«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Лингвию"

  • Русский язык – это великий и могучий язык, и мы, россияне, обязаны знать его хорошо и грамотно им пользоваться.
Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


МОУ «СОШ с. Ново – Захаркино

Духовницкого района Саратовской области»







ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

" ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛИНГВИЮ "






КАЗАКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

учитель начальных классов I квалификации

МОУ «СОШ с. Ново – Захаркино

Духовницкого района Саратовской области»



Ведущий:

  • Сегодня мы совершим путешествие в необычную страну, к берегам

Лингвии. «Лингва» по – гречески – язык. Жители Лингвии – Звуки, Слова, Предложения – помогут нам понять, что заниматься русским языком вовсе не скучное дело. Напротив, очень интересное и увлекательное!

Зелёный и таинственный.

Средь моря остров спит …

Быть может, там воинственных

Ошибок мир лежит?

А может, мы с весёлыми

Там встретимся Глаголами?

Или найдём внимательных,

Послушных Прилагательных?

За соснами, за буквами

Увидим Звуки с буквами?

Страница перевёрнута, и перейдён рубеж.

Ах, сколько ожиданий, волнений и надежд!

Там за бортом направо уже видна земля,

И до земли остался лишь поворот руля …


Стоянка №1. Фонетика и Графика

  • Итак, мы причаливаем к берегу. Давайте попробуем разобраться, почему

Фонетика и Графика живут на одном острове? Зачем на плакате нарисованы глаз и ухо?

  • Маленькие дети долго не могут научиться правильно произносить слова:

одни звуки они выговаривают легко, а другие – с трудом.

  • Я произношу слова так, как их произносят дети, а вы все вместе попробуйте

угадать эти слова:

  • сюба – шуба

  • сяпка – шапка

  • тани – штаны

  • миська – мышка

  • диси – часы

  • иссе – ещё

  • колька – корка

  • кулька – курица

  • каньтинка – картинка

  • мася – мясо

  • мацик – мальчик

  • пать – спать

  • кука – кукла

  • Послушайте стихотворение:

Сахара для Захара –

Из сахара Сахара:

Там сахарные горы

Сахарного песка.

Почаще бы в Сахару

Захаживать Захару,

Да очень от Захара

Сахара далека!

  • Какие звуки помогли поэту пошутитьб?

  • Какую роль играет ударение?

  • Ударение подобно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все

слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слова, на ударение не обращаем внимания. Но слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, чрезвычайно трудно: смысл слов может быть непонятным, темп речи нарушается, замедляется. Поэтому правильная постановка ударения необходима для того, чтобы вас лучше понимали.

  • Правильно ли сделан перенос слов? Где необходимо – исправь.

  • Ю – ля –

  • змее – я –

  • по – дписать –

  • о – кно –

  • пе – ние –

  • вс – пыхнуть –

  • сох – ранить –

  • при – крыть –

  • га – йка –

  • Учитывая один из признаков согласных звуков, исключите лишние слова.

  • мыло, Мила, мала

  • бал, басня, белка

  • дети, дата, дорога


Стоянка №2. Морфемика

  • Новый остров – новые впечатления! На острове тесновато, не правда ли? Ну

ещё бы! Морфем так много!

Друзья! Моя задача такова –

Открыть вам, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль они в словах играют.

  • Вставьте пропущенные слова – термины, называющие значимые части

слова – морфемы.

  • Та часть слова, что изменяется,

………. (окончанием) называется,

Остальную же часть слова

Именуем мы ………… (основа).

………. (Основа) слова – главная значимая часть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

За корнем ………… (суффикс)

Нашёл местечко,

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая

Превратится в речку,

Лес – в лесника,

А печь – всего лишь в печку.

У корня в недругах, представьте – ка,

Есть дама гордая - ………. (приставка).

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

  • Назовите слова с нулевым окончанием.

  • ночь

  • дом

  • синий

  • волчий

  • пять

  • пишу

  • мамин

  • думал

  • сам

  • в каждом ряду раздели слова на две группы.

  • Берег, берёг, прибегать, береговой, сберегательная.

  • Буря, бурный, буровик, бурить, буровая.


Стоянка №3. Лексика

  • Я знаю то, чем наш язык богат,

Что всё богатство мира отражает,

Людей, животных, вещи называет,

Хранит надёжно наших знаний клад.

Все наши мысли, опыт и мечты

Несёт из поколенья в поколенье,

И в нём литературные творенья

Находят свой источник красоты.

  • Словарный запас современного образованного человека составляет

примерно 10000 – 30000 слов.

  • Исключите лишнее слово. Как можно назвать оставшиеся слова?

  • Огонь, дым, пламя.

  • Алфавит, азбука, чистописание.

  • Бросать, кидать, ловить.

  • Шалун, тихоня, озорник.

  • Синонимы – это разные по звучанию слова, которые очень похожи

друг на друга по значению, потому что обозначают оттенки одного и того же слова.

Синонимы – слова одной и той же части речи.

  • Спорим летом и зимой,

Спорим днём и ночью,

Ты – со мной, а я – с тобой:

Разные мы очень!

А это антонимы, слова с противоположными значениями, они являются одной и той же частью речи.

  • зима –

  • плакать –

  • учиться -

  • тёмный –

  • холод –

  • интересный –

  • ходить –

  • быстро –

  • влево –

  • трудиться –

  • А ещё существуют устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову, - это фразеологизмы.

  • Что означают эти фразеологизмы? Какими словами их можно заменить?

  • пешком ходить под стол –

  • намылить шею –

  • на краю свете –

  • бить баклуши –


Стоянка №4. Морфология

  • Материк такой большой, что легко заблудиться. Поэтому мы предлагаем

вам самый удобный маршрут. Сначала посетим четыре совершенно особенные страны: Существительных, Прилагательных, Глаголов и Наречий. Но там есть и другие страны!

  • Определи части речи.

  • он, ты, мой, твой

  • прекрасный, красный, великолепный, солнечный

  • мама, солнце, дядя, Родина

  • петь, учить, рассказывать, смеяться


Стоянка №5. Имя Существительное

  • Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, - вот главный мой секрет;

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

  • Какие существительные отвечают на вопрос кто?

  • Какие существительные отвечают на вопрос что?

  • Приведите примеры одушевлённых и неодушевлённых существительных.

  • Вот что, братцы, у нас получается,

Если кто – то вдруг попытается

Изменить то, что не изменяется.

А что нельзя изменить у имени существительного?

  • Игра на внимание «Назовите пару»

  • Он – ученик, она –ученица.

  • Он – школьник, она - ………….

  • Он – ребёнок, она - ………..

  • Он – кот, она - ………

  • Он – рыба, она - ………

  • Он – слон, она - ……….

  • Он – лев, она - …………

  • Он – баран, она - ………

  • Она – лягушка - ……….

  • Назовите на тему «Школа» имена существительные 1, 2, 3 склонения.


Стоянка №6. Имя Прилагательное

  • Имя прилагательное!

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Знать мы все должны:

Солнечное лето.

Праздничная ель.

Вкусные конфеты.

Машенькин портфель.

  • От чего зависят имена прилагательные?

  • Я называю имя существительное, а вы подбираете подходящее по смыслу прилагательное.

  • солнце

  • небо

  • день

  • друг

  • лето

  • каникулы

  • море

  • ветер

  • настроение

  • погода

  • книга


Стоянка№7. Глагол

  • Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков –

В речи быть одним из главных слов.

Глаголу нравится читать, шуметь, бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать, шить, жить, свистеть и петь.

  • Образуйте глаголы с возвратным суффиксом –ся (-сь).

  • одевать

  • обнимает

  • кусает

  • рисует

  • причёсывает

  • целует

  • бьёт

  • идёт

  • купает

  • моет

  • плывёт

  • Как изменяются глаголы?

  • Превратите инфинитивы глаголов в формы прошедшего времени мужского рода.

  • писать, решать, нести

  • говорить, сказать, жечь

  • стричь, брить, чистить

  • стелить, стеречь, петь

  • везти, думать, плести


Стоянка №8. Наречие

  • Иногда бывает вам желательно

Действие или признак пояснить.

Это значит: нужно обязательно

Наречие на помощь пригласить.

  • На какие вопросы могут отвечать наречия?

  • Соревнование «Кто больше назовёт наречий»


Стоянка №9. Имя Числительное

  • Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

  • Найдите числительные в тексте.

  • Я


Стоянка №10.Местоимение

  • Я заменить могу любые части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

  • Исключите третье лишнее, учитывая разряд местоимений.

  • я, мы, мой

  • ваш, ты, твой

  • наш, свой, он

  • Назовите личные местоимения, отвечающие на вопросы кто? Что?


Стоянка №11. Служебные части речи

  • Предлоги, союзы, частицы –

Все встали в один хоровод.

Служебные важные лица –

На редкость серьёзный народ.

Без них обойтись невозможно,

И знают об этом они.

Всегда и во всём осторожны:

Нигде не гуляют одни.

Но исподволь и незаметно

Значенье своё привнесут.

Здесь свяжут, а рядом разделят,

Укажут и силу дадут!

  • Какие вы знаете союзы?

  • А частицы?

  • Покажите предлог движением руки:

  • над

  • под

  • перед

  • на

  • за

  • около

  • через

  • Отгадайте шарады

  • Предлоги эти – просто чудо!

Один – туда, другой – оттуда,

А целое – у наших ног,

Пушистый, ласковый зверёк.

/ к + от = кот/

  • Предлог с частицей – по бокам,

А в середине – палка,

Идёт к пушистым волосам,

А потеряешь – жалко.

/за + кол + ка = заколка/

  • По краям стоит предлог,

Он то слог, а то не слог.

В центре – скверная отметка.

Целое – опять предлог

И встречается нередко.

/о + кол + о = около/


Стоянка №12. Синтаксис

  • Что же такое синтаксис?

  • Я изучаю связи слов

И знаю их предназначение.

Я вам всегда помочь готов

Из слов построить предложение.

Его строенья я постиг

И форму словосочетания,

И в строе речи каждый сдвиг

Я не оставляю без движения.

  • Единицы синтаксиса – это слова, словосочетания и предложения.

  • Назовите известные вам члены предложения.


Ведущий:

  • Вот и закончилось наше путешествие по стране Лингвии. Вы узнали лишь малую часть о жителях этой страны. Впереди вас ждут новые открытия. Русский язык – это великий и могучий язык, и мы, россияне, обязаны знать его хорошо и грамотно им пользоваться.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее