бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области
«Череповецкий многопрофильный колледж»
Внеклассное мероприятие по математике
игра «Звездный час»
Преподаватель Горохова Ирина Ильинична
Игра проводилась в группах I курса.
Оформление игры: интерактивная доска, плакат с надписью «Звездный час», газета «Функции вокруг нас», плакат с эпиграфом, шары, звезды.
Для каждой команды сделаны конверты для звезд, плакаты к заданиям для каждого тура, таблички с номерами ответов.
Призы победителям: блокнот, ручки, шоколад.
Правила игры: в игре участвуют 4 команды. В каждой команде по два участника. Команда зарабатывает звезду, если на вопрос ответили оба участника в команде верно.(участники одной команды не видят ответов друг друга )
Цели игры:
1. Обучающая – повторение некоторых тем из пройденного материала; сообщения новых фактов; расширение кругозора.
2. Воспитательная: воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, воспитание познавательного интереса к предмету.
3. Развивающая: развитие внимания, развитие памяти.
Содержание игры:
Мы проводим игру «Звездный час», где будем говорить о математике, и математиках, о математических фигурах. Действительно, математика, как наука заслуживает к себе такого внимания. Ведь недаром Великий математик Карл Гаусс в свое время назвал математику «царицей всей науки». Но математика, скорее всего, добрая фея, только получить можно у нее не волшебную палочку, а высокую образовательную силу, гимнастику ума, дисциплину мысли. Эпиграфом к нашей игре послужат слова отца греческой математики Фалеса: «- Что есть больше всего на свете? – Пространство. – Что быстрее всего? – Ум. – Что мудрее всего? – Время. – Что приятнее всего? – Достичь желаемого».
Все участницы сегодня постараются приложить все силы, чтобы за ограниченное время достичь желаемой победы. Представим играющие команды:
Под №1 играют Аня и Татьяна.
Знания и только знания делают человека по настоящему счастливым и свободным считают девушки. Их девиз «В математике тропинки одолеем без запинки. Здесь загадки и шарады. За отгадку все награды»
Под №2 играют Кристина и Анна.
Общительные, жизнерадостные, симпатичные. Любят слушать веселую музыку. Не хотят быть похожими на других. Их девиз: «Наш девиз невозмутим, все решим и победим».
Под «3 играют Кристина и Людмила.
Девушки имеют активную жизненную позицию; имеют много друзей. Прекрасно владеют профессией. Их девиз: «Только вперед и ни шагу назад».
Под №4 играют Марина и Ира.
Девушки мечтают совершить кругосветное путешествие. Веселые, дружелюбные. Их девиз: «Мы считаем просто класс, будем впереди всех вас, синус, тангенс и котангенс вычислим мы без труда, а теорему Пифагора не забудем никогда».
Пожелаем участникам удачи. Им предстоит приложить весь свой ум, чтобы за достаточно ограниченное время достичь желаемой победы.
1 тур
«Логические цепочки»
1. Какой из этих четырехугольников не является параллелограммом?
1 2 3 4
2. Какая из этих функций не является тригонометрической?
1) y=cos x+2 2) y= ½tg x
3) y=2 sin x 4) y=4x
3. На доске напечатаны слова:
1. Евклид 2. Архимед 3. Пифагор 4. Алгоритм
Какое из этих слов не имеет отношения к древним математикам? (Алгоритм)
4. «Точка» - есть то, что не имеет частей» - это высказывание:
1. Шишкина И.И.
2. Фридриха Энгельса
3. Евклида
4. Ковалевской
А сейчас точечная пауза .(рассказывает ученица)
Мир точек многолик и многообразен. Есть точка торговая, точка огневая, точка отправная и точка отправления, точка кипения и точка замерзания, есть точки росы и критическая точка пара, собственная точка зрения и точка зрения оппонента. Есть точки ассиметричные, гиперболические, особые.
У математиков любая точка незрима и невесома, у механиков она уже имеет вес и массу. Без точек человеку было бы неудобно ни умножать, ни делить, без нее не придумали бы двоеточие и многоточие. Невозможно было бы создать азбуку Морзе. А как же изобрели без точек точечную сварку и точечный диод? Точка всему начало и всему венец. Судьба человека соприкасается с необъятным роем точек. Мы можем ставить точки над «и», и можем, как говорится доходить до точки. Чьи-то мысли вдруг точка в точку похожи на нашу, а чьи-то доводят нас до кипения. Точка обозначает солнце и атом. Точка – составляющая оси, вокруг которой вращается вселенная. И право, найди Архимед точку опоры, он перевернул бы весь мир! Есть и царственные точки, занявшие особые положения в этом мире. Они именуют себя то полюсом, то центром. Точка – такая универсальная вещь, которая может заслонить все на свете. Действительно, точка на карте – город или поселок. Точка в небе – далекая звезда. И сейчас пользуемся этим замечательным свойством, мы заканчиваем повествование точкой.
Продолжаем 1 тур.
5. Перед Вами портреты математиков. Кто из этих математиков никогда не работал в Академии наук?
1. Лобачевский Николай Иванович
2. Остроградский Михаил Васильевич
3. Чебышев Пафнутий Львович
И кому из этих математиков посвящено стихотворение?
«Высокий лоб,
Нахмуренные брови
В холодной бронзе – отраженный луч,
Но даже неподвижный и суровый,
Он, как живой - спокоен и могуч…»
Конечно это русский математик Лобачевский. Студенты высоко оценили его лекции. Но его научные идеи не были приняты современником. Здоровье его пошатнулось. Семейное горе – смерть сына, развивающаяся слепота, не сломили мужества. Последнюю работу по геометрии он создал за год до смерти. Он умер непризнанным. Широкое признание пришло к 100-летнему юбилею. Была учреждена международная премия, в Казани ему открыли памятник. А сейчас посчитаем у кого больше звезд? Этот участник игры имеет право выбрать шкатулку с призом (3 шкатулки, в одной из которых лежит карточка с надписью «Аплодисменты»).
А сейчас задание болельщикам:
1. Назовите музыкальную меру длины (миля).
2. Название какого государства скрывается в математическом выражении А3 (Куба)
3. Какие мужские имена имеют математическое происхождение? (Константин, Максим).
4. Какое слово состоит из трех одинаковых букв? (три-о)
5. Чему равен 1 пуд? (16 кг)
6. Единица массы драгоценных камней (карат)
7. На какой угол поворачивается солдат при команде «кругом»? (1800)
8. В каком слове можно найти целый метр О? (Метро)
Продолжаем игру:
6. Огромное значение в нашей жизни играют числа. И как сказал немецкий поэт Гете числа не управляются миром, но они показывают, как управляется мир. Какое из этих чисел является составным?
1) 27 2)3 3) 19 4) 31
7. Какое из этих чисел не является рациональным?
1) -1 2) 0,28 3) 0 4) П
Как же можно создать красоту в мире без математики и математических формул?
«Математика – есть прообраз красоты мира» - говорил немецкий астроном Кеплер.
Правильные многогранники – совершенные создания человеческой фантазии.
8. На доске вывешен плакат с многогранниками
1. октаэдр
2. тетраэдр
3. куб
4. додекаэдр
Какой из этих многогранников октаэдр?
Итак, закончился первый тур. Подсчитываем количество звезд и количество верных ответов. Команда, у которой меньше верных ответов, уходит из игры.
Историческая пауза.
Правильные многогранники были открыты пифагорейцами. Согласно их философии, первые четыре многогранника (тетраэдр, октаэдр, куб, икосаэдр), осуществляли четыре стихии: воздух, землю, огонь и воду. Ввиду отсутствия пятой стихии, пяты многогранник – додекаэдр пифагорейцы держали в секрете. Построение правильных многогранников считалось верхом греческой мудрости.
Итак, во второй тур вышли три команды: под №2, 3, 4, к сожалению команда №1 выходит из игры, получает поощрительные призы.
2 тур
«А знаешь ли ты, что такое……….?»
1. Апломб:
1. Пожарный инструмент.
2. Массовая гибель насекомых.
3. Фигура высшего пилотажа.
4. Излишняя самоуверенность в поведении.
2. Асимптота:
1. Основной симптом болезни.
2. Членистоногое насекомое.
3. Прямая, к которой приближается кривая сколь угодно ближе.
4. Кличка любимой болонки кардинала Решелье.
3. Лопиталь:
1. Город во Франции.
2. Инструмент скульптора.
3. Ученый математик.
4. Лечебное учреждение.
4. Тирада:
1. Японская мафия.
2. Вид многогранника.
3. Вершина в Альпах.
4. Длинная фраза, произнесенная в приподнятом настроении.
5. Абель
1. Минерал.
2. Нарост на стволе ели.
3. Болезненное состояние.
4. Ученый-математик.
(это ученый - математик из Норвегии 19 века. Большой вклад внес в тему «Алгебраические уравнения». Есть понятия «Абелева группа»)
6. Калькуляция:
1. Математический знак.
2. Исчисление себестоимости вычисления продукции.
3. Калькулятор.
4. Вычисление производных.
7. Радикал:
1. Сторонник коренных решительных мер.
2. Знак, применяемый для обозначения операций извлечения корня.
3. Ученый – математик.
4. Вид кактуса.
Подсчитываем звезды, подводим итоги второго тура. Еще одна команда под №4 выбывает из игры, получая поощрительный приз.
Вопросы болельщикам:
1. Как называется перпендикуляр к рельсам? (шпалы)
2. В какие цифры люди одеваются? (тройка)
3. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (без дроби)
4. Какой месяц короче всех? (май)
5. Единица скорости на море (узел)
6. Какая дуга вошла в историю 20 века? (Курская)
7. Какую форму имеют соты ос, пчел? (форму правильного шестиугольника)
Выигравшие болельщики получают поощрительные призы.
Один из поэтов говорил: «- Жизнь не шутка, но от шуток откажитесь и безжизненной тот час станет жизнь».
Юмористическая пауза
Сценка (участвуют Ирина и Саша)
Встречаются студент и преподаватель.
Радушная встреча. Преподаватель спрашивает студента: «Скажи, пригодилось ли тебе что-нибудь из моих лекций? Если пригодилось, то я буду очень рад». Студент задумался и говорит: «Вот шел как-то по улице, был сильный ветер, у меня слетела шляпа с головы прямо в лужу. Я думал, думал и вспомнил ваши лекции, нашел проволоку, согнул ее интегралом и вытащил шляпу».
Итак, переходим к 3 заключительному туру.
Командам выдаются карточки со словом «Производная». Из букв, имеющихся в этом слове, командам нужно составить слова, но чтоб слова не повторялись. Зачитывать слова команды будут по очереди.
Пока команды работают, мы перейдем к функциональной паузе. Слово Надежде.
Какое же значение имеют в жизни функции? Это одно из основных математических и общеполученных понятий, выражающее зависимость между величинами. В различных науках и областях человеческой деятельности возникают количественные соотношения и математика изучает их в виде свойств чисел. На доске вывешена газета «Функции в природе». Центр масс животных (дельфинов) при прыжке описывает параболу и др. примеры. Всем хорошо известен график синусоида, но оказывается она еще и линия жизни нашей, как это представлено в стихах Е.Д. Долматовского:
«Научись встречать обиду не плача
Горький миг – не зрелище для всех
Знай: душа растет при неудачах
И слабеет, если скор успех.
Мудрость обретают в трудном споре,
Предначертан путь нелегкий твой
Синусоидой радости и горя,
А не вверх взмывающей кривой».
Задание болельщикам:
На интерактивной доске плакаты с графиками функций
И записаны пословицы:
1. Выше меры конь не скачет
2. Чем дальше в лес, тем больше дров
3. Пересев хуже недосева
4. Как аукнется, так и откликнется
5. Чем скорее проедешь, тем скорее приедешь – афоризмы Козьмы Пруткова.
Мы иллюстрируем характерные свойства функции, обращаясь к пословицам. Ведь пословицы – это отражение устойчивых закономерностей, выверенных многовековым опытом народа.
Задание: к какому графику относится каждая пословица?
Выигравший получает приз.
Итак, подведем итог игры.
Выиграла команда под №2 Анна и Кристина. Но не стоит огорчаться, кому сегодня не повезло. Это ведь лишь игра. Один из постулатов китайской философии гласит «Пока человек играет, он развивается».
«Торопись, ведь дни проходят
Ты у времени в гостях,
Не рассчитывай на помощь,
Помни: «Все в твоих руках».