Цель: проверка умения применять изученные орфограммы
Задачи:
-закрепить правописание слов на изученные орфограммы;
-развивать умение анализировать, способствовать умению делать выводы;
-развивать орфографическую зоркость;
-воспитывать стремление узнать больше.
Оборудование: слайдовая презентация о пчелах, сигнальные карточки, словарные слова, рисунки , фото пчел, кроссворд,
листочки с цифрами.
Формы работы: коллективная, парная
Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный, эвристический, исследовательский.
Тезис урока: Чтобы очень грамотно писать,
Научись слова запоминать.
Сделать это просто и несложно,
Если к слову отнестись серьезно.
Сообщение темы: Сегодня мы будем повторять изученные орфограммы. Но мы будем не просто учениками, а пчелами.
-Что вы знаете о пчелах? Где они живут? Чем полезны?
Очень симпатичные и полезные насекомые –пчелы. Они помогают размножаться растениям и дают мед.( показываю Слайды 1-5 )
-Для чего пчелы делают мед? Слайды 6
Пчелы живут большими и дружными семьями. В одной семье живет от 10000 пчел. К концу лета в каждом улье у пчел начинается подготовка к зиме. Пчелы собирают с почек деревьев тополя клей-прополис и аккуратно замазывают щели. Слайд 7
ЗАДАНИЕ № 1
Итак, мы сегодня пчелки- строители. Сейчас вам надо замазать дырки, то есть пропуски в словах. Это будет нашей орфографической разминкой.
Вставь гласную букву: цв-ты.сна, бл-ны, дв-ры, гр-чи, ст-на, б-льшой, з-лотой,пч-ла.
-Какие буквы спрятались?
-Какое правило помогло справиться с заданием?
- Какие слова относятся к имени существительному, а какие – к прилагательному.
ЗАДАНИЕ № 2
Игра «Заполни соты нектаром » Слайды 8-10
Все вы знаете, что пчелы делают мед, строят соты, запечатывают ячейки. Давайте нектаром заполним ячейки.( кроссворд «Пчеловод »)
Слова: пальто, черепаха, береза, ветер, облако, лиса, молоко, дорога.(Дети записывают нужную «капельку» меда в соты)
-Какие слова являются словарными? Почему ?
-А какие непроверяемые гласные вставите в словарные слова В_Р_БЕЙ?
-Ребята подготовили нам сказки про эти слова, в них есть слова- помощники.
«Воробей»
Под крышей дома жил воробей. А во дворе дома- пес Шарик. И вот повадился воробей таскать у Шарика из миски хлеб. Подкрадывается к нему и ждет. Когда Шарик отвернется,схватит кусочек хлеба и - лететь. А Шарик с лаем: « Держите вора! Ловите вора!»- бежит за воробьем. А воробей преспокойненько устраивается под крышей и клюет свою горбушку.
Воробей –вор
ЗАДАНИЕ № 3
Игра « Опыляем цветы » слайд 11
Пчелы не только собирают мед, но они еще опыляют растения. За день одна пчела
опыляет 7000 цветков. Эти пчелы называются пчёлами- сборщицами.
Вот и мы собрали мудрые изречения.. В чем народная мудрость проявляется ярче всего? Первый конкурс Перед вами начало поговорок, а окончание в конвертах, которые вы получите. Необходимо, как можно быстрее правильно сложить поговорки. Нужно объяснить их смысл
11 1) Аппетит приходит 2) Взявшие меч 3) Все дороги 4) Готовь сани летом, 5) Всяк кулик 6) Есть еще порох 7) Ждать у моря 8) Знает кошка, 9) Чем бы дитя не тешилось, 10) Кашу маслом 11) Лес рубят - 12) Клин 13) Проще 14) Не говори «гоп» - 15) Рыбак рыбака 16) Ученье свет, Начало поговорок
12 Аппетит приходит во время еды Взявшие меч от меча и погибнут Все дороги ведут в Рим Готовь сани летом, а телегу зимой Всяк кулик свое болото хвалит Есть еще порох в пороховницах Ждать у моря погоды Знает кошка, чье мясо съела Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало Кашу маслом не испортишь Лес рубят - щепки летят Клин клином вышибают Проще пареной репы Не говори «гоп» -пока не перепрыгнешь Рыбак рыбака видит издалека Ученье свет, а не ученье-тьма
.
ЗАДАНИЕ № 4
Пчела живет один месяц. Но за этот месяц она делает разную работу очень аккуратно и исправно. И вы сейчас будете делать исправно работу- запасы на зиму.
Игра « В гостях у предлога»
Каждому ряду выдается листок с заданием. Первый ученик вписывает предлог и передает другому . Так по цепочке все ученики выполняют задание, чей ряд быстрее.
Шел восьмой час, когда ученик:
Вышел … дому,
сошел … крыльца,
пошел … двору,
зашел … ворота.
подошел … киоску,
отошел … киоска,
дошел … автобусной остановки,
вошел… автобус,
и автобус ушел.
Проверка задания друг у друга.
-Как пишутся предлоги со словами?
ФИЗМИНУТКА( пчела –танцор) Слайд 12
Если слово пишется с маленькой буквы- присесть, а если с большой- подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши.
Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, Козел Бодун, воробей Тишка, поросенок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички?
Задание № 5 Слайд 13
Есть в улье пчелы-уборщицы. Своими крыльями они подметают дно в улье до блеска, не позволяя соринкам попасть в мед. У вас на партах баночки с медом ( карточки со словами),но в каждой банке есть мусор( лишнее слово).Давайте очистим мёд, зачеркнем лишнее слово., скажем почему оно лишнее.
молочный, мальчик, полочка,морковка, кошечка.
лиса, река, окно, дом, вода.
Сладкий, низкий, толстый, узкий.
ЗАДАНИЕ №6 Слайды 14-15
Вход в улей охраняют пчелы- сторожа. И вид у них грозный, чужих не запустят.
Игра «Одна голова- хорошо, а две –лучше.»
Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести». Допустил ли он ошибку в вычислении? Работа в парах
2.Игротека. Начни с М
1 переход через реку…
2 Знак вычитания…
3 Дикий зверь….
4 Овощ…
5 Сильный холод
6 Напиток из ягод
-Как проверить парную согласную на конце?
ЗАДАНИЕ № 7 Слайды 16-18
Рабочих пчел в улье тысячи, а главная у них одна. Это – матка, она в улье сидела, все видела, как вы трудились, убирались, как мед собирали да цветы опыляли, орфограммы повторяли .Прежде чем попрощаться с вами, хочет дать вам последнее задание. Итак, мы проводим игру «О-О-О»..Я загадываю загадку, а команды находят отгадку, в которой из гласных только буква О. 1.Беспорядочный шум. 2. Продукт, из которого изготавливают масло. 3. Лиственное дерево. 4. Драгоценный металл. 5. Съедобный герой русской народной сказки. 6. Водоем. 7. Крупный населенный пункт.
О Т В Е Т Ы I : 1) гомон 2) молоко 3) тополь 4) золото 5) колобок 6) болото 7) город
РЕФЛЕКСИЯ
Какие правила мы повторяли?
Что узнали из жизни пчел? Что вам больше всего запомнилось на уроке?
Слайд 19
( Пчелка- матка благодарит ребят за работу и угощает их медом.)