Технологическая карта урока
Тема урока Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825 гг.
Класс: 8
Учитель: Абрамова Любовь Юрьевна
Общеобразовательное учреждение: МБОУ СОШ № 51
Цели для ученика 1.Определить характер внутренней политики Александра I в 1815-1825 гг. 2. Выявить причины сдерживания реформ во второй период правления Александра I. 3. Выявить общее и различное в видении развития государства посредством сравнения документов Сперанского и Новосильцева. | Цели для учителя Образовательные Объяснить сущность предложений Сперанского по усовершенствованию государственного порядка; охарактеризовать преобразования, осуществленные по его проектам, определить причины отставки. Развивающие Развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем, обогащать и усложнять исторический словарный запас учащихся, развивать умение оценивать других людей и их деятельность, учить учащихся формировать свои высказывания, развивать навыки выделять главное и систематизировать материал через метод кластера; развивать умения делать выводы, умозаключения, давать оценку событиям и фактам (на примере предложений Сперанского). Воспитательные . Воспитывать чувство гордости и любви к историческому прошлому России, способствовать проявлению сотрудничества, активности каждого ученика, вызвать интерес учащихся к историческому прошлому
|
Тип урока комбинированный
| Формы работы фронтальная, индивидуальная, парная
|
Опорные понятия, термины идеолог, инстанция, консерватизм, реформа
| Новые понятия Государственный совет – 1810; Комитет министров; План государственного преобразования России М. М. Сперанского; 1803–1811– преобразование органов центрального управления.
|
Формы контроля
| Домашнее задание §§ 3, 6, Задание: Сравните проекты государственного устройства М.М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов» и проект Н.Н. Новосильцева «Уставная грамота Российской империи». Ответ запишите в таблице: Общее: ___________________ __________________ ____________________ Различие: ___________ _____________ ___________ ______________ ____________ _____________
|
Оборудование урока: 1) Данилов А.А. История России, XIX век.: учебник для 8кл.общеобразоват. учреждений /А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М. Просвещение. 2) портреты М. М.Сперанского, компьютер, презентации, раздаточные материалы: документы. 3) презентация «Реформы Сперанского»
| Используемая технология: ТРКМ |
Технологическая карта урока истории
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) | |||||||||||||||
Организационный
| Проверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих. Создание положительной атмосферы. Сообщение темы урока. Определение плана изучения материала.
| Самопроверка готовности к уроку. Запись темы в тетрадь. Составление плана изучения темы.
| Проблемный диалог | Регулятивные: Самоконтроль готовности. Составление плана и последовательности действий. | Положительный эмоциональный настрой на урок. План изучения темы.
| |||||||||||||||
Фаза вызова | Задания для формулирования проблемы Историки делят царствование Александра 1 на два периода: Начальный – когда Александр 1 стремился проводить либеральные преобразования; Последующий – когда внешняя и внутренняя политика стала консервативной. При этом некоторые историки считают 1814 г. рубежом, разделяющим царствование Александра 1 на два периода. Проблемный вопрос Почему Александр 1 так резко изменил курс внутренней и внешней политики с либеральной на консервативную? (На конкретных фактах подтвердите или опровергните суждения историков о том, что начиная именно с 1814 г. Александр 1 стал проводить консервативную политику.) Работа с учебником § 6, стр.35-36 (Перемены во внутренней политике) Задание Используя прием «Инсерт» поработайте с пунктом параграфа («» – уже знал, «+» – новое, «–» – думал иначе, «?» – есть вопросы) Ответьте на вопрос: «Какие противоречия во взглядах и ожиданиях различных слоев общества, которые повлияли на стремление Александра коренным образом изменить государство можно выделить? |
Слушают
Формулируют проблемный вопрос
Используя прием «Инсерт» работают с пунктом параграфа
Отвечают на вопрос
| Методы: Словесный, проблемный Формы: фронтальная, парная Проблемный диалог
| Регулятивные: Умение планировать деятельность на различных этапах работы, использовать отведенное время для решения поставленной задачи Целеполагание –постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели Коммуникативные: доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство | Сформулирована проблема урока. Определение границы знания и незнания. | |||||||||||||||
Фаза осмысления
| «Польский эксперимент» Рассказ учителя Первой задачей, которую попытался решить Александр после окончания войны, было дарование конституции Польше. Это произошло в 1815 г. Работа с картой Вопрос - Каким образом Королевство Польское оказалось в составе Российской империи? (по результатам Венского конгресса). Работа с документом: «Из речи Александра I в польском сейме» «Образование, существовавшее в вашем краю, дозволяло мне ввести немедленно то, которое я вам даровал, руководствуясь правилами законно-свободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих помышлений (…….) Вы мне подарили средство явить моему отечеству, то, что я уже с давних лет ему приуготавливал и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости. (…..) Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры». Вопросы: Почему же Польше, ведь в России не мало было желающих жить по-новому? Каковы были дальнейшие намерения Александр I относительно конституционного устройства? Приём «SWOT – анализ»
Реформаторский проект Н.Н.Новосильцева Рассказ учителя Менее чем через год на стол императора лег проект конституции Новосильцева, который назывался «Уставная грамота Российской империи (1820 г.). Вопросы: Используя материал § 6 (пункт «Реформаторский проект Н..Новосильцева») ответьте на вопрос: Какие изменения предполагались по проекту конституции Новосильцева? Результат: не принята ни конституция, ни предложенные манифесты. Отказ от проведения реформ. Работа с учебником § 6 (пункт «Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг.») Задания Выделите причины отказа от реформ. Выполните следующие задания и сделайте все возможные выводы о внутренней политике Александра 1. | Записывают в тетрадь дату и событие 1 чел. показывает на карте и отвечает на вопрос о вхождении Королевства Польского в состав Российской империи Остальные: Работают с документом Отвечают на вопросы по тексту документа Выполняют задание по параграфу 4 чел. у доски, остальные в тетрадях Определяют изменения, предполагавшиеся в соответствии с проектом конституции Н.Новосильцева Работают по пункту параграфа Выполняют задания | Методы: Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный Формы: фронтальная, индивидуальная Приемы: Проблемный диалог, SWOT-анализ | Познавательные: действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование) анализ – выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части перевод текста на знаково-символический язык, с помощью вещественных или графических средств, приводящий к построению модели использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Личностные: умение оценивать других людей и их деятельность с точки зрения целесообразности исходя из требований и веяний изучаемой эпохи | Выполнение пунктов плана, разработанного в начале урока Выполнение заданий, направленных на решение проблемного вопроса | |||||||||||||||
Фаза рефлексии | Приём «Сюжетные таблицы».
| Заполняют таблицу | Приём «Сюжетные таблицы». | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи Коммуникативные: доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство | Закрепление изученного материала, путем обобщения и вычленения информации |