Власенко Людмила Валерьевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Федоровская СОШ №5»
Карта урока. Учитель: Власенко Людмила Валерьевна
УРОК № 2. | Внутренняя политика Александра I 1801 – 1811 гг. | |||||||
Цели урока:
| Образовательная: создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I; выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране с неудачами этих начинаний. Развивающая: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа. Воспитательная: создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.
| |||||||
На доске | под портретом Александра I – эпиграфы урока: “В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская”. Шведский дипломат Лагербильке “Он человек! Им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей”А.С. Пушкин
| |||||||
Тип урока
| изучение нового материала, с элементами лабораторной работы в группах | |||||||
Методы обучения | репродуктивные, частично поисковый, проблемный, ситуационный. | |||||||
Формы работы | рассказ учителя, организация проблемной ситуации, групповая работа с источниками и документами, выступления представителей групп, ученические сообщения о личностях. | |||||||
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
| |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. | |||||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная |
| |||||
1. Организационный этап. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин.) | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. | выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране с неудачами этих начинаний. | СООБЩЕНИЕ учащегося о личности Александра
Высказывания об Александре I (Приложение 1)
| Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания |
|
| ||
3. Актуализация знаний.
| Поиск решения учебной задачи. | ЗАДАНИЕ ДЛЯ всех: Попытайтесь предположить, как личностные качества нового императора повлияют на жизнь в России, способен ли Александр к управлению империей, вывод докажите.
| Отделяют главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.
|
|
|
| ||
4. Обобщение и систематизация знаний. (10 мин)
| Фиксация в модели существенных отношений изучаемого | Задачи царствования. Среди выделенных целей царствования Александра обязательно прозвучат и такие, как: - ликвидация последствий правления Павла I; - отмена крепостного права; - введение конституции; - усовершенствование государственного аппарата, создание парламента; - развитие образования в стране. | Итог работы – общеклассный кластер на доске. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию Презентуют свой кластер. Участвуют в обсуждении содержания материала
|
|
| ||
5. Применение знаний и умений в новой ситуации (15 мин.) | Отработки способа. | Внутренняя политика Александра до Отечественной войны. (Приложение 2) | Выступление участников групповой работы по вопросам. Остальные должны задавать вопросы.
|
| Класс делится на 5 групп. Каждая группа работает в соответствии с заданной темой. Группы использует в своем поиске текст документа, отобранные книги, справочники и энциклопедии. Отстаивают свою точку зрения. |
| ||
Физ.минутка | Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.
| |||||||
6. Контроль усвоения (3 мин.) | Коррекция отработки способа. | А теперь для закрепления знаний выполним небольшое задание. | Составление опорного конспекта Реформы Александра I начала царствования (Приложение 3)
|
|
|
| ||
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 мин) | Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу | Предлагаю вам ответить на вопрос: "Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке?" Предлагаю вам подвести итоги нашего занятия: выставить оценки самому себе в оценочный лист и сдать его мне для того чтобы я переставила их в журнал. | Пригодятся. Мы не будем столь категоричны в оценке проводимых реформ в нашу современность. Это учит нас, что любое событие или явление следует рассматривать с разных сторон и пытаться оценить объективно. | Мы поняли, что у каждого из нас также есть право на свою оценку исторических деятелей, тех или иных событий при условии, что мы, как и наши ученые, сможем ее доказать. |
|
| ||
Домашнее задание (2 мин) |
| Дает комментарий к домашнему заданию. (Приложение №4) | Записывают домашнее задание в тетрадь. |
|
|
|
Приложение 1
Все ученики предъявляют свои варианты высказываний современников об Александре I
Высказывания об Александре I
«Он все делает наполовину». (М.М. Сперанский)
«Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца». (А.И. Герцен)
«Республиканец на словах и самодержец на деле». (А.И. Тургенев)
«Умел покорять себе умы и проникать в души других, утаивая собственные ощущения и помыслы». (М.А. Корф)
«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». (Шведский дипломат Лагербильке)
«Из некоторых его поступков виден был дух неограниченного самовластия, мщения, злопамятности, недоверчивости, непостоянства и обманов». (П.А. Тучков)
«Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление... но кроме форм и внешности он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность». (А. Чарторыйский)
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда. (А.С. Пушкин)
Александр был задачею для современников, едва ли он будет разгадан и потомством. (Н.И. Греч)
Он представлял собой и либеральные стремления к просвещению и общественной жизни, ион же представлял собой самую упрямую реакцию. (А.Н.Пыпин)
Сфинкс, неразгаданный до гроба – П.А. Вяземский
Приложение 2
Внутренняя политика Александра до Отечественной войны.
