«Зимний фестиваль знаний 2025»

Водоем-дом из воды

Разработка открытого урока по окружающему миру для 3 класса. К УМК Перспектива.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок окружающего мира в 3 классе



Тема. Водоем - дом из воды

Цель: познакомить с экологическими связями природного сообщества «водоем»; расширять кругозор; развивать речь, воображение.

Предметные результаты:

-характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразный, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

-определять роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме.

Метапредметные результаты:

-извлекать информацию из источников, находить в атласе-определителе информацию о

животных и растениях родного края;

- обнаруживать взаимосвязь в водном сообществе;

- составлять цепи питания, характерные для сообщества водоёма;

- моделировать их освоенным способом;

-рисовать схему круговорота веществ в водном сообществе;

- заполнять таблицу «Сравнение двух видов жуков» в рабочей тетради;

- использовать книги «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» для поисков необходимой

информации (по заданиям тетради);

Личностные результаты:

- осознавать роль каждого живого существа водоёма в круговороте веществ;

- понимать необходимость бережного отношения к экосистеме водоёма.

Основные термины: единство живой и неживой природы, природное сообщество, двустворчатые моллюски (беззубка), круговорот веществ.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация; икт.

Подготовка к уроку: несколько учащихся заранее готовят сообщения.

Ход урока

I Организационный момент

Девиз урока СЛАЙД

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

II Актуализация знаний

-А перед открытием мы должны… (дети договаривают: повторить то, что знаем) СЛАЙД

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Взаимопроверка.) - все

Задание 2 (2) (с. 71)

  • Почитайте названия насекомых в первой строке. {Желтушка луговая, жук-могильщик, бронзовка золотистая.)

  • Прочитайте названия насекомых во второй строке. {Бронзовка золотистая, пестрянка, навозник обыкновенный.)

  • На какие группы разделили насекомых? {Бабочки и жуки; растительноядные и падальщики.)


  1. Проверка домашнего задания

(Ответы на вопросы в рубрике «Проверим себя».Фронтальная работа.)

-Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?

- Какие живые организмы составляют луговое сообщество?

-***(если нужно занять) Составьте цепь питания, свойственную луговому сообществу.


  1. (Индивидуальные задания на карточке. Самопроверка по образцу) 2 чел

Карточка

Вставьте пропущенные слова.

Луг — это экосистема с преобладанием ... {травянистых) растений. Среди них основные - это ... {злаки).

На лугу много цветов:................

Над лугом летает очень много ... {насекомых). Одни из них питаются нектаром и пыльцой. Это — ... {пчелы).

Другие питаются только травой. Это ... {кузнечики).Насекомыми питаются... {птицы).

  1. Кроссворд – 4 человека

- На какие группы можно разделить отгадки? (Растения и животные.)

Проверка кроссворда

Прочитайте слово снизу вверх и вы узнаете кто нам поможет провести урок. Водяной СЛАЙД



III Самоопределение к деятельности

-Водяной задумался. Он не может найти ответы на вопросы, которые его волнуют. Поможем?

ГЛОБУС

- Нашу планету называют голубой. Почему? (Многорек, озер, морей и океанов.)

- Как одним словом назвать реки, моря, озера, океаны? (Водоемы.)

- В некоторых водоемах вода соленая. Назовите водоемы с соленой водой. (Моря, океаны.)

- В других — пресная. Назовите водоемы с пресной водой. (Реки, пруды, озера, болото.)

- какие пресные водоёмы вы знаете в Курской области? СЛАЙД

Сегодня на уроке мы отправимся в гости к Водяному. В его дом пресный, мы поговорим о жизни реки, озера, прудаСЛАЙД.

ТЕМА»Водоём- дом из воды» -СЛАЙД

-На какие вопросы для себя мы должны ответить к концу урока?

(НА ДОСКЕ НАПЕЧАТАНЫ)

Почему водоём называют природным сообществом?

Что характерно для пресного водоёма?

Можем мы сделать это сразу? Почему? ( не знаем кто живёт и что растёт в пресных водоёмах)

- Как будем действовать? ( найдём нужную информацию о жизни и способе питания животных и растений водоёма, установим связи животных и растений)



IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику С. 110

-Прочитайте. Почему единство живой и неживой природы в водоеме более заметно?

С. 111

-Прочитайте 1-й абзац текста.

Какова роль растений в водоеме?СЛАЙД



- Какие растения водоема вы знаете?(2чел и КТО доклады о кубышке, рогозе

2. Сообщения учащихся

(Дети рассказывают о растении, иллюстрация на слайдах8-9.)

Кубышка. Выглянет солнце, прогреется немного вода, и на дне озера появляются растения, похожие на кочанный салат, что растет на грядках. День ото дня их все больше и больше, и вот уже около моста целая подводная рощица из светло-зеленых листьев-стеблей. Это тянутся к свету на своих длинных черешках листья желтой кувшинки, которую называют кубышкой. Пока листья собраны в трубочку, не развернулись совсем, не сразу угадаешь будущую кубышку. Но вот первый лист достиг поверхности, раскрылся и улегся на воду блестящим зеленым блюдцем. А вот появился первый цветок. Он пока тоже свернут, собран в плотный бутон-бочечку - и, так же как его листья, тянется к свету. Но вот цветок у кубышки оказался на поверхности и раскрылся, засветился желтым солнечным светом. Зацвела кубышка - началось лето. Желтая кувшинка будет цвести до конца лета. Отцветет один цветок, оставит после себя зеленый кувшинчик — бочечку с семенами, а рядом уже весело светится другой. К осени листья кубышки, отжив свое, погибнут, а пузатый кувшинчик с семенами отправится путешествовать по осенним водам. Где-то по дороге он лопнет, разобьется сам по себе и оставит после себя семена, которые опустятся на дно, прорастут, чтобы на этом месте стали цвести желтые кувшинки.


Рогоз. Все встречали растение с большими темно-коричневыми, почти черными головками по берегу озера. Его головки очень приметные, и не заметить их просто нельзя.

И по-настоящему оно называется не камышом, а рогозом. Многим это неизвестно, хотя название этого растения очень старое. Из стеблей этого растения делали ткань. Грубую ткань и теперь называют рогожей

Сначала из воды появился один узкий листок, за ним второй, третий Прошло время, и наконец рогоз украсился темно-коричневой головкой Головка рогоза плотно сложена из сырых волосков. Под волосками зреют семена. К осени, когда семена созреют, волоски подсыхают и сама головка рогоза становится легкой и уже не такой прочной. Заденешь ее чем-нибудь, и на этом месте уже появится комочек светлого пуха. Этот комочек подхватит ветер и распушит до конца. Вот так на волосках-па-рашютиках и разлетаются в разные стороны семена рогоза.

Затем семена вместе с пушинками-парашютиками опускаются на воду и принимаются путешествовать по воде, гонимые ветром. Пушинки-волоски долго не намокают, не дают тонуть семенам. Так они плывут несколько дней.

Потом семена опускаются на дно. Зимуют здесь, а рано по весне начинают прорастать.

Когда не было других материалов, из легкого пуха рогоза изготавливали спасательные жилеты, которые помогали человеку держаться на воде.


СЛАЙДЫ 10-12 с текстом (ряска, элодея, кувшинка)

- Найдите растения водоема в учебнике С. 112 , назовите те, которые не назвали.(стрелолист, тростник, роголистник.)

- Мы сейчас познакомились с первым звеном цепи питания. (КАРТОЧКА на ДОСКЕ)

ПЕРВОЕ ЗВЕНО



  1. Работа по учебнику С. 112

- А какое будет второе звено цепи питания. (животные КАРТОЧКА на ДОСКЕ)

ВТОРОЕ ЗВЕНО

  • Посмотрите на животных этого природного сообщества. Какие группы можете выделить? (Насекомые, птицы, рыбы, звери, моллюски, земноводные.)

Это второе звено цепи питания? Как нам их разделить?

Самые маленькие из них - планктон. Планктоном питается большая группа потребителей. Это, прежде всего, дафнии и циклопы. Они фильтруют воду, пропуская через себя, а ими кормятся многие рыбы.

  1. Сообщения учителя и учащихся СЛАЙДЫ 13-16

1)Учитель.Дафния — маленький рачок. Он очень необычен и интересен. Кожица дафнии прозрачная, и через лупу можно разглядеть, как бьется ее малюсенькое сердечко, как работает крохотный желудочек.Дафния «прыгает» при помощи своих ветвистых усиков, поднимающихся над головой. Взмахнет ими и «прыгнет». А потом медленно опустится. Конечно, дафния прыгает не по-настоящему: просто она опирается широкими усиками на воду и поднимается вверх. И так все время без остановки, пока не попадет в рот какой-нибудь рыбе.

В одном водоеме с дафнией обязательно встретишь и другого длинноусого попрыгунчика — циклопа, который обычно вертится у дна. Он как и дафния, мал ростом, но заметно проворнее ее и передвигается не плавными прыжками, а быстрыми скачками. Если дафния движется только при помощи усиков, то циклоп отталкивается одновременно и усиками, и плоскими ножками. А циклопом его назвали потому, что он тоже одноглазый, как и легендарные циклопы — великаны, о которых рассказывается в мифах Древней Греции.


2)Отгадай по описанию (читают 2 человека)

Жук-плавунец.СЛАЙД 14

Этот хищный жук напоминает сразу и подводную лодку, и самолет. Его узнаешь по крупному коричнево-черному телу с жёлтой каймой. Тело жука удивительно гладкое, без всяких лишних выступов.

Время от времени жук всплывает наверх, высовывает из воды кончик брюшка, где у него находятся дыхальца, и набирает запас воздуха.

Потом, сильно взмахнув длинными задними ногами, уплывет вглубь. Но вот по стеблю водяного растения жук вылез целиком из воды и принялся тяжело, с присвистом дышать. Дышал он долго, потом раскрыл твердые надкрылья, расправил скрывающиеся под ними крылья . Еще миг — и жук полетел... Почему же он так долго готовился к полету? Весь секрет в том, что вышедший из воды … слишком тяжел для полета. Чтобы облегчить свой вес, он избавляется от излишней пищи и накачивает воздух в особые мешочки. Потому-то он так тяжело и дышал.

… большую часть жизни проводит в воде, но он и отлично летает: может улететь очень далеко от родного озера. Завидев новый водоем, жук бросается в него, но, бултыхнувшись в воду, тут же выскакивает пробкой на поверхность. Теперь он слишком легок для погружения. Чтобы уйти под воду, жук начинает ее глотать. Делает он это до тех пор, пока не погрузится и снова не превратится в «подводную лодку».

Водомерка,

Широко расставив ноги, … может передвигаться по воде, опираясь на ее поверхностную пленку. Он скользит по поверхности водоема, как конькобежец, бороздя его гладь в разных направлениях. Эти палочковидные насекомые очень проворны. Завидев упавшую в воду мушку, водомерки стремглав бросаются к ней, схватывают передними лапками и вонзают в нее хоботок. После высасывания сока от мухи остается пустая оболочка. Также … поступают с личинками комаров, поднимающимися к поверхности воды.

Стрекоза СЛАЙД 16

  • Давайте найдём им всех мелких потребителей экосистемы озера. (Дафнии, циклопы, плавунец, водомерка, стрекоза и ее личинка.

  • В какое звено поместим?

VФизкультминутка для глаз (РЫБКИ) СЛАЙД 17


VI. Продолжение работы по теме урока

  1. Работа по теме

ИГРА «Рыболов» СЛАЙД 18

  • Кто из вас ходил на рыбалку? Какая рыба водится в пресных водоемах? (Ответы детей.)

Мы отправляемся с вами на рыбалку на озеро. Перед вами водоем, в котором плавают рыбы.

(На полу выкладывают рыбок из бумаги с металлической пластиной.У детей удочка, на конце которой магнит.)

Вы при помощи удочки ловите рыбу, читаете про нее и угадываете ее название. Угадали — рыба ваша. Посмотрим, кто у нас лучший рыболов.СЛАЙД-помощник 19

1. Эту рыбу легко отличить от других рыб. Она горбата, и поперек всего тела у нее идут темные полосы. Хвост и брюшные плавники ярко- красные, грудные плавники желтые.

От других рыб она отличается не только внешностью, но и своими повадками. Она очень сильна и, несмотря на кажущуюся неуклюжесть, проворна. По быстроте плавания с ней едва ли кто из рыб может сравниться. Она преследует добычу до тех пор, пока та не выбьется из сил. Едва проглотив одну рыбешку, она гонится за другой. Часто из-за своего обжорства она давится и погибает. Окунь.


  1. Притаилась хищница в камышах. Длинная, с вытянутой мордой она напоминает хорошо заостренный кол. Не шевелится она, зорко всматривается вдаль своими зелеными глазами. Мимо проплывают юркие рыбешки. Но рыбу они не интересуют: несмотря на свою силу и быстроту она не любит гоняться за рыбами, тем более проворными. И потому чаще всего подстерегает добычу в засаде.

Но вот она заметила добычу покрупнее и стрелой кинулась на нее. Еще секунда — и та забилась в ее зубастой пасти.

Это хищная рыба и поэтому считается чуть ли не самой вредной рыбой наших водоемов. Но только немногие знают, что эта хищница временами бывает даже полезной. Поедая больных рыб, она приносит пользу. (Щука.)


  1. Хвостом виляет , зубастая, а не дает. Щука.


  1. Эта рыба предпочитает озера, пруды с илистым дном. В отличие от щуки и окуня она мирная рыба, нетребовательна к качеству воды и неприхотлива в еде. Она питается водорослями, червями, моллюсками. Заспорили однажды два рыболова о цвете этой рыбы. Один говорит: «Золотистого», а другой: «Черного». Оказались оба правы. Только один ловил рыбу в озере — золотистую, а другой - в торфяном карьере, и ему попадалась только темная, чумазая.

Дело в том, что окраской своего тела беззащитная рыба приспосабливается к местности. Такая защитная окраска помогает ей спастись от врагов. (Карась.)


  1. Эту рыбу знают все. Для наших вод она так привычна, что многие удивятся, узнав, что имя у этой рыбы греческое. В переводе на русский язык оно означает плод, приплод.

И в самом деле, эта рыба необыкновенно плодовита. Даже небольшие самки мечут по нескольку сотен тысяч икринок.

Иногда ее называют по-киргизски сазаном. Но есть у нее и прозвище «водяная свинья»: за привычку рыться в иле — самой гуще донного мусора. Так же как свинья, эта рыба прожорлива и малоподвижна. Поэтому она быстро толстеет. За эту способность рыбу ценят и разводят в специальных питомниках, где подкармливают, как обычных домашних животных, чтобы быстрее росла. (Карп.)


  1. Эта шустрая подвижная рыба — родная сестра красноперки. Их нередко даже путают. Они одинаковой длины и схожи по очертанию, только она тоньше красноперки. Она не может сравниться по красоте со своей нарядной сестрой, она не золотистобокая, а с серебристыми боками. Но зато — не в пример вялой и ленивой красноперке — она быстрая и проворная. (Плотва.)


  1. Пескарь – обитатель самых разнообразных водоемов – больших и малых рек, прудов и озер с проточной водой, он явно предпочитает чистую, но не сильно холодную воду. Впрочем, попав в непроточную чистую воду, он приживается и там, хотя бывает гораздо мельче. Любит пескарь галечниковый и песчаный грунт. Про него говорят: премудрый как…


  1. На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. Сом.


  1. Любим жить в прозрачных водах, каждый день в урочный час

Возле берега охотно, рыбоводы кормят нас. Карп.



  • Давайте еще раз посмотрим, какую рыбу мы поймали. (Окунь, щука, карась, карп, плотва.)

  • Какие из них не являются хищниками?

  • Ребята, мы сейчас познакомились с рыбами, которые обитают в водоёмах Курской области



  1. Работа по учебнику с. 112-113

  1. Крупные животные водоёмов

  • Кроме рыб, в водоеме много животных, которые кормятся рыбой и другими обитателями водоема. Найдите их в учебнике. Назовите их. (Водоплавающие птицы, цапли, бобры, выдры.)

Птицы и звери СЛАЙДЫ 20-21

  • В какое звено поместим?



  1. Санитары водоёмов

  • Животные, растения умирают, падают на дно водоема. Представьте, что бы случилось, не будь животных-санитаров? (Предположения детей.)

СЛАЙД 21-22

_ Кто из жителей водоемов питается остатками животных и растений? Найдите их на рисунке. (Рак, двустворчатый моллюск, прудовик, бактерии.)

  • Есть и другие животные-санитары.

  1. Сообщения учащихся

(Показ иллюстраций.)

Дети рассказывают (водяной ослик, двустворчатый моллюск –беззубка)

Водяной ослик.Этот длинноусый обитатель дна озера ничего общего не имеет с настоящим ослом. Водяной ослик очень похож на жучка, но это небольшой рачок. А осликом его прозвали за медлительность движений. День-Деньской ползает он в подводных зарослях или ходит по дну в поисках гниющих веществ, не спеша перебирая своими длинными ножками.

Из-за своей тихоходности водяной ослик часто страдает. Обижают его все кому не лень. При опасности ослик даже не пытается скрыться' Он просто оставляет на съедение врагу свою ножку-, благо у него их много — целых двенадцать штук. Если обидчик схватит за вторую ножку ослик отдаст и ее — лишь бы поскорее отделаться от врага. Потеря ослику нестрашна: на месте оторванной ноги вскоре вырастает новая.

Беззубка— большая ракушка. Она неподвижно лежит на дне, скрывшись более чем наполовину в иле. При этом створки ее раковины приоткрыты. Так беззубка питается и дышит. Процеживая через свои жабры воду, ракушка извлекает из нее всякие питательные частички, чем способствует очищению воды от мусора. Дышит она, как рыбы, кислородом, растворенным в воде.

Стоит только ракушке почувствовать опасность, как она с силой захлопывает свои створки. Такая осторожность не напрасна. У беззубки много врагов, желающих полакомиться ее вкусным сочным мясом.

Передвигается беззубка очень забавно. Сначала из открывшихся створок высовывается какой-то ярко-оранжевый вырост вроде языка и упирается в грунт. Затем медленно-медленно к «языку» подтягивается вся ракушка. Подтянувшись, ракушка замирает, вырост убирается. Потом опять высовывается и вновь упирается в дно, но чуть подальше от прежнего места. И снова к «языку»-выросту с трудом подтягивается вся ракушка. Так «шагает» беззубка, оставляя за собой борозду в илистом дне.


- Какова роль всех животных водоёма? СЛАЙД 23



  1. Работа по учебнику

Взаимосвязь живых организмов водоёма.

С. 114(Чтение и обсуждение рассказа.)



VII. Рефлексия

ИГРА (плакат за доской)

- Рассмотрите цепь питания на доске

- Какие еще схемы цепей питания можете составить?

- Составьте схемы цепей питания. Возьмите из конвертов названия животных и растений.

Водяной ослик, щука, окунь, гниющие растения.

(Гниющие растения —» водяной осликокунь —» щука.)

Водомерка, окунь, муха, карась. (Муха водомерка —» карась -окунь.)

Дафнии, плотва, выдра

Водоросли, улитка, лягушка, цапля

(Дети берут на партах конверты с названиями растений и животных, составляют у доски цепи питания.) на ПЛАКАТЕ

VIII. Подведение итогов урока

-Узнали ли вы для себя что-нибудь новое?

-Ответили ли мы на вопросы, поставленные вначале урока?СЛАЙДЫ 24-25

-Водяной благодарит вас за то, что вы интересуетесь водным сообществом.СЛАЙД 26

-Я хочу задать вам ещё один вопрос: какое значение имеют присные водоёмы для людей?

СЛАЙД 26

- На этом мы заканчиваем работу.

  • Оцените свою работу.

  • Мне очень понравилась ваша работа, поэтому я хочу вам подарить минутку красоты.

ЗАРИСОВКА

- Для чего я вам её показала? (красиво, красоту нужно сохранять)

  • Что может сделать человек, чтобы связи в природном сообществе не рушились мы узнаем на следующем уроке. (если есть время, то отвечают)

*** дополнительно ТЕСТ

IX. Домашнее задание СЛАЙД 28

  1. Прочитать текст на с. 110—115 учебника. Ответить на вопросы на с. 115 в рубрике «Проверим себя».

  2. Выполнить задания 4,8,9 по выбору, всем 5,7 – наш край (с. 74—77), 2 (с. 81) в рабочей тетради.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее