Внеклассное занятие «Наши семейные традиции и ценности»
Занятие предназначено для учащихся 2-х классов группы продленного дня
Цель: приобщение детей к семейным ценностям и традициям.
Задачи: дальнейшее знакомство с понятиями «семья», родственные отношения; развитие познавательной и творческой активности детей, памяти, воображения; воспитание любви и уважения к семье, семейным ценностям и традициям.
Оборудование: презентация, ноутбук, экран проектора.
Организационный момент:
Воспитатель: Добрый день, ребята. Рада всех видеть. Приглашаю вас на занятие по интересной теме, а какой- вы сможете мне сказать, отгадав загадку:
Папа, мама, старший брат,
Таня, дедушка Игнат,
Много разной тут родни.
А все вместе кто они?
Дети: Семья.
Воспитатель: Правильно, речь пойдет о семье, о том, что такое семья, о том, какая семья называется счастливой, почему семью нужно беречь. Узнаем с вами, что такое семейные ценности и семейные традиции.
Ход занятия.
Воспитатель: Слово «Семья» состоит из семи Я, то есть семь таких же, как я. Недаром, иногда некоторые члены семьи похожи друг на друга, как внешне, так и по характеру.
Закройте глаза, представьте свою семью. Что вы почувствовали?
Дети: Тепло, улыбки родных нам людей, уютные вечера.
Воспитатель: Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
Воспитатель: А как вы думаете, почему мы выбрали эту тему?
(Дети высказывают предположения)
Воспитатель: Семья в жизни человека занимает важное место. В семье человек растет, развивается формируется его характер. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка…
Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Мы с вами уже работали по этой теме: составляли родословную своей семьи, вы рассказывали о своих мамах, папах, дедушках, бабушках и т.д., рисовали рисунки «Моя семья».
Воспитатель: Ребята, скажите. Все ли семьи одинаковые? Чем они могут быть похожи? ( ответы детей)
Воспитатель: Правильно, семьи разные, они отличаются своими привычками, укладом, обычаями. А какой должна быть семья? (предлагается посмотреть презентацию и выбрать прилагательные, которые отвечают на вопрос (дружная, ленивая, спортивная, трудолюбивая, заботливая и т.д.)
А почему вы не выбрали слова ленивая, скандальная, злая, равнодушная, жадная?
(ответы детей)
А каким будет ребёнок в такой семье?
(ответы детей)
Каждый человек творец своего счастье, а оно рождается в семье. А что значит счастливая семья, какая она по- вашему?
(ответы детей)
Вы еще не совсем взрослые, но от этого ваша роль в семье не становиться меньше, вы можете стать опорой и надеждой своей семье. Как вы думаете, что вы можете сделать для своей семьи? (ответы детей)
Правильно, помощь родителям, уважительное отношение к ним, забота о младших. Помыть посуду, убрать свои вещи, подмести, протереть пыль, налить ай, приготовить бутерброды …именно это, станет вашем не заменимым вкладом в укрепление семьи, ее защите и сохранении. Вы тоже можете слепить свое семейное счастье.
Воспитатель: а сейчас пришло время немного поиграть. Игра называется «Собери пословицу». (выводится слайд с пословицами на проектор)
Воспитатель: как вы понимаете значение этих пословиц? (ответы детей)
Следующий слайд на проекторе со словами: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба.
Воспитатель: Ребята, вы согласитесь со мной, если я скажу вам, что самое важное- это семья, уютный дом, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют?
Воспитатель: Скажите, как вы понимаете выражение «От одного поколения к другому»?
(дети отвечают)
Если есть затруднения с ответом, то воспитатель помогает: от прадедушки и прабабушки - к дедушке и бабушке, от бабушки и дедушки - к отцу и матери, от матери и отца - к детям, от детей - к внукам.
Воспитатель: То есть, получается такая «цепочка», по которой семейные традиции передаются от одного поколения к другому.
Наиболее долго сохраняются те семейные традиции, которые связаны с добрыми делами, хорошими и благородными поступками, веселыми воспоминаниями.
Например, уважение и почитание младшими членами семьи старших; уважительное отношение мужчин к женщинам (мужа - к жене, сына - к матери, брата - к сестре, внука -к бабушке).
Эти традиции могут сохраняться в семьях в течении многих лет.
Воспитатель: А как вы понимаете значение слова традиции? (ответы детей)
В толковом словаре Ожегова дано такое определение. «Традиция - это обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, а также то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков»
Многие семейные традиции связаны с народными традициями, и появились они очень давно.
Например, совместное празднование на День рождения, Новый год, Пасху и т.д., где собираются за богато накрытым столом много родственников и близких друзей, чтобы поздравить именинника или проводить уходящий год. В эти дни принято преподносить подарки и памятные сувениры, писать поздравления, петь песни и танцевать.
Следующая семейная традиция - совместные путешествия. Если позволяют обстоятельства, многие проводят отпуск все вместе, по возможности отправляясь на море или в другой город. А есть те, которые предпочитают ежегодные выезды на дачу летом, где отдых на природе сочетается с трудовыми обязанностями. Любая такая поездка приносит много позитива каждому её участнику, что укрепляет отношения в семье.
Еще такая традиция как совместное посещение мероприятий. Кино, театр, выставки, музеи– это все очень интересно и познавательно. Совместные посещения культурных или развлекательных мероприятий – это очень хороший и полезный обычай.
Связь поколений, сохранение традиций семьи – это было важно всегда. К сожалению, многие современные семьи живут разрозненно, редко собираются вместе, забывают о своих родителях, - у них нет совместных занятий. Отсутствие традиций в семье ведет к разобщению людей, даже самых близких.
Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.
Воспитатель:
Семья – семь нот волшебных песни,
Чтоб солнца свет не гас чудесный,
Семья – душа любой страны,
В ней все достоинства видны,
Иначе жить никак нельзя!
Пусть будет счастлива семья!
Итог. Рефлексия.
Задаются вопросы детям:
Итак, о чём мы сегодня говорили с вами?
Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?
Что было для вас интересно на уроке?
Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
А сейчас я хочу вас попросить, когда вы вернетесь домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко – то позвонить и сказать, что вы их очень ЛЮБИТЕ!