Организуется работа в группе с материалами
1 группа I. Реформы в области государственного управления
Для осуществления либеральных реформаторских замыслов император должен был опереться на круг близких соратников. Таковыми не могли стать участники заговора против его отца. Наоборот, скоро все они были отстранены от власти. Сподвижниками императора стали сверстники молодого царя, с которыми он воспитывался и учился. Среди них были граф П.А. Строганов, его двоюродный брат Н.Н. Новосильцев, князь А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей. Эти государственные деятели составили Негласный комитет - неофициальный совещательный орган при царе. Будучи в доверительных отношениях с Александром, они обсуждали с ним планы преобразований, высказывали свои пожелания и советы. Они стали инициаторами первых реформ.
Позже был создан совещательный Непременный совет из 12 человек, который разработал и провел важнейшие законопроекты.
Вопросы и задания
Назовите причины создания, функции Непременного совета и охарактеризуйте степень его влияния на государственные дела
2. Проанализируйте документы.
Документ 1 Негласный комитет
«Он (Александр I) сознавал, что ему невозможно высказывать свои чувства откровенно и проявлять их перед обществом, столь мало подготовленным к восприятию этих идей и которое встретило бы их с недоумением и даже с некоторым страхом. Вот почему правительственная машина продолжала функционировать на прежних основаниях... и Александр волей-неволей был принужден считаться с прежними течениями.
Чтобы... смягчить это печальное противоречие с самим собою, Александр образовал род тайного совета, составленного из лиц, которых он считал своими личными друзьями, разделявшими его взгляды и убеждения... Всех нас особенно сближало сознание необходимости сгруппироваться вокруг Императора и Всеми силами поддерживать в нем искреннее стремление к реформам».
Из «Записок» князя А.А. Чарторыйского
Задание к документу. Объясните, для чего был создан Негласный комитет. Почему он не стал официальным органом?
Документ 2
Характеристика деятельности Негласного комитета
Александр I мечтал «обуздать деспотизм нашего правительства». По словам историка В.Ф. Ходасевича, члены Негласного комитета были бы «удивлены и даже оскорблены, если бы им сказали, что образованный ими неофициальный и негласный комитет как раз и есть настоящее детище ненавистного деспотизма, ибо создан единственно по произволу монарха и намерен вершить судьбы России неофициально, негласно, то есть безответственно, через голову высших государственных учреждений».
Задание к документу. Согласны ли вы с мнением историка о том, что Негласный комитет — это «детище деспотизма»? Объясните свой ответ.
Составьте схему «Система центрального управления Российской Империи в первой половине XIX в.». Назовите функции каждого из органов власти.
Расскажите о системе управления в России при Александре I.
8 сентября 1802 г. был обнародован указ о правах Сената. Он был признан верховным органом власти, совмещавшим админис тративные, судебные и контрольные функции, но его деятельность находилась в полной зависимости от императора. Предусматривалось, что Сенат мог возражать царю против указов, «не согласных с прочими узаконениями». Но едва только Сенат возразил против царского указа о 12-летнем сроке обязательной службы для дворян, который противоречил законам Петра III и Екатерины II, вообще освободившим дворян от службы, последовало разъяснение Александра I, в соответствии с которым Сенат мог возражать только против ранее изданных, а не вновь издаваемых законов. В этом эпизоде ярко проявился самодержавный нрав Александра I, его неприязнь к инакомыслию.
В этот же день, 8 сентября 1802 г., издается манифест о министерской реформе. Министерства заменяли собой коллегии. Целью реформы было укрепить единоначалие и свести к минимуму коллегиальность в руководстве государством. Было образовано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения.
Для совместного обсуждения дел государственного управления учреждался Комитет министров. Председательствовал в нем сначала император, а в конце царствования Александр стал передавать функции председателя А.А. Аракчееву. Власть министерства распространялась на всю территорию империи, но местных органов создано не было. Министерства в отличие от коллегий не получили и судебных функций. Новая система имела свои недостатки. Функции министерств, пределы власти министров, характер их ответственности не были четко определены. С созданием министерств усилился бюрократизм, увеличился штат чиновников. Министрами Александр I назначил лиц именитых, но в большинстве своем некомпетентных, что, в общем, устраивало императора, так как позволяло ему активнее влиять на деятельность министерств.
2 группа. Реформы в области государственного управления
Вопросы и задания
В 1810 г., также по предложению Сперанского, вместо Непременного совета создается Государственный Совет в составе 35 человек, назначаемых императором. Он обладал строго очерченными законосовещательными функциями.
1. Прочитайте характеристики первых министров, которые дал коммерческий агент Франции в Петербурге барон Ж.Б. Лессепс. Объясните причины назначения этих людей на должности министров. Как вы считаете, справедливо ли мнение иностранца о первых министрах Александра I ?
Министр иностранных дел, государственный канцлер А.Р. Воронцов — «лицо, относительно которого делают вид, что с ним более всего советуются, и которого, в сущности, слушают менее всего».
Министр внутренних дел В.П. Кочубей — «у него нет и признака тех способностей, которых требует значительность его положения».
Военный министр С.К. Вязмитинов — «ничтожество».
Военно-морской министр П.В. Чичагов — «умный, но целиком презираемый сотоварищами».
Министр финансов А.И. Васильев — «обделывает значительно лучше свои дела, чем государственные».
Министр коммерции Н.П. Румянцев — «смешное и ограниченное творение».
Министр юстиции, поэт Г.Р. Державин — «пес Фемиды, которого берегут, чтобы спустить против первого встречного, не понравившегося министерской шайке. Но он мало выдрессирован и часто кусает даже своих товарищей, которые многое дали бы, чтобы его погубить». (7 октября 1803 г. Г.Р. Державин был заменен П.В. Лопухиным.)
Министр просвещения П.В. Завадовский относится к тем сотрудникам Александра I, которые «не заслуживают чести быть названными». По словам П.А. Строганова, Завадовский как министр «шесть дней в неделю ничего не делал, а седьмой отдыхал».
В целом Лессепс говорил обо всех министрах, что они «не могут друг друга опрокинуть, но взаимно друг другу вредят».
Документ 3
Из Манифеста об образовании Государственного Совета 1 января 1810 г.
«К утверждению и распространению единообразия и порядка в Государственном управлении, признали Мы нужным установлению Государственного Совета дать образование, свойственное пространству и величию Нашей Империи…
В порядке Государственных Установлений, Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к Законодательству соображаются и чрез него восходят к Верховной Императорской Власти.
II. По сему все Законы, Уставы и Учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом действием Державной Власти поступают к предназначенному им совершению.
III. Никакой Закон, Устав и Учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения Державной Власти.
IV. Совет составляется из особ, доверенностью Нашею в сословие сие призываемых.
Министры суть Члены Совета, по их званию.
VI. В Совете председательствуем Мы Сами.
В отсутствие Наше место Председателя занимает один из Членов, по Нашему назначению».
Задание к документу. Расскажите, как в документе объясняются причины создания Государственного Совета? Как формировался состав Государственного Совета? Каковы полномочия Государственного Совета? Почему создание этого органа не поколебало основ самодержавия?
Группа 3. Крестьянский вопрос
Вопросы и задания
. Определите отношение дворянства к отмене крепостного права.
Документ 1 Отношение дворянства к отмене крепостного права
«Мнение об освобождении крестьян разными обстоятельствами столь усилилось в умах, что малейший повод и прикосновение к сему предмету может произвести опасные заблуждения. Примеры ослушаний, возбуждаемых по случаям менее сего основательным, доказывают ясно, сколь много народ расположен к новостям сего рода и сколь легко предается он всем слухам о перемене его состояния. При таковом расположении умов издание общего закона об освобождении крестьян по условиям может произвесть превратные толки, и вместо того, чтоб видеть в нем установление на прежних законах и на взаимной пользе основанное, многие помещики, пораженные слухами, усмотрят в нем первое потрясение их собственности, а крестьяне возмечтают о неограниченной свободе…»
Из журналов Непременного совета
Документ 2
«Что значит освободить у нас крестьян?Дать им волю жить где угодно, отнять у господ всю власть над ними, подчинить их одной власти правительства. Хорошо. Но сии земледельцы не будут иметь земли, которая, в чем не может быть и спора, — есть собственность дворянская. Они или останутся у помещиков с условием платить им оброк, обрабатывать господские поля, доставлять хлеб куда надобно, одним словом, для них работать, как и прежде, или недовольные условиями, пойдут к другому, умереннейшему в требованиях, владельцу. В первом случае, надеясь на естественную любовь человека к родине, господа не предпишут ли им самых тягостных условий ? Во втором случае, буде крестьянин ныне здесь, а завтра там, казна не потерпит ли убытка в сборе подушных денег и других податей, не потерпит ли и земледелие ? Не останутся ли многие поля необработанными, многие житницы пустыми? Не вольные земледельцы, а дворяне наиболее снабжают у нас рынки хлебом. Иное зло: уж не завися от суда помещиков, решительного, безнадежного, крестьяне начнут ссориться между собою и судиться в городе, — какое разорение! Освобождение от надзора господ, имевших собственную земскую исправу или полицию, гораздо деятельнейшую всех земских судов, станут пьянствовать, злодействовать, — какая богатая жатва для кабаков и мздоимных исправников, но как худо для нравов и государственной безопасности! Падение страшно!!»
Н.М. Карамзин. Из «Записки о древней и новой России»
Задание к документам.
1. Какие аргументы выдвигались против отмены крепостного права? Согласны ли вы с ними? Объясните свой ответ.
2. Объясните, почему члены Негласного комитета считали отмену крепостного права преждевременной мерой?
3. 12 декабря 1801 г. был издан указ, разрешавший купцам, мещанам и казенным крестьянам покупать незаселенные государственные земли. Подумайте, какие цели преследовал этот указ, каковы будут его результаты?
4. Важнейшим из законодательства по крестьянскому вопросу явился Указ о вольных хлебопашцах от 20 февраля 1803 г. Прочтите текст указа.
Документ 3 Указ о вольных хлебопашцах
«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучнми, имеет представить их при прошении своем чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам (императору. — А.В.); и если последует от нас решение, желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. Если крестьянин или и целое селение не исполнит своих обязательств: то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по-прежнему. Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землею в собственность, несут подушный казенный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою и, исправляя наравне с другими казенными крестьянами земские повинности, оброчных денег в казну не платят. Они ведаются судом и расправою в тех же местах, где и казенные крестьяне. Как скоро исполнением условий, крестьяне таковые получат землю в собственность, они будут иметь право продавать ее, закладывать и оставлять в наследие, не раздробляя, однакож, участков менее 8 десятин; ровно имеют они право вновь покупать земли».
Задание к документу. Назовите основные положения Указа о вольных хлебопашцах. Какое условие было необходимо для освобождения крестьян? Почему указ не мог дать серьезных практических результатов?
Оцените результаты деятельности Александра I по решению крестьянского вопроса. Что помешало радикальному решению крестьянского вопроса?
Группа 4. Реформы в области народного образования
Вопросы и задания учащимся
1. Ознакомьтесь с цифрами. По данным на 1810 г., только 13% чиновников имели высшее образование, 22,2% — низшее и среднее и 31% — домашнее, уровень которого был очень низким. Почему реформы в сфере народного образования были более решительными и последовательными?
2. Расскажите об изменениях, произошедших в системе образования. Составьте схему учебных заведений России 18 в.
Реформы в области образования проводились в 1802 – 1804 гг. На территории России создавалось 6 учебных округов, в которых были 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, губернские гимназии и университеты.
Были открыты новые университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Главный педагогический институт в Петербурге (1804), преобразованный в 1819 г. в университет.
Создавались привилегированные лицеи (Демидовский в Ярославле, и Царскосельский)
3. Чтобы побудить чиновников учиться, 24 января 1803 г. был издан Указ «Об устройстве училищ», который предупреждал, что через пять лет лица, не представившие свидетельства об окончании учебного заведения, не будут переводиться в высшую должность. А по Указу от 6 августа 1809 г. каждый чиновник, чтобы получить следующий чин, должен был сдавать специальный экзамен.
Ознакомьтесь с документом.
Документ
Из Указа от 6 августа 1809 г. «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках»
«Исключая университеты Дерптский и Виленский, все прочие учебные заведения, в течение сего времени открытые, по малому числу учащихся, не соразмерны способам их учреждения... Между тем все части Государственного служения требуют сведущих исполнителей, и чем далее отлагаемо будет твердое и отечественное образование юношества, тем недостаток впоследствии будет ощутительнее. Восходя к причинам столь важного неудобства, мы находим между прочим, что главным поводом к оному есть удобность достигать чинов не заслугами и отличными познаниями, но одним пребыванием и счислением лет службы. В отвращение сего и дабы положить наконец преграду исканиям чинов без заслуг, а истинным заслугам дать новое свидетельство нашего уважения, признали мы нужным постановить следующее: 1. С издания сего указа никто не будет произведен в чин коллежского ассесора, хотя бы и выслужил положенное число лет в титулярных советниках, если сверх отличных одобрений своего начальства, не предъявит свидетельство от одного из состоящих в империи университетов, что он обучался в оном с успехом наукам, гражданской службе свойственным, или что, представ на испытание, заслужил на оном одобрение в своем знании. Порядок и образ сих испытаний имеет быть немедленно определен и обнародован от Главного училищ управления. 2. Порядок производства в чины до коллежских ассесоров оставляется на прежнем основании...
Образ испытания. В каждом университете должен быть установлен особенный Комитет из ректора и трех профессоров для испытаний. Желающий является в сей Комитет, представляет аттестаты места, где он обучался, буде их имеет... Кандидаты, оказавшиеся без нужных познаний, получают отказ... Кандидатам, оказавшим довольные в науках успехи, от Правления университетского, по донесению Комитета, выдается аттестат в надлежащей форме. Сей аттестат кандидат представляет своему начальству, которое и вносит его в послужной список, и каждый раз, когда впоследствии дело настоять будет о производстве его в осьмиклассный чин, представляет и аттестат сей...»
Задание к документу. Назовите причины изменения порядка производства в чины. В чем состояли эти изменения? Почему указ вызвал недовольство чиновников?
4. Каковы результаты реформ в области народного образования? Принесли ли эти реформы реальные результаты? Стало ли образование более доступным для широких слоев населения России? Почему? Подтвердите свой ответ фактами.
Группа 5. Проект преобразований М.М. Сперанского
Вопросы и задания учащимся
1. Один из современников вспоминал: «Человек сей быстро возник из ничтожества». Чем объясняется стремительное продвижение Сперанского по служебной лестнице?
2. Перечислите личные качества М.М. Сперанского.
Документ Современники о М.М. Сперанском
«Обладая очень счастливыми дарованиями, привлекательною наружностью и при том в высшей степени искусством, лестью, уступчивостью соглашаться со всеми мнениями лиц высших, уступавших ему в дарованиях, ему удалось быстро пройти по первым ступеням служебной лестницы, отодвигая в сторону сослуживцев, причем не было недостатка с его стороны в различных всякого рода интригах... В его власти было если не вполне достичь желаемой цели, то, по крайней мере, положить прочное к тому основание, именно тем, чтобы основательно и правильно постигнуть значение общественных учреждений. Сперанский в состоянии был бы это сделать, если бы эту большую заслугу не принес в жертву своему стремлению к новшествам, своему пустому тщеславию все переделать».
Из «Записок» барона Т.А. Розенкампфа
«Странная личность, которая иногда возвышает нас, а подчас дает нам чувствовать нашу зависимость... Сперанский имеет громадную власть; он удивительно умен и хитер, но так же самолюбив, как и невежествен; жаждущий того, что дает только внешний вид счастья, он не способен постигнуть того блага, которое ведет к спокойствию души. Он боится быть понятым и потому надевает на себя тысячу масок: иногда он гражданин и хороший подданный, иногда ярый фрондер, употребляющий все усилия, чтобы убедить публику в своих талантах и не обнаруживающий своих сил...»
Барон Густав Армфельд
Задание к документам. Какие качества Сперанского выделяют авторы высказываний? При ответе учтите, что и Г.А. Розенкампф, и Г. Армфельд были злейшими врагами М.М. Сперанского.
3. Александр I поручает Сперанскому подготовить проект преобразований. К концу 1809 г. он составил документ под названием «Введение к уложению государственных законов». Какую задачу ставил Сперанский, создавая этот документ?
Сперанский утверждал, что в целях предотвращения революции необходимо дать стране конституцию, которая, не затронув самодержавного правления, вводила бы выборные законосовещательные органы и принцип разделения властей в организации государственной власти, расширяла бы права некоторых сословий, устанавливала выборность части чиновников и их ответственность.
4. Составьте схему органов государственной власти по проекту Сперанского и дайте ей объяснение.
• Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полнотой власти.
• Государственный Совет — совещательный орган, назначаемый императором. В нем сходятся все ветви власти.
• Исполнительная власть принадлежит министерствам.
• Законодательная власть принадлежит представительным собраниям всех уровней. Волостная дума избирается лицами, имеющими право голоса, и решает вопросы местного значения. Она избирает депутатов в окружную думу, а та — в губернскую. Депутатов Государственной думы избирают губернские думы из числа своих членов. Таким образом, выборы предполагались многоступенчатые. Государственная дума должна была обсуждать представляемые ей Сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора.
• Судебная власть принадлежит Сенату, члены которого назначаются императором пожизненно. Нижестоящие суды должны быть выборными.
5. Какой предполагалась социальная структура населения России по проекту Сперанского. Какие права получали сословия?
Население делилось на три сословия:
• дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами;
• «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне);
• «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, мастеровые, прислуга).
Избирательное право получали первые два сословия. Для «третьего сословия» сохранялось крепостное состояние, но предоставлялись некоторые гражданские права и возможность в перспективе перейти в «среднее состояние» путем приобретения собственности.
6. Проект М.М. Сперанского вызвал резкое недовольство со стороны дворянства. Объясните, в чем, по вашему мнению, проект ущемлял интересы дворянства. Почему Александр I не мог пойти на реализацию проекта?
7. Прочитав документ, назовите причины отставки и ссылки М.М. Сперанского.
Документ
Из «Отчета в делах 1810 г.», представленного М.М. Сперанским императору Александру 1 от февраля 1811 г.
«...Я слишком часто и на всех почти путях встречаюсь и со страстями, и с самолюбием, и с завистью, а еще более с неразумием. ...толпа вельмож ...целыми родами преследуют как опасного уновителя. ...скрывая собственные их страсти под личиною общественной пользы, они личную свою вражду стараются украсить именем вражды государственной; я знаю, что те же самые люди превозносили меня и правила мои до небес, когда предполагали, что я во всем с ними буду соглашаться, когда пользы их страстей требовали противуположить меня другому. Я был тогда один из самых лучших и надежнейших исполнителей; но как скоро движением дел приведен я был в противоположность им и в разномыслие, так скоро превратился в человека опасного...»
Задание к документу. Объясните, кого Сперанский обвиняет в преследованиях? За что, по его мнению, его преследуют?
8. «Могли ли в начале XIX в. реализоваться замыслы М.М. Сперанского?». Обоснуйте свой ответ.
По завершении рассмотрения темы – ответить на вопрос
Сравните планы и их конкретную реализацию. Какой вывод напрашивается из данного сравнения?
Учащиеся делают вывод, что не удалось осуществить отмену крепостного права, введение конституции и парламента.
Возникает вопрос: почему царю, самодержцу российскому, не удалось осуществить задуманное?
Приложение 3
Составление опорного конспекта
Реформы Александра I начала царствования
Ликвидация последствий правления Павла I Выполнено: Возвращение репрессированных Павлом I – проведена амнистия 12 тыс. чел. Открыты границы. Разрешено ввозить товары и книги из Западной Европы. Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам. Упразднена Тайная канцелярия. | Решение “крестьянского” вопроса Выполнено: 1803 г. – Указ о вольных хлебопашцах (помещики могут отпускать крестьян с землей за выкуп (освобождено 47 тысяч крестьян за 25 лет царствования Александра) 1808, 1809 гг. Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках и пр, публиковать объявления о продаже крестьян в газетах 1801 г – право мещанам и крестьянам покупать незаселенные земли | Усовершенствование государственного строя России Выполнено: 1802 г. – Сенат - высший судебный орган. Созданы министерства Проведена реформа государственной власти: 1802-1811 гг. – созданы министерства, заменявшие коллегии. Установлено единоначалие. Общие вопросы решал Комитет министров. 1810 г. – Создание государственного Совета |
Реформы в области образования проводились в 1802 – 1804 гг. На территории России создавалось 6 учебных округов, в которых были 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, губернские гимназии и университеты.
Были открыты новые университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Главный педагогический институт в Петербурге (1804), преобразованный в 1819 г. в университет.
Создавались привилегированные лицеи (Демидовский в Ярославле, и Царскосельский)
Реформы Сперанского. По материалам работы в группах – 2 схемы.
Приложение 4
Домашнее задание
1.Подготовить СООБЩЕНИЕ о личности М. Сперанского.
2. Параграф 2 ответить на вопросы