«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Внеклассное занятие в 3 классе "Экологический час"

Данное мероприятие было проведено в 3 классе общеобразовательной школы. Цель данного заняти: формирование у учащихся экологического мировозрения.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


КГУ «Вишневская средняя школа»

Северо – Казахстанская область

Тайыншинский район








Методическая разработка внеклассного занятия

в 3 классе

«Экологический час»







Учитель начальных классов:

Чижаковская Галина Зыгмондовна















2019 г.

Цель: формирование у детей экологического мировоз­зрения.

Задачи:

- сформировать представления детей о том, что человек - часть природы;

- развивать экологический взгляд на мир;

- помочь каждому ребенку приобрести четкие представле­ния о нормах и правилах поведения в природе. Предварительная работа: - внеклассное чтение литературы о природе, роли челове­ка в ней. Н. Сладкое «Лесной календарь», М. А. Панфилова «Лесная школа», Н. А. Рыжов «Я и природа», «Четыре време­ни года» и др.; - подборка иллюстраций; - рисование «Мой дом - природа» по представлению, при­родоохранные знаки. Оборудование: запись «Звуки природы», музыкальное сопровождение к песням «Жесто­кость», «Ням-ням». Оформление: стенд № 1 «Учимся жить на Земле»; стенд № 2 «Будь природе другом»; плакаты: «Природа-человек-природа»; детские рисунки; пословицы; поговорки.

Ход занятия

Организационный момент.

Музыкальный фон: «Звуки природы».

Психогимнастика.

Учитель:

Вступительное слово.

- Представьте себе, что вы на берегу весело журча­щего ручья. Вокруг ни души. Прекрасная солнечная по­года, рядом шелестит лес, поют птицы. Наполните пес­ней природы свое сердце, душу. Вам хорошо, спокойно на душе. Настроение прекрасное. А теперь «вернулись» в свой класс. Клуб «Почемучек» открыт для любозна­тельных. У нас в гостях учителя нашей школы.

Уважаемые гости, сегодня для вас работает клуб «По­чемучек». «Для чего, зачем и почему» - извечные вопросы человечества, особенно молодого поколения. Ребята бу­дут соревноваться в умении давать свои варианты отве­тов на давно известные, но до сих пор волнующие челове­чество вопросы, связанные с окружающим нас миром природы, его влиянием на душевное здоровье людей.

Релаксационная пауза.

- Она щедра и бескорыстна и в любое время года прекрасна, всегда полна звуков, ароматов, красок и све­та. - Кто это, что это? Это природа. О природе, о нас с вами, влиянии человека на окружающий мир и пойдет речь на этом занятии. Раздел 1. «Я и природа». - Что такое - природа? Ответ: Все, что нас окружает: земля, небо, воздух, рас­тения, солнце, животные. Работа карточками-заданиями (лежат на столах учащихся). Живая-неживая природа, классифицировать. Доказать. Ответ: все живое дышит, питается, размножается. На обсуждение - 1 минута. - «Экология» - это в переводе с греческого наука о доме (поясни, докажи). Ответ: Природа - наш дом, т.к. все, что нам необходи­мо для жизни (вода, воздух, тепло, еда, строительный ма­териал), находится в доме-природе, и человек пользует­ся всеми этими дарами природы. И свой дом человек строит в доме-природе. - Может ли человек прожить без природы? Ответ: Человек не сможет прожить без природы, т.к. все, что ему необходимо для жизни, он берет из дома- природы. - Может ли природа жить без человека? Да, нет. По­чему? Ответ: Да, природа может жить без человека потому, что все нужное ей (растениям, животным) для жизни у нее есть. Это вода, воздух, солнце. - Что произойдет, если не будет воздуха, воды, солнца? Ответ: Если не будет воздуха, воды, солнца - все живое погибнет на земле. - Кого мы называем «братьями меньшими»? Почему? Ответ: Для человека «братья меньшие» - это живот­ные, птицы, которые требуют от человека помощи, защи­ты, т.к. сами не могут за себя постоять. Значит, человек их брат большой, который все может, все умеет, наделен разумом, а поэтому должен помогать и оберегать их.

Раздел 2. «Экосистема среды обитания».

Домашнее задание.

- Экология в вашем доме (квартире) - как ты это по­нимаешь?

Ответ: Экология среды проживания в доме (квартире) складывается из следующих факторов: размера (площади) помещения, захламленности мебелью, вещами, наличием предметов обихода в т.ч. синтетических, загрязненности бытовыми отходами, отсутствием ежедневной влажной уборки помещения, вентиляции. Поэтому, для предупреж­дения различных заболеваний, необходимо проводить ежедневную влажную уборку, проветривание и т.п. - Можно ли охранять природу не выходя из собствен­ного дома? Ответ: Во всем мире вопросам охраны природы уде­ляется большое внимание. Повлиять на состояние окру­жающей среды можем и мы с вами, а для этого всего-то и нужно - соблюдать и поддерживать санитарное состо­яние своего дома (квартиры), т.е. - определенные усло­вия проживания человека и не выбрасывать бездумно отходы человеческой деятельности куда попало, не уст­раивать свалки и таким образом не загрязнять природу. - Представляет ли экологическую опасность для дома бытовая пыль? Ответ: Если человек, живя в доме (квартире), не соблю­дает санитарно-гигиенические требования, т.е. не произ­водит влажную уборку помещений, проветривание, не уха­живает за одеждой, обувью, не пылесосит - в доме на предметах, стенах оседает пыль. Скопление пыли отрица­тельно влияет на среду обитания (экологию), что ведет к различным заболеваниям человека (аллергии, заболева­ний органов дыхания). С пылью крысы и мыши переда­ют человеку возбудителей заболеваний тифом, чумой. - Что такое загрязнение в природе? Ответ: Загрязнения, связанные с активной человечес­кой деятельностью. Загрязнение природы происходит как естественным путем - это пыльные и песчаные бури, листопад, умирающие растения, животные и др., а также - от деятельности человека: сброс отработанных вод в водоемы, слив остатков топлива, распыление ядохимика­тов на леса, поля, выброс пищевых отходов, загрязнение выхлопными газами, продуктами горения и др. Для со­хранения природы, здоровья человека необходимо вести активную работу по охране окружающей среды. «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться» - так гла­сит народная мудрость. Слова этой поговорки человеку надо помнить всегда. - Губителен ли «грязный» воздух для деревьев и почему? Ответ: Растения для природы являются естественным очистителем. Они поглощают углекислый газ, выделяют кислород, которым дышит все живое. Стволы, листья де­ревьев, стебли травы - собирают на свою поверхность пыль, грязный воздух. Это затрудняет выделение кисло­рода и деревья начинают болеть, быстро сохнут, стареют и погибают. «Грязный» воздух губителен как для челове­ка, так и для растений. - Чем загрязняется вода? Ответ: Вода на земле - главное достояние. Жизнь без нее невозможна. Воды в природе много, но пресной воды - недостаток. Причина - загрязнение воды про­мышленными, сельскохозяйственными и бытовыми от­ходами человека. - Природа и человек - едины. Почему? Человек - часть природы? Докажи. Ответ: Все, что есть на нашей планете, вокруг нас - это природа и мы ее частица, т.к. человек находится внутри природы и не может без нее прожить. Все необходимое для жизни человек берет из природы, взамен же охраняя природу от самого себя - своей бездумной деятельнос­ти, тем самым сохраняя жизнь и себе. Живет природа - живет и человек, больна природа - нездоров и человек. Значит: природа и человек - ее частица - неразделимы. Вывод: Природа - это и есть растения, животные, горы, реки, воздух и земля-почва, небо, солнце. И все это нахо­дится на нашей планете - Земля, вокруг нас. Значит, наш дом - вся Земля. А раз так, человек должен очень береж­но относиться к природе, дружить с ней, уважать ее зако­ны, охранять. Ведь природа может жить и без человека. Когда-то, очень давно на нашей земле не было людей, а природа была уже тогда. А вот человек не может жить без природы, хоть он и построил целые города, освоил космос, все равно он зависит полность от природы, ее за­конов. Без природы человек не проживет. Он сам - часть природы и все необходимое для своей жизни берет из дома-природы. Значит, все взаимосвязано «Природа - человек - природа» - вот такая у нас получилась форму­ла жизни, получается - человек часть природы. Живет природа - живет и человек. Значит, природа и человек - неразделимы. Динамическая пауза «Прогулка». А). В небе солнышко сияет (поднять голову вверх, по­смотреть). Б). Ветер тучи нагоняет (наклоны вправо-влево). В). Резко тучи набежали о-ее-ей (руками обхватить голову). Г). Полил ДОЖДИК проливной (наклон головы вниз, руки на макушке). Д). Тучка быстро проплывает (распрямились). Е). Сново солнышко сияет (руки вверх в стороны).

Раздел 3. «Оценка экологической ситуации на территории школы».

- Отдохнули и снова за работу. Вам предстоит дать оценку экологической ситуации на территории нашей школы по следующим параметрам:

1. Какие парки, скверы, газоны и др. типы зеленых на­саждений имеются на территории и вблизи территории школы? Назови.

2. Влияют ли парковые насаждения на экологическую обстановку территории? А). Поглощают шумы, углекислый газ, собирают пыль, золу; выделяют кислород, дают тень; уменьша­ют силу ветра.

Б). Поглощают много воды, отчего под деревьями пло­хо растет трава, кустарники; деревья затеняют, шумят. В кроне деревьев гнездятся птицы, которые загаживают местность и кричат. 3. Не пытаются ли жители близлежащих домов гулять с собаками или кошками на территории школы? Да- нет. Надо ли им это разрешить или же категорически запретить потому что: А). Животные - друзья человека, к тому же - красивые, ласковые, любят резвиться... Б). Загаживают участок, могут укусить, поцарапать и занести инфекцию. Громко лают, бегают и тем самым пугают детей. 4. Оцените район школы с точки зрения шумов. (Автомагистрали, аэропорты, железная дорога и др.) - Считаете ли вы: а). шумовой фон - нормальным (т.е. не мешает); б). или же - шум такой сильный, что мешает во время занятий, прогулок, сна. 5. Назовите растения, произрастающие на террито­рии школы: а). дикорастущие, б). культурные. - Оцените их влияние на экологию территории. Вариант ответа: а). очищают воздух, задерживают пыль листвой; по­глощают шум листвой, выделяют кислород, радуют глаз листвой, кроной, соцветиями; б). сбрасывают листья, тем самым загрязняют терри­торию, шумят, затеняют участок. 6. Из каких источников поступает в школу питьевая вода: а). подземные источники; б). поверхностные воды. 7. Куда идет сброс используемой воды (отходов)? а). в реку, водохранилище; б). в канаву, по территории; в). в систему канализации. Вывод. На основании ответов детей: экоситуация вполне нормальная, можно сказать - благоприятная. И мы дол­жны в свою очередь постоянно поддерживать на нашей территории надлежащий порядок, заботиться об окружа­ющей природе.

Раздел 4. «Разбор экологических ситуаций».

Работа с карточками - заданиями.

- Природа дает нам силы, создает настроение и по­могает чувствовать себя на земле как дома. Меняется природа, погода, движется солнце и человек - дитя при­роды тоже меняется и чувствует. Особенно хорошо эти изменения природы чувствуют животные. Природа их кормит, лечит, оберегает. И животные никогда не вре­дят ей - живут с природой в гармонии. А у человека с природой порой происходят вот такие ситуации: карточки-задания. Ситуация «Кто прав»? (Домашнее задание) а). Идя на экскурсию в лес, увидели сон-траву. Петя хотел сорвать и принести ее в класс, а Наташа предло­жила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ре­бята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Ответ: сон-траву рвать нельзя, она занесена в Красную книгу - взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посеять на не слишком затененном месте б). Сережа рассказал о том, что когда они с папой гу­ляли по лесу, то развели костер и пекли картошку. По­том папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что он поступил неправильно? Ответ: кострище в лесу не зарастет 5-7 лет, а до пол­ного разложения консервной банки нужно 90 лет, поли­этиленового пакета - 200 лет. На месте кострища обра­зуется «рана» - выгорит трава, корешки, насекомые, обуг­лится часть почвы. Вывод: Мусор необходимо унести с собой и выбро­сить в мусоросборник. Кострище разводить в емкости, которую устанавливают на ножках вдали от деревьев, ближе к воде. Ситуация «Жалобы обитателей леса». а). Мы первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься пер­выми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. По­могите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень. Ваши зеленые друзья: ива, черемуха, лесная сирень Ответ: Организуем «Зеленый патруль»: - проведем разъяснительную работу среди учеников; - поставим у леса запрещающие знаки: не уничтожать, не рвать, не топтать. б). Мне нужна помощь! Срочно! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой сидели в земле на 2 метра вглубь, запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь - их много. Нужна помощь. Передайте это ребятам. Срочно. Ваш дятел. Ответ: Немедленно приступаем к изготовлению и вывеши­ванию скворечников и кормушек: - в школьном саду устраиваем ловчие пояса на ство­лах деревьев. - а еще по вине недоброго человека случаются и та­кие ситуации. Музыкальная пауза. Учащиеся исполняют песню «Жестокость». Муз. Варламова. Только что в прозвучавшей песне мы услышали крик, боль материнского сердца. Думаю, эту боль, причинен­ную жестокостью человека беззащитному животному, почувствовали и все сидящие здесь. По убитой лосихе, осиротевшем лосенке плачет и наша душа. Мало чув­ствовать боль, надо учиться помогать природе, любить все живое, делать добро. Истина гласит: «Добро всегда побеждает зло».

Раздел 5. «Размышления о душевном здоровье».

- «Ум истиной просветляется, а любовь сердцем со­гревается, сердце добротою наполняется». В этой по­словице собрана вековая мудрость народа. Ребята, а как вы понимаете эти мудрые слова?

Ответы детей:

- сердце живет любовью;

- любовь согревает сердце человека;

- раз сердце любит, значит, оно доброе;

- любовь, доброта согревают и душу человека.

Вопрос к детям:

- А где, как вы считаете, находится душа человека?

Ответ. Считается, что душа обитает в сердце человека. Вывод: правильно. Любовь питает сердце человека, его душу, делает человека лучше, помогает справиться со злом, с трудностями, делает человека счастливым. Лю­бящее сердце - любящая, добрая душа. Любовь - это здоровье души. Музыкальный фон. Релаксационная пауза «Сердце Доброты». - Представьте себе свое сердце. И сколько оно мо­жет вместить любви и добра, нарисуйте его на бумаге, поставьте свое имя. Покажите рисунки перед собой го­стям, вырежьте по контуру. (Дети рисуют, показывают ри­сунки, вырезают по контуру.) Рисунки собираем и при­крепляем на заранее вырезанном большом «сердце» со словами: «Сколько маленьких сердец собралось в одно большое сердце». Теперь у нас есть «Сердце Доброты», оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и по­могать в работе. - А сейчас сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте на них столько любви, добра, доб­рых чувств, сколько может поместиться, и приложите, пе­реложите эту любовь в свое сердце, в вашу душу. - Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Вам очень приятно ощущать внутри себя светлые чувства, любовь, доброту. Поделись своей любовью С другими. (Дети по цепочке прикладыва­ют ладошки друг другу.) Музыкальная пауза «Ням-ням», песенка в исполнении детей. Вывод: Сердце, которое любит открыто для всех. Оно доброе, ласковое и значит, такое сердце не будет спо­собно на жестокость, зло по отношению к окружающим, миру природы.

Раздел 6. Викторина. - Почему весной не бьют пушных зверей? (Звери ли­няют, у них выводятся детеныши.) - Почему нельзя трогать руками яйца в гнезде? (По­сторонний запах отпугивает птиц.) - Что птицам страшнее: холод или голод? (Голод.) - След какого зверя похож на человеческий? (Мед­ведя.) - Что ест зимой жаба? (Ничего не ест - она спит.) - Почему заготовленные зимой дрова ценятся боль­ше, чем заготовленные летом? (Зимой деревья замира­ют - не впитывают воду в себя - нет сокодвижения, по­этому дрова, срубленные зимой, суше.) - Природные богатства, находящиеся в глубинах зем­ли, которые человек использует в народном хозяйстве. (Ископаемые.) - Деятельность человека, направленная на охрану и защиту живой и неживой природы. (Охрана.) - Распространенное вещество, встречающееся на земле в 3-х состояниях. (Вода.) - Верхний слой земли, на котором растут растения. (Почва.) - Живое существо, активно воздействующее на жи­вую и неживую природу, изменяющее её. (Человек.) - Название учебного предмета, изучаемого в школе. (Познание мира.)

Раздел 7. «Меры охраны природы».

В качестве домашнего задания дети разрабатывали меры охраны природы и составляли правила поведения в приро­де. В классе их предложения обсуждались и оформлялись

в виде стенда.

Главное правило: люди, уважайте законы природы, дружите с природой, не забывайте, человек - частица ее! Наше правило гласит: быть с природой «на ты», ходить на природу только за красотой и здоровьем т. е.: любоваться зеленью, стройными березками, слушать пение птиц, шелест листвы; - бродить по лугам, слушать пение жаворонка, любо­ваться цветами, порхающими разноцветными бабочками; ходить на водоемы - послушать журчание ручья, про­сто побегать по песчаному берегу, пошлепать по воде босиком, купаться, загорать и радоваться жизни. Стихотворение «Берегите Землю», М. Дудин. (Читает ученик) Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики. Ястреба, парящего над полем, Полумесяц над речным покосом, Ласточку, мелькающую в жите... Небо в звездах, океан и сушу. И в бессмертье верящую душу... Берегите молодые всходы На зеленом празднике Природы.

Итог занятия. Заключительное слово.

- Сегодня мы с вами вели разговор о нашем доме - Природе и месте человека в нем, о влиянии Природы на наше физическое и душевное здоровье. «Нам природа - дом И мы с тобою в нем: И ты, и я,

А значит, в нем душа «твоя - моя».

Мы сегодня доказали, что что природа и человек едины. Помните! Наша планета - Земля во Вселенной одна. А значит, мы, люди, должны жить с природой в мире и согласии, уважать ее законы, беречь и охранять.

- Спасибо за активную работу. Молодцы!






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее