«Зимний фестиваль знаний 2025»

Выбор профессии-выбор будущего

В данной разработке представлен сценарий открытого классного часа на тему: "Выбор профессии - выбор будущего".

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Классный час

Тема: «Выбор профессии – выбор будущего»

Класс: 9

Дата проведения: 23.11.2022 г.

Классный руководитель: Саносян Елена Сергеевна

Цель: активизировать мотивацию профессионального самоопределения учащихся.

Задачи:

  • расширить знания подростков о мире профессий;

  • стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;

  • помочь в отношении профессионального самоопределения.



Ход классного часа:

Часть 1. Мотивационная.

Учитель:

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.

Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в жизнь. Средние учебные заведения, училища, лицеи, колледжи, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет ещё 2 года, чтобы подумать. А выбрать есть из чего - в мире более 55 тысяч профессий и ежегодно появляются новые!

ВЫБОР ПРОФЕССИИ - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

Скажите мне, а что такое профессия? (Профе́ссия — род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования — это труд, за который человек получает доход).

Поднимите руки те, кто уже определился с выбором профессии?

Часть 2. Основная.



Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда (Классификация по Климову):



Человек - природа.

Человек - техника.

Человек - человек.

Человек - знаковая система.

Человек - художественный образ.



Профессии типа «Человек – природа»

Ведущий предмет труда профессий этого типа – сельское хозяйство, пищевая промышленность, медицина и научные исследования (биология, география). Среди профессий этого типа можно выделить профессии, предметом труда которых являются:

 растительные организмы;  животные организмы;  микроорганизмы;  среда существования живых организмов. Примеры профессий: овощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

Профессии типа «Человек – техника»

Ведущий предмет труда профессий этого типа – технические объекты

(машины, механизмы) и их свойства, материалы, виды энергии.

Среди профессий этого типа можно выделить:

  • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;

  • профессии по производству и обработки металла, механической

  • сборки, монтажу машин, приборов;

  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических

  • машин, установок, транспортных средств;

  • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;

  • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов,

  • аппаратов;

  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию

  • электрооборудования, приборов, аппаратов;

  • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных

  • средств, управлением ими;

  • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

Примеры профессий: столяр, инженер-механик, электрослесарь, техниктехнолог общественного питания.

Профессии типа «Человек – человек»

Ведущий предмет труда профессий этого типа – социальные системы,

сообщества, группы населения, люди разного возраста.

Среди этого типа профессий можно выделить:

  • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей,

  • организацией детских коллективов;

  • профессии, связанные с управлением производством, руководством

  • людьми, коллективами;

  • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;

  • профессии, связанные с информационным обслуживанием;

  • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Примеры профессий: продавец продовольственных товаров, парикмахер,

врач, учитель, психолог.

Профессии типа «Человек – знаковые системы»

Ведущий предмет труда профессий этого типа – условные знаки, цифры,

коды, естественные или искусственные языки.

Среди этого типа профессий можно выделить:

  • профессии, связанные с оформлением документов,

  • делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием,

  • перекодированием;

  • профессии, предметом труда в которых являются числа,

  • количественные соотношения;

  • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы

  • условных знаков, схематических изображений объектов.

  • Примеры профессий: переводчик, топограф, программист.

Профессии типа «Человек – художественный образ»

Ведущий предмет труда профессий этого типа – явления, факты

художественного отображения действительности.

Среди этого типа профессий можно выделить:

  • профессии, связанные с изобразительной деятельностью;

  • профессии, связанные с музыкальной деятельностью;

  • профессии, связанные с литературно-художественной

  • деятельностью;

  • профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

  • Примеры профессий: артист, художник, музыкант.

Учитель. Сейчас я проверю, как вы усвоили типы профессий. Я предлагаю вам поработать в группах с карточками, которые лежат у вас на столах. Вам необходимо распределить профессии по группам.

Работа с карточками.

Учитель. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. (Слайд)

Учитель. Ирина Сергеевна, наш педагог-психолог, заранее провела с вами тест на профориентацию по методике академика Е.А. Климанова, где вам были представлены 20 пар утверждений, вы сделали свой выбор на основе своего желания и предрасположенности. Результаты этого теста на экране.

Группы профессий

Человек-природа

Человек-техника

Человек-человек

Человек-знаковая система

Человек-художественный образ


А. Борисанов

А. Торопов


С. Лактюшина


Н. Бельченко

М. Бекжаркенова


А. Азеева


И. Кисличенко



Д. Макаров





К. Ларишева








С. Лактюшина

Н. Бельченко, К. Ларишева, А. Азеева, Д. Макаров

А. Борисанов, И. Кисличенко

М. Бекжаркенова, А. Торопов








Учитель. Теперь вы можете выбрать профессию, ориентируясь на свои предпочтения. Эти предпочтения можно использовать для вашей формулы выбора профессии, которая состоит из блоков «Хочу», «Могу», «Надо».

«Хочу» – ваши интересы, склонности, желания, мечты.

«Могу» - это ваши психофизиологические возможности.

«Надо» - это потребность в кадрах на рынке труда.

Как вы думаете, на какой из этих вопросов вы получили ответ из результатов теста?

Дети: «Что я Могу».

Учитель. Правильно. А теперь давайте разберёмся, а чего вы сами хотите. Составим блок «Хочу». Какие ваши личные предпочтения. Для этого я попросила вас заранее подготовить небольшие доклады на тему: «Кем я хочу стать».

Дети зачитывают доклады.

Учитель. Теперь мы составили каждый для себя блок «Хочу».

А теперь, чтобы разобраться с блоком «Надо», рассмотрим статистические данные -10-ка самых востребованных профессий России. Омский департамент занятости населения составил рейтинг наиболее востребованных специальностей в 2021 году. 70% рейтинга занимают рабочие профессии. Как сообщает пресс-служба правительства Омской области, на первой строчке рейтинга профессии, связанные со строительством, обработкой материалов, а также транспортом, торговлей и сельским хозяйством. Наиболее востребованными стали бетонщики, электрогазосварщики, плотники, монтажники оборудования, а также водители.

Так же в Омске востребованными являются врачи, учителя, воспитатели, соцработники и инженеры. Так же давайте посмотрим, какие профессиональные качества ценятся на рынке труда.

Таким образом, мы можем составить свою формулу выбора профессии, изучив, что мы хотим, что мы можем и, что востребовано на рынке труда.

Осознав эти результаты, вы сможете определиться с учебным заведением, где вы получите профессию, о которой мечтали. Для этого я подготовила для вас памятки с указанием учебных заведений, специальностей, исходя из ваших интересов. Там также есть адреса, сайты, требования учебных заведений. Изучайте, возможно эта информация будет для вас полезной.





Рефлексия: если наше занятие вы считаете полезным для себя, интересным и нужным, если сегодня вы узнали новую информацию, подошли на один шаг ближе к своему выбору – покажите большой палец вверх, если информация для вас ненужная, бесполезная и сегодня с урока ничего вы не взяли – палец вниз.



Заключительное слово педагога:



Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами. И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.



Большое спасибо за урок!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее