Методическая разработка внеклассного мероприятия во 2-а классе по теме «Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними»
Тип: урок изучения нового материала.
Цель мероприятия: на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить ,какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло», воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей, формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД, учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, , способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию. - формировать умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ ради здоровья, комфорта родных людей;
- укреплять доверительные отношения друг к другу;
- развивать позитивное самовосприятие.
Познавательные УУД:
- Знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- Формирование первоначальных представлений о христианской этике;
- Учить оценивать поступок, а не человека, совершившего его
Личностные УУД:
- развивать этические чувства как результата морального поведения;
- знакомство с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение;
- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
КоммуникативныеУУД:
-овладение навыками проектной деятельности, умениями слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
-развитие навыков рефлексии;
-организовать работу в группе;
-следовать морально-этическим и психологическим правилам общения.
Регулятивные УУД:
-развитие саморегуляции;
-формирование действия оценивания.
Методы и формы обучения:
Методы: частично-поисковый, практический.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, изречения философов, карточки, цветные карандаши, видео https://www.youtube.com/watch?v=wrrT-TMhsj0
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся
| Формируемые УУД
|
1. Организационный момент. Включение в деятельность. | -Добрый день! Я рада видеть всех вас, ведь каждый из вас, словно маленькое солнышко, которое согревает всех своими тёплыми лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете сердца окружающих. Игра «Добрый день». Ребята, давайте поиграем в игру «Добрый день». Мне очень хочется пожелать доброго дня всем-всем, каждому из вас. Добрый день, ребята! Я скажу слова «Добрый день…»и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем? Добрый день всем девочкам! Добрый день всем мальчикам! Добрый день всем тем, кто чистил сегодня зубы! Добрый день всем тем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! Добрый день всем тем, кто любит конфеты! Добрый день всем тем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Обучающиеся показывают выбранный кружочек. | Личностные: уважение к учителю и сверстникам; самоопределение; самооценка готовности к уроку; формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока, целеполагание.
| Сегодня я начну урок со стихотворения. Послушайте. Добро и зло. Откуда это в человеке? Когда становится он добрым или злым? Быть может он рождается таким? И существует ли добро в ХХ1 веке? Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей. Но я уверенна, что большинство людей В душе любовь и веру сохранили, Хотя войну и голод пережили. Добро и поныне в мире живёт, Нет, оно никогда не умрёт! Потому что всегда и во все времена Люди верили в силу добра! О чём это стихотворение? (о добре и зле) -Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? - Верно, мы сегодня поговорим о поступках добрых и злых. - Сегодня мы с вами будем учиться отличать добро от зла. Как вы думаете, если человек будет творить зло, что он будет получать взамен? -Знаете ребята, иногда бывает очень трудно отличить добро от зла. Зло может быть очень красивым, заманчивым, по крайней мере внешне, а добро выглядит скромно, неприметно. О свободе выбора между добром и злом мы и станем сегодня говорить. |
Слушают учителя
Ответы обучающихся
| Личностные: сформированность потребности в самовыражении и самореализации; Коммуникативные: умение слушать, Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; принятие и сохранение учебной задачи;
|
3. Погружение в деятельность.
| 1)Вступительное слово учителя: Чтение Слов Христа из Евангелия. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете. — Как вы понимаете слова Христа? — Как вы понимаете крылатое высказывание о бревне в собственном глазу и сучке в глазу ближнего? Объясните выражения: «Сучок в глазе брата твоего» – это плохие поступки других людей «Бревно в твоём глазе» - это наши плохие поступки Лицемер – это человек, который осуждает других, не замечая собственных ошибок, говорит неправду Быть милосердным – это значит уметь прощать других - Как вы хотите, чтобы поступали с вами? (Ответы детей) - Как вы должны поступать? (Ответы детей) 2) Ещё в давние времена люди пытались узнать, существует ли такое слово, правило, которым можно руководствоваться всю жизнь. Ответ на него возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Обратимся ещё раз к умным мыслям философов и постараемся придумать одно правило, которое сделало бы жизнь людей друг с другом радостнее. Высказывания мудрецов: Гималайский Будда – «просветлённый» учит нас: «Не делай другим того, что сам считаешь злом» Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведёт к счастью» Смысл законов первопророка Индии Ману: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе» - Чему же учат эти правила, что их объединяет? - Сравните свои выводы с тем, о чем гласит золотое правило этики. Золотое правило этики: Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. | Читают слова Христа
Высказывают предположения
Отвечают на вопросы учителя
| Личностные: осознание необходимости пополнения своих знаний. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. Коммуникативные УУД: соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. планирование своих действий.
|
4. Физминутка
| Игра «Сказка» - Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой - топайте ногами. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Царевна лебедь, Баба-яга, Золушка, Мальвина) | выполняют упражнения | Коммуникативные УУД - социальная компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; Личностные УУД -умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность,. |
5. Основная часть. | 1.Учитель читает текст. Беседа по прослушанному. Сладость для сердца В школе подруга угостила Инну конфетами. Инна положила их в карман, а к концу занятий конфет-то уже и не осталось, одни хрустящие обертки. Пришла забирать Инну со школы мама. Обняла она свою дочку и вдруг хруст какой-то услышала. – Что это у тебя хрустит, доченька? – Да это бумажки от конфет забыла выбросить, меня сегодня Таня угостила. – А для меня хоть одна конфетка осталась? - поинтересовалась мама. – Ой, я опять забыла тебе оставить, - ответила Инна. – На следующий день пришла мама из магазина, а Инна уже в коридоре ее радостно встречает и в пакет как всегда заглядывает, чтобы поскорее посмотреть, что мама сладкого для нее купила. – Заглянула с нетерпением Инна в пакет, а там хлеб, молоко и одни обертки от конфет и печенья. – А где же печенье и конфеты? - удивилась Инна. – Ой, доченька, совсем забыла тебе оставить, все по дороге домой съела. Хотела обидеться Инна на маму, да вдруг вспомнила, что она вчера в школе точно так же поступила. Поняла она вдруг очень простую истину: если хочешь, чтобы другие с тобой делились сладостями, значит, и самой не следует съедать все, а надо делиться. После того случая Инна уже никогда не забывала часть угощения оставлять для родителей. Даже как-то интересно получалось: когда сама все съедаешь, только во рту приятно, а когда делишься и угощаешь других, то не только рту, но и сердцу приятно. Вопросы для обсуждения с детьми: Почему Инна уже не забывала делиться своими угощениями? (Все поняла на собственном опыте и ей было приятно так поступать).
– Почему Инне было приятно приносить домой конфеты (Она видела радость и благодарность других). – Правильно ли мама сделала, что решила съесть все купленные конфеты и печенье? 2. Работа с пословицами. ▪ Составьте текст пословицы, соединив её части: Как крикнешь в лес, то сам получаешь. Чего в другом не любишь так и откликнется. Что людям желаешь так из леса отзовётся Как аукнется – того и сам не делай. Выберите пословицу, соответствующую «золотому правилу» и объясните её смысл. | Слушают текст
Отвечают на вопросы учителя
Составляют пословицы в парах.
| Личностные: осознание необходимости пополнения своих знаний. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. Коммуникативные УУД: соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. планирование своих действий.
|
6. Закрепление.
| -Так «золотое правило» вошло в жизнь и живёт уже тысячи лет. И сегодня остаётся главным правилом человека – золотым правилом нравственности. Чему учит золотое правило этики? -Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро? -А что нужно ещё? Вы правы, нужно следовать трём основным правилам: 1.Делать добрые дела. 2.Накапливать опыт добрых дел. 3.Говорить добрые слова и улыбаться. В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит - решаешь сам ты. Игра «Какой Я?» (У детей рисунки человечков и цветные карандаши) Учитель: Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый. Учитель: Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, послушный, ответственный, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, заботливый, душевный, жизнерадостный. Учитель: Наклейте ваших человечков на ватман. Что у вас получилось? Не пугайтесь, что они у вас такие пестрые, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше хороших качеств, а для этого нужно работать над собой. |
Читают выводы. Отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод.
Выполняют задание
| Коммуникативные (предметное общение, диалог / полилог, перцепция). Регулятивные (удержание темы обсуждения, контроль и самоконтроль). Личностные (самооценка, интериоризация нравственно-этического потенциала фольклора). Познавательные (определение ключевых знаков, образов, анализ изобразительного материала, сравнение, обобщение, определение).
|
7. Рефлексия. Итог урока.
| Так что значит быть добрым? - А что такое зло? (видео) -А кто себя считает добрым? (поднимают руки) - Кто себя считает злым? Наш класс можно назвать добрым? (да) Я желаю вам, чтобы вы запомнили всё, о чём мы говорили на уроке и оставались добрыми всегда. И помните одно из правил этики: «Не делай другому того, чего не хотел бы себе». Помните, чтобы быть человеком надо уважать себя и окружающих людей. Если вам было легко на нашем занятии и все понятно, прикрепите на ватмане бабочек, если нет – тучки. Вот какая красивая картина у нас получилась. - Спешите делать добрые дела, ребята. Ведь тот, кто делает добро другим, делает добро себе. Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло. - Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Спасибо всем за внимание! | Отвечают на вопросы. Выполняют задание. | Личностные: развитие самооценки личности; формирование адекватной позитивной самооценки. Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы согласно критериям; осуществление итогового и пошагового контроля по результату. Коммуникативные: соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; строить связанное монологическое высказывание. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. |