КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Открытое воспитательное мероприятие
«Каждый ребёнок имеет право…»
Подготовила: Воспитатель Бойко Галина Ивановна
Цели:
Воспитательная заложить основы правовой культуры учащихся, способствовать формированию активной личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их, наделенной гражданским самосознанием.
Развивающая развивать политические и социальные компетенции и компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе, отрабатывать умение вести дискуссию, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
Обучающая раскрыть понятие символов и терминов: символы РФ, право, конвенция, декларация, конституция, ООН, познакомить с документами, гарантирующими права ребёнка в РФ.
Задачи:
познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка;
помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Форма мероприятия: Познавательная беседа с применением игровых технологий.
Оборудование:
Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
Презентация «Каждый ребёнок имеет право…».
Символы РФ.
Термины.
Ход занятия.
СЛАЙД № 1 (Название)
Приветствие.
Сообщение темы воспитательного мероприятия «Каждый ребёнок имеет право…».
Цель нашего занятия:
СЛАЙД № 2 (Цель)
Познакомиться с Государственными символами Российской Федерации, основными правами и обязанностями детей, с документами, регулирующими права и обязанности граждан Российской Федерации; научиться применять правовые знания на практике.
СЛАЙД № 3 (Государственные символы Российской Федерации)
Давайте посмотрим на экран, что мы с вами видим?(Герб).
СЛАЙД №4 (Государственные символы Российской Федерации. Флаг).
СЛАЙД № 5 (Государственные символы Российской Федерации. Гимн).
Совершенно верно, это Государственные символы Российской Федерации.
Запомните их.
Ребята, мы живём в 21 веке. Наше время изумляет и зовет вперёд. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо знать и соблюдать законы, которые регулируют права и обязанности граждан.
Что же такое право? Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права.
Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. Вы помните страшное событие, которое произошло в нашей стране в 1941-1945 годах, это Великая Отечественная война.
СЛАЙД № 6 ( Великая Отечественная война. Заставка 1941-1945 г.)
Она унесла много человеческих жизней. В этой войне погибал не только наш народ, но и люди других стран.
СЛАЙД № 7 (Фотографии Великой Отечественной Войны).
СЛАЙД № 8 (Словарь: ООН, декларация)
1. Поэтому в октябре 1945 г. после окончания войны была создана Организация Объединенных Наций (ООН) для того, чтобы регулировать конфликты, разногласия, противоречия мирным путём.
2. В 1948 году - государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав человека, которая была переведена на 370 языков мира.
1. ООН - международная организация государств, создана в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами. | 2. Декларация (лат. провозглашение) не имеет обязательной силы, это |
Декларация – это документ, в котором государства пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы.
- Так что же такое право?
Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.
| Право - это правила, по которым живут люди. Эти права охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе. |
- Какие права есть у каждого человека и у вас?
Ребята, дополните фразу: «Каждый ребёнок имеет право …?»
(Высказывание учащихся)
СЛАЙД № 9 (дополни фразу: «Каждый ребенок имеет право…» )
Проверьте свои ответы.
КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ,
ЛЮБОВЬ, ЗАБОТУ И ЛАСКУ РОДИТЕЛЕЙ.
ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В КАЧЕСТВЕ ДЕШЁВОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.
КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ.
КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ УНИЖАЮЩИХ ДОСТОИНСТВО ВИДОВ ОБРАЩЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ.
КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ОТДЫХ И ДОСУГ.
Права ребёнка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребёнок (ребёнком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать.
Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим: “Я имею право” “Я обязан”.
Права детей в России регулируются законами:
СЛАЙД №10 (Законы)
1948г. Всеобщая декларация прав человека.
1959г. Декларация прав ребёнка.
1989г. Конвенция о правах ребёнка – «великая хартия вольностей» для детей.
1990г. Россия подписала Конвенцию о правах ребёнка.
12 декабря 1993 г. Конституция РФ.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ».
Основная цель документов: Ребёнок нуждается в охране, заботе и защите не только со стороны родителей, но и со стороны государства.
В Конвенции о правах ребёнка 54 статьи.
Конвенция (лат. – договор, соглашение) - соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). |
Итак, это договор о правах ребёнка, который подписали многие государства.
СЛАЙД № 11 (Конституция Российской Федерации. Книга).
- Ребята, послушайте слова, из мультфильма. (Ребята, давайте жить дружно!)
- Кому из мультипликационных героев принадлежат данные слова? (коту Леопольду).
- А как вы понимаете данные слова?
- Оказывается, о том, что все люди, независимо от их национальности и вероисповедания, должны жить дружно, в мире и согласии, записано в Конституции РФ.
- А кто из вас знает, что такое Конституция? ( Основной закон государства, где записаны права и обязанности всех граждан).
Декларация и Конституция - Эти оба документа гарантируют равенство всех перед законом, право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу совести, воспитание в семье, защиту от всех форм дискриминации, возможность верить или не верить в бога и многое другое.
Давайте послушаем эпизод из нашей с вами жизни.
Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мама:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мама:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
- Скажите, прав ли сын в этой семье?
- Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?
- Найдите ошибки в поведении членов семьи.
(Ответы детей.)
СЛАЙД № 12 (Запомните!)
У каждого человека есть не только права, но и обязанности.
соблюдать правила личной гигиены;
помогать старшим;
добросовестно учиться.
А теперь окунемся в мир сказок и разгадаем викторину.
СЛАЙД № 13 (Викторина. Заставка)
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
СЛАЙД № 14 («Три поросёнка»)
В какой сказке «хлебобулочный герой» несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
СЛАЙД № 15 («Колобок»); (Заяц, волк).
СЛАЙД № 16 («Колобок»); (Медведь, лиса).
У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг,
разумное ограничение рабочего дня?
СЛАЙД № 17 («Золушка»).
Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену?
СЛАЙД № 18 («Снежная королева»).
СЛАЙД № 19 (Запомните!)
Заявляя о своих личных правах, нужно помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей.
Молодцы, ребята! С этим заданием вы прекрасно справились.
Давайте подведём с вами итоги нашего занятия.
- Что же такое право?
Право - это правила, по которым живут люди. Эти права охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Права детей в России регулируются законами:
1959г. Декларация прав ребёнка.
1989г. Конвенция о правах ребёнка – «великая хартия вольностей» для детей.
12 декабря 1993 г. Конституция РФ.
- Какие мы знаем Государственные символы Российской Федерации?
-Герб.
-Гимн.
-Флаг.
СЛАЙД № 20
Спасибо за внимание!
Благодарю всех за участие в мероприятии.