Бородулина Анна Михайловна –
учитель начальных классов Фёдоровской ОСОШ №1
Теректинского района
Западно-Казахстанской области.
Внеклассное мероприятие,
посвящённое 175-летию со дня рождения великого поэта, импровизатора и композитора казахского народа Абая Кунанбаева.
Тема: «Абай Кунанбаев – великий поэт, импровизатор и композитор
казахского народа»
Цель классного часа:
расширить знания учащихся о жизни и творчестве Абая Кунанбаева,
способствовать расширению и углублению знаний учащихся о жизни и творчестве Абая Кунанбаева; показать значение произведений Абая для подрастающего поколения.
развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой: справочной, мемуарной, документальной, анализировать их, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить формирование умения анализировать прочитанное.
вызвать уважение и интерес к произведениям Абая, гордость к тому, что этот великий человек - наш соотечественник, познакомить с его трудами, в которых поэт призывает к справедливости, честности, порядочности; раскрывая идеи поэта, просветителя.
Оборудование: портреты Абая, плакаты-высказывания Абая, презентация, кластер, домбра, библиотечка произведений Абая.
Подготовительная работа: изучение произведений Абая и знакомство с литературой об Абае.
Ход мероприятия:
« Человек, запомнивший слова мудрых,
сам становится благоразумным»
Абай Кунанбаев
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами классный час, посвященный Абаю Кунанбаеву. В 2020 году этому многоликому человеку исполняется 175-лет со дня рождения.
- А почему Абая называют многоликим? Кем он был? / ответы учащихся/
- Эпиграфом к классному часу будут слова Абая « Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным». Пусть они станут вашим девизом в жизни.
Сценка «Библиочеллендж»
Жанель: Ребята, давайте поговорим о чём –нибудь важном и интересном.
Элинура: Предложение принимается!
Ясмина: О чём же будем говорить?
Жанель: Да о том, что узнали недавно. Я вот, например, узнала, что настоящее имя Абая - Ибрагим. Оказывается, его мама в детстве звала Абаем, что в переводе означает “внимательный”.
Элинура: А я прочитала о том, что Абай с раннего возраста начал писать стихи, но первое стихотворение было напечатано, когда поэту было сорок лет и называлось оно “Лето”.
Ясмина: Послушайте, кроме того, что Абай писал стихи, он ещё был талантливым композитором.
Элинура: Абай Кунанбаев знал несколько языков и переводил на казахский язык произведения Лермонтова, Крылова. Особенно ему нравилось переводить А.С.Пушкина.
Жанель: А почему?
Ясмина: Да потому что взгляды Пушкина были во многом схожи со взглядами Абая. И кто знает, если бы Александр Сергеевич так рано не ушёл бы из жизни, то они обязательно бы встретились.
Элинура: Девочки, я придумала! А давайте, организуем челлендж.
Жанель: А что это такое ?
Ясмина: Челлендж-это жанр интернет-роликов, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети и предлагает выполнить это задание пользователям, то есть бросить вызов.
Стихотворения А. Кунанбаева в исполнении детей:
Жанель: Әсемпаз болма әрнеге,
Өнерпаз болсаң, арқалан.
Сен де - бір кірпіш, дүниеге
Кетігін тап та, бар қалан!
Қайрат пен ақыл жол табар
Қашқанға да, қуғанға.
Әділет, шапқат кімде бар,
Сол жарасар туғанға.
Қыс
Айша: Ақ киімді, денелі, ақ сақалды,
Соқыр, мылқау, танымас тірі жанды.
Үсті - басы - ақ қырау, түсі суық,
Басқан жері сықырлап келіп қалды.
Элинура: Ғылым таппай мақтанба,
Орын таппай баптанба,
Құмарланып шаттанба,
Ойнап босқа күлуге.
Бес нәрседен қашық бол,
Бес нәрсеге асық бол,
Адам болам десеңіз.
Никита: Пусты без мысли слова.
И сам учись, и учи.
Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движется век.
Диас: Лишь знанье — светоч сердец.
Лишeнный учеников
Учитель — словно вдовец.
Максим: Людей суди по уму,
Но не по облику их.
Разумен будь и правдив
В делах и думах своих, —
Так мудрецы говорят.
Дания: Пойми совет их простой
И, осознав, не забудь.
Да будет праведен путь,
Твоей души молодой!
Данияр: Мен жазбаймын өлеңді ермек үшін,
Жоқ-барды, ертегіні термек үшін.
Көкірегі сезімді, тілі орамды,
Жаздым үлгі жастарға бермек үшін.
Ислам: Пайда ойлама, ар ойла,
Талап қыл артық білуге.
Артық ғылым кітапта,
Ерінбей оқып көруге.
Рустем: Сын мой, подрастешь и ты,
Взлетишь на крыльях мечты.
Выше облаков, возможно, взойдешь ты,
Да сбудутся твои чудесные мечты.
Диляра: Пусть будет хладен ум твой, словно лёд,
Пусть сердце теплотой к себе влечёт,
Будь сдержан, терпелив на всякий случай.
Иначе над тобой зло верх возьмёт.
Ясмина:Құлақтан кіріп, бойды алар
Жақсы ән мен тәтті күй.
Көңілге түрлі ой салар,
Әнді сүйсең, менше сүй.
Али:Дүние ойдан шығады,
Өзімді өзім ұмытып,
Көңілім әнді үғады,
Жүрегім бойды жылытып.
- Молодцы, ребята! Сегодня мы определим, какие именно стороны соединил в себе великий гений казахского народа. Для того чтобы начать наш классный час, вы должны сосредоточиться быть не только зрителями, но и соучастниками нашего мероприятия. Вы согласны раскрыть с нами все стороны Абая?
Для начала, давайте познакомимся немного с его биографией. В 2020 году исполняется 175 лет со дня рождения великого Абая.
Настоящее имя — Ибрагим, но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), данное матерью, закрепилось за ним на всю жизнь.
Абай родился в 1845 году в Семипалатинской области, среди голубых Чингисских гор. Он был сыном главы рода Тобыкты, степного царя, властного и коварного Кунанбая. По происхождению и по воле отца Абай должен был стать таким же правителем, как и Кунанбай. Но судьба пытливого и талантливого от природы Абая сложилось по-иному. Акыны и сказатели воспитали в нем искрению любовь к родному народу, его истории и богатому культурному наследию, от матери он унаследовал доброе сердце, в котором с каждым днем росло возмущения против насилия и зла, чинимого баями. Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. Абай не собирал и не хранил свои творения, так как при его жизни еще не было традиции публиковать свои произведения. Поэтому многие его труды, написанные экспромтом, порой наспех, иногда просто на клочке бумаги, для нас навсегда утеряны. Дошли до нас те стихи, которые люди знали наизусть. Оставшиеся были включены в рукописи муллы Мурсеита.
Абай не исправлял, не обрабатывал однажды написанное. Сам он не раз признавался, что если бы обрабатывал свои творения, они, наверняка, стали бы более совершенными. Но и в том, первозданном виде творения Абая являются высшими образцами человеческого гения.
На формирование взглядов Абая Кунанбаева оказало огромное влияние:
овладение арабским, персидским и другими восточными языками;
знакомство с произведениями великих поэтов и ученых Востока - Фараби, Навои, Низами, Саади, Джами, Фирдоуси, Сайхами и др.;
изучение русского языка и литературы;
знакомство с русскими политическими ссыльными Б. П. Михаэлисом, Н. И. Долгополовым, С. С. Гроссом. А. А. Леонтьевым и др.;
знакомство по русским переводам с произведениями Гете, Байрона и других западноевропейских классиков;
изучение по русским переводам античной литературы, западной философии. Знакомство с произведениями Спинозы и Сансера, учением Дарвина.
В поэтических произведениях выдвинуты насущные проблемы казахского народа:
- социальные;
- общественные;
- моральные.
- Абай Кунанбаев – великий поэт, гордость казахского народа, он выступил новатором, обновив поэтическое мышление, раздвинул его горизонты, внёс более десятка новых форм, обогативших казахское стихосложение.
Кем же был Абай?
Поэт-просветитель – это первое качество, которое мы раскрыли в великом Абае Кунанбаеве.
Викторина
Назовите валюту Республики Казахстан.(тенге)3 буква
Кто ни в жару, ни в стужу, не снимает шубу? (овца)1 буква
Никого она не обижает, а все ее толкают? (дверь)2 буква
Как называется глава посёлка, города, столицы в Казахстане? (Аким)1 буква
Как называется богатырь в казахском эпосе? (Батыр)3 буква
Какое имя носила наша столица до название Астана? (Акмола)4 буква
Как называется верхняя часть юрты? (шанырак)5 буква
Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии: он ввел такие стихотворные формы как новые шестистишья и восьмистишья; новаторский характер носят стихи, посвященные временам года. Истинный мыслитель, художник слова, Абай Кунанбаев внес значительный вклад в развитие художественной прозы.
Прослушивание песни А.Кунанбаева «Көзімнің қарасы»
Абай переводчик. Для перевода Абай отбирал произведения, которые более всего отвечали духовным вопросам казахского народа. Создал около 56 переводов из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова. Пушкин и Лермонтов, пожалуй, были самыми любимыми поэтами Абая. Его волновали правдивость, высокое мастерство, жизнеутверждающая сила их произведений. Абай стремится познакомить с творчеством этих великих русских поэтов жителей казахских аулов и во второй половине 19 века начинает переводить отрывки из романа» Евгений Онегин и стихи Лермонтова. Таким образом, благодаря Абаю еще в 19 веке письмо пушкинской Татьяны и стихи Лермонтова стали известны в казахской степи.
Как же еще проявил себя Абай?
Философ:
Стал Абай плоды своих раздумий, разговоров наедине с самим собой, записывать в прозе – в “Словах”, каждое из которых посвящалось отдельной теме, важной по его глубокому убеждению, для казахов, для их просвещения, становления вровень с другими народами и процветания. Таких “Слов” с 1890 года по 1898-й набралось 45. Они содержат назидания соплеменникам, в них его концентрированная боль за свой народИх отличительной особенностью является проникновенность, доверительность интонации, образность языка. Сокровенные думы поэта о гражданском долге человека, о смысле бытия адресованы молодому поколению.
Абай композитор. Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои лирические стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімің қарасы» («Ты зрачок глаз моих», перевод М. Петровых) стала народной. Поэт, осознавая способность песни через мелодию передать красоту мира, не терпел бесталанных произведений.
Абай сочинил много песен. Большинство из них не были записаны и потерялись навсегда. Некоторые песни Абая в наши дни воспринимаются как народные творения. Дети Абая также любили песни и стремились учиться игре на музыкальных инструментах.
Сегодня, ребята, мы узнали о многих достойных качествах Абая.
Имя гениального сына степи, Абая в наше время известно всему миру. Стихи и песни, философские воззрения, слова и мысли его находят отклик в сердцах людей своею человечностью, любовью, глубиной.
Вчитываясь в абаевские произведения, убеждаешься, что по силе и выразительности реалистичных образов, по многогранности и идейного содержания, по тематическому разнообразию, творчество Абая представляет настоящую энциклопедию жизни казахского народа.
Великий сын казахского народа Абай Кунанбаев оставил в наследие прекрасные творения. В них воплощена вся его жизнь, его мечты о светлом будущем. Его пламенные стихи никогда не утратят своей силы и свежести. Абай вечно с народом. Спасибо за внимание!
Групповая работа. Учитель предлагает учащимся выполнить задания в группах.
Задание. Дети оформляют и защищают КЛАСТЕР. В центре листа бумаги написано слово АБАЙ, учащимся необходимо в виде схемы изобразить свои ассоциации по данной теме. Затем спикер от каждой команды защищает свою работу. Учитель подводит итог.
Новатор, поэт, просветитель, философ, композитор, переводчик.
Задание 2. Волшебная домбра– учащиеся одной команды бросают кубик и составляют вопрос для другой команды, начинающийся на то слово, которое выпало на кубике. По 3 вопроса.
Творческая работа: После прослушивания стихотворения «Қыс», дети рисуют рисунки по теме.
Қыс (прослушивание аудиозаписи)
Ақ киімді, денелі, ақ сақалды,
Соқыр, мылқау, танымас тірі жанды.
Үсті-басы ақ қырау, түсі суық,
Басқан жері сықырлап, келіп қалды.
Дем алысы - үскірік, аяз бен қар,
Кәрі құдаң - қыс келіп, әлек салды.
Ұшпадай бөркін киген оқшырайтып,
Аязбенен қызарып ажарланды.
Бұлттай қасы жауып екі көзін,
Басын сіліксе, қар жауып, мазаңды алды.
Борандай бұрқ-сарқ етіп долданғанда,
Алты қанат ақ орда үй шайқалды.
Әуес көріп жүгірген жас балалар,
Беті-қолы домбығып, үсік шалды.
Шидем мен тон қабаттап киген малшы
Бет қарауға шыдамай теріс айналды.
Қар тепкенге қажымыс қайран жылқы
Титығы құруына аз-ақ қалды.
Қыспен бірге тұмсығын салды қасқыр,
Малшыларым, қор қылма итке малды.
Соныға малды жайып, күзетіңдер,
Ұйқы өлтірмес, қайрат қыл, бұз қамалды!
Ит жегенше Қондыбай, Қанай жесін,
Құр жібер мына антұрған кәрі шалды.
Зима (выразительное чтение учителя)
В белой шубе, плечист, весь от снега седой,
Слеп и нем, с серебристой большой бородой,
Враг всему, что живет, с омраченным челом
Он, скрипучий, шагает зимой снеговой.
Старый сват, белый дед натворил много бед.
От дыханья его — стужа, снег и буран.
Тучу шапкой надвинув на брови себе,
Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.
Брови грозно нависли — нахмуренный вид;
Головою тряхнет — скучный снег повалит.
Злится он, словно бешеный старый верблюд,
И тогда шестистворная юрта дрожит.
Если дети играть выбегают во двор,
Щиплет нос он и щеки им злою рукой;
В армяке, в полушубке дубленом пастух
Повернулся к холодному ветру спиной.
Конь разбить безуспешно пытается лед,
И голодный табун еле-еле бредет.
Скалит жадную пасть волк — приспешник зимы,
Пастухи, день и ночь охраняйте свой скот!
Угоняйте на новое место табун,
Не беда, если вам не придется поспать,
Лучше вам с бедняками делиться скотом!
Не давайте волкам средь степей пировать!
Закрепление. Предлагаю детям ответить на вопросы:
1. В каком году родился А.Кунанбаев? (10 августа 1845г )
2. Назовите настоящее имя Абая. (Ибрагим)
3.Как звали отца Абая? (Кунанбай Ускенбаевич)
4. Кто являлся первым воспитателем и учителем Абая? (бабушка Зере)
5. В каком городе Казахстана открыт республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая? (Семей)
6.Что раскрывал в своих произведениях Абай Кунанбаев? (пороки людей, высмеивал социально зло и невежество).
Рефлексия.
- Расскажите, ребята, что нового и интересного узнали на классном часе об Абае Кунанбаеве?