«Зимний фестиваль знаний 2025»

Вокально-музыкальное воспитание «особенных детей» в условиях центра социальной реабилитации

В статье затрагивается особенности вокального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются основные приемы работы.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Вокально-музыкальное воспитание «особенных детей» в условиях центра социальной реабилитации


Проблема музыкального развития детей с ОВЗ очень значима на сегодняшний день. Несомненно, музыкальное развитие с научно-медицинской точки зрения, оказывает поистине уникальное воздействие на организм детей. Каждому ребенку необходим персональный индивидуальный подход в коррекционной работе.

Музыкальное воспитание в центре социальной реабилитации является составной частью воспитательного процесса и в комплексе с другими направлениями решает воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-компенсаторные задачи.

АРТ-ТЕРАПИЯ (терапия искусством) представляет собой современный коррекционный метод терапии, через художественные образы которого можно сделать жизнь ребёнка с особыми отклонениями лучше и счастливее.

Арт-терапия, в свою очередь, включает различные виды терапии, в том числе и музыкотерапию.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это такой вид арт-терапии, который использует музыку в качестве оздоровительного эффекта.

Ничто не сравнится с целительным влиянием музыки и, в частности, пения на организм ребёнка по своей силе воздействия. Об этом говорили такие учёные, как Пифагор, В. М. Бехтерев, А. Адлер и другие.

ВОКАЛОТЕРАПИЯ – один из важных и особенных видов музыкотерапии, который формирует не только эмоциональную сферу и образное мышление ребёнка, но и способствует развитию художественных и творческих способностей. Именно вокал оказывает самое сильное и благотворное влияние на организм ребёнка и кроме того при правильном психолого-педагогическом подходе помогает ему в социализации и интеграции в общество.

Все мы с рождения наделены разными возможностями. Порой ограничения накладывает сама природа. Но это не говорит о том, что у детей с ограниченными возможностями меньше шансов быть счастливыми. И поможет этому музыкотерапия.

Как и в других видах исполнительской деятельности, в пении воспитанник проявляет свое отношение к музыке. У ребят с ограниченными возможностями здоровья отмечаются различные нарушения физических и психических функций: мышления, речи, внимания, памяти, воображения и т.д. Наблюдаются также эмоциональные и поведенческие расстройства. У одних детей наблюдается неуверенность в себе, крайняя скованность, заторможенность (гиподинамия), а у других – напротив, сильная расторможенность, разбалансирование, нарушение координации движений. Такие дети возбудимы, эмоционально неустойчивы и плаксивы. Ребята, с физическими и психоэмоциональными недугами, нуждаются в индивидуальном подходе, тщательном наблюдении и анализе. Педагог в данном случае выполняет двоякую роль, он не только педагог, но и психолог. Обучение «особенных» детей можно выстроить методом выбора, педагог подбирает тот репертуар, который будет наиболее эффективен в процессе обучения.

Певческий голос уникален и не каждый музыкальный инструмент его сможет повторить, это возможно только струнным инструментам. Наша задача не только развить вокальные данные, но и обогатить духовную, эстетическую и нравственную сторону. Вокальное воспитание способствует развитию умственных способностей, и оказывает благоприятное влияние на физическое развитие детей. Правильная поза способствует равномерному и более глубокому дыханию, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу, все это является важным аспектом для детей с ОВЗ. Бесспорное воздействие пения на физическое развитие детей установили физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов.

На занятиях применяются различные формы вокальной работы с детьми, предлагаются эффективные пути достижения максимальных результатов, учитывая специфические и индивидуальные особенности ребят данной категории.

В работе с «особыми» детьми, имеющими нарушения психического и интеллектуального развития, существуют сложности в выполнении учебных задач. Многое зависит и от уровня музыкально-слухового развития, наличия необходимых вокальных навыков у таких детей и степени их нарушений. У каждого ребенка индивидуальный тембр голоса, чистота интонирования зачастую отсутствует, диапазон ограничен, чувство ритма развито слабо, речевые нарушения ограничивают педагога при выборе песенного репертуара. Но если грамотно организовать работу на занятии, регулярно и целенаправленно вести работу по овладению детьми певческими навыками, осознанному восприятию музыкального материала, то результат обязательно будет. Дети станут с радостью спешить на уроки и с удовольствием петь.

Используемый музыкальный материал разнообразен и отличается простотой, доступностью, незначительным объемом, повторным пропеванием мелодии, коррекционно-развивающей направленностью.

Всем этим требованиям соответствуют русские народные мелодии, песни. Например, «Дон-дон», «Ворон», «Ладушки». Слова текстов русских народных песен доступны для детского восприятия, напевы легки в исполнении. Важную роль в обучении и развития у ребят подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, ритмичности и координации движения рук применяются упражнения с детскими музыкальными инструментами. Они вызывают живой эмоциональный интерес у детей, развивают слуховое восприятие, расширяют их знания, дают возможность проявить творческие способности. Введение в звуковую палитру различные музыкальные, прежде всего ударные инструменты, является не только источником радости и наслаждения, но и способствует положительной динамики при нарушения двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Ударные детские инструменты разнообразны – это маракасы, трещетки, бубен, колокольчик, треугольник и др.

С первых занятий нужно учить детей умению слушать и слышать музыку. Занятия должны быть построены с учетом равномерного распределения психофизической нагрузки. Помочь ребятам сконцентрировать внимание, настроить, подготовить к восприятию музыки. Это могут быть загадки, музыкальные загадки, пальчиковая игра, логоритмические упражнения и т.д. Подготовить речевой аппарат к пению. В этой части занятия используются элементы артикуляционной и дыхательной гимнастики, скороговорки, логоритмические упражнения (Е.Железновой), короткие попевки и упражнения для развития голоса (Анисимовой), пальчиковые игры с музыкальным сопровождением (Е.иС.Железновых) и т.д. Песенное творчество помогает развивать музыкальное мышление при помощи импровизации, сочинения мелодий.

Дети с сохранным интеллектом быстро понимают важность распеваний и коротких попевок и привыкают к ним, а дети с плохо развитой речью обычно эмоционально реагируют на музыкальные произведения. Но все с интересом выполняют упражнения, поскольку происходит эмоциональное «втягивание» всех детей в общий процесс. Существенное значение играют также упражнения для мышц лица, а также правильного певческого дыхания. Для выработки чистоты интонации я используют следующие упражнения: ручные знаки (по Г. Струве), скользящие движения вверх и вниз, пение «по руке», показ звуковысотности рукой.

Применение фонопедических упражнения для голосового аппарата В.В. Емельянова просты и забавны. Такие упражнения для ребят – своего рода игры. Детям они очень нравятся. Они расслабляют мышцы певческого аппарата и развивают голосовые способности.

Простые попевки с применением хлопков «Эхо отзовись», «Сидит ворон на дубу», «Кукушка», «Филин» носят яркий, радостных характер и способствуют активному дыхательному процессу, а также развитию чувства ритма.

Особые дети имеют внутреннюю силу и веру в себя могут победить многие недуги. И неважно, что эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как их здоровые ровесники, но несмотря ни на что они двигаются, поют и играют. Они получают от этого радость и удовольствие и дарят радость окружающим. Они верят в себя, а мы в них!


Список литературы:

1. Джержинская И.Л. "Музыкальное воспитание младших школьников", Москва "Просвещение" 1985.

2.Кабалевский Д.«Как рассказывать детям о музыке?» Москва «Прос-е» 1989.

3.Метлов Н.А. Музыка – детям. – М.,1985.

4.Маллер А.Р. "Помощь детям с недостатками развития", Москва 2006.

5. Детский голос: Экспериментальные исследования /Под редакцией В.Н. Шацкой.-М., 1970.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее