Внеклассное мероприятие «Знатоки русского языка».
Цель:
- закрепление знаний и умений, полученных на уроках;
- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
- расширение словарного запаса детей, используя разные задания и высказывания писателей о русском языке.
- воспитание у учащихся бережного отношения к слову, уважения к русскому языку;
Задачи:
- формирование интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- повышение общей языковой культуры
Оборудование:
- высказывания поэтов и писателей о русском языке;
- карточки с заданиями.
1 ученик
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
2 ученик
Навсегда вошли без перевода Русские хорошие слова В речь и душу каждого народа На правах духовного родства.
3ученик
Наш язык — язык труда и света, Он широк, и ясен, и велик. Слушает с волнением планета Пушкина бессмертного язык!
I. Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!
- Сегодня у нас встреча в честь русского языка.
- Послушайте что говорили о русском языке известные поэты и писатели. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой», - так считал Лев Николаевич Толстой
- Русский язык входит в число мировых языков. Поэтому вместе с родным казахским языком вы изучаете русский язык. В Казахстане русский язык – язык межнационального общения, так как здесь проживает более 130 национальностей
Вы владеете русским языком, многое о нём знаете, изучаете правила, понятия. Достаточны ли ваши знания и умения? Сегодня вы имеете возможность показать себя. Мы проведём необычное внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры.
Нам нужно определить состав команд. У вас на столах стикеры разных цветов. За первый стол садятся ученики с розовыми стикерами, а за второй с жёлтыми. За первым столом - первая команда, за вторым вторая. Название команды вы узнаете, прочитав буквы с обратной стороны стикеров.
(«Грамотеи». «Всеведы»).
- И так у нас образовались 2 команды знатоков русского языка. Уважаемые болельщики. давайте поприветствуем их.
- Игра состоит из 6 туров. В ходе игры я буду разъяснять условия каждого тура. За каждый правильный ответ или задание будут присуждаться баллы.
Болельщики, и вы не робейте! Задания будут и для вас!
- А судить нас будет жюри:
Тур 1 «Разминочный»
Вопросы задаются каждой команде по очереди.
За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
1. Из чего состоит наша речь? (Из предложений). 2. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое). 3. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? (Предметы). 4. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (Действия предметов). 5. Как переносится слово? (По слогам). 6. Чем обозначается мягкость согласного звука в конце слова? (Мягким знаком). 7. Как связаны слова в предложении между собой? (По смыслу). 8. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? (Признаки предметов).
Тур 2 «Орфографический»
Учитель:
Орфография - в переводе с греческого «орфо»- правильный, «графо»-пишу.
Таким образом орфография - это единый свод правил, определяющий написание слов и речевых оборотов.
Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка. Орфография изучает правописание слов в нашем языке.
Задание командам:
Я раздаю карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Нужно вставить пропущенные буквы . За каждое правильно написанное слово, команда получает по 1 баллу.
м_роз
х_рошо
к_ртина
к_пуста
м_локо
уч_ник
м_рковь
к_ньки
д_рога
п_льто
п_нал
в_рона
м_дведь
сп_сибо
д_журный
л_пата
б…рёза
в…робей
к…рандаш
д…екабрь
п…года
ж…лтый
г…рох
м…лина
Конкурс для болельщиков
Игра «Прочитай-ка»
Прочитайте слова. Найдите лишнее.
РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК, ОРЕВД
(карандаш , ручка,кисточка, ведро)
ТУР 3 «Лексический»
Что такое ЛЕКСИКА?
- Это все слова, которые есть в русском языке. Толковый словарь Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля около 50 тысяч слов. По исследованиям учёных мы знаем и употребляем в речи всего только несколько тысяч слов. Как много слов ещё нам с вами предстоит узнать, запомнить и начать употреблять их в своей речи.
Очень часто сегодня слышишь из уст учеников слова, лишние в их речи. Это слова-паразиты. Послушайте стихотворение по этому поводу.
Стихотворение «Лишние слова»
Увидал раз гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “01”,
Срочно сообщает:
“ Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Вообщем, значит, так сказать,
Страшное творится.
Вообщем, значит, стало быть,
-Можно трубку положить:
Все уже сгорело.
Учитель.
- Почему сгорел сарай?
Задание игрокам:
- Русская речь богата крылатыми выражениями, или, по-научному, фразеологизмами. Наверняка вы многие из них слышали:
1. Знать, как свои пять пальцев. 2. Сидеть, сложа руки. 3. Вариться в собственном соку. 4. Поразить, как гром с ясного неба. И др.
Задания для участников – коротко объяснить значение фразеологизмов. (1балл)
Вопросы для игроков:
1. Как снег на голову (неожиданно). 2. Яблоку негде упасть (тесно). 3. Хоть глаз выколи (темно). 4. Держать язык за зубами (молчать). 5. С гулькин нос (мало). 6. Как в воду глядел (знал).
Найдите ошибки в пословицах и поговорках. (1 балл)
1. Шило в горшке не утаишь (в мешке).2. В семье не без водопровода (урода). 3. Не имей сто рублей, а имей миллион (сто друзей). 4. Умный в гору не пойдёт, умный гору подорвёт (обойдёт).
5. Волков бояться – под одеялом лежать (в лес не ходить). 6. Кашу соляркой не испортишь (маслом).7. Тяжело в учении, легко на каникулах (в бою).8. У мышки глаза велики (у страха)
Фразеологический зверинец; (называние слов, сравнивающие людей с животными)
(игра с болельщиками)
беспечный, как … (стрекоза) болтливый, как … (сорока)
вольный, как …(птица) мудрый, как… (ворон)
гримасничающий, как … (обезьяна) зубастый, как…( крокодил)
пёстрый, как … (павлин) толстощёкий, как … (хомяк)
косолапый, как … (медведь) желторотый, как … (цыплёнок)
быстрый, как … (олень, лань) прилипающий, как … (пиявка)
Учитель:
Как называются такие слова в русском языке? (Зоонимы)
Тур 4 «Фонетический».
Учитель:
Слово фонетика образовано от греческого слова «фонетикос» - звуковой. «Фон»- звук.
Таким образом фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. наука о звуках – фонемах. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных.
На выполнение 1 задания этого тура каждой команде отводится 1 минута.
- Каждая команда отгадает две загадки. Надо сказать слово - отгадку, определить, сколько букв и звуков в словах- отгадках. Загадки команде 1:Она в лесу своём живет И думает о том, Что непременно в Новый год Придет к кому-то в дом. Слово-отгадка: ель, в слове три буквы, три звука Кто приходит,- Кто уходит- Все её за ручку водят. Слово- отгадка: дверь, в слове пять букв, четыре звука.
Загадки для команды 2:Пришла без красок и без кисти А перекрасила все листья. Слово-отгадка: осень, в слове пять букв, четыре звука. Закружится на острой ножке Жужжит, как будто бы жучок. Захочет - вскачь пройдет немножко, Захочет - ляжет на бочок. Слово-отгадка: юла, в слове три буквы, четыре звука.
За верно выполненное задание команда получает 2 балла (сосчитать количество звуков и буков).
Тур 5 «Морфологический».
Учитель:
Слово морфология образовано от греческого «морфе» - форма и… логия-
наука. Таким образом, морфология – это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д. Давайте все вместе вспомним части речи.
Давно живу я в мире этом.
Даю названия предметам (существительное).
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (прилагательное)
Что делать, что сделать
Учащимся школ?
На эти вопросы ответит …(глагол).
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает (предлог).
В русском языке есть на первый взгляд вроде одинаковые слова по звучанию и написанию, но если к ним внимательней присмотреться, они неодинаковые. Такие слова в русском языке называют омонимами. Это разные части речи.
- Вы должны подписать их в выделенных словах.
1команда:
1. Рой пчёл кружится над липой. Рой яму поглубже.
2. Вода перестала течь. В лодке открылась течь.
3. Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали.
2команда
1. Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена.
2. В доме топится печь. Мы будем пироги печь
3. На полке лежит кусок мыла. Лена мыла посуду
(игра с болельщиками)
Отгадайте ребусы.
Ребус (от лат. rebus - при помощи вещей) – один из видов словесных игр, популярных еще в древности. Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде рисунков, комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов». Разгадывать ребусы просто: что нарисовано, то и читай.
Тур 6 «Грамматическая арифметик»
Учитель:
- Без букв и грамматики не обходятся и математики!
Грамматическая арифметика
Каждая команда получает задание. За каждое слово 1 балл.
Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад
До + рожки у улитки = дорожки
До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада
До + термин игры в шашки, шахматы = доход
С + мелкое место поперек реки = сброд
Чудеса – а + ный = чудесный
Часть – ушко – о +а = частушка
Кабан – ан + лук = каблук
Игра для болельщиков
- Ребята, вы знаете кто такой патриот?
Из слова ПАТРИОТИЗМ
составить, как можно больше слов.
Подведение итогов
Итак, друзья, пришла пора, И я хочу вам пожелать: Всегда с охотою учиться, Всегда с желанием трудиться. Никогда не унывать,
А русский на «отлично» знать.
Рефлексия.
Учитель:
Вот и закончилось наш турнир знатоков русского языка. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное.
Понравилась ли вам игра?
Какое у вас настроение? Отметьте его на своих кружках .И свои улыбки поместим вокруг солнышка как символ любви к нашей Родине
- А пока награды в пути, у меня для вас маленький сюрприз. Послушайте, как иногда мы говорим, коверкая наш язык. Посмейтесь, но выводы для себя сделайте.
Просмотр видеосюжета из киножурнала «Ералаш» - «Почему мы так говорим?»
Награждение. (подведение итогов, награждение победителей – медали «Знаток русского языка
Ведущий: Помните, ребята: «Видна птица по перьям, а человек – по речам». До свидания! До новых встреч!