КГУ «Вишневская средняя школа»
Северо – Казахстанская область
Тайыншинский район
Методическая разработка внеклассного занятия
в 3 классе
«Экологический час»
Учитель начальных классов:
Чижаковская Галина Зыгмондовна
2019 г.
Цель: формирование у детей экологического мировоззрения.
Задачи:
- сформировать представления детей о том, что человек - часть природы;
- развивать экологический взгляд на мир;
- помочь каждому ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах поведения в природе. Предварительная работа: - внеклассное чтение литературы о природе, роли человека в ней. Н. Сладкое «Лесной календарь», М. А. Панфилова «Лесная школа», Н. А. Рыжов «Я и природа», «Четыре времени года» и др.; - подборка иллюстраций; - рисование «Мой дом - природа» по представлению, природоохранные знаки. Оборудование: запись «Звуки природы», музыкальное сопровождение к песням «Жестокость», «Ням-ням». Оформление: стенд № 1 «Учимся жить на Земле»; стенд № 2 «Будь природе другом»; плакаты: «Природа-человек-природа»; детские рисунки; пословицы; поговорки.
Ход занятия
Организационный момент.
Музыкальный фон: «Звуки природы».
Психогимнастика.
Учитель:
Вступительное слово.
- Представьте себе, что вы на берегу весело журчащего ручья. Вокруг ни души. Прекрасная солнечная погода, рядом шелестит лес, поют птицы. Наполните песней природы свое сердце, душу. Вам хорошо, спокойно на душе. Настроение прекрасное. А теперь «вернулись» в свой класс. Клуб «Почемучек» открыт для любознательных. У нас в гостях учителя нашей школы.
Уважаемые гости, сегодня для вас работает клуб «Почемучек». «Для чего, зачем и почему» - извечные вопросы человечества, особенно молодого поколения. Ребята будут соревноваться в умении давать свои варианты ответов на давно известные, но до сих пор волнующие человечество вопросы, связанные с окружающим нас миром природы, его влиянием на душевное здоровье людей.
Релаксационная пауза.
- Она щедра и бескорыстна и в любое время года прекрасна, всегда полна звуков, ароматов, красок и света. - Кто это, что это? Это природа. О природе, о нас с вами, влиянии человека на окружающий мир и пойдет речь на этом занятии. Раздел 1. «Я и природа». - Что такое - природа? Ответ: Все, что нас окружает: земля, небо, воздух, растения, солнце, животные. Работа карточками-заданиями (лежат на столах учащихся). Живая-неживая природа, классифицировать. Доказать. Ответ: все живое дышит, питается, размножается. На обсуждение - 1 минута. - «Экология» - это в переводе с греческого наука о доме (поясни, докажи). Ответ: Природа - наш дом, т.к. все, что нам необходимо для жизни (вода, воздух, тепло, еда, строительный материал), находится в доме-природе, и человек пользуется всеми этими дарами природы. И свой дом человек строит в доме-природе. - Может ли человек прожить без природы? Ответ: Человек не сможет прожить без природы, т.к. все, что ему необходимо для жизни, он берет из дома- природы. - Может ли природа жить без человека? Да, нет. Почему? Ответ: Да, природа может жить без человека потому, что все нужное ей (растениям, животным) для жизни у нее есть. Это вода, воздух, солнце. - Что произойдет, если не будет воздуха, воды, солнца? Ответ: Если не будет воздуха, воды, солнца - все живое погибнет на земле. - Кого мы называем «братьями меньшими»? Почему? Ответ: Для человека «братья меньшие» - это животные, птицы, которые требуют от человека помощи, защиты, т.к. сами не могут за себя постоять. Значит, человек их брат большой, который все может, все умеет, наделен разумом, а поэтому должен помогать и оберегать их.
Раздел 2. «Экосистема среды обитания».
Домашнее задание.
- Экология в вашем доме (квартире) - как ты это понимаешь?
Ответ: Экология среды проживания в доме (квартире) складывается из следующих факторов: размера (площади) помещения, захламленности мебелью, вещами, наличием предметов обихода в т.ч. синтетических, загрязненности бытовыми отходами, отсутствием ежедневной влажной уборки помещения, вентиляции. Поэтому, для предупреждения различных заболеваний, необходимо проводить ежедневную влажную уборку, проветривание и т.п. - Можно ли охранять природу не выходя из собственного дома? Ответ: Во всем мире вопросам охраны природы уделяется большое внимание. Повлиять на состояние окружающей среды можем и мы с вами, а для этого всего-то и нужно - соблюдать и поддерживать санитарное состояние своего дома (квартиры), т.е. - определенные условия проживания человека и не выбрасывать бездумно отходы человеческой деятельности куда попало, не устраивать свалки и таким образом не загрязнять природу. - Представляет ли экологическую опасность для дома бытовая пыль? Ответ: Если человек, живя в доме (квартире), не соблюдает санитарно-гигиенические требования, т.е. не производит влажную уборку помещений, проветривание, не ухаживает за одеждой, обувью, не пылесосит - в доме на предметах, стенах оседает пыль. Скопление пыли отрицательно влияет на среду обитания (экологию), что ведет к различным заболеваниям человека (аллергии, заболеваний органов дыхания). С пылью крысы и мыши передают человеку возбудителей заболеваний тифом, чумой. - Что такое загрязнение в природе? Ответ: Загрязнения, связанные с активной человеческой деятельностью. Загрязнение природы происходит как естественным путем - это пыльные и песчаные бури, листопад, умирающие растения, животные и др., а также - от деятельности человека: сброс отработанных вод в водоемы, слив остатков топлива, распыление ядохимикатов на леса, поля, выброс пищевых отходов, загрязнение выхлопными газами, продуктами горения и др. Для сохранения природы, здоровья человека необходимо вести активную работу по охране окружающей среды. «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться» - так гласит народная мудрость. Слова этой поговорки человеку надо помнить всегда. - Губителен ли «грязный» воздух для деревьев и почему? Ответ: Растения для природы являются естественным очистителем. Они поглощают углекислый газ, выделяют кислород, которым дышит все живое. Стволы, листья деревьев, стебли травы - собирают на свою поверхность пыль, грязный воздух. Это затрудняет выделение кислорода и деревья начинают болеть, быстро сохнут, стареют и погибают. «Грязный» воздух губителен как для человека, так и для растений. - Чем загрязняется вода? Ответ: Вода на земле - главное достояние. Жизнь без нее невозможна. Воды в природе много, но пресной воды - недостаток. Причина - загрязнение воды промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами человека. - Природа и человек - едины. Почему? Человек - часть природы? Докажи. Ответ: Все, что есть на нашей планете, вокруг нас - это природа и мы ее частица, т.к. человек находится внутри природы и не может без нее прожить. Все необходимое для жизни человек берет из природы, взамен же охраняя природу от самого себя - своей бездумной деятельности, тем самым сохраняя жизнь и себе. Живет природа - живет и человек, больна природа - нездоров и человек. Значит: природа и человек - ее частица - неразделимы. Вывод: Природа - это и есть растения, животные, горы, реки, воздух и земля-почва, небо, солнце. И все это находится на нашей планете - Земля, вокруг нас. Значит, наш дом - вся Земля. А раз так, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы, охранять. Ведь природа может жить и без человека. Когда-то, очень давно на нашей земле не было людей, а природа была уже тогда. А вот человек не может жить без природы, хоть он и построил целые города, освоил космос, все равно он зависит полность от природы, ее законов. Без природы человек не проживет. Он сам - часть природы и все необходимое для своей жизни берет из дома-природы. Значит, все взаимосвязано «Природа - человек - природа» - вот такая у нас получилась формула жизни, получается - человек часть природы. Живет природа - живет и человек. Значит, природа и человек - неразделимы. Динамическая пауза «Прогулка». А). В небе солнышко сияет (поднять голову вверх, посмотреть). Б). Ветер тучи нагоняет (наклоны вправо-влево). В). Резко тучи набежали о-ее-ей (руками обхватить голову). Г). Полил ДОЖДИК проливной (наклон головы вниз, руки на макушке). Д). Тучка быстро проплывает (распрямились). Е). Сново солнышко сияет (руки вверх в стороны).
Раздел 3. «Оценка экологической ситуации на территории школы».
- Отдохнули и снова за работу. Вам предстоит дать оценку экологической ситуации на территории нашей школы по следующим параметрам:
1. Какие парки, скверы, газоны и др. типы зеленых насаждений имеются на территории и вблизи территории школы? Назови.
2. Влияют ли парковые насаждения на экологическую обстановку территории? А). Поглощают шумы, углекислый газ, собирают пыль, золу; выделяют кислород, дают тень; уменьшают силу ветра.
Б). Поглощают много воды, отчего под деревьями плохо растет трава, кустарники; деревья затеняют, шумят. В кроне деревьев гнездятся птицы, которые загаживают местность и кричат. 3. Не пытаются ли жители близлежащих домов гулять с собаками или кошками на территории школы? Да- нет. Надо ли им это разрешить или же категорически запретить потому что: А). Животные - друзья человека, к тому же - красивые, ласковые, любят резвиться... Б). Загаживают участок, могут укусить, поцарапать и занести инфекцию. Громко лают, бегают и тем самым пугают детей. 4. Оцените район школы с точки зрения шумов. (Автомагистрали, аэропорты, железная дорога и др.) - Считаете ли вы: а). шумовой фон - нормальным (т.е. не мешает); б). или же - шум такой сильный, что мешает во время занятий, прогулок, сна. 5. Назовите растения, произрастающие на территории школы: а). дикорастущие, б). культурные. - Оцените их влияние на экологию территории. Вариант ответа: а). очищают воздух, задерживают пыль листвой; поглощают шум листвой, выделяют кислород, радуют глаз листвой, кроной, соцветиями; б). сбрасывают листья, тем самым загрязняют территорию, шумят, затеняют участок. 6. Из каких источников поступает в школу питьевая вода: а). подземные источники; б). поверхностные воды. 7. Куда идет сброс используемой воды (отходов)? а). в реку, водохранилище; б). в канаву, по территории; в). в систему канализации. Вывод. На основании ответов детей: экоситуация вполне нормальная, можно сказать - благоприятная. И мы должны в свою очередь постоянно поддерживать на нашей территории надлежащий порядок, заботиться об окружающей природе.
Раздел 4. «Разбор экологических ситуаций».
Работа с карточками - заданиями.
- Природа дает нам силы, создает настроение и помогает чувствовать себя на земле как дома. Меняется природа, погода, движется солнце и человек - дитя природы тоже меняется и чувствует. Особенно хорошо эти изменения природы чувствуют животные. Природа их кормит, лечит, оберегает. И животные никогда не вредят ей - живут с природой в гармонии. А у человека с природой порой происходят вот такие ситуации: карточки-задания. Ситуация «Кто прав»? (Домашнее задание) а). Идя на экскурсию в лес, увидели сон-траву. Петя хотел сорвать и принести ее в класс, а Наташа предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Ответ: сон-траву рвать нельзя, она занесена в Красную книгу - взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посеять на не слишком затененном месте б). Сережа рассказал о том, что когда они с папой гуляли по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что он поступил неправильно? Ответ: кострище в лесу не зарастет 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета - 200 лет. На месте кострища образуется «рана» - выгорит трава, корешки, насекомые, обуглится часть почвы. Вывод: Мусор необходимо унести с собой и выбросить в мусоросборник. Кострище разводить в емкости, которую устанавливают на ножках вдали от деревьев, ближе к воде. Ситуация «Жалобы обитателей леса». а). Мы первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень. Ваши зеленые друзья: ива, черемуха, лесная сирень Ответ: Организуем «Зеленый патруль»: - проведем разъяснительную работу среди учеников; - поставим у леса запрещающие знаки: не уничтожать, не рвать, не топтать. б). Мне нужна помощь! Срочно! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой сидели в земле на 2 метра вглубь, запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь - их много. Нужна помощь. Передайте это ребятам. Срочно. Ваш дятел. Ответ: Немедленно приступаем к изготовлению и вывешиванию скворечников и кормушек: - в школьном саду устраиваем ловчие пояса на стволах деревьев. - а еще по вине недоброго человека случаются и такие ситуации. Музыкальная пауза. Учащиеся исполняют песню «Жестокость». Муз. Варламова. Только что в прозвучавшей песне мы услышали крик, боль материнского сердца. Думаю, эту боль, причиненную жестокостью человека беззащитному животному, почувствовали и все сидящие здесь. По убитой лосихе, осиротевшем лосенке плачет и наша душа. Мало чувствовать боль, надо учиться помогать природе, любить все живое, делать добро. Истина гласит: «Добро всегда побеждает зло».
Раздел 5. «Размышления о душевном здоровье».
- «Ум истиной просветляется, а любовь сердцем согревается, сердце добротою наполняется». В этой пословице собрана вековая мудрость народа. Ребята, а как вы понимаете эти мудрые слова?
Ответы детей:
- сердце живет любовью;
- любовь согревает сердце человека;
- раз сердце любит, значит, оно доброе;
- любовь, доброта согревают и душу человека.
Вопрос к детям:
- А где, как вы считаете, находится душа человека?
Ответ. Считается, что душа обитает в сердце человека. Вывод: правильно. Любовь питает сердце человека, его душу, делает человека лучше, помогает справиться со злом, с трудностями, делает человека счастливым. Любящее сердце - любящая, добрая душа. Любовь - это здоровье души. Музыкальный фон. Релаксационная пауза «Сердце Доброты». - Представьте себе свое сердце. И сколько оно может вместить любви и добра, нарисуйте его на бумаге, поставьте свое имя. Покажите рисунки перед собой гостям, вырежьте по контуру. (Дети рисуют, показывают рисунки, вырезают по контуру.) Рисунки собираем и прикрепляем на заранее вырезанном большом «сердце» со словами: «Сколько маленьких сердец собралось в одно большое сердце». Теперь у нас есть «Сердце Доброты», оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать в работе. - А сейчас сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте на них столько любви, добра, добрых чувств, сколько может поместиться, и приложите, переложите эту любовь в свое сердце, в вашу душу. - Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Вам очень приятно ощущать внутри себя светлые чувства, любовь, доброту. Поделись своей любовью С другими. (Дети по цепочке прикладывают ладошки друг другу.) Музыкальная пауза «Ням-ням», песенка в исполнении детей. Вывод: Сердце, которое любит открыто для всех. Оно доброе, ласковое и значит, такое сердце не будет способно на жестокость, зло по отношению к окружающим, миру природы.
Раздел 6. Викторина. - Почему весной не бьют пушных зверей? (Звери линяют, у них выводятся детеныши.) - Почему нельзя трогать руками яйца в гнезде? (Посторонний запах отпугивает птиц.) - Что птицам страшнее: холод или голод? (Голод.) - След какого зверя похож на человеческий? (Медведя.) - Что ест зимой жаба? (Ничего не ест - она спит.) - Почему заготовленные зимой дрова ценятся больше, чем заготовленные летом? (Зимой деревья замирают - не впитывают воду в себя - нет сокодвижения, поэтому дрова, срубленные зимой, суше.) - Природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в народном хозяйстве. (Ископаемые.) - Деятельность человека, направленная на охрану и защиту живой и неживой природы. (Охрана.) - Распространенное вещество, встречающееся на земле в 3-х состояниях. (Вода.) - Верхний слой земли, на котором растут растения. (Почва.) - Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу, изменяющее её. (Человек.) - Название учебного предмета, изучаемого в школе. (Познание мира.)
Раздел 7. «Меры охраны природы».
В качестве домашнего задания дети разрабатывали меры охраны природы и составляли правила поведения в природе. В классе их предложения обсуждались и оформлялись
в виде стенда.
Главное правило: люди, уважайте законы природы, дружите с природой, не забывайте, человек - частица ее! Наше правило гласит: быть с природой «на ты», ходить на природу только за красотой и здоровьем т. е.: любоваться зеленью, стройными березками, слушать пение птиц, шелест листвы; - бродить по лугам, слушать пение жаворонка, любоваться цветами, порхающими разноцветными бабочками; ходить на водоемы - послушать журчание ручья, просто побегать по песчаному берегу, пошлепать по воде босиком, купаться, загорать и радоваться жизни. Стихотворение «Берегите Землю», М. Дудин. (Читает ученик) Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики. Ястреба, парящего над полем, Полумесяц над речным покосом, Ласточку, мелькающую в жите... Небо в звездах, океан и сушу. И в бессмертье верящую душу... Берегите молодые всходы На зеленом празднике Природы.
Итог занятия. Заключительное слово.
- Сегодня мы с вами вели разговор о нашем доме - Природе и месте человека в нем, о влиянии Природы на наше физическое и душевное здоровье. «Нам природа - дом И мы с тобою в нем: И ты, и я,
А значит, в нем душа «твоя - моя».
Мы сегодня доказали, что что природа и человек едины. Помните! Наша планета - Земля во Вселенной одна. А значит, мы, люди, должны жить с природой в мире и согласии, уважать ее законы, беречь и охранять.
- Спасибо за активную работу. Молодцы!