Мартукская средняя школа № 1
Открытый урок
На тему: «Выбор и пришивание фурнитуры»
В 6 «В» классе.
Учитель технологии:
Байурзина Г.Т.
Тема: «Выбор и пришивание фурнитуры»
Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием «фурнитура» и ее видами.
Обучающая – научить выполнять ремонт одежды, закрепить практические умения.
Развивающая – развивать самостоятельные эстетический вкус , внимательность, прививать навыки культуру труда: аккуратности, бережливости
Оборудование:
компьютер , рабочая тетрадь, одежная фурнитура – пуговицы, кнопки, крючки, петли, застежки, цепочки – вешалки, лоскуты ткани.
Ножницы, иглы лоскуты хлопчатобумажной ткани.
инструкционные карты
Методы обучения. Инструктаж, практическая работа.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сегодняшний урок хочу начать со стихотворений, которые, на мой взгляд, характеризуют и правильное отношение каждого человека к трудовой деятельности и отражают важное значение инструментов и материалов в швейном деле.
Нитка и иголка
Хвалилась нитка средь заплат:
« Я с вас не требую зарплат,
Все делаю бесплатно,
Смотрите: все залатано.
К мешку, рубашке и к белью
Из вас любую я пришью,
А без меня бы никогда
Вы не годились никуда»
Тут в стороне иголка
Отозвалась негромко:
« Ты, правда, дырки зашиваешь
Да только, жалко, забываешь,
Что, если б не было меня,
Какая польза от тебя?»
В жизни бывают типы людей:
Один поскромнее, другой понаглей.
Итоги работы зависят у них
От вклада усилий и тех и других.
Но скромный работник не любит хвалиться,
Он добросовестно будет трудиться,
А наглый, бессовестный, лодырь , хапуга
Припишет к себе чужие и заслуги.
Девушка должна быть опрятна.
Одежда ее всегда аккуратна.
За одеждой своевременно нужно следить:
Заштопать, пуговицу пришить…
Ремонт и отделка швейных изделий
Требует овладения вами особых умений.
Будем учиться фурнитуру пришивать,
Правильно ремонт одежды выполнять.
2.Повторение пройденного материала.
Вопросы для повторения:
- Почему нужно правильно ухаживать за одеждой?
- Какую информацию содержит ярлык, вшитый в одежду?
- Как сортируют одежду перед стиркой?
- Какие изделия нельзя выкручивать при отжимании и почему?
- Какие изделия нельзя кипятить?
Девочки. Молодцы! Мы с вами это повторили, для того чтобы знать, как правильно ухаживать за одеждой.
3.Изучение нового материала.
Чтобы одежда была всегда в порядке и ее можно было сохранить в хорошем состоянии,
Надо бережно относиться к ней, своевременно ремонтировать. Одежда никогда не будет аккуратной, если на ней не достает пуговиц и другой фурнитуры.
Фурнитура – это вспомогательные изделия, которые используют в швейном производстве.
К одежной фурнитуре относиться: пуговицы, кнопки крючки и петли, застежки молнии,
Пряжки, пуговицы-кнопки, цепочки-вешалки.
Показываю учащимся пуговицы, крючки и кнопки, рассказываю об их назначении.
Служат они для застегивания, прикрепления, подвешивания и отделки швейных изделий.
При выборе фурнитуры учитывают свойства ткани, фасон, покрой и вид одежды.
Подбирают фурнитуру по размеру, форме и цвету.
Пуговицы применяют для застегивания и отделки одежды. По назначению они делятся на пальтовые, бельевые ( для легкой одежды) и для специальной одежды.
Изготовляют пуговицы из различный материалов: пластмассы , металла, дерева, кости, рога, раковин моллюсков и т.п. Различают пуговицы по оформлению: без отделки и с отделкой ( с рисунком, с металлическим или кожаным покрытием, с надписями).
Пуговицы бывают с отверстиями ( двумя, четырьмя) и на стойке. Подбирают их цвет основного материала или отделки.
Познавательные сведения
У пуговиц своя история. Самой древней сегодня считается пуговица найденная на археологических раскопках в Дании: это пряжка и застежка для привязи – так называемая фабула. Самая простая из них – обычная Английская булавка. Только изобрели ее не англичане, а древние римляне: с помощью фабул скалывали туники на обоих плечах женщин и хитоны – на одном – у мужчин. Пуговицы в современном понимание появились в Европе после крестовых походов. Для застегивания на ряду с воздушными петлями стали использовать прорезные . У богатых людей пуговицы, кроме своего прямого назначения, служили также украшением одежды.
Их делали из драгоценные и металлические декорировали художественными миниатюрами. Хотя пуговицы уже давно перестали быть диковинкой превратившись в рядовую деталь одежды, их правильному подбору передается важному значение.
Вводный инструктаж
Пришивают пуговицы к изделию на уровни петли точно против ее конца однотонными нитками. Пуговицу к легкой одежде пришивают вплотную к ткани четырьмя-пятью стежками. Для верхней одежды пуговицу делают на стойкой ( «ножке»)
В зависимости от толщины ткани высота «ножки» может 0,1 – 0,4 см.
Для прочности крепления пуговицы можно использовать прокладку из ткани или под пуговицу с изнаночной стороны изделия. Пришивают пуговицы нитками № 40, 50, сложенными вдвое. Нитки подбирают в тон ткани, если пуговица на стойке, или в тон пуговицы, если она с отверстиями.
Кнопки – застежки из двух металлических или пластмассовых частей, входящих одна в другую. Они бывают двух видов: пробивные и пришивные .
Крючки и петли используют на участках с малым натяжением ткани для того, чтобы скрыть место застежки. Изготовляют их металлическими, различных форм и размеров.
Нитки для пришивания крючков и петель выбирают в цвет ткани, № 50,60.
Самостоятельная работа
Учащиеся отвечают на вопросы, записанные на интерактивной доске:
-Виды фурнитуры:
-Виды фурнитуры служат для
-Фурнитуры подбирают по
- По значению пуговицы делятся на
- Пуговицы изготовляются из различных материалов
- По оформлению различают пуговицы
Игра с пуговицами.
Дорисовать рисунок по схеме. Придумайте свои варианты рисунков. ( Работа на листочках)
Выполним 3 задания на листах:
Тонкими линиями обозначьте места пришивания фурнитуры
Дайте название каждому виды фурнитуры
Какими способами можно пришить, эти пуговицы
Когда фурнитура пришла в негодность, ее следует заметить. Во время работы нужно быть внимательный и осторожной.
Закрепляем изученный материал практической работой
Для пришивания пуговиц, нам нужны помощники. В моем волшебном ларце хранятся различные инструменты. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы мне отгадывать. И если правильно угадайте, то я буду их вам показывать.
Бежит свинка
Золотая спинка.
Носочек стальной,
А хвостик льняной ( Иголка с ниткой)
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет. ( Ножницы )
Маленькая головка
На пальце сидит.
Сотнями глаз
Во все стороны глядит.
На пальце одном
Ведерко вверх дном.
(Наперсток)
То назад, то вперед Ходит,
Бродит пароход Остановишь – горе
Продырявит море. ( Утюг)
Вы молодцы. Посмотрите, все эти помощники лежат в моем ларце.
И чтобы работа приносила удовольствие. Мы вспомним основные правила по технике безопасности:
Иглы и булавки хранить в игольнице.
Не берите иглу в рот, не играйте с иголкой.
Не пользуйся для шитья ржавой иглой.
Шить с наперстком.
Сломанную иглу не бросать, а класть в специальную отведенную коробку.
Ножницы класть закрытыми лезвиями.
Передовая ножницы держать их за сомкнутые лезвия.
Хранить ножницы в определенном месте.
Не играйте ножницами, не подносите их к лицу.
Используйте ножницы по назначению.
Все правила просты и легко запоминаются, а кто может что-то забыл, взгляните на доску
( слайды).
И так мы запаслись самыми необходимыми заданиями для выполнения работы.
Думаю, что перед ней не помешает размять пальчики.
( Проводиться физкультминутка)
Мы шили, шили, вышивали,
Наши пальчики устали,
А теперь мы встанем ровно
И потянемся немного,
Повернемся вправо, влево,
И продолжим наше дело.
Текущий инструктаж
Практическая работа: пришивание пуговицы.
Учащиеся, пользуясь инструкционной картой, пришивают пуговицы различной формой
Соблюдением технологии правильных приемов и техники безопасности.
Целевой обход учителя
Обходя рабочие места уч-ся. Контролирую правильность приемов выполнения работы,
Соблюдения технологии прикрепления техники безопасности.
«Пришьем пуговку на счастье»
Учащиеся пришивают пуговицы с 4-мя отверстиями различными способами. Показываю на слайде значение каждой пришитой пуговицы.
Заключительный инструктаж
Итоги урока.
Анализирую типичные ошибки, оцениваю работу каждого уч-ся, показывая лучшие работы.
Заключительное слово учителя:
Девочки! Внимательно изучайте надписи и инструкции на этикетках и ярлыках одежды
и тогда вы никогда не испортите свои вещи, наоборот, продлите срок их службы.
Чтобы дольше сохранить одежду в хорошем состоянии, ее надо аккуратно и бережно носить и своевременно ремонтировать: пришивать оторвавшиеся пуговицы.
Бережность и аккуратность во все времена и у всех народов считалось большим достоинством человека: « Берегите честь смолоду, а платье с нову»
Уборка рабочих мест
Домашнее задание: Уметь объяснить основные понятия по теме урока. В рабочей тетради описать технологическую последовательность пришиваний пуговиц с двумя, четырьмя отверстиями и на стойке.
Литература для учителя:
Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)/ В.Д. Симоненко. Издательский центр «Вентана-Граф» 2006
Журнал «Технология в школе»