«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825 гг.

Цели для учителя

Образовательные Объяснить сущность предложений Сперанского по усовершенствованию государственного порядка; охарактеризовать преобразования, осуществленные по его проектам, определить причины отставки.

Развивающие Развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем, обогащать и усложнять исторический словарный запас учащихся, развивать умение оценивать других людей и их деятельность, учить учащихся формировать свои высказывания, развивать навыки выделять главное и систематизировать материал через метод кластера; развивать умения делать выводы, умозаключения, давать оценку событиям и фактам (на примере предложений Сперанского).

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Тема урока Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825 гг.

Класс: 8

Учитель: Абрамова Любовь Юрьевна

Общеобразовательное учреждение: МБОУ СОШ № 51


Цели для ученика


1.Определить характер внутренней политики Александра I в 1815-1825 гг.

2. Выявить причины сдерживания реформ во второй период правления Александра I.

3. Выявить общее и различное в видении развития государства посредством сравнения документов Сперанского и Новосильцева.

Цели для учителя


Образовательные Объяснить сущность предложений Сперанского по усовершенствованию государственного порядка; охарактеризовать преобразования, осуществленные по его проектам, определить причины отставки.


Развивающие Развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем, обогащать и усложнять исторический словарный запас учащихся, развивать умение оценивать других людей и их деятельность, учить учащихся формировать свои высказывания, развивать навыки выделять главное и систематизировать материал через метод кластера; развивать умения делать выводы, умозаключения, давать оценку событиям и фактам (на примере предложений Сперанского).



Воспитательные . Воспитывать чувство гордости и любви к историческому прошлому России, способствовать проявлению сотрудничества, активности каждого ученика, вызвать интерес учащихся  к историческому прошлому




Тип урока

комбинированный



Формы работы фронтальная, индивидуальная, парная


Опорные понятия, термины

идеолог, инстанция, консерватизм, реформа



Новые понятия

Государственный совет – 1810; Комитет министров; План государственного преобразования России М. М. Сперанского; 1803–1811– преобразование органов центрального управления.


Формы контроля





Домашнее задание

§§ 3, 6, Задание: Сравните проекты государственного устройства М.М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов» и проект Н.Н. Новосильцева «Уставная грамота Российской империи». Ответ запишите в таблице:

Общее:

___________________

__________________

____________________

Различие:

___________                    _____________

___________                    ______________

____________                    _____________


Оборудование урока: 1) Данилов А.А. История России, XIX век.: учебник для 8кл.общеобразоват. учреждений /А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М. Просвещение.

2) портреты М. М.Сперанского, компьютер, презентации, раздаточные материалы: документы.

3) презентация «Реформы Сперанского»


Используемая технология: ТРКМ


Технологическая карта урока истории

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный



Проверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих. Создание положительной атмосферы. Сообщение темы урока.

Определение плана изучения материала.


Самопроверка готовности к уроку.

Запись темы в тетрадь.

Составление плана изучения темы.


Проблемный диалог

Регулятивные: Самоконтроль готовности.

Составление плана и последовательности действий.

Положительный эмоциональный настрой на урок.


План изучения темы.


Фаза вызова

Задания для формулирования проблемы

Историки делят царствование Александра 1 на два периода:

  1. Начальный – когда Александр 1 стремился проводить либеральные преобразования;

  2. Последующий – когда внешняя и внутренняя политика стала консервативной.

При этом некоторые историки считают 1814 г. рубежом, разделяющим царствование Александра 1 на два периода.

Проблемный вопрос

Почему Александр 1 так резко изменил курс внутренней и внешней политики с либеральной на консервативную? (На конкретных фактах подтвердите или опровергните суждения историков о том, что начиная именно с 1814 г. Александр 1 стал проводить консервативную политику.)


Работа с учебником § 6, стр.35-36 (Перемены во внутренней политике)

Задание

  1. Используя прием «Инсерт» поработайте с пунктом параграфа («» – уже знал, «+» – новое, «» – думал иначе, «?» – есть вопросы)

  2. Ответьте на вопрос: «Какие противоречия во взглядах и ожиданиях различных слоев общества, которые повлияли на стремление Александра коренным образом изменить государство можно выделить?


Слушают










Формулируют проблемный вопрос









Используя прием «Инсерт» работают с пунктом параграфа




Отвечают на вопрос


Методы:

Словесный, проблемный

Формы: фронтальная, парная

Проблемный диалог


Регулятивные:

Умение планировать деятельность на различных этапах работы, использовать отведенное время для решения поставленной задачи

Целеполагание –постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

Коммуникативные:

доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Сформулирована проблема урока.

Определение границы знания и незнания.

Фаза осмысления







«Польский эксперимент»

Рассказ учителя

Первой задачей, которую попытался решить Александр после окончания войны, было дарование конституции Польше. Это произошло в 1815 г.

Работа с картой

Вопрос

- Каким образом Королевство Польское оказалось в составе Российской империи? (по результатам Венского конгресса).

Работа с документом: «Из речи Александра I в польском сейме»

«Образование, существовавшее в вашем краю, дозволяло мне ввести немедленно то, которое я вам даровал, руководствуясь правилами законно-свободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих помышлений (…….) 

Вы мне подарили средство явить моему отечеству, то, что я уже с давних лет ему приуготавливал и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости. (…..) Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры».

Вопросы:

  1. Почему же Польше, ведь в России не мало было желающих жить по-новому?

  2. Каковы были дальнейшие намерения Александр I относительно конституционного устройства?

Приём «SWOT – анализ»


Сильные стороны


Польская конституция


Слабые стороны





Возможности




Угрозы


Реформаторский проект Н.Н.Новосильцева

Рассказ учителя

Менее чем через год на стол императора лег проект конституции Новосильцева, который назывался «Уставная грамота Российской империи (1820 г.).

Вопросы:

Используя материал § 6 (пункт «Реформаторский проект Н..Новосильцева») ответьте на вопрос: Какие изменения предполагались по проекту конституции Новосильцева?

Результат: не принята ни конституция, ни предложенные манифесты.

Отказ от проведения реформ.

Работа с учебником § 6 (пункт «Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг.»)

Задания

  1. Выделите причины отказа от реформ.

  2. Выполните следующие задания и сделайте все возможные выводы о внутренней политике Александра 1.



Записывают в тетрадь дату и событие




1 чел. показывает на карте и отвечает на вопрос о вхождении Королевства Польского в состав Российской империи

Остальные:



Работают с документом


Отвечают на вопросы по тексту документа









Выполняют задание по параграфу



4 чел. у доски, остальные в тетрадях















Определяют изменения, предполагавшиеся в соответствии с проектом конституции Н.Новосильцева








Работают по пункту параграфа

Выполняют задания


Методы:

Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный

Формы: фронтальная, индивидуальная

Приемы:

Проблемный диалог, SWOT-анализ























































Познавательные:

действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

анализ выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части


перевод текста на знаково-символический язык, с помощью вещественных или графических средств, приводящий к построению модели


использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, 

Коммуникативные:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме


готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Личностные:

умение оценивать других людей и их деятельность с точки зрения целесообразности исходя из требований и веяний изучаемой эпохи

Выполнение пунктов плана, разработанного в начале урока

Выполнение заданий, направленных на решение проблемного вопроса

Фаза рефлексии

Приём «Сюжетные таблицы».

КТО?

ЧТО?

КОГДА?

ГДЕ?

ПОЧЕМУ?












Заполняют таблицу

Приём «Сюжетные таблицы».


Познавательные: рефлексия способов и условий действия,

сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию

обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

Коммуникативные:

доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Закрепление изученного материала, путем обобщения и вычленения информации


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее