«Зимний фестиваль знаний 2025»

Внеклассное занятие "День птиц"

Внеклассное занятие "День птиц"

Цель: экологическое воспитание учащихся, расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции.

Оборудование. Картины с изображением птиц, плакаты с загадками, фонограмма голосов птиц.

Ход занятия

l. Историческая справка. Сегодня мы проведем викторину, посвященную Международному Дню птиц. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки



Внеклассное занятие "День птиц"

Цель: экологическое воспитание учащихся, расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции.

Оборудование. Картины с изображением птиц, плакаты с загадками, фонограмма голосов птиц.

Ход занятия

l. Историческая справка. Сегодня мы проведем викторину, посвященную Международному Дню птиц. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1920 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы традиция прервана, а в 1996 году возобновлена.

С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию “Птица года”, цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц.

Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира.

I.Приветствие команд.

ll. Конкурс “Разминка”.

В качестве разминки предлагается ответить на ряд вопросов. Тот, кто первым угадает, о чем идет речь, должен позвонить в колокольчик и назвать ответ, пояснив, какие качества человека и птицы позволяют их сравнивать.

За правильный ответ вы получите «птичку» (за личные заслуги, маленькую).

1. Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей).

2. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).

3. О мужчине, который изо всех сил старается понравиться женщине говорят, что он распускает хвост этой птицы. (Павлин).

4. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).

5. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).

6. Так называют влюбленных. (Голубки).

7. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).

8. Так называют доброго, милого, родного человека. (Ласточка).

9. Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).

10. Так называют плохую мать. (Кукушка).

11. С этой птицей сравнивают человека, который пытается спрятаться от опасности. (Страус).

12. Так называют мужественного, сильного человека. (Орел).

lll. Викторина (15сек.)

  1. Для чего дятел “барабанит”?

А) клюв чистит;

Б) кому-то что-то сообщает; (+)

В) музыкой увлекается.

(сигнал служит приглашением для самки)

  1. Зачем страус голову в песок прячет?

А) от страха;

Б) освобождается от паразитов; (+)

В) разыскивает пищу.

(Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт, пока погибнут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь и принимает самые настоящие песочные ванны).

  1. Какая птица является чемпионом по нырянию?

А) утка;

Б) гагара;

В) пингвин. (+)

(гагара ныряет на глубину 80м, пингвин – 200м).

  1. Почему у журавля рождается только один птенец?

А) журавль откладывает только одно яйцо;

Б) сильный птенец убивает слабого; (+)

В) птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.

(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действием).

IV. Птица счастья завтрашнего дня

Ребята, кто из вас знает, какие художники рисовали птиц? (За ответы – маленькие «птички»). Сегодня вы тоже сможете почувствовать себя Саврасовыми. Наш следующий конкурс – рисовальный. Команды приглашаются на старт. Просим встать в очередь друг за другом. На листе бумаги надо нарисовать птицу, но не всю сразу, а по частям, один человек – 1 фрагмент. Причем рисовать надо ту часть птицы, которую вам скажет судья на старте. Оцениваться будет не только скорость, но и качество исполнения вашего шедевра.

Порядок рисования: клюв, нога, крыло, хвост, глаз, тело, вторая нога, голова, украшения, название.

Награды – большие «птицы», 1 за скорость и 2-3 за качество.

V. Птичьи премудрости

В этом конкурсе каждому человеку из команды дается задание собрать пословицы о птицах. В конверте находятся три разрезанных на части пословицы, каждая из которых набрана своим цветом.

Награда (маленькая «птичка») выдается за каждую правильно собранную пословицу.

Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.

Человек без родины, что соловей без песни.

Ворон ворону глаза не выклюет.

Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.

Ждала сова галку, да выждала палку.

Не поймав, курицы не щиплют.

Не учи белого лебедя плавать.

Птицу приманивают кормом, а человека словом.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

С курами ложись, с петухами вставай.

Ходит журавль по болоту, нанимается на работу.

Vl. Конкурс “Актёрского мастерства”

Птица с характером

Следующий конкурс – артистический. Сначала давайте все попробуем изобразить веселых, оживленных птичек. А теперь хищных, высматривающих добычу. Теперь прошу освободить середину зала и выбрать по одному добровольцу от каждой команды. В дальнейшем все смогут попробовать себя в актерском мастерстве, так как заданий будет несколько.

Есть такая очень известная книга немецкого натуралиста Брэма «Жизнь животных». Там он не только описывает внешний вид животных и птиц, но и рассказывает об их поведении, наделяя их характерами. Сейчас я буду медленно читать описание птиц, а наши избранники будут в это время изображать читаемое жестами, движениями, звуками, вживаясь в образ.

Судейское жюри оценивает актерскую работу и награждает за самые яркие образы личными «птичками».

Характеры птиц (По Брэму)

1. Ворон. Полет ворона очень красив; при быстром полете он несется почти по прямой линии, сильно ударяя крыльями; часто он долго парит, описывая красивые круги. По земле он ходит со смешной важностью; сидя на ветке, держится или горизонтально, или совершенно прямо. Ворон часто нападает на животных. Ворует вещи и еду и прячет краденое. Он отлично выучивается говорить и даже разумно применяет слова. Тот, кто не признает у животных ума, пусть подольше наблюдает ворона.

2. Жаворонки. Жаворонки хорошо ходят по земле, хотя и полет их замечателен своим разнообразием. Спеша, они летят чрезвычайно быстро; во время же пения они, вспархивая, разом взвиваются к небу, описывая большую спираль; оттуда они спускаются сначала медленно, а затем вдруг, сложив крылья, как камень, падают на землю. Органы внешних чувств у жаворонков развиты хорошо, понятливость же, напротив, довольно слаба. Большинство жаворонков хорошие певцы, песни их чрезвычайно разнообразны.

3. Чайка. По внешности чайки – привлекательные птицы, отличающиеся изящными движениями и красивой гордой осанкой. Ходят они довольно скоро, хорошо плавают и продолжительно и долго летают. В нырянии они тоже довольно искусны. Зато голос их не может быть назван приятным, так как состоит из громких каркающих и трескучих звуков. Чайки – умные и понятливые птицы, замечающие все происходящее кругом. Они храбры и смело вступают в бой с врагами; друг с другом живут довольно мирно, но завистливы и недоверчивы. Обиженная или раненая чайка сообщает о своем несчастье всем подругам, и они сообща дают отпор опасности.

4. Журавль. Все движения журавля изящны; все проявления его довольно высоко развитых способностей привлекают внимание. Крупная, подвижная и смышленая птица прекрасно осознает свои достоинства и выражает это в самых разнообразных поступках. Ходит она грациозно и мерно, с сознанием своей красоты, без труда поднимается на воздух, немногими широкими ударами сильных крыльев достигает желаемой высоты и летит ровно и неторопливо, но быстро и энергично. Когда придет журавлю охота, он забавляется веселыми прыжками, шаловливыми движениями, странными позами; играя, поднимает с земли щепки и камешки, бросает на воздух и ловит их снова; танцует, прыгает, быстро бегает взад и вперед и самыми разнообразными движениями выражает свою жизнерадостность.



VlI. Конкурс “Узнай птицу по портрету”.

Каждое существо имеет своё лицо, свой портрет. Лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы.

Сегодня по портрету будем узнавать птиц.

Подведение итогов.

Наш праздник хотелось бы закончить стихотворением Н.А.Заболоцкого “Просьба”

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится!
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы, звери в душу к людям смотрят
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди – человечки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как – то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птиц

ПРИЛОЖЕНИЕ

Загадки о птицах

1) На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)

2) Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А лечит. (дятел)

3) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(цапля)

4) Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)

5) По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(гусь)

6) Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… (грач)



Конкурс “Живые синонимы”.

Вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

  • Могучий как … (орёл)

  • Вольный как птица … (птица)

  • Вороватый как … (сорока)

  • Важный как … (гусь)

  • Взгляд хищный как … (у ястреба)

  • Зоркий как … (сокол)

  • Болтать как … (сорока)



Конкурс “Веришь – не веришь”.

  • Верите ли вы, что кукушка кукует, не открывая клюва? (да)

  • Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (нет)

  • Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (нет)

  • Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим законам? (да)



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее