«Зимний фестиваль знаний 2025»

Внеклассное мероприятие "Славные казачьи атаманы"

Мероприятие направлено на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Дону и Отечеству, изучению культурно-исторических традиций Донского казачества и особенностей Донского края.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

«Славные казачьи атаманы»


Цель: Изучение истории и культуры родного края.

Задачи:

  • формирование интереса к истокам культуры родного края;

  • сохранение и развитие казачьей культуры;

  • воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Дону и Отечеству;

  • изучение культурно-исторических традиций Донского казачества и особенностей Донского края.

  • развитие гражданского, военно-патриотического, духовно-нравственного и толерантного воспитания подрастающего поколения.

Ход занятия

    1. Организационный момент: под звуки приветственной казачьей песни казаки (учащиеся) встречают гостей. Гости рассаживаются.

Учитель Велика наша страна, и каждый ее уголок имеет свою судьбу, свою историю. А из них складывается история всего нашего государства. И чем лучше мы будем знать ее, тем лучше и быстрее поймем значение того, что происходит сегодня, и тем яснее будет представляться нам будущее. Мы родились и живем на донской земле. Немного места занимает она на карте нашей России. Но главное – в истории Дона происходили такие события, которые оказались важными для всего нашего государства

Ученик 1 Мы живем на прославленной подвигами дедов и прадедов донской земле. И кому как не нам нужно знать историю и культуру родного края. Ведь у народа, который не знает своей истории, нет будущего.

Ученик 2 Сотни лет Донские казаки служили Отечеству свою «верную, честную и доблестную службу», став порубежными стражами земли русской. Своим умом и храбростью отняли у грозных турок Азов - ключ к Черному и Азовскому морю, участвовали во всех войнах с врагами нашего Отечества.

Ученик 3 Донские казаки совершали блестящие подвиги храбрости. Неудивительно, что громкая слава о них разнеслась далеко-далеко: шведы знают сынов Дона - Краснощекова и Денисова, немцы пытались даже завести у себя некое подобие Донских казаков, французы отлично знают Платова, Ефремова, Орлова-Денисова.

Ученик 4 Наполеон сказал: «Дайте мне одних только казаков и я пройду с ними всю Европу». Кавказские народы знают донцов, а с ними Власова и Бакланова.

Ученик1 Турки больше других народов были знакомы с казаками, арабы, кочующие в Палестине, знали казаков, в Египте: у подошвы пирамиды арабский шейх, при словах «донские казаки» воскликнул: «О! Это храбрые воины! Настоящие шайтаны».

Ученик2 Справедлива пословица: «В службе нам покоя нет, зато слава – на весь свет». А сколько крови было пролито Донцами… и это дает полнейшее право Донскому казачеству на глубочайшее к нему уважение.

Учитель Сегодня мы будем говорить о настоящих храбрецах, находчивых в бою и преданных своему долгу. А у нас в гостях…….

Ученик 5 Донское Войско справедливо считалось одним из первых среди других по времени возникновения, по численности, по боевым возможностям, а также по многочисленным подвигам во славу Отечества. Дон - одна из крупнейших рек Европы, плавно и величаво несет свои воды с Валдайской возвышенности через густые леса, перелески и ковыльную степь к рыбному Азовскому морю, куда впадает несколькими мелководными рукавами. За спокойный нрав народ любовно называет его Тихим Доном. В период зарождения казачества среднее и нижнее течение Дона было за пределами Русского государства, и в этом месте, называвшемся диким полем, обитали различные кочевые народы. В эти богатые рыбой и зверем места устремлялись бежавшие от тяжкой доли люди из русских земель, объединяясь в казачьи общины. Постепенно население росло, создавались традиции, порядки и правила жизни, превратившие казаков в хорошо организованную военную силу — Донское Войско

Ученик 6 Военная история донских казаков началась в царствование Ивана Грозного (1547- 1584 гг.), когда казаки участвовали вместе с русскими войсками во взятии Казани в 1552 году, в походах на Астрахань (1554 г. и 1556 г.). Считаясь с возросшей военной силой казаков, Иван Грозный 3 января 1570 года послал грамоту казакам, жившим на реке Северский Донец, в которой обещал «жаловать их за службу». Именно с этого времени началась официальная история первого в Российском государстве  донского казачьего войска

    1. Театрализованная часть: « Обучающая беседа»

Учитель: А теперь ребята мы станем с вами свидетелями «обучающей беседы», которую проводили пожилые казаки.

Старики, у них было всё для воспитания молодых поколений Казаков: мудрость, знания, опыт, традиции и заветы предков. Каждая «беседа» шефствовала и отвечала за младшие беседы.

Внук:

- Дедуня на Дон стекались люди разных вероисповеданий, как Вы к ним относились?

Дед:

-«Бог может быть у нас и разный, этого точно не знаем, но точно знаем – кровь в бою у нас одного цвета». На этой заповеди основывалась внучок веротерпимость казачества. Казак был готов «положить душу свою за други своя», какой религии он ни был. Помни: « Нет уз святее товарищества».

Внучка:

- Дедуля, а почему папаша с матушкой никогда на улице под руку не ходил и нас маленьких на руках на улице не носил?

Дед:

- Глупенькая, да чтоб не нанести лишний раз душевной травмы молодой матери-казачки, потерявшей мужа и ее детям, потерявшим батьку.

Внук:

- Дедуня, я знаю, что у казаков всегда были очень малые потери в боях. Почему?

Дед:

- Казака даже чёрт боится! У казаков были очень малые потери в боях, поскольку воевали они рядом со своими станичниками: зачастую дед, отец и внуки в одном строю. Они оберегали друг друга и скорее позволяли убить или ранить себя самого, чем своего товарища. Взаимная выручка - основа казачьего братства. Помни внучок: «Сам погибай, а товарища – выручай!»

Внучка:

- Дедуля, а зачем у тебя серьга в ухе?

Дед:

- Обычай носить серьги у казаков связан с военной стороной жизни. Это специальный ритуал, связанный с оберегом своего рода, чтобы не прервать род. Этот обычай у людей несведущих вы­зывал недоумение и улыбки. Но не все казаки имели право носить серьги. Так, серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, серьга в пра­вом - последний мужчина в роду, а если у казака было по серьге в левом и в правом ухе - это означало, что он один ребенок у родителей. В походах и в боях таких (по возможности) берегли.

Внук:

Дедуня надысь гутарил мне, что казачок с трёх годов приучался к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Рукопашному бою учили с трёх лет.

Дед:

Парнишку воспитывали гораздо строже, чем девку, и жизнь его с раннего детства была заполнена трудом и обучением. Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами сам атаман.
Школы были церковно- приходскими для казаков, девочки и хлопцы учились в разных школах. На уроке всегда сидел урядник с насекой.

Внук:

- Дедуня, зараз ты гутарил, что Войско Донское взято на службу еще при Иване Грозном ( 1590г), а в каких военных походах побывали донские казаки?

Дед:

- Боюсь зараз не вспомянуть мне, няхай погутарят малолетки.


Ответы учеников:

1. Первый исторически зафиксированный военный поход донских казаков совместно с русской армией относится ко времени завоевания Иваном Грозным Казани.


2. В 1581 году было завоёвано Сибирское ханство донскими казаками под предводительством Ермака Тимофеевича.


3. В 1637 году атаман Михаил Иванович Татаринов командовал взятием турецкой крепости Азов.


4. В 1668 году Степан Тимофеевич Разин ходил на персидский город Ферабат.


5. 7 000 донских казаков под командованием атамана Фрола Минаева принимали участие в успешном Азовском походе Петра I 1695—1696 года.


6. В 1722 году донские казаки под командованием Краснощекова Ивана Матвеевича принимали участие в Персидском походе Петра 1.


7. В 1736 г императрица Анна объявила войну Турции, русская армия под командованием фельдмаршала Минеха и 5000 донских казаков под командованием казачьего полковника Краснощекова повторно взяли Азов. Татары совершили набег на русские деревни, пограбили и увели в плен 3000 человек, и опять казаки Краснощекова настигли татар и освободили пленных.


8. В 1741 году казаки Краснощекова были переброшены на войну со Швецией, в результате которой России отошла большая часть Финляндии, но в битве при Гельсингфорсе раненый Краснощеков был взят шведами в плен и с него живого содрали кожу.


9. В 1787—1791 в очередной войне с Турцией Россия дошла до Дуная, и 11 декабря 1790 года была взята ключевая турецкая крепость Измаил, под командованием русской армией Суворовым и 13 000 донских казаков Орлова и Платова.

Ученик Как мы с турками воевали / байка /.
Вы, хлопцы, думаете, отчего это я такой глуховатый? Так все она, турецкая война наделала. Как сейчас помню: лежим на бережочку Еи – речки, галушки едим. На привале дом родимый вспоминаешь, кумовей, соседей, и так хорошо становится, будто в раю…
Вдруг: бах, бах! Опять эти паскудные басурмане покоя не дают. Ох и разозлили они нас тогда! Где это видано, чтобы нам, казакам, такое неудобство причиняли! А снарядов то осталось маловато. Есаул кричит: «Вперед, ребята, я счас за вами, только доем маленько».
А мы дураки что-ли,с саблями – на орудия? Вот кум и сообразил хитрость военную. « Вы, братцы,» -говорит, «сделайте вид, что крадетесь в тыл к подлюгам, а я ужо знаю, как им насолить». Ну мы и поползли через траву, вдоль камыша, значит. Я прямо взмок от думок разных: « Это что ж получается, нас отослал куманек, а сам смерть геройскую принять решил. А я буду жив – здоров? Нет, товарища в беде не брошу!».
Наши дальше поползли неприятеля отвлекать, а я – скоренько назад. От скорости и конфузия приключилась. Турки стали в мою сторону палить, аж жаром пахнуло в обе ноздри. Только, шалишь, нас просто так не возьмешь! Пули да снаряды вокруг меня ложатся. А я, как ужака на сковородке, из одной стороны в другую перекатываюсь. Добрался – таки до кума. А тот, лежа, галушки из котла достает да в дуло пушечки нашей забрасывает. Стал я ему помогать. А когда провиант закончился, выстрелили мы в сторону басурман. Такого, прости господи, грохота, в жизни не слыхивал. Вот что значит заряд полный. И вдруг – тишина. Глядим из-за камыша: батюшки- светы, турки –то врассыпную: галушки собирают, да в рот поскорее. Кто быстрее. Пока они их жевали, наши их и накрыли. Всех в полон взяли, да без потерь. Одна беда: с тех пор глуховат я. А кум – ничего, , видно, уши у него покрепче были. Да-а-а-а. Славные делишки были в молодости –то.
Хотите – верьте, хотите – нет…

10. Не один раз пришлось казакам браться за шашку. Неувядаемую славу снискали себе донские казачьи полки в Отечественную войну 1812 года, в которой участвовали 50 тысяч казаков. Освобождая Европу от наполеоновских войск, донцы поили своих коней в реках Польши, Пруссии и Франции, стояли лагерем на Елисейских полях французской столицы. С тех пор слово «казак» стало широко известно в европейских странах, олицетворяя собой русскую силу и удаль. В баталиях с французскими завоевателями раскрылся полководческий талант казачьего атамана графа Матвея Ивановича Платова, дослужившегося до звания полного генерала русской армии.

Ученик Хвала, наш вихорь - атаман,
Вождь невредимых, Платов!
Твой очарованный аркан
Гроза для супостатов.
Орлом шумишь по облакам,
По полю волком рыщешь;
Летаешь страхом в тыл врагам,
Бедой им в уши свищешь!
Они лишь к лесу - ожил лес,
Деревья сыплют стрелы!
Они лишь к мосту - мост исчез!
Лишь к сёлам - пышут сёла! В.А . Жуковский

Ученик 1 Ему было чуть больше 20. Отряд у реки Калалах был окружен двадцатикратно превосходящими по численности турецкими войсками. По приказу Платова из имеющихся повозок был быстро сооружен оборонительный круг, и казаки, сумевшие отразить восемь вражеских атак, мужественно держали оборону до подхода подкрепления. Калалахское дело, принесшее ему Золотую медаль, сделало его имя широко известным в русской армии. Платов, будучи командированным на Кавказ, участвовал во многочисленных сражениях против чеченцев и лезгин. Там же он познакомился с командиром Кубанского корпуса А.В. Суворовым.

Ученик 2 Вместе со своими казаками Платов отправляется под Измаил в расположение армии под командованием Суворова. Штурм этой укрепленной турецкой цитадели стал одной из ярчайших страниц в военной карьере Матвея Платова. Он, видя, что соседняя с его отрядом штурмовая колонна практически уничтожена, а его казаки пребывают в смятении, ринулся на лестницу, ведущую наверх крепостной стены, и увлек за собой всех тех, кто еще мог сражаться. После взятия Измаила Платов был награжден Георгием III степени и получил звание генерал-майора. Суворов так писал в своем донесении о его действиях в Измаильском деле: «Повсюду был он, Платов, присутственен и подавал пример храбрости».

Ученик 3 Матвей Иванович Платов участвовал в основании Новочеркасска, ставшего новой донской столицей. При нем на Дону были открыты первая мужская гимназия, несколько других учебных заведений, основаны больницы, организована почтовая служба, а также устроено множество новых дорог.

Ученик 4 С началом в Европе войны с Наполеоном Платов вместе с казачьим корпусом покинул родной Дон и отправился в расположение русских войск, находящихся в Пруссии. В 1807 году Платов вместе с казаками после атаки сумел овладеть хорошо укрепленным городом Прейсиш-Эйлау и захватить в плен более 3 000 французов, а при взятии города Гейсельберга обратить в бегство «всю французскую кавалерию». Действуя то хитростью, то стремительными вылазками, Платов вместе с казаками захватывали один прусский город за другим. За проявленный в прусской кампании героизм и мужество Платов был награжден орденами Александра Невского и Георгия II степени, алмазными знаками и бриллиантовой табакеркой с изображением Александра I, а Войску Донскому указом императора было пожаловано памятное знамя. Прусский же король Фердинанд I, восхищенный редкой отвагой казаков, наградил Платова орденами Красного и Черного орла.

Ученик 5 В самый разгар Бородинского сражения, по замыслу главнокомандующего, казачьи полки и легкая кавалерия под предводительством Платова должны были, незаметно подойдя к расположению противника, ударить ему в тыл. Этот план был блестяще реализован, вызвав панику в рядах французов и на целых два часа ослабив натиск неприятельских войск. К тому же Платову удалось захватить главный обоз наполеоновской армии.

Ученик 6 В те дни, когда Наполеон напрасно ожидал в полыхающей Москве капитуляции, Платов в спешном порядке провел на Дону дополнительную мобилизацию, в результате которой в расположение русских войск прибыло 22 000 казаков. Вставшему во главе увеличенного войска Платову Кутузов дал приказ преследовать уходящего из столицы противника. 29 октября 1812 года Матвей Иванович Платов за выдающиеся боевые заслуги был возведен в графское достоинство.

Ученик 7 В 1813 году в октябре под Лейпцигом произошла так называемая «битва народов», окончательно определившая дальнейшую судьбу Наполеона. За участие в этом знаменитом сражении, где его казаками была взята в плен кавалерийская бригада и несколько пехотных батальонов, Матвей Иванович Платов прямо на поле битвы был награжден высшим из российских орденов — орденом Андрея Первозванного.

Ученик 8 После победоносного завершения кампании и подписания Парижского мира Платов побывал в Лондоне. Появление там легендарного атамана вызвало бурю эмоций у обычно сдержанных англичан. Жители Лондона пронесли его на руках с корабля на берег; где бы он ни появлялся, его встречали овациями, а лондонские дамы, по некоторым утверждениям, вообще отрезали у его коня часть хвоста, разобрав эти волосы на сувениры. Именем Платова были названы спущенный на воду 80-пушечный английский корабль

Ученик 9 Возвратившегося на Дон атамана жители встретили как истинного героя. Последние годы своей жизни Платов занимался исключительно внутренними делами Донского края — развитием города Новочеркасска, местным коневодством и виноградарством. Он умер 3 января 1818 года и со всеми подобающими ему почестями был похоронен под стенами строящегося каменного Вознесенского собора, заложенного им же в Новочеркасске в 1805 году.

Звучит песня «Слава Платову-герою»

  Учитель Донские казаки приняли активное участие в Кавказской войне (1834-1859 гг.). В боевых действиях русской армии по завоеванию Кавказа, длившихся 60 лет, участвовало 226 тысяч донцов.

Ученик 1 Немного найдется среди военачальников русской армий генералов более популярных на Кавказе, чем Яков Петрович Бакланов. Даже спустя много десятилетий после его мирной кончины у чеченцев в ходу была поговорка: "Не хочешь ли убить Бакланова?" Этот странный вопрос адресовали тому, кому желали дать понять, что он — безнадежный хвастун и не отдает себе
отчета в своих словах. Ибо убить Якова Петровича в бою, как убедились воинственные горцы в десятках больших сражений и малых стычек, оказалось не под силу никому

Ученик 2 - Покажи врагам, - говорил Бакланов, »что думка твоя не о жизни, а о славе и чести донского казачества!
Обладая удивительной физической силой, железным здоровьем и неутомимой энергией, Яков Петрович даже самое короткое время не мог оставаться в бездействии. Не спать несколько ночей, рыская с пластунами по непроходимым чащобам, для него ничего не значило. Он лично водил разъезды и приучал своих донцов вести наблюдение и разведку в непривычной для них горной стране. Постепенно баклановские воины втягивались в трудную кавказскую службу, приобретали практические навыки, приучались к неусыпной бдительности.
Все это пришло, разумеется, не вдруг, а постепенно, через повседневные практические уроки, на которых Яков Петрович показал себя учителем мудрым и строгим. Он обладал необыкновенным умением распознавать присутствие неприятеля даже по мелким признакам и упорно учил этому казаков.
Ученик 3 Закрыв глаза, я вижу их

 В угрюмых шрамах боевых, -

Таких могучих и суровых...

Их поступь звонко тяжела,

На лбу забота залегла,

Но ищет взгляд просторов новых...

Силен и верен взмах руки,

Прямые плечи широки,

Скупы слова, улыбки редки.

Вояки с ног до головы –

Они все были таковы,

Во тьме исчезнувшие предки!

Ученик 4

За доблесть дел, за горечь ран

Им песен не слагал баян:

Их славный путь прошел украдкой.

Лишь в старой записи, порой,

Про подвиг чей - нибудь лихой

Расскажут сдержанно и кратко...

Мария Волкова.

Учитель:

Заслуги казаков велики. Казак - это особая философия и образ мышления. Попробуйте вспомнить казачьи поговорки и пословицы.

Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.

И шашечка остра, а дух - сильнее.

Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.

Казак без коня – сирота.

Земля донская – мать родная.

Дон тихий, а слава о нем громкая.

Казак без друзей, что дуб без корней.

Учитель Прослушайте Казачьи заповеди. Что они значили для казаков? Актуальны ли в настоящее время?

ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ
Береги честь смолоду. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори сам себя. Оказывая уважение другим, не унижай себя. Не завидуй и не держи зла в сердце своем. Не будь гордецом; и в мыслях не допускай, что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри сначала на себя. Будь доброжелателен, но не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко. Совершив позорный поступок, имей силу воли сам принять крайнее решение.

ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ
Не совершай дурных поступков и удерживай от них других. Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду. Пусть не прельщают тебя ни корысть, ни стяжательство, ни бесчестные доходы, ни сиюминутная слава. Не поддавайся губительным страстям. Не увлекайся спиртным, табак тоже не на пользу ни тебе, ни окружающим. Избегай сквернословия. Знай: мат еще в
XIII веке выдумали враги русского народа для оскорбления наших Матерей и Веры. Будь примером в жизни своей, защити обиженного, помоги страждущему, накорми голодного, не дай упасть слабому духом и телом.

СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ
Казачество свое главное предназначение видит в служении народу и России ради их благоденствия, а не для собственной корысти и славы. Казак за это готов пролить кровь свою, но "не сотвори себе кумира и подобия его!".

ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО
Казак! Помни, что каждое твое слово – это слово твоего народа, слово Казачества. Выпустишь слово – не поймаешь. Говори, да не проговаривайся, ибо спроста сказанное не спроста слушано. Стойкость чести в слове.

ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ
Помни! Без одобрения стариков ни одно важное решение Атамана не может быть исполнено. Власть же стариков – не от силы, а от авторитета и мудрости. Прислушайся к слову бывалых и избежишь многих ошибок. Каждого старика почитай Отцом своим, а престарелую казачку – Матерью.

ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА
Если сомнение коснулось твоей души, и ты не знаешь, как поступить, – поступай по обычаю своего народа и Вере предков. Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все Казачество.

ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ
Так было всегда у казаков. Взаимная выручка – основа казачьего братства. Как ты посмотришь в глаза матери товарища, которого мог спасти и не спас?..

БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ
Каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке, но не протягивай руку с криком "Дай!". Живи своим трудом. Презирай праздность. Любое дело должно "гореть" в твоих руках.

БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ
Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за все. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми и отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела.
Чти мать свою и отца.

КАЗАКОМ НАДО РОДИТЬСЯ! КАЗАКОМ НАДО СТАТЬ! КАЗАКОМ НАДО БЫТЬ!

Учитель Согласно последней переписи населения, только на территории Российской Федерации живут более 140 тысяч человек, записавших свою национальность как «казак». Большинство из них - более 108 тысяч человек — в Ростовской и Волгоградской областях.

Учитель: Закончить наше мероприятие мне хотелось бы такими словами:

Тот, кто не уважает обычаи своего народа

Не хранит их в своем сердце, тот позорит

Не только свой народ, но прежде всего

Не уважает самого себя, свой род,

Своих древних предков.

Я надеюсь, что сегодня вы почерпнули для себя много важного и интересного.



11





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее