Внеклассное занятие в 4 классе на тему "День космонавтики".
Цели:
Образовательная - формирование представления об освоении космического пространства человеком;
Развивающая - формирование элементарной эрудиции учащихся, их общей культуры;
Воспитывающая - эмоционально- положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств;
Оборудование:, демонстрационный экран, компьютер, слайды, иллюстрации по теме урока, выставка книг, посвященная космосу и космонавтике,
Ход занятия
Эмоциональный настрой.
Добрый день, дорогие друзья!
Пусть наш урок будет успешной и порадует всех нас.
II. Вступительное слово.
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одном из самых знаменательных событиях двадцатого века – первом полёте человека в космос. Какой сейчас месяц? Какой праздник отмечает наша страна в апреле? Какого числа? (день космонавтики- 12 апреля)
Кто догадался, какова тема нашего урока? (1 слайд)
Чтение стихов.
К холодным, голубым высотам
Спешит ракета, как стрела.
Мчит на привычную работу,
К далёким звёздам, там дела.
Когда-то космос нелюдимый
Освоил русский человек.
Вошёл в простор необозримый,
Чем славен, стал двадцатый век.
Земля расширила владенья,
Просторы космоса познав.
Апрель стал месяцем рожденья,
Нового слова - КОСМОНАВТ!
Землянин наш, Гагарин Юрий,
Что на земле когда-то жил.
С улыбочкой, бровей не хмурил,
Дорогу в космос проложил.
И с той поры к далёким звёздам
Летят стальные корабли.
Ум человеческий их создал,
Они посланники земли.
Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Вспомним, что вам уже известно о космосе и узнаем новое. (Класс делится на 2 команды).
1 задание. Игра «Командирские навыки»
Капитан команды руководит игроком с завязанными глазами так, чтобы тот прошел по плоскости с препятствиями и не задел их. Например: «2 шага влево, 3 шага вперед, 4 назад…» Нужно пройти расстояние от старта до финиша по намеченной линии. Чей игрок быстрее пройдет расстояние, не нарушив препятствий, тот и победил.
Посмотрите за окно: весна, голубое небо, яркое солнце- красота! Хочется парить в этой синеве! А еще заманчивее очутиться так, высоко, где никто никогда не был.
Человек всегда мечтал полететь к звездам, но ведь это очень далеко, опасно, страшно, но очень интересно. Там может случиться всякое, человеку требуется совершить подвиг.
Но человек все равно стремился покорить космос. И вот этот день настал.12 апреля 1961 года
Кто был первым космонавтом Земли?
Первым посланцем Земли в космосе был Ю.А. Гагарин. (2 слайд)
Он совершил первый в истории человечества космический полет на космическом корабле «Восток». За 1 час 48 минут облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Памятник Ю.А. Гагарину стоит в Москве на Октябрьской площади. Его именем названы площади, улицы, города России.
Просмотр видеофрагмента. (3 слайд)
2 задание. «Космонавты».(4слайд)
А вы хотели бы быть космонавтом? Каким, по вашему мнению, должен быть космонавт? Что он должен знать и уметь?
Назовите, качества, которыми должен обладать космонавт и докажите почему?
умным
здоровым
сильным
необщительным
добрым
находчивым
рассеянным
тренированным
Проверка выполнения задания.
3задание. Игра «Невербальное сообщение инопланетян»
В комнату входит человек в костюме инопланетянина и сообщает информацию с помощью мимики и жестов. Команды должны отгадать зашифрованную информацию.
Физминутка.
Будем очень мы стараться,
Дружно спортом заниматься: (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (приседают)
И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты! (руки на поясе).
А сейчас давайте послушаем библиотекаря нашей школы (рассказ о книгах про космос и космонавтах)
4 задание. «Вопрос - ответ».
1 команда:
1. Какого числа отмечается день космонавтики? (12 апреля 1961 год)
2.Почему этот день так назвали? (В этот день впервые в космос полетел человек)
3.Какие животные уже побывали в космосе? (обезьяны, крысы, собаки)
4.Какие звери летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Белка и Стрелка)
5.Самый первый в космосе, летел с огромной скоростью отважный русский парень, наш космонавт … (Гагарин)
Первый космонавт Юрий Гагарин
6.Как звали человека, который первый вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
2 команда:
1.А как люди передвигаются в космосе? (в невесомости)
2.Как космонавты кушают в космосе? (вся пища находится в тюбиках)
3.Какие планеты вы знаете? (Юпитер, Сатурн, Венера, Марс, Уран, Меркурий, Земля, Нептун)
4.Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый)
5.Как звали человека, который заинтересовался и основал космос? (Циолковский)
6. Как звали первую женщину, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)
5 задание. «Сборка ракеты». 5 слайд.
Чтобы отправиться в космические дали, нужна ракета. Возьмите приготовленные детали и соберите ракеты.
Посмотрите сколько планет, каждая из них имеет свое место, траекторию движения, размер, название.
Сколько всего планет в солнечной системе? (9) 6 слайд
6 задание. Задание капитанам.
Вопросы капитану 1 команды.
1.Какой прибор используется для исследования звездного неба? (Телескоп)
2.Какое название имеет специальный аппарат, который может передвигаться по поверхности Луны? (Луноход).
3.Как называется место, с которого запускаются ракеты. (Космодром).
4.Как звали первого космонавта — назовите ФИО. (Юрий Алексеевич Гагарин).
5.Какого числа человек впервые полетел в космос. (12.04.1961).
Вопросы капитану 2 команды.
1.Как назывался корабль Гагарина? («Восход-1»).
2.Сколько раз он облетел земной шар Юрий Гагарин? (Один раз).
3.Кто первым вышел из корабля в открытый космос? (Алексей Леонов).
4.Каких космонавтов вы еще знаете? (Герман Титов, Андриан Николаев, Владимир Комаров),
5.Имя человека, который впервые оказался на поверхности Луны. (Нил Армстронг).
Чтение стихотворения:
1 уч. В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Автор: В. Степанов
2 уч. Взлетел в ракете русский парень,
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин…
Каким по счету будешь ты?
3уч.Ладонью, заслоняясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
— Ракета достигла станции Луна.
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
— Порядок. —
Как будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Его за скупость не корите:
Мальчишка сдержан потому,
Что продолжение открытий
Эпоха вверила ему!
4 уч. Закончился космический полет,
Корабль спустился в заданном районе,
И вот уж целиной пилот идет,
Чтоб снова землю взять в свои ладони...
И в космосе он думал лишь о ней,
Из-за нее летал в такие дали —
И лишь о ней все двести долгих дней
Писал в своем космическом журнале!
5 уч. Звезды, звезды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчанье долгом
Человек в простор ночной —
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.
6 уч. И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, —
Водолей,
Стрелец и Лебедь,
Лев, Пегас и Геркулес.
7 уч. Есть в небе звездочка одна,
Какая — не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на нее гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
8 уч. Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек,
Мелькает между тучек?
— Да это спутник!
— Вот те раз!
— Он спутник каждого из нас
И в целом — всей Земли.
Руками спутник сотворен,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.
9 уч. Крик первых спутников
был трогательно тонок.
Так среди звездной молодой крупы
Проклюнулась планета,
как цыпленок,
Из голубой воздушной скорлупы.
Как высоко Россию вознесло!
Жестокою космическую ночью
Я знаю, как безумно тяжело,
Защитную покинуть оболочку
И за черту привычную шагнуть,
Встречая грудью бездну, жар и стужу, —
Как перед незнакомцем распахнуть
ранимую и трепетную душу.
На рубеже космического века
Соединились, временность круша,
Мятежное сознанье человека
И космоса безбрежная душа!
А звезд неодолимое сиянье
Опять слепит глаза земных детей.
Все дальше и опасней расстоянья,
А люди нам все ближе и родней.
10 уч. Мы дожили до этого!
Стоило, стоило жить!
Ждать, надеяться, думать, трудиться, стараться,
Чтобы первый из нас
Мог отважный путь проложить
Сквозь космическое пространство.
В эту область беззвездья, беззвучья,
таинственной тьмы
Он вознесся впервые
Полетом неслыханной славы.
Одинокий. Единственный. Нет, не один:
с ним и мы,
Мы — родные народы Великой Советской державы.
В неразведанный мир, на невероятную высь
Поднялся он, и мир ему будет века благодарен.
Поднялся он, и мы с ним душой
заодно поднялись,
Заодно!
Душа в душу с тобою, товарищ Гагарин!
Учитель.
Наше космическое путешествие подходит к концу. Заключительное задание.
Задание для каждой команды: за десять минут сочинить сказку на космическую тему.
Напрягите свое воображение и фантазию. Это может быть история путешествия, история жителей какой-нибудь планеты, эпизод столкновения двух цивилизаций... В общем, постарайтесь своими сказками впечатлить жителей планеты. Когда сказки будут готовы, каждая команда представит свою историю. Сказку может прочитать или один капитан, а может рассказать по ролям вся команда. Прошу, работайте!
Дети сочиняют космические сказки,
Учитель.7. слайд
Вот мы и вернулись из нашего космического путешествия на Землю. Всем спасибо за удачную экспедицию. Видите, сколько планет мы сегодня посетили, со сколькими космическими народами познакомились, сколько поработали. Каждая команда выступила прекрасно, молодцы.
Не хочу никого выделять, все работали от души, все подготовились отлично. Хочу вручить вам дипломы за то, что вы много знаете про космос.
Учитель.8 слайд
«Жить и верить - это замечательно,
Перед нами небывалые пути,
Утверждают космонавты
и мечтатели
Что на Марсе будут яблони
цвести….».
Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но прежде всего - чисто человеческий. Завоевание космоса только начинается...
Через 10-15 лет вы поведете корабли к другим планетам или будете создавать эти корабли.
Ученик 4.9 слайд ( космонавты)
Герои - космонавты
Кто полетел к планетам первый?
Какой в апреле праздник раз в году?
О космосе слагаются легенды,
Герои - космонавты на виду!
Им на земле спокойно не живётся,
Их почему - то вечно тянет в высь,
Им звёзды покоряются, сдаются,
На их погонах золотом зажглись.
Прекрасно знает с детства мальчик каждый,
Гагарин Юрий - космоса герой,
Ведь космонавтом не рождаются однажды,
Он может рядом быть с тобой или со мной.
И вновь в неведомые дали
Корабль космический взлетит...
Пусть сбудется, о чём во сне мечтали,
Летите, дети, в небо, путь открыт!
Подведение итога .
Учитель.10 слайд
Что нового вы узнали о празднике День космонавтики и освоении космоса?
На все ли ваши вопросы вы смогли узнать ответы?
На этом наш праздник, посвященный Дню космонавтики, завершается. Желаю вам новых побед и всего хорошего!
Звучит песня о космонавтах.