Внеклассное мероприятие «Знатоки русского языка».

Внеклассное мероприятие по предмету "Русский язык" для учащихся 3 классов.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Внеклассное мероприятие «Знатоки русского языка».

Цель:

- закрепление знаний и умений, полученных на уроках;

- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;

- расширение словарного запаса детей, используя разные задания и высказывания писателей о русском языке.

- воспитание у учащихся бережного отношения к слову, уважения к русскому языку;

Задачи:

- формирование интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- повышение общей языковой культуры

Оборудование:

- высказывания поэтов и писателей о русском языке;

- карточки с заданиями.

1 ученик

Жизнь идет, словарь опережая.

(Сколько новых дел, событий, чувств!)

Мысль свою на русском выражая,

Я у предков многому учусь.

2 ученик

Навсегда вошли без перевода Русские хорошие слова В речь и душу каждого народа На правах духовного родства.

3ученик

Наш язык — язык труда и света, Он широк, и ясен, и велик. Слушает с волнением планета Пушкина бессмертного язык!

I. Вступительное слово учителя

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

- Сегодня у нас встреча в честь русского языка.

- Послушайте что говорили о русском языке известные поэты и писатели. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой», - так считал Лев Николаевич Толстой

- Русский язык входит в число мировых языков. Поэтому вместе с родным казахским языком вы изучаете русский язык. В Казахстане русский язык – язык межнационального общения, так как здесь проживает более 130 национальностей

Вы владеете русским языком, многое о нём знаете, изучаете правила, понятия. Достаточны ли ваши знания и умения? Сегодня вы имеете возможность показать себя. Мы проведём необычное внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры.

Нам нужно определить состав команд. У вас на столах стикеры разных цветов. За первый стол садятся ученики с розовыми стикерами, а за второй с жёлтыми. За первым столом - первая команда, за вторым вторая. Название команды вы узнаете, прочитав буквы с обратной стороны стикеров.

(«Грамотеи». «Всеведы»).

- И так у нас образовались 2 команды знатоков русского языка. Уважаемые болельщики. давайте поприветствуем их.

- Игра состоит из 6 туров. В ходе игры я буду разъяснять условия каждого тура. За каждый правильный ответ или задание будут присуждаться баллы.

Болельщики, и вы не робейте! Задания будут и для вас!

- А судить нас будет жюри:

Тур 1 «Разминочный»

Вопросы задаются каждой команде по очереди.

За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.

1. Из чего состоит наша речь? (Из предложений). 2. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое). 3. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? (Предметы). 4. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (Действия предметов). 5. Как переносится слово? (По слогам). 6. Чем обозначается мягкость согласного звука в конце слова? (Мягким знаком). 7. Как связаны слова в предложении между собой? (По смыслу). 8. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? (Признаки предметов).

Тур 2 «Орфографический»

Учитель:

  • Орфография - в переводе с греческого «орфо»- правильный, «графо»-пишу.

Таким образом орфография - это единый свод правил, определяющий написание слов и речевых оборотов.

  • Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка. Орфография изучает правописание слов в нашем языке.

Задание командам:

  • Я раздаю карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Нужно вставить пропущенные буквы . За каждое правильно написанное слово, команда получает по 1 баллу.

м_роз

х_рошо

к_ртина

к_пуста

м_локо

уч_ник

м_рковь

к_ньки

д_рога

п_льто

п_нал

в_рона

м_дведь

сп_сибо

д_журный

л_пата

б…рёза

в…робей

к…рандаш

д…екабрь

п…года

ж…лтый

г…рох

м…лина

Конкурс для болельщиков

Игра «Прочитай-ка»

Прочитайте слова. Найдите лишнее.

РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК, ОРЕВД

(карандаш , ручка,кисточка, ведро)

ТУР 3 «Лексический»

Что такое ЛЕКСИКА?

- Это все слова, которые есть в русском языке. Толковый словарь Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля около 50 тысяч слов. По исследованиям учёных мы знаем и употребляем в речи всего только несколько тысяч слов. Как много слов ещё нам с вами предстоит узнать, запомнить и начать употреблять их в своей речи.

Очень часто сегодня слышишь из уст учеников слова, лишние в их речи. Это слова-паразиты. Послушайте стихотворение по этому поводу.

Стихотворение «Лишние слова»

Увидал раз гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по “01”,

Срочно сообщает:

“ Я не знаю, как начать,

Но, как говорится,

Вообщем, значит, так сказать,

Страшное творится.

Вообщем, значит, стало быть,

-Можно трубку положить:

Все уже сгорело.

Учитель.

- Почему сгорел сарай?

Задание игрокам:

- Русская речь богата крылатыми выражениями, или, по-научному, фразеологизмами. Наверняка вы многие из них слышали:

1. Знать, как свои пять пальцев. 2. Сидеть, сложа руки. 3. Вариться в собственном соку. 4. Поразить, как гром с ясного неба. И др.

Задания для участников – коротко объяснить значение фразеологизмов. (1балл)

Вопросы для игроков:

1. Как снег на голову (неожиданно). 2. Яблоку негде упасть (тесно). 3. Хоть глаз выколи (темно). 4. Держать язык за зубами (молчать). 5. С гулькин нос (мало). 6. Как в воду глядел (знал).

Найдите ошибки в пословицах и поговорках. (1 балл)

1. Шило в горшке не утаишь (в мешке).2. В семье не без водопровода (урода). 3. Не имей сто рублей, а имей миллион (сто друзей). 4. Умный в гору не пойдёт, умный гору подорвёт (обойдёт).

5. Волков бояться – под одеялом лежать (в лес не ходить). 6. Кашу соляркой не испортишь (маслом).7. Тяжело в учении, легко на каникулах (в бою).8. У мышки глаза велики (у страха)

Фразеологический зверинец(называние слов, сравнивающие людей с животными)

(игра с болельщиками)

беспечный, как … (стрекоза) болтливый, как … (сорока)

вольный, как …(птица) мудрый, как… (ворон)

гримасничающий, как … (обезьяна) зубастый, как…( крокодил)

пёстрый, как … (павлин) толстощёкий, как … (хомяк)

косолапый, как … (медведь) желторотый, как … (цыплёнок)

быстрый, как … (олень, лань) прилипающий, как … (пиявка)

Учитель:

  • Как называются такие слова в русском языке? (Зоонимы)

Тур 4 «Фонетический».

Учитель:

  • Слово фонетика образовано от греческого слова «фонетикос» - звуковой. «Фон»- звук.

  • Таким образом фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. наука о звуках – фонемах. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных.

  • На выполнение 1 задания этого тура каждой команде отводится 1 минута.

- Каждая команда отгадает две загадки. Надо сказать слово - отгадку, определить, сколько букв и звуков в словах- отгадках. Загадки команде 1:Она в лесу своём живет И думает о том, Что непременно в Новый год Придет к кому-то в дом. Слово-отгадка: ель, в слове три буквы, три звука Кто приходит,- Кто уходит- Все её за ручку водят. Слово- отгадка: дверь, в слове пять букв, четыре звука.

Загадки для команды 2:Пришла без красок и без кисти А перекрасила все листья. Слово-отгадка: осень, в слове пять букв, четыре звука. Закружится на острой ножке Жужжит, как будто бы жучок. Захочет - вскачь пройдет немножко, Захочет - ляжет на бочок. Слово-отгадка: юла, в слове три буквы, четыре звука.

  • За верно выполненное задание команда получает 2 балла (сосчитать количество звуков и буков).

Тур 5 «Морфологический».

Учитель:

  • Слово морфология образовано от греческого «морфе» - форма и… логия-

наука. Таким образом, морфология – это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д. Давайте все вместе вспомним части речи.

  • Давно живу я в мире этом.

Даю названия предметам (существительное).

  • Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (прилагательное)

  • Что делать, что сделать

Учащимся школ?

На эти вопросы ответит …(глагол).

  • В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает (предлог).

  • В русском языке есть на первый взгляд вроде одинаковые слова по звучанию и написанию, но если к ним внимательней присмотреться, они неодинаковые. Такие слова в русском языке называют омонимами. Это разные части речи.

  • - Вы должны подписать их в выделенных словах.

1команда:

1. Рой пчёл кружится над липой. Рой яму поглубже.

2. Вода перестала течь. В лодке открылась течь.

3. Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали.

2команда

1. Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена.

2. В доме топится печь. Мы будем пироги печь

3. На полке лежит кусок мыла. Лена мыла посуду

(игра с болельщиками)

Отгадайте ребусы.

Ребус (от лат. rebus - при помощи вещей) – один из видов словесных игр, популярных еще в древности. Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде рисунков, комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов». Разгадывать ребусы просто: что нарисовано, то и читай.

Тур 6 «Грамматическая арифметик»

Учитель:

- Без букв и грамматики не обходятся и математики!

Грамматическая арифметика

Каждая команда получает задание. За каждое слово 1 балл.

Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад

До + рожки у улитки = дорожки

До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада

До + термин игры в шашки, шахматы = доход

С + мелкое место поперек реки = сброд

Чудеса – а + ный = чудесный

Часть – ушко – о +а = частушка

Кабан – ан + лук = каблук

Игра для болельщиков

- Ребята, вы знаете кто такой патриот?

Из слова ПАТРИОТИЗМ

составить, как можно больше слов.

Подведение итогов

Итак, друзья, пришла пора, И я хочу вам пожелать: Всегда с охотою учиться, Всегда с желанием трудиться. Никогда не унывать,

А русский на «отлично» знать.

Рефлексия.

Учитель:

  • Вот и закончилось наш турнир знатоков русского языка. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное.

  • Понравилась ли вам игра?

  • Какое у вас настроение? Отметьте его на своих кружках .И свои улыбки поместим вокруг солнышка как символ любви к нашей Родине

А пока награды в пути, у меня для вас маленький сюрприз. Послушайте, как иногда мы говорим, коверкая наш язык. Посмейтесь, но выводы для себя сделайте.

Просмотр видеосюжета из киножурнала «Ералаш» - «Почему мы так говорим?»

Награждение. (подведение итогов, награждение победителей – медали «Знаток русского языка

Ведущий: Помните, ребята: «Видна птица по перьям, а человек – по речам». До свидания! До новых встреч!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее