Урок по технологии в 8-м классе по теме
"Вышивка швом «простой крест»"
Цели урока: ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки, с композиционным построением узоров; научить технике выполнения счетных швов; воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, трудолюбие, экономное отношение к материалам, коллективизм.
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: история, МХК, математика, география
Ход урока
I. Организационный момент
Готовность к уроку (пожалуйста, проверьте, все ли у вас готово к уроку)
Ребята! На столе у вас лежат цветные карточки. Поднимите карточки, которые соответствуют вашему настроению (красный, желтый, синий, серый). Я желаю, чтобы хорошее настроение было у вас не только на протяжении урока, но весь день.
II. Объявление темы урока и целей урока
Ребята! Сегодня мы с вами будем работать в творческой мастерской «Творение» и именно вы будете творцами красивых и оригинальных изделий. Тема нашего занятия « Вышивка швом «простой …» -, по этим словам и по всем наглядным материалам, определите продолжение темы урока и цели урока. Что мы будем делать на уроке? (отвечают учащиеся).
Цель нашего урока – ознакомиться с историей развития вышивки в России; продолжить отрабатывать навыки по выполнению счетного шва – шва «крест» и гобеленовый шов, и ознакомимся еще с одним счетным швом - болгарский шов.
III. Проверка домашнего задания.
Традиции – это раз и навсегда установленные, отшлифованные многими поколениями наиболее выразительные орнаменты и узоры, изделий, их колорит, а также накопленные веками навыки мастерства в вышивке. Традиции меняются в соответствии с временем, с требованиями времени. Из поколения в поколение передается только то, что жизненно, прогрессивно, что нужно людям и способно к дальнейшему развитию. К этому самым прямым способом относится искусство вышивания, которое в настоящее время очень широко развивается в разных областях России. Вышивка является одним из самых массовых видов народного искусства и относится к эпохе первобытной культуры. И в наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало. Вышивки создавались веками и зависели от географического положения страны, ее истории и культуры. Как же развивалась вышивка у нас, в России? Сейчас мы с вами совершим экскурсию в историю развития русской вышивки. Нашим экскурсоводом будет … (сообщение учащегося).
Сообщение «Развитие вышивки в России»
Слайды [Приложение 1]
Для каждого народа, населяющего нашу землю характерна своя вышивка. У каждого народа самобытные способы оформления одежды, предметов обихода; свои мотивы узоров, своя цветовая гамма. Об этом нам расскажет … (сообщение учащегося).
Сообщение «Вышивка разных народов»
Слайды [Приложение 1]
IV. Повторение ранее изученного материала
КРОССВОРД (1)
Составьте по данным вопросам кроссворд. Определите в решенном кроссворде пятое понятие.
Последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров (орнамент)
Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент (раппорт)
Украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом (вышивка)
Чередование цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и ослабленных (ритм)
?
КРОССВОРД (2)
Составьте по данным вопросам кроссворд. Определите в решенном кроссворде пятое понятие.
Чередование цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и ослабленных (ритм)
Украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом (вышивка)
Последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров (орнамент)
Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент (раппорт)
?
Взаимопроверка решения кроссвордов.
По вертикали и по горизонтали мы получили слово «композиция». Что означает данное понятие?
Композиция – объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.
При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов: какие швы будут использоваться в работе; назначение изделия; расположение узора; выбор цвета для его выполнения. Все это – слагаемые понятия «композиция».
ВОПРОСЫ:
Мы рассматривали с вами несколько видов вышивок. Учащимся даны образцы вышивок с номерами 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Впишите, пожалуйста, в таблицу названия вышивок под соответствующими номерами.
Назовите материалы, инструменты и приспособления, применяемые для выполнения счетной вышивки.
Какие требования предъявляются к вышивке?
В каком направлении выполняются счетные швы? Как выполняются счетные швы по горизонтали? (на примере шва «крест»). Посмотрев на данные схемы – определите, какие швы изображены? (гобеленовый и болгарский) Сколько стежков в гобеленовом шве и в болгарском шве?
С медицинской точки зрения вышивка имеет ряд положительных качеств, – каких?
Есть ли отрицательные стороны? (это - неправильная посадка приведет к быстрой утомляемости, а впоследствии к сутулости, искривлению позвоночника и к близорукости)
Как можно определить номер ткани для вышивания – канвы? (необходимо вышить несколько крестиков, затем определить, сколько крестиков в 1 см; если количество крестиков равно – 4, то соответственно и номер канвы будет №4, если – 5, то №5 и т.д.) Для чего нужно знать номер канвы? (для определения размеров вышивки)
А на какой канве размеры вышивки будут больше, на канве №6 или на канве №4? Почему?
Каковы правила работы по черно-белой и цветной схеме?
Как можно рассчитать размер готовой вышивки? (1) – высчитываем количество крестиков по высоте и по ширине на схеме; 2) – смотрим, на какой канве будем вышивать, т.е. № канвы; 3) – смотрим, сколько крестиков в 1 см по ширине и по высоте; 4) – полученное число крестиков по ширине и по высоте на схеме, делим на количество крестиков в 1 см, и соответственно получаем размер готовой вышивки по ширине и по высоте)
V. Практическая работа: вышивание миниатюры «Памятники архитектуры – храмы, церкви России»
Мы с вами определили тему урока и цели урока, но нам неизвестно что же будем вышивать. Объект труда сегодня – миниатюра. Как вы понимаете понятие «миниатюра»?
Миниатюра – это уменьшенное подобие чего-либо (изображение уменьшенного размера)
Мы живем в очень сложном и драматическом мире. Везде войны, ссоры, жестокость, бессмысленная гибель людей. Нарастают такие социальные явления как наркомания, преступность алкоголизм. Проявляется и такое явление как вандализм, разрушаются памятники культуры, созданные много веков назад. Что же нас спасет? Русский философ Николай Бердяев писал: «Красота – сила, и она спасет мир». В нашей стране очень много памятников архитектуры и конечно же их нужно сохранить не только для нас, но и для будущих поколений.
«Памятники культура – это генераторы духовной энергии, вложенной в них теми людьми, которые их создавали, а также теми людьми, которые на протяжении многих веков им поклонялись. Разрушая памятники культуры, мы разрушаем самое ценное – духовную энергию народа»
Писатель Федор Абрамов.
СЛАЙДЫ «Памятники архитектуры» [Приложение 1]
Итак, мы с вами будем сегодня вышивать миниатюру «Памятники архитектуры – храмы, церкви России»
Работаем под девизом: «От ниточки к шедевру!»
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
ФИЗМИНУТКА
Вводный инструктаж
Рассмотреть схему.
Выбрать счетный шов для своей вышивки (шов «крест», гобеленовый или болгарский шов)
Подобрать соответствующую цветовую гамму для вышивки
Определить расположение композиции на ткани ( мотив должен располагаться в центре, оставлять припуски со всех сторон).
Вставить ткань в пяльцы
Приступить к вышивке миниатюры
Соблюдать все требования, предъявляемые к вышивке
ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В процессе работы осуществляется контроль:
- организация рабочего места;
- последовательность выполнения работы;
- соблюдение безопасных приемов труда.