Выступление на родительском собрании по теме «Режим дня».
Школьные годы – очень важный период жизни ребёнка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребёнка, изменяется весь рабочий день. Вместо полной свободы движения (а потребность в движении свойственна всякому здоровому ребёнку) его ждёт сидение целыми часами в вынужденной позе. Ко всему этому присоединяется работа, требующая умственного напряжения, идущая вразрез прихоти ребёнка, его интересов(ребёнку хочется поиграть, а надо слушать, напрягать свое внимание).
Сейчас я хочу осветить некоторые вопросы, касающиеся физического, функционального состояния здоровья детей-дошкольников о которых вам необходимо знать, так как они во многом определяют успешность обучения в школе.
Физическое развитие ребёнка – это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. Ребёнок растёт не по дням , а по часам. Первоклассники разные не только по паспортному возрасту, но и биологическому. Паспортный возраст не всегда соответствует биологическому. По паспарту ребёнку 7 лет, а физическое развитие 4-5 летнего ребёнка.
Физическое развитие ребёнка – это то , что наглядно показывает динамику возрастных изменений. Ребёнок растёт «не по дням, а по часам». На 6,7 году жизни годичные приросты длины тела составляют 8-10см, а прибавление массы тела на 2-2,5кг. На протяжении дошкольного возраста происходит формирование свода стопы. Поэтому везде: и дома, и в школе , и на улице дети должны носить туфли, ботинки, тапочки с небольшим каблучком и с задником, хорошо фиксирующим пятку. В чешках, кедах, предназначенных для физкультурных занятий ходить постоянно нельзя!
В то же время интенсивно идёт развитие опорно-двигательной системы. При этом скелет ребёнка дошкольного возраста состоит в значительной степени из хрящевой ткани. А теперь представьте, какую нагрузку испытывает этот несформировавшийся опорно-двигательный аппарат, когда приходится в течении достаточно длительного времени сидеть неподвижно. Что же приводит к нарушению осанки? ( неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, недостаточно упругая постель, мебель должна соответствовать возрасту ребёнка и соотношения стола и стула должны быть правильные, понаблюдайте как стоит ребёнок, тяжёлый портфель). Осанка не бывает врождённой, она формируется в течении дошкольного детства и закрепляется в школьном возрасте. Нарушения осанки влечёт за собой нарушение функции позвоночника, нарушение работы внутренних органов, в частности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Следите за осанкой ребёнка! Кроме того, в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук.
Большое значение для развития детей, укрепления их здоровья, развитию организованности, укрепления воли, выработке полезных привычек имеет правильно организованный режим дня. Режим дня – это хорошо продуманный распорядок дня, включающий чередование различных видов деятельности: отдыха, сна, питания, пребывания на воздухе.
Но давайте посмотрим, как он соблюдается и соблюдается ли он вообще. В детском саду стараются придерживать режима, а дома? Особенно в субботу или воскресенье? Всегда ли соблюдается этот режим? Ведь не секрет, что в понедельник в детском саду и в школе дети возбуждены или утомлены.
А если ребёнок постоянно не выполняете режим – то ему приходится затрачивать больше энергии, и вон быстрее утомляется. Важно чтобы режим ребёнка посещающего детский сад совпадал с режимом детского сада и в выходные дни.
Правильно организовать режим – это прежде всего обеспечить продолжительный сон ( со строго установленным временем подъёма и ухода ко сну). Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и продолжительном отдыхе. Физиологическое значение сна – снятие утомления нервных клеток.
Спать или не спать днём? Дневной сон – это своего рода передышка для детского организма. Чаще всего не спят дети с неустойчивой, неуравновешенной нервной системой. Привычка не спать днём не проходит бесследно для здоровья и развития. Если ребёнок не спит днём он долго не засыпает ночью и спит беспокойно. Если ребёнок не досыпает 1,5ч в сутки, то значительно снижается выносливость нервных клеток коры головного мозга, а следовательно работоспособность.
Длительное недосыпание ведёт к невротическим состояниям, раздражительности, ослаблению внимания, памяти, ребёнок становится драчливым или вялым. Эти состояния сопровождаются головными болями, снижением аппетита.
Поэтому создайте обстановку, посидите, успокойте ребёнка, чтобы он не просто полежал, а заснул на 1,5 часа обязательно днём, ночной сон – 11-12 часов.
Научно-технический прогресс принципиально изменил нашу жизнь. С наличием автомобиля в семье появляется нежелание ходить пешком, много времени проводим дома перед телевизором. А двигательная активность является просто жизненно необходимой для ребёнка. Здоровый ребёнок – это всегда весёлый и подвижный ребёнок. Если школьник мало двигается, то работоспособность снижается, ухудшается память, нарушается осанка ребёнка, возникает близорукость, страдает сердечно-сосудистая система, повышается давление у детей. В значительной степени от семьи зависит, насколько день ребёнка будет наполнен движением: утренняя гимнастика, физкульт.паузы во время занятий, подвижные игры во время прогулок, занятия спортом. Ежедневно ребёнок должен находиться на свежем воздухе около 4 часов.
Большинство дошкольников имеют нормальное зрение, но к моменту поступления в школу у 15-20% детей врачи выявляют пониженную остроту зрения. От чего это зависит? (Наследственность, повышенная зрительная нагрузка, недостаточная двигательная активность, гигиенические условия). Дети любят рисовать, лепить, конструировать. Эти занятия требуют постоянного напряжения зрения. Они должны быть недлительными, их необходимо прерывать каждые 15 минут, побегать, поиграть, подойти к окну, посмотреть в даль. Многочасовое сидение у телевизора не только нарушает режим, но и просто утомляет (перегрузка впечатления). Для дошкольников просмотр – 30мин, мл. школьников 1 час и от телевизора на 2-3 метра. Запомните, что для хорошего зрения важно правильное питание, витамины D и А, которых много в печени животных, рыбе, сельди, желтках, сливочном масле, молоке. При ультрафиолетовом «голодании» нарушается фосфорно-кальциевый обмен и снижается работоспособность глаз. Полезно находиться на улице именно днём.
Запомните! Дошкольный возраст является «колыбелью неврозов». Обилие информации, перегрузка памяти неумеренными впечатлениями могут оказать отрицательное влияние на нервно- психическое развитие малыша. Нельзя смотреть все телевизионные передачи, т. к. ребёнок перевозбуждается, становится капризным, у него нарушается сон, аппетит , ухудшается память.
Итак, соблюдение режима дня должно превратиться в потребность у ребёнка. Но достаточно позволить ребёнку не вовремя лечь спать, позже встать , увлечься играми – полезные навыки разрушатся. Поэтому создайте такие условия, которые обеспечивали бы дальнейшее полноценное развитие, высокий уровень здоровья при обучении ребёнка в школе. Приучив ребёнка ценить время уже сейчас, через режим дня, вы предохраните ребёнка от переутомления, укрепите его здоровье и что немало важно, выработаете у ребёнка организованность, так необходимую ему в учёбе и жизни. Спасибо за внимание!