют к нему интерес, поэтому этот интерес всегда можно направить в нужное русло.

Для этого нужно немного желания, немного терпения, немного свободного времени, любовь к детям и своей работе. Ведь современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Этого требует время. А педагог всегда должен идти в ногу со временем, улавливая малейшие изменения в обществе.

Дети легче идут на контакт, если в преподавателе, классном руководителе они видят грамотного, современного человека, умеющего использовать все прогрессивные технологии.

В настоящее время одним из приоритетных направлений образования является усиление роли классного руководителя. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. 
Современные информационные технологии призваны помочь нам ориентироваться в бесконечном потоке информации, и, самое главное, экономить драгоценное время.

Основными целями внедрения ИКТ в работу классного руководителя являются:

– формирование у студентов мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;

– формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;

– развитие познавательной и творческой активности студентов;

– формирование устойчивого познавательного интереса подростков к интеллектуально-творческой деятельности;

– повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

– организация эффективного информационного взаимодействия классного руководителя, студента и родителей;

– внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

– развитие способности свободного культурного общения;

– обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;

–всестороннее развитие личности ребенка;

– организация содержательного досуга подростков.

Компьютеризация техникума коснулась всех сторон его жизни, в том числе и работы классного руководителя, который может использовать ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Я стараюсь идти в ногу со временем и применять компьютерные технологии в обучении и воспитании подростков. Формирование в обществе высокого уровня информационной культуры диктует необходимость развиваться в этой области и классному руководителю.

Освоив компьютер, классный руководитель владеет мощным инструментом, который помогает ему провести интересный классный час, внеклассное мероприятие, проиллюстрировать наглядным материалом любое выступление на семинаре, педагогическом совете, родительском собрании.

Использование ИКТ превращает работу классного руководителя в интересный и творческий процесс. Общение педагога и школьника не подменяется техническим устройством, оно все также опосредуется многообразными видами взаимодействия, дополняемыми возможностями компьютера.

Нам трудно теперь представить без компьютера, интерактивной доски, видеокамеры, цифрового фотоаппарата любое мероприятие, Уроки мужества и памяти, различные интеллектуальные и творческие конкурсы, классные часы и т.д. В моей педагогической копилке появилась целая коллекция мультимедийных презентаций, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты, что создает полноценный зрительный и звуковой ряды. Аудиовизуальные средства в данном случае выступают мощными концентраторами внимания, что делает проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной для школьников.

Большая роль в воспитательной работе отводится классному часу. Он формирует ценностные ориентации у подростков, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит. А если к тому же при проведении классного часа используются проектор или интерактивная доска, то он запоминается и усваивается детьми лучше. Применение ИКТ делает работу классного руководителя более эффективной и результативной. Детям очень нравятся такие мероприятия, и они не только ждут, но и помогают их готовить.

Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. ИКТ по сути, являются важным средством восприятия информационного материала, хотя этому предшествует колоссальная работа с компьютером, поиск необходимого материала.

Классному руководителю приходится заполнять много различных документов. Это и социальный паспорт группы, и план воспитательной работы, и различные отчеты по работе с «трудными» и «одаренными» детьми, и работа с родителями и т.д. Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, можно использовать базу данных Microsoft Access.

Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Здесь можно воспользоваться уже готовыми электронными вариантами популярных методик, например – социометрия.

Она позволяет изучить неофициальную структуру группы, психологическую атмосферу, выявить лидеров и отстающих, антипатии и симпатии.

Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий в воспитании.

В компьютере создается банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново. Например, 
- План воспитательной работы;
- Социальный паспорт группы;
- Анкеты;
- Психолого-педагогические характеристики студентов; 
- База данных обучающихся и их родителей. 
В ежедневной работе классного руководителя часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным школьников, родителях, занятости школьников во внеурочное время и т.д.
Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, можно использовать СУБД Microsoft Access.

Использование такой программы позволяет классному руководителю за короткое время создавать списки обучающихся в группе с различной информацией по требованию администрации.
Выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.
Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. 
Определение уровня воспитанности каждого ученика, группы.

В чем преимущества компьютерного варианта по сравнению только с текстовым представлением информации о воспитанности? Во-первых, это наглядность представления информации, во-вторых, при смене классного руководителя нужно оперативно получить достоверную информацию о каждом студенте.

При такой работе из года в год легко отследить произошедшие улучшения или ухудшения. Например, хорошо прослеживается динамика успеваемости или качества знаний школьников, изменение уровня здоровья, уровня занятости подростков во внеурочное время. По результатам сравнительных диаграмм можно делать выводы и согласно им планировать дальнейшую работу классного руководителя.

По диаграммам хорошо видно, по какому направлению деятельности были достигнуты положительные результаты, а чему нужно уделить особое внимание из-за отрицательной динамики. Согласно сделанных выводов легко можно построить свой план воспитательной работы, который тоже очень удобно сделать на компьютере. В таком виде план более удобен в использовании, эстетичен, в него всегда, в любой момент можно внести изменения и поправки

Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях. 
Создание фотоальбома из школьной жизни группы, ежегодное его пополнение. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить в виде фотоальбома. Одна из таких программ «Автоплей-меню для фотоколлекций, v1.53»
Организуя внеклассные мероприятия, классные часы, классные руководители используют презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а также позволяют экономить время проведения мероприятия:

Создается методическая копилка:

– презентаций

– видеоматериалов

– конспектов мероприятий с использованием ИКТ

– методических рекомендаций к проведению таких мероприятий.
Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.) способствуют повышению заинтересованности учащихся к предложенной теме. К тому же чтобы это было ярко, красиво нужна помощь родителей, художников, звукооператоров. Для изготовления наглядного материала нужны ватман, краски, т.е. определенные материальные затраты. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Ежегодно пополняю электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время. 
Так же использую готовые образовательные ресурсы, мультимедийные энциклопедии и т. д.

По-прежнему работа с родителями является одной из самых важных в работе классного руководителя. Здесь применимы как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Но универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. На нем дается анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения группы в учебной и внеклассной деятельности. Данная информация отражается в виде электронной презентации, выполненной с помощью Microsoft Power Point. В ней наглядно, убедительно и доступно можно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков.
В организации воспитательной работы я использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий. Использую Интернет для самообразования, расширения кругозора. Владение электронной почтой помогает поддерживать общение с нужными пользователями и учреждениями.
Интернет дает большие возможности для общения со школьниками и их родителями: электронная почта, гостевая книга на сайте ОУ.

Привлекаю ребят к поиску информации для проведения различных мероприятий, Появилась возможность для классного руководителя как участие в Интернет – конкурсах, фестивалях, где классный руководитель может также поделиться своим опытом работы.

В настоящее время, использование компьютера как рабочего инструмента является не модным веянием, а острой необходимостью в работе квалифицированного специалиста.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие и совершенствование работы классного руководителя возможно и должно проходить параллельно с развитием всех остальных сторон жизни социума для того, чтобы воспитательный процесс в школе не шел вразрез с современными идеалами, а умело с ними сочетался.

 Четкое знание классным руководителем своих функций, направлений и содержания работы, условий для повышения эффективности воспитательного процесса позволяет качественно выполнять возложенную на него миссию.

Эффективность работы классного руководителя оценивается на основании разрабатываемых критериев относительно ведущих направлений деятельности самим педагогом и администрацией образовательного учреждения.

На современном этапе развития общества, с появлением новых информационных и технических возможностей классному руководителю необходимо использовать имеющиеся компьютерные и информационные технологии для повышения эффективности воспитательной работы. Классный руководитель: Язепова Н. Н.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее