МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАСНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «Умники и умницы»
Методическая разработка внеклассного мероприятия интеллектуальной игры «Умники и умницы» предназначена для обучающихся 1 курса и проводится в рамках недели цикла математических и общих естественнонаучных дисциплин.
|
Содержание
Пояснительная записка | 4 |
План и содержание мероприятия | 5 |
Приложения | 11 |
Приложение 1 | 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Методическая разработка внеклассного мероприятия интеллектуальной игры «Умники и умницы» предназначена для обучающихся 1 курса и проводится в рамках недели цикла математических и общих естественнонаучных дисциплин.
Цель: создание условий для развития логического мышления, фантазии, гибкости ума, осознанного позитивного отношения к самому себе и окружающему миру.
Задачи:
Развитие умения применять в нестандартных ситуациях полученные знания.
Развитие внимания, логического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.
Формирование осознания учащимися целостности окружающего мира.
Воспитание личностных качеств учащихся, обучение их способам конструктивного взаимодействия.
Показать связь предмета Математика с железной дорогой.
Оформление.
1. Столы разделены на 2 группы (по числу команд). На первых столах таблички названия команд.
2. Стол для экспертов, на них табличка «эксперты», 3 листа для подведения итогов (Приложение 1).
3. Стулья для болельщиков.
4. 2 таблички с названиями команд и табличка «жюри».
5. Призы для победителей игры.
План и содержание мероприятия.
1. Вступительное слово ведущего.
2.Приветствие команд.
3. Проведение игры.
4. Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Ход игры.
1. Вступительное слово ведущего.
Уважаемые, участники игры, гости, болельщики!
В рамках недели цикла математических и общих естественнонаучных дисциплин мы сегодня проводим математическую игру «Умники и умницы».
Цель мероприятия создать условия для развития логического мышления, развить умения применять знания по предмету в нестандартных ситуациях.
В игре участвуют две команды по 6 человек.
Задача каждой команды – набрать как можно больше баллов, которые вы сможете заработать за правильно решенные задачи. Болельщики так же смогут помочь своей команде заработать дополнительные баллы в конкурсе для болельщиков. Поэтому будьте предельно внимательными.
Судить нашу игру будет независимое жюри в составе:
1.
2.
3.
2.Приветствие команд.
Итак, прежде чем приступить к заданиям, давайте познакомимся с командами.
Капитаны представляют название команды и её участников.
Предлагаю начать игру, и пусть победит сильнейший.
3. Проведение игры.
Первый конкурс «Разминка»
Постарайтесь отвечать на вопросы быстро и без ошибок.
Методом жеребьевки выбираем, какая команда будет отвечать первой.
Команды выбирают самого эрудированного участника. Всего 20 вопрос. Для каждого из представителей команды своя последовательность вопросов. За каждый правильный ответ на вопрос команде ставится 1 балл. Если не знаете ответ на вопрос говорим «Дальше» .
Вопросы для первой команды
1. Сколько цифр вы знаете? (десять)
2. Наименьшее трехзначное число? (сто)
3. По какому животному ходят люди и проезжают машины? (зебра)
4. Прибор для измерения углов? (транспортир)
5. Сколько секунд в минуте? (60)
6. Результат сложения (сумма)
7. Сколько будет 7*9? (63)
8. Какой узел нельзя развязать? (железнодорожный)
9. Сколько нулей в записи миллиона? (6)
10 Величина прямого угла ?(90 градусов)
11. Пять пальцев в гневе?(кулак)
12. День недели после дождика? (четверг)
13.Когда произведение равно нулю? (Когда хотя бы один из множителей равен нулю)
14.Сколько дней в году? (366)
15. Треугольник с двумя равными сторонами? (равнобедренный)
16. Чему равно число п? (3,14)
17. Что легче -1 кг железа или 1 кг ваты?(одинаково)
18.Как одним словом назвать сумму длин всех сторон треугольника? (периметр)
19. Когда идёт дождь, под каким кустом сидит заяц? (под мокрым)
20.Сколько часов в сутках?(24)
Вопросы для второй команды
1.Чему равна сумма углов в треугольнике? (180)
2.Единица измерения объёма нефти? (1 баррель = 159 литров)
3.Утверждение, принимаемое без доказательства. (Аксиома)
4.Наименьшее двузначное число? 10
5.Прибор для построения окружностей? (циркуль)
6. Сколько кг в 1 тонне? 1000
7. Как называется четырехугольник у которого, все углы и все стороны равны? (квадрат)
8.Сколько яиц можно съесть на тощак? ( одно)
9.Из какого крана нельзя помыть руки? ( Из подъемного)
10.Сколько будет 6*9? (54)
11. У какого слона нет хобота ? (шахматный)
12.Число гномов в мультфильме Белоснежка? (7)
13.Как называется луч, исходящий из вершины угла и делящий угол пополам?(биссектриса)
14.Сколько нулей в записи миллиарда? (9)
15.Величина развернутого угла? (180 градусов)
16.Что является графиком функции у=х? (прямая)
17.Что больше 0,7 или -2? (0,7)
18.Найдите площадь квадрата, если сторона равна двум см? ( 4 )
19.Учебный час для студента ? (пара)
20.Количество нот? (7)
По окончанию конкурса слово предоставляется жюри
Второй конкурс «Задачка в стихах».
Внимательно прослушайте стихотворение и напишите общее количество комаров. Ответ записываете в бланк и передаете жюри.
Жюри за правильный ответ начисляет пять баллов, за ответ близкий к правильному 3 или 4 балла. Если ответ совсем неверный 0 баллов.
Над болотцем тихо, тихо.
В теплом воздухе парят
Сам комар и комариха,
С ними туча комарят.
Комариха с комаром говорят:
-Сосчитай-ка, комар, комарят.
-Как же счесть, комарят?
Не поставишь комарят наших в ряд.
Насчитала комариха 40 пар.
А продолжил этот счет уже комар.
Комарят комар до ночи считал,
Насчитал 13 тысяч, аж устал.
А теперь считайте сами вы, друзья,
Велика ли комариная семья?
Ответ :13082.
Третий конкурс «Аукцион».
Напишите на листе как можно больше математических терминов на букву «П». Та команда, чей термин будет последним, выиграет в этом конкурсе.
Конкурс болельщиков
Пока наши команды работают, болельщики внесут свой вклад в победу команд. Я буду загадывать вам вопросы, на которые вы будете отвечать.
1 балл присуждается той команде, чей болельщик ответил верно на вопрос.
Вопросы:
1. У человека — одна, у коровы — две, у ястреба – ни одной. О чем идет речь?
Ответ: Буква О
2. Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик?
Ответ: груша
3.Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет теперь?
Ответ: 23 года. Разность между годами отца и сына равна 23 годам; следовательно, сыну надо иметь 23 года, чтобы отец был вдвое старше его.
4. На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на столе?
Ответ: одно яблоко
5. В каждом из 4 углов сидит кошка, против каждой кошки еще по 3 кошки. Сколько всего кошек?
Ответ: 4 кошки
Итак, подводим итоги второго конкурса. Слово предоставляется жюри.
А сейчас слово командам. Начинает та команда, которая набрала больше баллов по итогам двух конкурсов. Поочерёдно называем математические термины на букву П. Важно, ни один термин не должен повторяется.
Та команда, которая назовет больше математических терминов, зарабатывает 5 баллов, второй команде назначается от 1до 3 баллов на усмотрение жюри.
Итак, подводим итоги третьего конкурса. Слово предоставляется жюри.
Четвертый конкурс «Головоломки».
Командам будут предложены головоломки трех видов.
1. планшеты Никитина, это авторская методика для развития мышления, которые состоят из 12 квадратов. Ваша задача собрать их. Жюри выставляет по одному баллу за каждый собранный квадрат
2. Освободи круг (1 балл)
3. Раздели на части. (1 балл)
Время работы над каждым набором три минуты, меняемся планшетами.
Конкурс болельщиков
Пока наши команды работают, болельщики внесут свой вклад в победу команд. Игра с головоломками.
Пока жюри подводит итоги, продемонстрируем, как разбираются некоторые головоломки.
Итоги четвертого конкурса. Слово предоставляется жюри.
Пятый конкурс «Брейн-ринг».
Команды поочередно тянут листочки с вопросами. На размышление дается 1 минута.
Правильный ответ на вопрос, жюри оценивает в один балл
В составе поезда 100 вагонов. Сколько раз в нумерации вагонов повторяется число 9?
Ответ: 20
2. Рабочим было дано задание, проложить кабель в ясную, солнечную погоду. В 12 часов пошел дождь. Можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
Ответ: Нет, так как через 72 часа снова будет полночь.
3.Рабочие пилят шпалу. Они сделали 10 распилов, сколько получилось чурбаков?
Ответ: 11 чурбаков
4. Электровоз движется со скоростью 70 км/ч. Причем он едет на север, а ветер дует с запада со скоростью 2 м/с. В какую сторону будет отклонен дым?
Ответ: у электровоза нет трубы и дым из нее не идет, т.к. электровоз двигается благодаря электричеству.
Перед последним, решающим, конкурсом, жюри подводит итоги .
Шестой конкурс « Гонка за лидером»
Командам задаются вопросы-подсказки, с помощью которых, они угадывают, о чем идет речь. Если команда не называет правильного ответа, то участникам предлагается взять подсказку. Чем больше подсказок, тем меньше баллов вы получите за правильный ответ. (Право первыми разгадывать загадку предоставляется команде с меньшим количеством баллов. Предмет выбираем с помощью жеребьевки Лот 1 и Лот 2)
Вопросы-подсказки: ЛОТ 1
1.(5 баллов) Эта вещь не имеет единственного числа.
(4 балла) Частично об этом поется в песне:
"Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь".
(3 балла) В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение.
(2 балла) Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые.
(1 балл) Об этом предмете придумана загадка:
"Весь день усами шевелят
И время узнавать велят"
Ответ :ЧАСЫ
2. Вопросы-подсказки: ЛОТ 2
(5 баллов) Речь пойдет об игре. Если играть без системы, то для достижения
цели потребуется миллионы лет.
(4 балла) Эта игра - наглядное пособие по алгебре, комбинаторике, программированию.
(3 балла) Внешний вид - правильный многогранник.
(2 балла) Состоит из 27 одинаковых разноцветных кубиков шести цветов.
(1 балл) Игра носит имя автора кубик - …..
Ответ : Кубик-Рубик.
Вот и подходит к концу математическая игра «Умники и умницы».
Турнир сегодня завершён,
Но каждый должен знать
Познание, упорство, труд
К успеху в жизни приведут.
Конкурс с аудиторией, пока жюри подводит итоги и подписывает грамоты.
Задание. Назовите пословицы с числами. Приз получит тот, чья пословица будет последней.
Приложения
Приложение 1
ЛИСТ ЖЮРИ
| 1 команда | 2 команда |
Первый конкурс: «Разминка» За каждый правильный ответ команде ставится 1 балл (максимально 20 вопросов -20 баллов) |
|
|
Второй конкурс: «Задачка в стихах» За правильный ответ команда получает 5 баллов ответ близкий к правильному 3 или 4 балла. Если ответ совсем неверный 0 баллов. |
|
|
Третий конкурс: «Аукцион» 5 баллов получает команда, которая последним называет термин, другой команде 3балла за участие |
|
|
Параллельно «Аукциону» игра со зрителями 1 балл присуждается той команде, чей болельщик ответил верно на вопрос. |
|
|
Четвертый конкурс: «Головоломки» Каждая решенная головоломка оценивается в 1 балл По планшету «сложи квадрат» 1 квадрат =1баллу |
|
|
Параллельно «Головоломкам» игра со зрителями Каждая решенная головоломка оценивается в 1 балл , в пользу команды болельщика |
|
|
Пятый конкурс: «Брейн-ринг» Правильный ответ на вопрос, жюри оценивает в один балл |
|
|
Шестой конкурс: «Гонка за лидером» Вопросы подсказки: 1 подсказка 5 баллов 2 подсказка 4 балла 3 подсказка 3 балла 4 подсказка 2 балла 5 подсказка 1 балл |
|
|
ИТОГИ |
|
|
|
|
|
18