«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Восточные славяне"

Мастер класс для преподавателей "Восточные славяне" был предложен для преподавателей истории на районном конференции.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Применение элементов современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для формирования навыков самостоятельной работы обучающихся.

Третьякова И.С, учитель истории и обществознания

ГБПОУ СПО «КЦО№1» пгт Суксун.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Третьякова И.С, я учитель истории и обществознания в ГБПОУ СПО «КЦО№1» пгт. Суксун. Профессия «учитель» - творческая профессия, в которой главным источником позитивной динамики выступает вдохновение. Поэтому позвольте пожелать вам вдохновения, желания совершенствоваться в профессиональном, личностном и духовном росте, талантливо-дерзкой мудрости, достижения высокого уровня мастерства.

История для меня не просто школьный предмет, дисциплина, это – образ мышления, средство восприятия окружающего мира, это мой источник позитивной динамики. Значимость предмета для меня определяет то, как будут относиться к тому, что для меня свято мои ученики. Принцип моей педагогической деятельности – «Индивидуализация обучения через индивидуальность учителя». Индивидуальность учителя, его яркие личностные качества, философия жизни, стремление к постоянному личностному, профессиональному, духовному росту, неравнодушное отношение к детям, креативность подачи материала, отношение к каждому обучающемуся как к высшей ценности –составляющие, которые обеспечивают успешность образовательного процесса, исключают формальность в отношении к школе. В современном педагогическом пространстве –динамичном и постоянно изменяющемся, успешность педагога во многом зависит от умения найти оптимальные методы организации собственной деятельности. Этим способом считаю современные педагогические технологии.

Мастер-класс «Применение элементов современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для формирования навыков самостоятельной работы обучающихся» построен из теоретической части и практического блока. В теоретической части я расскажу об основных современных педагогических технологиях, применяемых в преподавании предметов обществоведческого цикла, представлю обоснование наиболее действенных способов активизации самостоятельной работы обучающихся на уроках истории и обществознания, коснусь вопроса о составлении технологических карт и конструктора урока. В практическом же блоке я продемонстрирую примеры применения элементов технологии «кейс», «свот-анализ», «фишбоун», «стоп-методика».

Актуальность проблемы формирования и развития навыков самостоятельной работы обучающихся продиктована требованиями времени. Динамично развивающемуся обществу нужны образованные, эрудированные, мобильные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в условиях выбора, прогнозировать их последствия и нести ответственность. В современных условиях основой достижения поставленных целей выступает применение деятельностного подхода в обучении. Деятельностный подход же реализуется через активные методики-современные педагогические технологии:

Личностно-ориентированные технологии обучения

Технология педагогических мастерских

Технология обучения как учебного исследования

Технология коллективной мыследеятельности (КМД)

Технология эвристического обучения

Метод проектов

Вероятностное образование (А. Лобок)

Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),

"Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),

Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),

Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предме-та (Е.Н. Ильин),

Дизайн-педагогика.

Предметно-ориентированные технологии обучения

Технология постановки цели

Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко

Технология концентрированного обучения

Модульное обучение.

Информационные технологии.

ИКТ

Технологии дистанционного обучения

Технологии оценивания достижений учащихся

Технология "Портфолио"

Безотметочное обучение

Рейтинговые технологии

Интерактивные технологии

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Технология проведения дискуссий

Технология «Дебаты»

Тренинговые технологии

Каждый педагог выбирает те методики, которые позволяют ему достичь поставленной цели-интегриирует их, вносит свои элементы. В преподавании предметов обществоведческого цикла так или иначе можно использовать элементы всех представленных технологий. На мой взгляд, принципом, позволяющим достичь высоких результатов в обучении, является принцип алгоритмизации. Он позволяет внести четкость и системность в образовательный процесс.

Алгоритмизация предполагает создание системы уроков, основанной на повторяющихся и известных элементах. За основу в своей деятельности я взяла идею известного педагога – автора технологии ТРИЗ(технология решения изобретательских задач) Анатолия Гина. Обозначение основных разделов урока может быть следующим:

  • Начало урока.

  • Изучение нового материала.

  • Закрепление, тренировка, отработка умений.

  • Повторение.

  • Контроль.

  • Домашнее задание.

Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, то есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора урока. Конструктор урока представлен таблицей 1. Пользуясь данной таблицей, как универсальной подсказкой, учитель в соответствии со своими целями конструирует конкретный урок. Приемы педагогической техники, описанные в конструкторе урока – это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приемы, взаимосвязанные между собой. Все приемы легко применимы в условиях современной школы.

При использовании “Конструктора” значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.

Конструктор урока будет изменяться в соответствии с индивидуальными предпочтениями учителя. У каждого учителя может быть свой конструктор, А.Гин привел возможную его форму (Приложение 1). Элементы конструктора, применяемые на каждом этапе урока, отличаются возможностью активизировать самостоятельную деятельность обучающихся на уроках.

Возможность применения данной техники вписывается в задачу составления технологической карты урока, что является необходимым условием перехода на новые стандарты в обучении. (Приложение 2). Также, в рамках алгоритмизации процесса обучения можно предложить заполнение тетради также в форме «Карты урока» (для обучающихся) на каждом уроке. Данный прием позволит активизировать качество самостоятельной работы обучающихся на уроке Предлагаю следующие графы: (Приложение 3).

тема урока


целеполагающий блок

мои цели


средства и способы достижения цели


содержательный блок

события, описанные в параграфе


даты


личность в истории


оценочный блок

оценки личности историками


мой портрет деятеля


проблемный блок

проблемные вопросы


рефлексивный блок

Затруднительно


Интересно!


моё индивидуальное задание


домашнее задание



Подобные формы организации урока можно применять на уроках обществознания, например, при написании эссе.

цитата


проблема




позиция автора






моя позиция






теоретическая аргументация





фактическая аргументация





вывод







Практикум.

На 1 этапе урока по ФГОС обучающиеся должны самостоятельно сформулировать тему. Предлагаю возможный вариант. Прием «Формулируем тему урока»

Одной из самых популярных личностей в отечественной истории является личность Ивана Грозного. Этому периоду посвящены произведения художественной и публицистической литературы, кинематографа, популярных изданий.

Предлагаю вам оценки отечественных историков С.М.Соловьева и Н.М.Карамзина.

«При всех жестокостях царя Ивана Грозного его деятельность была шагом вперёд к «победе государственных начал»

С.М. Соловьёв.

«…добрая слава Иоанова пережила его худую славу в народной памяти: стонания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоаново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего государственного образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоановой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну.
История злопамятнее народа!»

/Н.М.Карамзин/

Сформулируйте тему. (Опричнина. Роль Ивана Грозного в российской истории)

Далее, формулируем проблемный вопрос. Прием «Карта проблемного вопроса»

Чтение п. 1 п. 25 и формулировка ответов на вопросы:

-Проблемный вопрос: Почему произошел разрыв Ивана IV с Избранной радой?

-Составление карты проблемного вопроса (сущность, обстоятельства, внешнее выражение)

Найти в п. сущность проблемы, обстоятельства, обострившие проблему, внешнее выражение проблемы.

Прием «Отсроченная догадка».

- Княжеские усобицы и набеги кочевников несли людям Древней Руси бедствия. Была ли польза от ни? На этот вопрос прошу ответить вас в конце урока.

В результате анализа исторической ситуации обучающиеся сделали вывод о том, что грозная внешняя опасность привела восточных славян к пониманию необходимости объединения.

Кейс –технология или метод анализа конкретной ситуации может применяться на этапе решения учебной задачи (то есть основная часть). Кейс-стади - техника обучения, использующая описание реальных экономических, политических, социальных ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Содержанием кейса является:

-задание - описание ситуации

-вспомогательные материалы(приложения)

 Источники создания кейса :

  • Художественная и публицистическая литература;

  • Произведения искусства – музыка, изо, кино;

  • Статистические данные;

  • Научные статьи, монографии.

  • Интернет

Участники в группах выбирают «модератора», координирующего работу, «секретаря» – фиксирующего результаты работы и «шкипера» – представляющего проект на общее обсуждение. 

Кейс к уроку истории  по теме «Конец правления Петра Великого. Личность Петра»

Карамзин Н. М.: « Умолчим о пороках личных: но сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нём границы благоразумия. Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твёрдости. Сей  дух и вера спасли Россию во времена самозванцев; но есть нечто иное, как привязанность к нашему особенному, нечто иное, как уважение к своему народному достоинству. Искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце. Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам?...

Русская одежда, пища, борода не мешали заведению школ. Два государства могут стоять на одной степени гражданского просвещения, имея нравы различные. Государство может заимствовать от другого сведения, не следуя ему в обычаях… Мы стали гражданами  мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России. Виною Пётр».

Вопросы к Кейсу:

1.Каким представлен Пётр I в оценке Карамзина как правитель и как человек?

2.Что вызывает особенное возмущение историка? Согласны Вы с его позицией?

3.Справедливо, на ваш взгляд, обвинять Петра Алексеевича  в разрушении «нравственного могущества государства»?

4.Сравните оценку деятельности Петра I, данную  Карамзиным с поззицией дореволюционных и советских историков.Есть ли противоречия в их оценках?

5.Каковы были последствия петровских преобразований для России?

6.Какова основная проблема данного кейса?

7.Предложите свои варианты решения кейса.

Кейс к уроку обществознания по теме «Массовая культура».

Многие писатели-утописты рисовали в своих произведениях печальную картину недалекого будущего информационного общества. В научно-фантастическом романе-антиутопии Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту» описывается общество , опирающееся на массовую культуру. Это общество потребления, где люди спешат на работу и с работы, заполняя своё время и мысли пустым и материальным. Книги в этом обществе запрещены, поскольку могут заставить человека думать и критично воспринимать действительность. Эта политика позволяет властям держать общество в повиновении и подчинении. Прослеживается прямая связь между потерей индивидуальности, личностно значимых качеств и возможностью манипулировать человеком.

Широко известно произведение Д.Оруэлла «1984», цитату из которого хотелось бы привести в качестве еще одного аргумента. «Они рождаются, растут в грязи, в двенадцать лет начинают работать, переживают короткий период физического расцвета и сексуальности, в двадцать лет женятся, в тридцать уже немолоды, к шестидесяти обычно умирают. Тяжелый физический труд, заботы о доме и детях, мелкие свары с соседями, кино, футбол, пиво и, главное, азартные игры — вот и все, что вмещается в их кругозор. Управлять ими несложно». 

Вопросы к Кейсу:

1. Выделите проблему, поднятую в предложенном кейсе.

2. Каково влияние и значение массовой культуры в современном обществе. Приведите положительное и отрицательное влияние массовой культуры на развитие духовной жизни современного общества.

3. Приведите аргументы, подтверждающие или опровергающие вывод о том, что управлять людьми, потерявшими индивидуальность, не сложно.

4. Каковы перспективы развития общества, развивающегося в ситуации, описанной писателями. Прогнозы.

5. Каковы пути решения проблемы негативного влияния массовой культуры на духовное развитие общества?

Таким образом, применение кейс-технологий позволяет активизировать самостоятельную деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания.

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ –в рамках данной технологии можно актуализировав тему, сформировать исследовательские группы(2-4 человека), организовать и провести исследование (анкетирование, социологический опрос, изучение документов, СМИ), провести урок в форме дискуссии, на котором подводятся итоги исследовательской деятельности. Также, для формирования информационной компетенции, необходимо включать в учебный процесс

•задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;

• задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);

• задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

Обработка информации занимает очень важное место в системе умений и навыков обучающихся. Здесь очень интересным мне представляется технология критического мышления (Стил, Мередит, Темпл, Заир-Бек, Муштавинская). Существует алгоритм урока: 1 стадия – вызов – направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности. Здесь используются такие приемы, как составление списка известной информации, рассказ – предположение по ключевым словам, верные и неверные утверждения и т.д.

2 стадия – осмысление содержания-направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией(текст, фильм, лекция, материал параграфа). Приемы: методы активного чтения (инсерт, ведение записей типа бортового журнала(что знал, что нового узнал) и т.д.

3 стадия – рефлексия – соотнесение старой информации с новой. Приемы: синквейны, кластеры, таблицы, дискуссии, творческие работы, интеллект – карты.(слайд)

Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Этапы составления интеллект-карты следующие:

  1. Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.

  2. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему (применительно к урокам истории: «Средневековое общество», или «Цивилизация средневекового Китая»; к урокам обществознания: «Современная семья»; к классному руководству: «Организация Нового года» и т.д.). Обводим это понятие в рамку или в кружок.

  3. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.

  4. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

  5. Смысловые блоки отделяем линиями; можно обвести в рамку (не забываем про цвета).

  6. Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Причем способ универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам и поводам: для принятия решений, организации мероприятий, составлении плана, разработки проекта и т.п. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при составлении обычных списков. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое г лавное - это процесс получения нового знания.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в современном понимании – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Например, в 10 а классе опыт проектной деятельности был представлен проектом «Мир Софии», «Деятельность и профессиональный выбор».

В первом случае была поставлена проблема недостатка информации в учебнике по истории философии, развитии философских идей от античности до сегодняшнего дня. Понимание же основных вопросов философии позволит более осознанно подойти к изучению разделов обществознания, сформировать целостный взгляд на мир. Поэтому была поставлена задача познакомить обучающихся с историей философии посредством самостоятельной и групповой работы, представление работы состоялось в форме презентаций по истории развития философских взглядов и книжки-шпаргалки с кратким изложением полученной информации.

Проект «Деятельность и профессиональный выбор» включал такое задание: при разделении на творческие группы определить особенности профессий социально-гуманитарного профиля: журналиста, социолога, преподавателя, адвоката, археолога, лингвиста и т.д. и составить профессиограмму по плану, основная часть проекта выполнялась по заданию: представьте, что вы получили задание от трех факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова провести день открытых дверей в ходе которого вы должны познакомить будущих абитуриентов с новой для них наукой и убедить их в полезности и эффективности данной профессии. Группы представляли науку социологию, политологию и социальную психологию и итоги работы оформляли в виде плакатов. Данный вид работы вызвал большой интерес у обучающихся и определил качество представленной работы.

На мой взгляд, одним из главных факторов успешности педагога является общая интеллектуальная культура и желание находиться в информационном поле современного общества – именно это определяет его возможности использования каких-либо моделей в своей практике. Все служит источником вдохновения для неравнодушного к своей профессии человека.

Например, с работниками Сбербанка систематически проводятся тренинги и я узнала об одном из них и решила применить одну из техник – техника эффективного убеждения.

СТОП-

Ситуация

Тезис (что хочу выразить)

Обоснование (аргумент)

Польза (польза для другого)

На уроке социальное взаимодействие можно применить данную технику, предложив ситуацию, «Вам нужно договориться с вашими родителями о том, чтобы они отпустили вас в поход».

Примерные ответы:

Ситуация – обсуждение похода

Тезис-желание идти с одноклассниками в поход

Обоснование – мне нужно общаться с друзьями , я не хочу быть белой вороной, нужно находиться в кругу общения

Польза – научусь и обязуюсь готовить кашу себе и родителям



Заключение

Сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным  участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя.

Давно замечено, что время измеряется не суммой прожитых лет, а плотностью заполнивших их событий. Детям абсолютно необходим запас ярких событий и впечатлений – это банк на всю жизнь. Таким источником впечатлений, информации и общения может стать урок и другая совместная деятельность – здесь максимум возможностей более близкого, более личностного общения учителя со своими учениками.

Каждый учитель должен постоянно совершенствоваться - тогда и его ученики будут востребованными в современном обществе.

Учитель-профессионал совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с обучающимися. Учитель – это больше чем профессия, это образ жизни.











ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Этапы урока по ФГОС

1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.

2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.



















ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Структура технологической карты.

Автор технологической карты урока


Предмет


Класс


Уровень


Учебник


Тема урока


Тип урока (педагогическая технология)


Цель урока


Предполагаемый результат


Задачи урока


Формы, приемы, методы

Работа в группе, поисковая деятельность, исследовательская деятельность

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, регулятивные, личностные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, синквейн, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Учебник, ИРМ, презентация, карты

Основные понятия




Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание, формы контроля

УУД /Результат

1

2

3

4

5

6









ПРИЛОЖЕНИЕ 3

тема урока


целеполагающий блок

мои цели


средства и способы достижения цели


содержательный блок

события, описанные в параграфе


даты


личность в истории


оценочный блок

оценки личности историками


мой портрет деятеля


проблемный блок

проблемные вопросы


рефлексивный блок

Затруднительно


Интересно!


моё индивидуальное задание


домашнее задание




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее